Машиах (Мессия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
(Перенаправление на Мессия (Машиах))
 
(13 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Другие значения|Мессия (значения)}}
+
#REDIRECT [[Мессия (Машиах)]]
-
{{Библейская статья}}
+
-
'''Месси́я''' (от {{lang-he|מָשִׁיחַ}}, ''Маши́ах''; {{lang-grc|Χριστός}}, ''Христо́с'') — букв. «помазанник». Помазание особым маслом ([[елей|елеем]]) было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан.
+
-
 
+
-
В [[иудаизм]]е слово «''машиах''» иносказательно означает «царь». Евреи верят, что идеальный царь, потомок царя [[Давид]]а, будет послан [[Бог]]ом, чтобы осуществить «избавление» (духовное и/или физическое) [[евреи|народа Израиля]] и спасение человечества. В [[христианство|христианской]] традиции используется также термин «[[Иисус Христос|Спаситель]]». В определенных направлениях [[ислам]]а мессией именуется [[Пир_(езидизм)|пир]] — глава общины, духовный учитель у [[суфизм|суфиев]] и некоторых других конфессиональных групп.
+
-
 
+
-
== Мессия в Ветхом Завете (Танахе) ==
+
-
[[Файл:Mashiah.PNG|right|thumb|Машиах]]
+
-
[[Танах]] называет «''машиахом''» («мессией», букв. «помазанником») царей [[Израильское царство|Израиля]] и [[Иудейское царство|Иудеи]]<ref>[[I Сам.]]{{Библия2|1Цар|12:3|12:3, 5}}; {{Библия2|1Цар|16:6}}; {{Библия|Пс|17:51}}; {{Библия2|Пс|19:7}}</ref>, [[коэны|священников]]<ref>{{Библия|Лев|4:3}}; {{Библия2|Лев|5:16}}</ref>, библейских [[патриархи|патриархов]]<ref>{{Библия|Пс|104:15}}</ref>, некоторых пророков<ref>{{Библия|3Цар|19:16}}</ref>, весь [[евреи|народ Израиля]]<ref>{{Библия|Пс|89:39}}, {{Библия2|Пс|89:52|52}}; {{Библия|Пс|84:10}}</ref>, [[Персия|персидского]] царя [[Кир II Великий|Кира II]]<ref>{{Библия|Ис|45:1}}</ref>.
+
-
 
+
-
== Критерии прихода Мессии в Ветхом Завете (Танахе) ==
+
-
 
+
-
Понятие прихода Мессии введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.
+
-
 
+
-
С точки зрения иудаизма, в [[Ветхий Завет|Ветхом Завете]] ([[Танах]]е) главным критерием прихода Мессии является пророчество [[Исаия (пророк)|Исайи]], который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:
+
-
{{ВЗ|И перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.|Ис|2:4}}
+
-
 
+
-
Тем самым, согласно [[библейские пророчества|библейским пророчествам]], во времена Машиаха прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.
+
-
 
+
-
== Еврейская традиция ==
+
-
 
+
-
В еврейской традиции Машиахом (Мессией) считается царь, потомок царя [[Давид]]а, который будет послан [[Бог]]ом для избавления народа Израиля и спасения человечества.
+
-
 
+
-
В [[Мидраш]]е<ref>[[Берешит Раба]] 85, Рут Раба 2:14</ref> можно увидеть параллель между [[Моисей|Моисеем]] как «первым Избавителем» и Мессией как «последним Избавителем», поэтому можно предположить, что образ Моисея явился зародышем мессианской идеи. Однако подлинными историческими мессиями (и прототипом эсхатологического Мессии) стали [[Давид]] — царь, пророк и псалмопевец, и особенно его сын [[Соломон]].
+
-
 
+
-
[[Танах]] содержит представление о Мессии как в историческом (текущие цари Израиля), так и в [[Эсхатология|эсхатологическом смысле]].
+
-
 
+
-
Согласно представлениям иудаизма, при Машиахе весь еврейский народ будет жить согласно законам Торы. Сплав духовных ценностей, справедливости, цельности и любви создаст идеальное общество, которое будет служить примером для подражания всему человечеству. Когда это будет достигнуто, Машиах сможет перейти к завершающей стадии мессианского процесса, то есть привлечь все народы мира к выполнению духовных задач, стоящих перед человечеством.
+
-
 
+
-
=== Трактование мессианских пророчеств Танаха (Ветхого Завета) ===
+
-
 
+
-
В [[Галаха|галахическом]] труде [[Мишнэ Тора]] [[Маймонид]] описывает три стадии наступления эры Машиаха следующим образом:
+
-
{{начало цитаты}}[1.] Если встанет царь из дома Давида, изучивший Тору и соблюдающий заповеди, подобно Давиду, своему предку… и он приведёт весь Израиль [на путь Торы]… и будет сражаться в битвах Бога — тогда можно предположить, что он Машиах.{{конец цитаты}}
+
-
{{начало цитаты}}[2.] Если его усилия увенчаются успехом, и он начнёт строить Храм на его месте и соберёт Израиль из изгнания — тогда он наверняка Машиах.{{конец цитаты}}
+
-
{{начало цитаты}}[3.] Его влияние распространяется на весь мир, и все объединятся в служении Б-гу, ибо сказано: {{ВЗ2|И тогда изменю Я язык народов [и сделаю его] чистым, чтобы все призывали Имя Господа, чтобы служили Ему единодушно|Соф|3:9}}{{конец цитаты}}
+
-
Согласно еврейским комментаторам, «царь» может означать вождя или религиозного лидера; «из дома Давида» — возможно означает «в традиции Давида», то есть подобно Давиду, он будет обладать харизмой (вдохновением, благодаря которому он будет удостоен глубокого уважения и восхищения народа); благодаря личному примеру и силе своего воздействия на людей он побудит всех евреев вернуться к Торе. (Впрочем, согласно буквальному значению текстов древних еврейских пророчеств, Мессия должен быть также и прямым потомком царя Давида по мужской линии через его сына Соломона<ref>{{Библия|1Пар|22:8|-10}}</ref>).
+
-
 
+
-
В этом контексте «битвы Бога», возможно, означают духовные битвы, неминуемые при воспитательной деятельности такого масштаба, но могут иметься в виду и войны против соседних народов, если те нападут на еврейское государство.
+
-
 
+
-
Пророк [[Иеремия]] говорит о Мессии, потомке Давида, так:
+
-
{{ВЗ|Вот, наступят дни, — сказал Господь, — когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеуда будет спасён, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: Господь — справедливость наша.|Иер|23:5}}
+
-
Маймонид также подчеркивает, что приход Машиаха не будет сопровождаться чудесами, всё будет происходить естественным путем. Лишь дальнейшее развитие событий покажет, можно ли быть уверенным, что это Машиах. Когда этот человек продемонстрирует Божественный источник своей власти и, как предсказано пророками, соберёт всех изгнанников в Эрец Исраэль и восстановит [[Иерусалимский храм|Храм]] — лишь тогда все сомнения отпадут, и он без всяких оговорок будет признан Машиахом. Поскольку библейские пророчества до сих пор не были реализованы, иудаизм считает, что Мессия ещё не пришёл.
+
-
 
+
-
В «[http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=413 Послании в Йемен]» Маймонид также добавляет, что Мессия впервые появится в Израиле и добавляет ещё некоторые детали.
+
-
 
+
-
=== Мессия в Талмуде ===
+
-
Образ Мессии в [[Талмуд]]е, особенно в [[Агада|Агаде]] неоднозначен. В некоторых местах он изображён нагруженным страданиями как мельничными [[Жёрнов (инструмент)|жерновами]]<ref name="Санхедрин 93Б">[http://kodesh.snunit.k12.il/b/l/l4411_093b.htm Санхедрин 93Б]</ref> или даже в виде прокажённого нищего, который сидит в воротах Рима, ожидая своего часа<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/b/l/l4411_098a.htm Санхедрин 98А]</ref>. Мессия должен прибыть на осле или на облаке, в зависимости от поведения народа<ref name="Санхедрин 93Б"/>. Время прихода также зависит от поведения народа. Впрочем, по господствующему в Талмуде мнению, существует крайний срок, никому не известный. Тем не менее и Талмуд и более поздние мудрецы делали предсказания, которые не сбылись.
+
-
Хотя Мессия и должен быть из рода [[Давид]]а, Талмуд упоминает также Мессию из рода [[Иосиф]]а<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/b/l/l2605_052a.htm Сука 52А]</ref>, который подготавливает почву для Мессии из рода Давида и погибает.
+
-
 
+
-
=== Ожидание прихода Мессии ===
+
-
 
+
-
Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно [[Маймонид]]у, этот принцип занимает 12 место среди «[[13 принципов иудаизма]]»:
+
-
{{Цитата|Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его}}
+
-
 
+
-
В древности, в случаях, когда было сомнение, кто должен быть царём (например, после междоусобной войны или если у царя не было прямого наследника, или если царская власть была по иной причине прервана) царя назначал пророк. Однако считается, что со времён разрушения [[Первый Храм|Первого Храма]] пророческий дар был утрачен. Выходом из положения является приход [[Илия (пророк)|пророка Илии]] (Элияhу hа-Нави), который не умер, а живым был забран на небо. Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование. На праздники есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.
+
-
 
+
-
==== Лже-мессии в еврейской истории ====
+
-
{{main|Лжемессия}}
+
-
Надежды многих евреев были связаны с [[Симон Бар-Кохба|Бар-Кохбой]], который объявил себя Мессией и в [[131 год|131]]—[[135 год]]ах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против [[Древний Рим|Рима]]. Многие мудрецы, в том числе и [[Рабби Акива]], поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить [[Иерусалим]], однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором [[Адриан]]ом. Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии. Тем не менее, согласно [[Маймонид]]у, Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть.<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/i/e511.htm#6 [[Маймонид]], Законы о Царях 11:2]</ref>
+
-
 
+
-
Наиболее известны объявившие себя мессией [[Давид Реувени]], [[Шабтай Цви]], [[Якоб Франк]]. В «[http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=413 Послании в Йемен]» Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в [[Йемен]]е, [[Ирак]]е, [[Франция|Франции]], [[Марокко]], [[Испания|Испании]] и др.
+
-
 
+
-
==== В [[Религиозный сионизм|религиозном сионизме]] ====
+
-
 
+
-
Рав [[Кук, Авраам Ицхак|Авраам Ицхак Кук]] отождествил период создания [[Израиль|Израиля]] со временем «начала мессианского процесса» («Мессии из рода Иосифа») и подготовкой к конечному избавлению.
+
-
 
+
-
==== В ультра-ортодоксальных кругах ====
+
-
Представители религиозного [[антисионизм]]а, такие как [[Тейтельбаум, Йоэль|р. Тейтельбаум]], напротив, обвинили [[сионизм]] в [[Ересь|еретической]] подмене истинного мессианства.
+
-
 
+
-
==== В движении [[Хабад]] ====
+
-
Седьмого [[Ребе]] [[Шнеерсон, Менахем Мендл|М. М. Шнеерсона]] [[хасид]]ы [[Хабад]]а считали<ref>[http://www.moshiach.ru/moshiach/psak/45.html]</ref> Мессией.<ref>[http://ru.youtube.com/watch?v=yejPJGYWqPw ВИДЕО: Любавический Ребе, Король Мошиах!]</ref> После смерти Ребе в [[1994 год]]у многие хасиды отказываются признать его физическую смерть.<ref>[http://www.moshiach.ru/moshiach/life/51 «Вечная жизнь главы поколения», Шолем Лугов]</ref>
+
-
 
+
-
См. так-же {{Не переведено|:en:Chabad messianism|Мессианство в движение Хабад|текст= Мессианство в движение Хабад}}.
+
-
 
+
-
=== Мессия в еврейском фольклоре ===
+
-
 
+
-
Согласно преданию, основанном на библейском пророчестве Мессия должен въехать в [[Иерусалим]] верхом на осле.
+
-
 
+
-
Вместе с тем еврейский народ создал большое количество [[идиома|идиом]] и [[поговорка|поговорок]] с упоминанием Мессии, выражающих сильное сомнение в том, что тот придёт очень уж скоро. Вот некоторые из них из еврейского фольклора Нью-Йорка:
+
-
* Если сын придёт и скажет, что выучил все уроки, убрал у себя в комнате, постирал бельё, подмёл вокруг дома, приготовил семье обед, а теперь ещё хочет за так помыть папину машину, то скажут ''мешияхс цайт'' — времена мессии наступили!
+
-
* Если слишком уж настаивают на чём-то, чего не желаешь делать, то еврей скажет ''ломир азой дерлебн мешиях'' — давайте доживём до прихода мессии, аналогично русскому «ждать до второго пришествия».
+
-
* И напоследок: ''ме зол нор дерномен мешиях'', распространённое в хасидских [[квартал]]ах [[Нью-Йорк]]а «не будем поминать мессию всуе» — тоже не говорит о том, что мессию ждут с минуты на минуту.{{Нет АИ|18|05|2009}} С другой стороны, говорят - "We want mashiah now, we don't want to wait".
+
-
 
+
-
Рассказывают, что ''магид'' (проповедник) и чудотворец реб Зуся из [[Золочев (Львовская область)|Золочев]]а в [[Галиция|Галиции]] (он же Мешуллам Зуся из Ганиполя) на вопрос учеников, почему он ложится спать в молитвенном покрывале ''талес'' {{lang-he|תלִית}} (''[[талит]]'') и с коробочками, содержащими написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы ([[тфилин]]), отвечал, что он ждёт приход Мессии, который может прийти в каждый момент, в том числе и ночью. И когда он придёт, то нельзя задерживаться, а нужно сразу пойти за ним, взяв лишь самое необходимое. А что необходимо еврею даже в лучшем мире — только принадлежности для молитвы.
+
-
 
+
-
== Христианская традиция ==
+
-
{{main|Иисус Христос}}
+
-
[[Христианство|Христианская]] религиозная традиция считает Мессией [[Иисус Христос|Иисуса из Назарета]].
+
-
 
+
-
В отличие от [[иудаизм|иудейской]] традиции, в христианстве приход Мессии разделен на две стадии — два пришествия. В первый раз Мессия пришёл в начале н. э. в лице Иисуса (первое пришествие), а в будущем ожидается [[Второе пришествие]] Иисуса с окончательным установлением на земле Царства Божьего.
+
-
 
+
-
=== Трактование мессианских пророчеств Ветхого Завета ===
+
-
Христиане верят, что пророчества Ветхого Завета (ТаНаХа), относящиеся к Мессии, говорят об Иисусе из Назарета. Эта вера опирается на следующие пророчества (но не ограничивается лишь перечисленными ниже):
+
-
 
+
-
'''Родословная'''. Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина ({{Библия|Быт|49:10}}). Быть «корнем Иессея» и потомком Давида (ЗЦар 2:4). Согласно текстам Нового Завета ({{Библия|Лк|3:23|-38}}), [[Родословие Иисуса|родословная Иисуса]] полностью соответствует этим требованиям. При этом следует отметить, что родословные записи в древности хранились в Храме, который был разрушен в 70 году н. э.; таким образом, с момента разрушения Храма и до сих пор не представляется возможным прослеживать чьи-либо родословные с приемлемой достоверностью.
+
-
 
+
-
'''Время рождения'''. Стих {{Библия|Быт|49:10}} даёт христианам основание утверждать, что Мессия придёт до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей<ref>
+
-
«Когда члены синедриона увидели, что они лишены права решать вопрос жизни и смерти, ими овладел ужасный испуг и отчаяние. Они посылали головы пеплом и облачились во вретище, причитая: „Горе нам! Скипетр Иуды отошел от нас, а Мессия еще не пришел!“». Цитирование Рабби Рахмона по Eg.Fred.John Meldau, ''«Messiah in Both Testaments»'', Denver 1956, p30
+
-
</ref>.
+
-
В [[Дан.|книге пророка Даниила]] ({{Библия|Дан|9:25}}) указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима (указ [[Артаксеркс]]а [[Неемия|Неемии]], 444 г. до н. э. {{Библия|Неем|2:1|-8}}). В последующих двух стихах предсказывается разрушение [[Иерусалим]]а и [[Иерусалимский храм|Храма]] после смерти Мессии. Христиане считают, что это пророчество исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита, таким образом Мессия должен был прийти до этого разрушения. Произведенные расчеты<ref>
+
-
Джош Макдауэлл. «Неоспоримые свидетельства». Москва, 1993 г., стр. 159—161
+
-
</ref>
+
-
указывают на 30 марта (10 нисана) 33 г. — на дату торжественного въезда Иисуса в Иерусалим.
+
-
 
+
-
'''Место рождения'''. Тот, которого происхождение от дней вечных и кто должен быть Владыкою в Израиле, должен родиться в Вифлееме ({{Библия|Мих|5:2}}).
+
-
 
+
-
'''Рождение девой'''. Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи ({{Библия|Ис|7:14}}).
+
-
 
+
-
'''Оценка в 30 сребреников'''. Мессия должен быть оценен в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма. ({{Библия|Зах|11:12|-13}}).
+
-
 
+
-
'''Страдания за грехи людей'''. Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна {{Библия2|Ис|53|53 глава}} [[Ис.|Книги пророка Исайи]], которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии. Страдания Мессии описывают также пророк Захария ({{Библия|Зах|12:10}}) и израильский царь [[Давид]] ({{Библия|Пс|21:17}}) предсказывая, что Мессия будет пронзён.
+
-
 
+
-
'''Воскресение из мертвых'''. Вера в то, что Мессия воскреснет из мертвых, основывается на Псалме 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исайи, которые описывают жизнь Мессии после казни ({{Библия|Пс|15:10}}), ({{Библия|Ис|53:10|,12}}).
+
-
 
+
-
'''Оправдывает людей от грехов'''. Оправдание от грехов связано с познанием Мессии ({{Библия|Ис|53:11|}}).
+
-
 
+
-
В [[Новый Завет|Новом Завете]] жизнь Иисуса Христа описана как исполнение пророчеств Ветхого Завета и в тексте приводятся многочисленные цитаты из этих пророчеств как евангелистами, так и самим Иисусом.
+
-
 
+
-
=== Свидетельства Нового Завета ===
+
-
Согласно Библии:
+
-
*имеются указания на то, что Иисус является Мессией (Христом) - слова Ангела, сказанные для Марии ({{Библия|Лк|1:31|—33}}), в собственном свидетельстве Иисуса перед Каиафой и синедрионом ({{Библия|Мф|26:63|,64}}) и в исповедании [[Апостолы|апостолов]] ({{Библия|Мф|16:16}}; {{Библия|Ин|1:41}}).
+
-
*Иисус относится к употреблению слова «Мессия» с осторожностью. Сам он крайне редко называл себя так ({{Библия|Мк|14:61}}, {{Библия|Ин|4:25-26}})
+
-
*Иисус позволяет называть себя Сыном Давидовым, но запрещает бесноватым объявлять, что он — Мессия ({{Библия|Лк|4:41}}). Он принимает исповедания веры, но после исповедания Петра запрещает двенадцати апостолам говорить, что он Мессия ({{Библия|Мф|16:20}}). И с того времени он начинает разъяснять им сущность мессианства — его страдания и смерть за грехи людей, а затем — [[воскресение из мертвых]]. Его путь Мессии — путь Сына Человеческого.
+
-
 
+
-
=== Лжемессия с точки зрения христианства ===
+
-
{{main|Антихрист}}
+
-
 
+
-
== Мессианские идеи в других религиях ==
+
-
 
+
-
* В [[буддизм]]е спасителем считается будущий [[будда]] [[Майтрейя]].
+
-
* В [[ислам]]е существует идея [[махди]], а в [[шииты|шиитском]] исламе идея скрытого [[имам]]а.
+
-
* В [[индуизм]]е — [[Калки Аватара]].
+
-
* В [[бахаизм]]е — пророками считаются, в частности, [[Авраам]], [[Моисей]], [[Будда]], [[Заратустра]], [[Иисус Христос]], [[Мухаммед]], [[Кришна]], [[Баб]]. [[Баха-Улла]] считается воплощением пророчеств других религий о пришествии будущего спасителя (то есть второго пришествия Христа, Махди и скрытого имама в исламе, буддийского Майтрейи, зороастрийского Шаха Бахрама), учение которого должно помочь установить на земле царство мира и духовности.
+
-
* В [[растафарианство|растафарианстве]] — [[Хайле Селассие I]].
+
-
 
+
-
=== См. также ===
+
-
* [[Второе пришествие]]
+
-
* [[Мессия (оратория)]]
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* [http://www.geocities.com/Athens/Cyprus/6460/mac/chapter9.html Ветхозаветные пророчества о Мессии, исполнившиеся в Иисусе из Назарета]
+
-
* [http://toldot.ru/rus/articles/art/987 Мессия в христианстве и иудаизм]
+
-
* [http://ihtik.lib.ru/bible-relig_21dec2006/bible-relig_21dec2006_446.rar Пиотровский Ю. Г. Является ли Иисус Мессией? Проблемы иудео-христианского диалога]. СПб. Изд-во Алетейя. 2006 г. 73 стр. ISBN 5-89329-635-4
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{Викицитатник|Мессия}}
+
-
* {{ЭЕЭ|12735|Мессия}}
+
-
* [http://toldot.ru/tora/articles/articles_5348.html?template=83 Мессия и лже-Мессия], материалы на toldot.ru
+
-
* [http://www.moshiach.ru/ Сайт о Мошиахе (Мессии)], moshiach.ru
+
-
* [http://www.machanaim.org/philosof/lev-lec/messiya.htm Мессия], Меир Левинов
+
-
* [http://www.machanaim.org/philosof/lev-lec/phil22.htm Машиах], Меир Левинов
+
-
* [http://www.krotov.info/history/19/57/valdman.htm Мессианские надежды в русско-еврейской периодике конца 19 — начала 20 вв]
+
-
* [http://www.krotov.info/acts/20/2vatican/0430.html Катехизис Католической церкви: Иисус]
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+
-
[[Категория:Христианство]]
+
-
[[Категория:История религии]]
+
-
[[Категория:Еврейское мессианство| ]]
+
-
[[Категория:Эсхатология]]
+
-
 
+
-
{{Link FA|pt}}
+
-
[[ar:الماشيح]]
+
-
[[arc:ܡܫܝܚܐ]]
+
-
[[bg:Месия]]
+
-
[[bn:মসিহ]]
+
-
[[bpy:মেসসইয়াস]]
+
-
[[ca:Messies]]
+
-
[[cs:Mesiáš]]
+
-
[[da:Messias]]
+
-
[[de:Messias]]
+
-
[[el:Μεσσίας]]
+
-
[[en:Messiah]]
+
-
[[eo:Mesio]]
+
-
[[es:Mesías]]
+
-
[[fa:ماشیح]]
+
-
[[fi:Messias]]
+
-
[[fr:Messie]]
+
-
[[he:משיח (דתות)]]
+
-
[[ht:Mesi]]
+
-
[[hu:Messiás]]
+
-
[[ia:Messia]]
+
-
[[id:Mesias]]
+
-
[[is:Messías]]
+
-
[[it:Messia]]
+
-
[[ja:メシア]]
+
-
[[ko:메시아]]
+
-
[[lt:Mesijas]]
+
-
[[mk:Месија]]
+
-
[[ms:Al-Masih]]
+
-
[[nl:Messias]]
+
-
[[no:Messias]]
+
-
[[oc:Messias]]
+
-
[[pl:Pomazaniec]]
+
-
[[pt:Messias]]
+
-
[[simple:Messiah]]
+
-
[[sk:Mesiáš]]
+
-
[[sq:Mesia]]
+
-
[[sr:Месија]]
+
-
[[sv:Messias]]
+
-
[[th:เมสไซยาห์]]
+
-
[[tr:Mesih]]
+
-
[[wo:Almasi bi]]
+
-
[[yi:משיח]]
+
-
[[zh:彌賽亞]]
+

Текущая версия на 19:51, 30 октября 2010

  1. REDIRECT Мессия (Машиах)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация