Kofman (Обсуждение | вклад) |
|
(62 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | Центральный текст иудаизма. Запись дискуссий [[амораев]], мудрецов Израиля периода, последовавшего за завершением редактирования [[Мишны]] (начало 3 века), как тех, кто проживал в Вавилонии, так и тех, кто проживал в Земле Израиля. Построен, в основном, как толкование высказываний прежних поколений мудрецов: Мишны и [[барайт]].
| + | #redirect [[:ej:Талмуд]] |
- | | + | |
- | Талмуд интересует, прежде всего, установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии рождается [[галаха]] - практическое поведение человека в той или иной жизненной ситуации.
| + | |
- | | + | |
- | «Талмуд» - существительное, образованное от глагола ивр. «лимед» – «учить», «изучать» и «толковать».
| + | |
- | | + | |
- | см. также:
| + | |
- | | + | |
- | [[Вавилонский талмуд]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Иерусалимский талмуд ]]
| + | |
- | | + | |
- | Содержание:
| + | |
- | | + | |
- | 1 Диалектика талмуда
| + | |
- |
| + | |
- | 2. Аггада в талмуде
| + | |
- | | + | |
- | 3. Цензура в талмуде и антисемитские обвинения
| + | |
- |
| + | |
- | 4. Изучение талмуда
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Ссылки
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Диалектика талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде принято открывать рассуждение мудрецов, касающееся определенной темы (сугии) цитатой из Мишны или брайты. Высказывания из них образуют стержень преемственности и авторитетности. Мудрецы Талмуда в своем большинстве не считают себя вправе спорить с ними, только истолковывать. После введения в виде цитаты чаще всего задается несколько вопросов: откуда взято суждение, приведенное в вводной цитате, не противоречит ли оно суждению, содержащемуся в другом источнике, не содержит ли оно внутреннего противоречия, можно ли выучить из него дополнительные вещи и другие подобные вопросы.
| + | |
- | | + | |
- | Иногда Талмуд приходит к заключению, что мишну необходимо понимать иначе, чем по простому смыслу,реконструирует изначальный вариант мишны, дополняя или сокращая ее текст. Дискуссия и приведение тех или иных высказываний мудрецов (меймрот) или галахических высказываний (шмуот) намечают направления возможных галахических решений поставленной этической, правовой, общефилософской и пр. проблемы, уточняют контуры проблемы и ее объем.
| + | |
- |
| + | |
- | Талмудическое рассуждение развивается диалектически и ассоциативно, когда на каждый из вопросов дается ответ, в свою очередь вызывающий вопрос. Иногда имена задающих вопросы указываются, иногда нет. Рассуждение в Талмуде не всегда находит разрешение в [[галахическом постановлении]], что вызывает споры в последующих поколениях ученых Торы. Решения даются не на все поставленные проблемы, нерешенные проблемы остаются в статусе «кашья»- затруднение или «тиювта»-возражение.
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд широко пользуется прояснениями галахот по методам «толкований» [[старца Гилеля ]]и [[раби Ишмаэля]], так называемые «принципы толкования Торы». В традиции считается, что они были переданы Моше на Синае.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == [[Аггада]] в талмуде ==
| + | |
- | | + | |
- | В талмуде содержится много аггады. Часть аггадических отрывков получила широкую известность и стала неотъемлимой частью литературного наследия Израиля. Некоторые из них загадочны и удивительны, как, например, аггадот [[Равы бар бар Ханы ]]в трактате Бава Батра, комментаторы истолковывают их в русле тайного учения. Аггадот содержат много исторического материала, хотя его достоверность часто вызывает сомнения. Отрывки из агады, в которых упоминается Иисус, были удалены из изданий талмуда христианскими цензорами и вернулись в него только в новейших изданиях.
| + | |
- | | + | |
- | Мнения комментаторов расходятся в том, какой степенью авторитетности обладает аггада. Многие из [[ришоним]], как например [[раби Шмуэль а Нагид]], [[раби Ицхак Абаранель ]]и другие (предположительно также и [[Рамбан]]) считают, что у них нет той авторитетности, какая присуща галахическим частям Талмуда. Но во всяком случае, все согласны в том, что, в принципе, из аггады нельзя учить галаху.
| + | |
- | | + | |
- | Иногда аггада иллюстрирует или выделяет какой либо галахический принцип. Яркий пример этому - сугия «[[печь Ахная]]». [[Рамбам]] в своем предисловии к [[Перек Хелек]] приводит несколько подходов к аггаде. Он отвергает ошибочные подходы понимания аггады буквально, об аггаде нельзя сказать ложь она или правда. Рамбам придерживается подхода, утверждающего, что ее следует понимать аллегорически.
| + | |
- | | + | |
- | == Цензура и антисемитские обвинения ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Часть сугиет были уделены из Гмары из-за опасений преследований со стороны христиан, однако найденные рукописи и старые версии печатных изданий талмуда, как например венецианского издания, были собраны в отдельные сборники и в наши дни печатаются в ряде изданий талмуда. Большая часть купюр и искажений касается основателя христианства, Иисуса. Например, например из подвергнувшегося цензуре трактата Сангедрин были изъяты упоминания о Иисусе (Ешу) и его учителе Иегошуа бен Перахьи, описание того как Иисуса приговаривают к побиванию камнями «за колдовство и подстрекание к отступничеству» (43:А) и др подобные отрывки.
| + | |
- | | + | |
- | С момента завершения редактирования талмуда против него восставали многочисленные ненавистики Израиля. Они вырывают некоторые высказывания талмуда из их контекста и выставляют их как высказывания выражающие ненависть к нееврею (гою), или подстрекающие к тому, чтобы грабить его или не спасать его жизнь.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Изучение талмуда ==
| + | |
- | В течении многих поколений талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей [[галахи]], таких как [[пилпул]] (метод доказательства в талмуде) так и [[псика]] – конкретного вынесения галахических решений.
| + | |
- | | + | |
- | Сегодня как и в прежние времена талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений.
| + | |
- | | + | |
- | статья на основе статьи из ивритской википедии
| + | |
- | | + | |
- | Ссылки:
| + | |
- | | + | |
- | http://www.eleven.co.il/article/14021
| + | |
- | http://mifoteka.ru/books/talmud/talmud.htm
| + | |
- | http://he.wikisource.org/wiki/%D7%AA%D7%9C%D7%9E%D7%95%D7%93_%D7%91%D7%91%D7%9C%D7%99
| + | |
- | http://www.e-daf.com/
| + | |
- | http://kodesh.snunit.k12.il/
| + | |
- | http://www.mechon-mamre.org/i/0.htm
| + | |
- | http://www.come-and-hear.com/tcontents.html
| + | |
- | http://khazarzar.skeptik.net/thalmud/_tb_ru/index.htm
| + | |
- | http://www.evreyatlanta.org/medias.aspx?type=5
| + | |
- | http://lamerkhav.wordpress.com/ПОСИДЕЛКИ-С-ТАЛМУДОМ/
| + | |
- | http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=berakhot&anchor=194.1#194.1
| + | |
- | http://www.come-and-hear.com/talmud/rabbis.html
| + | |