|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Беркович, Элиэзер]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Китросский, Леви
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=20/04/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- |
| + | |
- | {{Философ
| + | |
- | |имя = Елиэзер Беркович
| + | |
- | |оригинал имени = Eliezer Berkovits
| + | |
- | |изображение = Eliezer Berkovits.jpg
| + | |
- | |размер =
| + | |
- | |подпись =
| + | |
- | |имя при рождении =
| + | |
- | |гражданство = Израиль
| + | |
- | |направление = Западная философия, еврейская философия
| + | |
- | |период = [[Философия XX века]]
| + | |
- | |дата рождения = 8.09.1908
| + | |
- | |место рождения = {{МестоРождения|Орадя}}, [[Австро-Венгрия]]
| + | |
- | |дата смерти = 13.08.1992
| + | |
- | |место смерти = {{МестоСмерти|Иерусалим}}, [[Израиль]]
| + | |
- | |школа =
| + | |
- | |интересы = [[Этика]], [[Холокост]]
| + | |
- | |предшественники = [[Маймонид]], [[Галеви, Иехуда|Иехуда Галеви]], [[Юм, Дэвид|Юм]]
| + | |
- | |последователи =
| + | |
- | |идеи = [[философия встречи с Богом]]
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Элиэ́зер Бе́ркович''' ({{lang-en|Eliezer Berkovits}}); [[1908]], [[Орадя|Нагиварад/Гроссварден]] — [[1992]], [[Иерусалим]]) — религиозный [[философ]], [[раввин]], [[теолог]], [[писатель]].
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Первоначальное еврейское обучение прошёл у раввина Акивы Глазнера. Учился в [[Берлинская Раввинистическая Семинария|Берлинской раввинской семинарии]] у выдающегося раввина [[Вайнберг, Иехиэль Яаков|Яакова Иехиэля Вайнберга]], автора книги ''Сридей Эш'', спас рукописи р. Вайнберга в Германии<ref>[http://www.tzemachdovid.org/gedolim/jo/tpersonality/serideesh.html The «Ba’al Seride Esh». Dayan Dr. I. Grunfeld]</ref>. Получил звание доктора философии в [[Берлин]]ском Университете, специализировался по [[Юм, Дэвид|Юм]]у. Занимал раввинское положение в Берлине до [[1939 год]]а, затем в [[Лидс]]е ([[1940]]—[[1946 год]]ах), [[Сидней|Сиднее]] ([[1946]]—[[1950 год]]ах), [[Бостон]]е ([[1950]]—[[1958 год]]ах). В [[1958 год]]у возглавил отделение еврейской философии в Теологическом Колледже в [[Чикаго]].
| + | |
- | | + | |
- | В [[1967 год]]у репатриировался в Израиль, где преподавал до самой смерти в [[1992 год]]у. Автор 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий. Читал лекции на всех этих языках. Касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности, значения [[Холокост|Катастрофы европейского еврейства]], писал трезвым, критическим стилем. Писал также о роли государства Израиль, положении женщин в [[Галаха|традиционном еврейском законе]], стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель [[еврей]]ской религиозной мысли, [[Религиозный сионизм|религиозного сионизма]] и [[Ортодоксальный модернизм в иудаизме|модернизма]].
| + | |
- | | + | |
- | == Философия ==
| + | |
- | === Характер изложения ===
| + | |
- | [[Файл:Berliner1933BerkovitsWeinberg3.jpg|thumb|left|В [[Берлинская Раввинистическая Семинария|Берлинской раввинской семинарии]], [[1933 год]]. Четвёртый слева. Пятый справа - глава Йешивы, ректор рав [[Вайнберг, Иехиэль Яаков|Иехиэль Яаков Вайнберг]]]].
| + | |
- | Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века. Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что делает его более уязвимым для критики. Беркович нигде не пользуется [[каббала|каббалой]], при этом он настаивает, что еврейская философия имеет свой автономоный характер, что выражено в таких книгах, как «[[Кузари]]» [[Галеви, Иехуда|Иехуды Галеви]]. Беркович — ортодоксальный еврей, но его книги имеют общефилософский охват и подходят для любой монотеистической религии. Изучение Берковича во многих случаях требует знания не только еврейского наследия, но и основных течений европейской философской мысли, особенно идеи [[Юма]] и [[Кант]]а.[http://lkitross.livejournal.com/93828.html Предисловие Давида Хазони к «God, Man and History» Берковича]
| + | |
- | | + | |
- | === О Боге ===
| + | |
- | Беркович производит парадоксальный синтез из [[Маймонид]]а и [[Галеви, Иехуда|Иегуды Галеви]] <ref>Выступление профессора Шалома Розенберга на презентации перевода книги «Бог, человек и история» на иврит</ref>. Бог — трансцендентен и непознаваем для разума, как у Маймонида, но сам факт Синайского Откровения, как встречи человека с Богом, позволяет сделать суждения о качествах Бога и Его отношении к человеку.<ref>Основной мотив книги «Бог, человек и история»</ref>. Краеугольный камень философии Берковича — сам факт Синайского Откровения, можно кратко сформулировать его философию, как Философию Встречи (в отличие от философии диалога у Бубера).<ref name="lkitross.livejournal.com">[http://lkitross.livejournal.com/93828.html Предисловие Давида Хазони к «God, Man and History» Берковича]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Об этике ===
| + | |
- | Беркович подвергает критике все системы обоснования этики, в том числе, чистый разум, но, в отличие от [[Кант]]а, строит этику на основе интереса Бога к человеку и, особенно, факте дарования этических законов в [[Синай (гора)|Синай]]ском Откровении.<ref>«Бог, человек и история», главы 10, 11</ref>
| + | |
- | Этическое воспитание человека, однако, не может быть совершено только через сознание, воспитание будет эффективным, если будет воздействовать на человека через его материалистическую часть в повседневной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | В иудаизме это достигается через закон, но закон не сводится лишь к воспитанию. Закон так же демонстрирует высокую роль человека в общей схеме Творения.
| + | |
- | | + | |
- | === Философия истории ===
| + | |
- | По Берковичу народ Израиля несет особую историческую функцию, утверждая роль Бога и Его закона в истории.
| + | |
- | | + | |
- | Беркович избегал толкований конкретных исторических событий, прежде всего [[Холокост|Катастрофы европейского еврейства]]. Управление Миром скрыто и непостижимо, чтобы оставить человеку свободу выбора.<ref>«Бог, человек и история», глава 14</ref><ref>«Вера после Катастрофы», глава 4</ref> Отрицать Веру из-за Катастрофы — надругательство над памятью погибших и сохранивших веру, а слепое утверждение веры, невзирая на Катастрофу — надругательство над памятью погибших и потерявших веру.<ref>«Вера после Катастрофы», Вступление</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Беркович придаёт огромное значение государству евреев — Израиль, но не как части визионерского мессианского процесса (по р. Куку), а как возможность реализовать Божественный этический закон и выполнить предназначение, указанное для народа Израиля пророками — нести свет в Мир<ref>«Бог, человек и история», глава 13</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Роль и значение еврейского закона ===
| + | |
- | Несмотря на то, что Закон дан в Откровении, по Берковичу, конкретное историческое еврейское законодательство имеет отпечаток человеческих представлений данного времени. Тора задает идеалы, которые постепенно реализуются по мере морального усовершенствования человечества. Особенно сильно данная тема звучит в приложении к статусу женщин в [[Галаха|Галахе]].<ref>Status of women with Halacha</ref> Беркович указывал, что [[Галаха]] должна вновь обрести гибкость, утраченную из-за записи Устной Торы и длительного пребывания в подчиненном положении в диаспоре.
| + | |
- | | + | |
- | == [[Галаха]] ==
| + | |
- | Наиболее известны труды Берковича по полoжению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом.<ref name="shapiro">[http://www.edah.org/backend/JournalArticle/shapiro2_2.pdf «Rabbi Jehiel Jacob Weinberg on the Limits of
| + | |
- | Halakhic Development». Marc. B. Shapiro]</ref> Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения использовать условия для развода французским гражданским судом.
| + | |
- | | + | |
- | В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть [[Галаха|Галахе]] былую гибкость. Некоторые респонсы р. Берковича включены в сборник его учителя р. Вайнберга.<ref name="shapiro"/><ref>{{lang-he|Сридей Эш}}, том 3, 35.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Современная оценка творчества Берковича ==
| + | |
- | В исследовательском центре «[[:en:Shalem Center|Шалем]]» в Иерусалиме пришли к выводу, что творчество Берковича оценено недостаточно. При центре открыт «[http://www.shalemcenter.org.il/search.php?aid=af2388ede8bb3f532b97ec5ead5e100f The Eliezer Berkovits Institute for Jewish Thought]», ставящий задачу перевести и переиздать все сочинения Берковича на английском и иврите, а также проводить архивные и общие исследования творческого наследия Берковича.<ref name="lkitross.livejournal.com"/>
| + | |
- | | + | |
- | == Библиография ==
| + | |
- | === На иврите ===
| + | |
- | | + | |
- | * תנאי בנישואין ובגט''', [[מוסד הרב קוק]], ירושלים, 1966'''.
| + | |
- | * הלכה כוחה ותפקידה''', מוסד הרב קוק, ירושלים, 1981'''.
| + | |
- | * תורת ההגיון בהלכה: הסיבתיות בהלכה''', מוסד הרב קוק, ירושלים, 1986'''.
| + | |
- | * משבר היהדות במדינת היהודים''', [[הוצאת ראובן מס]], ירושלים, 1987'''.
| + | |
- | * אמונה לאחר השואה''', הוצאת [[מרכז שלם|שלם]] בשיתוף [[יד ושם]], ירושלים, [[תשס"ו]]'''.
| + | |
- | * עמו אנכי בצרה''', הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו'''.
| + | |
- | * אלוהים, אדם והיסטוריה''', הוצאת שלם, ירושלים, התש"ע'''.
| + | |
- | | + | |
- | === На английском ===
| + | |
- | * ''Towards Historic Judaism'' (1943)
| + | |
- | * ''Between Yesterday and Tomorrow'' (1945)
| + | |
- | * ''Judaism: Fossil or Ferment?'' (1956)
| + | |
- | * ''God, Man, and History'' (1959)
| + | |
- | * ''Prayer'' (1962)
| + | |
- | * ''A Jewish Critique of the Philosophy of Martin Buber'' (1962)
| + | |
- | * ''Man and God: Studies in Biblical Theology'' (1969)
| + | |
- | * ''Faith After the Holocaust'' (1973)
| + | |
- | * ''Major Themes in Modern Philosophies of Judaism'' (1974)
| + | |
- | * ''Crisis and Faith'' (1976)
| + | |
- | * ''With God in Hell: Judaism in the Ghettos and Death Camps'' (1979)
| + | |
- | * ''Not in Heaven: The Nature and Function of Halakha'' (1983)<ref>Кнга вызвала определённую полемику, так что р. Иехиэль Яаков Вайнберг написал письмо в защиту своего ученика, где характеризует его как «человека большой личной честности, ненавидящего лицемеров и любящего мудрецов», см. [http://www.edah.org/backend/JournalArticle/shapiro2_2.pdf Rabbi Jehiel Jacob Weinberg on the Limits of Halakhic Development, by Marc. B. Shapiro]</ref>
| + | |
- | * ''HaHalakha, Koha V’Tafkida'' (1981) [Hebrew] — expanded version of Not in Heaven (above)
| + | |
- | * ''Logic in Halacha'' (1986) [Hebrew]
| + | |
- | * ''Unity in Judaism'' (1986)
| + | |
- | * ''Jewish Women in Time and Torah'' (1990)
| + | |
- | * ''Essential Essays on Judaism'' (2002), ed. [[:en:David Hazony|David Hazony]]
| + | |
- | | + | |
- | === На немецком ===
| + | |
- | [[Файл:BerkovitsRussian.jpg|300px|right|Обложка нового перевода из Берковича, 2010]]
| + | |
- | * ''Hume and Deism'' (1933)
| + | |
- | * ''Was Ist der Talmud?'' (1938)
| + | |
- | | + | |
- | === На русском ===
| + | |
- | * «[http://www.machanaim.org/philosof/in_vera.htm Вера после Катастрофы]» (перевод с английского М. Китросской, издательство «Амана», Иерусалим, 1991)
| + | |
- | * «Бог, человек и история», перевод с английского М. и Л. Китросских, издательство «[[Маханаим (организация)|Маханаим]]», Иерусалим, 2010
| + | |
- | * «Статус женщин во времени и в Торе» (в плане издательства «[[Маханаим (организация)|Маханаим]]», Иерусалим)
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * ''Fifty Key Jewish Thinkers'', Dan Cohn-Sherbok
| + | |
- | * ''Halakhic Man, Authentic Jew: Modern Expressions of Orthodox Thought From Rabbi Joseph B. Soloveitchik and Rabbi Eliezer Berkovits'', Ira Bedzow.
| + | |
- | * [http://lkitross.livejournal.com/93828.html Перевод предисловия Давида Хазони к «God, Man and History»]
| + | |
- | * [http://www.independent.co.uk/news/people/obituary-rabbi-eliezer-berkovits-1551448.html Obituary: Rabbi Eliezer Berkovits], Hyam Maccoby, «The Independent», 15 September 1992
| + | |
- | | + | |
- | {{История иудаизма|Беркович=|1908|86}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Ахроним]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины США]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Религиозный сионизм]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[en:Eliezer Berkovits]]
| + | |
- | [[he:אליעזר ברקוביץ]]
| + | |