Цуккерман, Виктор Абрамович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}{{Музыкант | Имя = Виктор Абрамович Цуккерман | Подпись = | Фото = | Р…»)
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}{{Музыкант
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
 +
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР =
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  =
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}}  
 +
 
 +
{{Музыкант
| Имя            = Виктор Абрамович Цуккерман
| Имя            = Виктор Абрамович Цуккерман
| Подпись        =  
| Подпись        =  
Строка 60: Строка 74:
[[uk:Цуккерман Віктор Абрамович]]{{WikiCopyRight}}
[[uk:Цуккерман Віктор Абрамович]]{{WikiCopyRight}}
 +
 +
{{checked_final}}

Текущая версия на 21:57, 26 января 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Виктор Абрамович Цуккерман
Дата рождения

6 октября 1903

Место рождения

Браилов

Дата смерти

30 сентября 1988

Место смерти

Москва

Страна

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Профессии

музыковед, педагог

Ви́ктор Абра́мович Цуккерма́н (6 октября 1903, Браилов, Украина — 30 сентября 1988, Москва) — советский музыковед и педагог, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения.

Содержание

Биография

Обучался в Киевской консерватории по классам фортепиано у Феликса Блуменфельда, Болеслава Яворского и Григория Когана, теории музыки — также у Яворского и Альшванга. В студенческие годы был дружен с Владимиром Горовицем[1]. В 1923—1926 годах читал лекции в Киевской консерватории, затем — преподавал в Московской консерватории, в 1936—1942 — заведующий кафедрой теории музыки, с 1939 — профессор. В 1931 году получил степень кандидата, в 1958 — доктора искусствоведения. Вёл также активную деятельность в Союзе композиторов СССР, был награждён орденом Трудового Красного Знамени (1947), орденом Ленина (1953), в 1966 году получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Среди учеников Цуккермана — многие известные музыковеды, в том числе Попов, Иннокентий Евгеньевич, Галина Григорьева и Инна Барсова, композиторы — Эдисон Денисов, Андрей Эшпай, Николай Пейко.

Научная деятельность

Цуккерман — один из основоположников современного отечественного музыковедения. В своих работах он фокусировал внимание прежде всего на теории и методологии музыкального анализа. Вместе со Львом Мазелем и другими музыковедами своего времени Цуккерман развивал метод «целостного анализа», основанный на интерпретации сочинения через детальное исследование мелодии, гармонии, ритмических и синтаксических структур и форм.

Значителен вклад Цуккермана в литературу по истории музыкальных форм: в своей книге «Вариационная форма», выпущенной в 1974 году, он описал развитие вариаций со времён Палестрины до Стравинского и Бартока, как и в другом своём масштабном труде — «Рондо в его историческом развитии» (1988—1990). Большую научную ценность также имеют монографии Цуккермана, посвящённые Глинке (1957) и Листу (1984), в которых автор анализирует творчество композиторов, взяв в качестве фундамента по одному произведению, в котором наиболее ярко проявились характерные черты их стиля («Камаринская» Глинки и Соната h-moll Листа, соответственно). В 1971 году увидела свет книга Цуккермана «Выразительные средства лирики Чайковского», над которой он работал около тридцати лет. В ней автор отражает отличительные черты лирического мелодизма Чайковского, основываясь на анализе взаимосвязи музыки композитора с его мыслительным процессом, а также приводит систематизацию применяемых им методов мелодического развития.

Учебные и методические работы Цуккермана сегодня широко используются при обучении.

Основные труды

  • «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыке. — М., 1957
  • Заметки о музыкальном языке Шопена. В: Фридерик Шопен, под ред. Г. Эдельмана. — М., 1960, стр. 44-81
  • Музыкальные жанры и основы музыкальной формы. — М., 1964
  • Анализ музыкальных произведений (совместно с Л. Мазелем). — М., 1967
  • Музыкально-теоретические очерки и этюды. — М., 1970—1976, в двух томах.
  • Выразительные средства лирики Чайковского. — М., 1971
  • Анализ музыкальных произведений: вариационная форма. — М., 1974
  • Анализ музыкальных произведений: общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. — М., 1980
  • Анализ музыкальных произведений: сложные формы. — М., 1984
  • Соната си минор Листа. — М., 1984
  • Анализ музыкальных произведений: рондо в его историческом развитии. — М., 1988—1990

Источники

  1. В. Фридкин. Прогулка по Поварской // Наука и жизнь, 1998, № 9.

Библиография

  • Головинский Г. Л. и др. В. А. Цуккерман: музыкант, учёный, человек. Статьи, воспоминания, материалы — M.: Композитор, 1994 ISBN 5-85285-476-ХУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках