Ессеи

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «Иерусалимский храм» на «Иерусалимский Храм»)
(Перенаправление на ej:Ессеи)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
#redirect [[:ej:Ессеи]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
+
-
 
+
-
{{rq|wikify|style}}
+
-
 
+
-
'''Ессеи''', или '''кумраниты''', — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э.
+
-
 
+
-
Первоначальные сведения о них находятся у [[Филон]]а, [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] и [[Плиний Старший|Плиния Старшего]]. Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в [[Иудея|Иудее]], они жили сначала в городах и деревнях, под именем [[ассидеи|ассидеев]], и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией — эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в [[Иерусалимский Храм|Иерусалимском храме]], образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других — после трёхлетнего испытания.
+
-
 
+
-
== Кумранская община ==
+
-
При приёме вступающий в орден должен был под страшной клятвой дать обет:
+
-
* чтить Бога
+
-
* быть справедливым ко всем
+
-
* никому не вредить
+
-
* быть врагом неправды
+
-
* сохранять верность властям
+
-
* достигнув власти, не превозноситься
+
-
* не отличать себя от других особой одеждой и украшениями
+
-
* обличать ложь и любить истину
+
-
* ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать
+
-
* воздерживаться от незаконной прибыли
+
-
* догматов ессейского учения никому не передавать
+
-
* не употреблять клятвы
+
-
* верно хранить писания (древние книги) ессеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу — таинственные имена Божии)
+
-
Далее, по рассказу Филона, ессеи
+
-
* не приносили кровавых жертв (по Флавию — они не приносили этих жертв лишь в иерусалимском храме)
+
-
* усердно занимались
+
-
** земледелием
+
-
** пчеловодством
+
-
** скотоводством
+
-
** ремеслами
+
-
** врачеванием (посредством произнесения заклинательных формул и стихов)
+
-
* не делали оружия и отвергали войну
+
-
* признавали лишь общую собственность
+
-
* безусловно отрицали рабство
+
-
* помогали друг другу всячески
+
-
* учили, что все они братья между собой
+
-
 
+
-
== Обычаи ==
+
-
Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами. Теософию они считали праздной болтовней{{Нет АИ|14|02|2009}}, но много занимались аллегорическим толкованием Библии и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью. По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, чтобы отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой (что вовсе не означает, вопреки мнению некоторых, [[Парсизм|парсизма]]), они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие чрез соприкосновение с низшими становились нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни — в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Ессеи верили в предопределение.
+
-
 
+
-
== Происхождение ==
+
-
По мнению [[Неандер]]а, ессейское учение заимствовано от [[халдеи|халдеев]], со времени плена вавилонского. По мнению Деллингера, в основе ессеизма лежат больше греческие, пифагорейские идеи, чем собственно иудейские. Эвальд, Грец и Иост считают ессеизм учением чисто иудейского происхождения, различно объясняя его отношение к [[фарисеи|фарисейству]] и [[саддукеи|саддукейству]]. Находят также генетическое отношение ессеев с египетскими [[терапевты|терапевтами]], расходясь (Гфрёрер и Газе) в вопросе о том, которое из этих учений предшествовало другому.
+
-
 
+
-
== Ессеи и христианство ==
+
-
[[Файл:QumranLivingQuarters.jpg|thumb|[[Кумрана]]]]
+
-
Столь же различны мнения по вопросу об отношении ессеизма к христианству. Из древних Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним думали, что отрасль ессеев — [[египетский терапевт|египетские терапевты]] — была не что иное, как первые александрийские христиане, обращенные [[Апостол Марк|апостолом Марком]], а хранимые ими «писания древних мужей» — евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на основании хронологических соображений, не допускающих одновременности терапевтов и евангелия Марка. Из современных учёных Грец, отрицая подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывает его христианину какой-либо [[энкратитогностицизм|энкратитогностической]] или [[монтанизм|монтанистической]] секты, терапевтов же признаёт христианами, но не первыми слушателями евангелия Марка, а аскетами еретического направления.
+
-
 
+
-
Учёные сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для воспринятия христианства и что между первыми массами последователей библейского персонажа Иисуса было много ессеев; но из них-то именно образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы.
+
-
 
+
-
== Кумранские рукописи ==
+
-
 
+
-
Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых [[Кумранские рукописи|Свитков Мёртвого моря]], или [[Кумранские рукописи|Кумранских рукописей]] — большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами [[Пятикнижие|Пятикнижия]]. Также ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5, возможно являющимся самым древним из известных отрывком из [[Евангелие от Марка|Евангелия от Марка]]. Согласно данной гипотезе, ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г н. э. незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами.
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор        = Владимиров А.
+
-
|заглавие      = Кумран и Христос
+
-
|ответственный =
+
-
|ссылка        = http://vav.ru/books/kumran/
+
-
|место        = {{М}}
+
-
|издательство = Беловодье, М.
+
-
|год = 2002
+
-
|страниц =
+
-
|страницы =
+
-
|isbn =
+
-
}}
+
-
* {{книга
+
-
|автор        = [[Амусин И. Д.]]
+
-
|заглавие      = Находки у Мёртвого моря
+
-
|ответственный = Ответственный редактор В. В. Струве
+
-
|ссылка        =
+
-
|место        = {{М}}
+
-
|издательство = «Наука»
+
-
|год = 1964
+
-
|страниц =
+
-
|страницы =
+
-
|isbn =
+
-
}}
+
-
* {{книга
+
-
|автор        = [[Амусин И. Д.]]
+
-
|заглавие      = Рукописи Мёртвого моря
+
-
|ответственный = Ответственный редактор С. И. Ковалёв
+
-
|ссылка        =
+
-
|место        = {{М}}
+
-
|издательство = Издательство академии наук СССР
+
-
|год = 1960
+
-
|страниц =
+
-
|страницы =
+
-
|isbn =
+
-
}}
+
-
* {{книга
+
-
|автор        = Елизарова М. М.
+
-
|заглавие      = Община терапевтов (из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н.э.)
+
-
|ответственный = Ответственный редактор И. Д. Амусин
+
-
|ссылка        =
+
-
|место        = {{М}}
+
-
|издательство = «Наука», Главная редакция восточной литературы
+
-
|год = 1972
+
-
|страниц =
+
-
|страницы =
+
-
|isbn =
+
-
}}
+
-
* {{книга
+
-
|автор        = Зусман А.
+
-
|заглавие      = Ессеи: Религиозное течение в Палестине во времена Иисуса Христа
+
-
|ответственный =
+
-
|ссылка        =
+
-
|место        = {{М}}
+
-
|издательство =
+
-
|год = 1913
+
-
|страниц = 47
+
-
|страницы =
+
-
|isbn =
+
-
}}
+
-
* {{статья
+
-
| автор        = Лебедев П. А., прот.
+
-
| заглавие      = Ессеи и ферапевты
+
-
| ссылка        =
+
-
| издание      = Дух Христианина
+
-
| тип          =
+
-
| год          = 1862
+
-
| том          =
+
-
| номер        =
+
-
| страницы      =
+
-
}}
+
-
* {{книга
+
-
|автор          = Lucius.
+
-
|часть          =
+
-
|заглавие      = Der Essenisinus und das Judenthum
+
-
|оригинал      =
+
-
|ссылка        =
+
-
|ответственный  =
+
-
|издание        =
+
-
|место          =
+
-
|издательство  =
+
-
|год            = 1889
+
-
|том            =
+
-
|страницы      =
+
-
|страниц        =
+
-
|серия          =
+
-
|isbn          =
+
-
|тираж          =
+
-
}}
+
-
* {{книга
+
-
|автор          = Лурье С. Я.
+
-
|часть          = Ессеи
+
-
|заглавие      = Историческое обозрение
+
-
|оригинал      =
+
-
|ссылка        =
+
-
|ответственный  =
+
-
|издание        =
+
-
|место          =
+
-
|издательство  =
+
-
|год            = 1892
+
-
|том            = IV
+
-
|страницы      =
+
-
|страниц        =
+
-
|серия          =
+
-
|isbn          =
+
-
|тираж          =
+
-
}}
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Фарисеи]]
+
-
* [[Саддукеи]]
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://www.vehi.net/apokrify/esseev.html#_ftn1 Евангелие от Ессеев]
+
-
 
+
-
{{ЭСБЕ}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История иудаизма]]
+
-
[[Категория:Течения в иудаизме]]
+
-
 
+
-
{{Link GA|cs}}
+
-
 
+
-
[[bg:Есеи]]
+
-
[[ca:Essenis]]
+
-
[[cs:Esejci]]
+
-
[[da:Essæer]]
+
-
[[de:Essener]]
+
-
[[el:Εσσαίοι]]
+
-
[[en:Essenes]]
+
-
[[eo:Esenoj]]
+
-
[[es:Esenios]]
+
-
[[et:Esseenid]]
+
-
[[fa:اسنی‌ها]]
+
-
[[fi:Essealaiset]]
+
-
[[fr:Esséniens]]
+
-
[[fy:Essenen]]
+
-
[[he:איסיים]]
+
-
[[ia:Essenos]]
+
-
[[it:Esseni]]
+
-
[[ja:エッセネ派]]
+
-
[[ko:에세네파]]
+
-
[[lt:Esėjai]]
+
-
[[nl:Essenen]]
+
-
[[oc:Essenian]]
+
-
[[pl:Esseńczycy]]
+
-
[[pt:Essênios]]
+
-
[[ro:Esenieni]]
+
-
[[sk:Esejci]]
+
-
[[sl:Eseni]]
+
-
[[sv:Esséer]]
+
-
[[sw:Waeseni]]
+
-
[[tr:Esseniler]]
+
-
[[zh:艾賽尼派]]
+
-
[[zh-yue:艾賽尼人]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 21:33, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Ессеи
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация