Благословение солнца
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Ха-» на «hа-») |
||
(4 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 19: | Строка 19: | ||
Согласно [[Библия|Библии]], [[солнце]] и другие светила были сотворены в четвёртый день Творения ([[среда]]). С тех пор солнце заняло своё место на небосклоне по отношению к звёздам. Каждый [[солнечный календарь|солнечный год]] солнце возвращается примерно на то же самое место, однако это происходит в разное время суток, так как длина солнечного года не выражается их целым числом. Впрочем, если принять длину солнечного года за 365 1/4 дней, как в [[Юлианский календарь|юлианском календаре]], солнце вернётся в ту же точку и в то же время через каждые четыре солнечных года, однако день недели будет другим. Лишь каждые 28 солнечных лет солнце окажется в той же точке в то же время и в тот же день недели. | Согласно [[Библия|Библии]], [[солнце]] и другие светила были сотворены в четвёртый день Творения ([[среда]]). С тех пор солнце заняло своё место на небосклоне по отношению к звёздам. Каждый [[солнечный календарь|солнечный год]] солнце возвращается примерно на то же самое место, однако это происходит в разное время суток, так как длина солнечного года не выражается их целым числом. Впрочем, если принять длину солнечного года за 365 1/4 дней, как в [[Юлианский календарь|юлианском календаре]], солнце вернётся в ту же точку и в то же время через каждые четыре солнечных года, однако день недели будет другим. Лишь каждые 28 солнечных лет солнце окажется в той же точке в то же время и в тот же день недели. | ||
- | В [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Рош Ашана 10б</ref> приводятся две версии, когда именно был сотворён мир. По [[рабби Элиэзер]]у, мир появился в осеннем месяце [[тишрей]], что отражено в литургии еврейского Новолетия ([[Рош | + | В [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Рош Ашана 10б</ref> приводятся две версии, когда именно был сотворён мир. По [[рабби Элиэзер]]у, мир появился в осеннем месяце [[тишрей]], что отражено в литургии еврейского Новолетия ([[Рош hа-Шана]]). По [[рабби Иехошуа]] мир был сотворён в весеннем месяце [[нисан]]. Именно эта точка зрения отражена в законе о благословении солнца. Как и большинство благословений, оно было введено в [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Брахот 59а</ref> и было установлено в день весеннего [[Равноденствие|равноденствия]], в память о Сотворении мира согласно мнению р. Иехошуа. |
В [[иудаизм]]е есть две оценки длины солнечного года. В основном еврейский календарь использует более точную из двух величину — 365 дней, 5 часов, 55 минут и 25+25/57 секунд согласно мнению р. Ада, приведенного у ранних комментаторов Талмуда (''[[ришоним]]''). Тем не менее, в расчете дня благословения солнца принято использовать другой, менее точный вариант — 365 дней и 6 часов, приведенный уже в Талмуде по версии Шмуэля<ref>[[Талмуд]], Эрувин 56а</ref>. Из-за этого время благословения смещается на три дня каждые 400 лет, как и в юлианском календаре по отношению к более точному [[Григорианский календарь|григорианскому]]. В настоящее время запаздывание относительно равноденствия составляет 17 дней. Последнее благословение солнца выпало на 8 апреля 2009 года (14-ое нисана 5769 по еврейскому календарю), то есть, в канун [[Песах]]а, что бывает довольно редко. Последующие даты до конца 21 века выпадают тоже на 8 апреля, и происходят в годы еврейского календаря, дающие остаток 1 при делении на 28. Они соответствуют григорианским годам 2037, 2065, 2093. Следующий: 9 апреля 2121. | В [[иудаизм]]е есть две оценки длины солнечного года. В основном еврейский календарь использует более точную из двух величину — 365 дней, 5 часов, 55 минут и 25+25/57 секунд согласно мнению р. Ада, приведенного у ранних комментаторов Талмуда (''[[ришоним]]''). Тем не менее, в расчете дня благословения солнца принято использовать другой, менее точный вариант — 365 дней и 6 часов, приведенный уже в Талмуде по версии Шмуэля<ref>[[Талмуд]], Эрувин 56а</ref>. Из-за этого время благословения смещается на три дня каждые 400 лет, как и в юлианском календаре по отношению к более точному [[Григорианский календарь|григорианскому]]. В настоящее время запаздывание относительно равноденствия составляет 17 дней. Последнее благословение солнца выпало на 8 апреля 2009 года (14-ое нисана 5769 по еврейскому календарю), то есть, в канун [[Песах]]а, что бывает довольно редко. Последующие даты до конца 21 века выпадают тоже на 8 апреля, и происходят в годы еврейского календаря, дающие остаток 1 при делении на 28. Они соответствуют григорианским годам 2037, 2065, 2093. Следующий: 9 апреля 2121. | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
{{reflist}} | {{reflist}} | ||
- | [[Категория: | + | |
- | + | [[Категория:Календарь и праздники]] | |
[[Категория:Еврейские обряды]] | [[Категория:Еврейские обряды]] | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
[[pl:Birkat Hachama]] | [[pl:Birkat Hachama]] | ||
[[yi:ברכת החמה]]{{WikiCopyRight}} | [[yi:ברכת החמה]]{{WikiCopyRight}} | ||
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Текущая версия на 16:58, 1 марта 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Благословение солнца (ивр. ברכת החמה, Биркат ґа-хамма) — молитва в иудаизме, выражающая благодарность Творцу за сотворение светила и произносимая один раз в 28 лет утром. Произносится при виде солнца, номинально вернувшегося после 28 годовых циклов в ту же точку на небе в то же время и тот же день недели, что и при Сотворении Мира.
Содержание |
Вычисление даты
Согласно Библии, солнце и другие светила были сотворены в четвёртый день Творения (среда). С тех пор солнце заняло своё место на небосклоне по отношению к звёздам. Каждый солнечный год солнце возвращается примерно на то же самое место, однако это происходит в разное время суток, так как длина солнечного года не выражается их целым числом. Впрочем, если принять длину солнечного года за 365 1/4 дней, как в юлианском календаре, солнце вернётся в ту же точку и в то же время через каждые четыре солнечных года, однако день недели будет другим. Лишь каждые 28 солнечных лет солнце окажется в той же точке в то же время и в тот же день недели.
В Талмуде[1] приводятся две версии, когда именно был сотворён мир. По рабби Элиэзеру, мир появился в осеннем месяце тишрей, что отражено в литургии еврейского Новолетия (Рош hа-Шана). По рабби Иехошуа мир был сотворён в весеннем месяце нисан. Именно эта точка зрения отражена в законе о благословении солнца. Как и большинство благословений, оно было введено в Талмуде[2] и было установлено в день весеннего равноденствия, в память о Сотворении мира согласно мнению р. Иехошуа.
В иудаизме есть две оценки длины солнечного года. В основном еврейский календарь использует более точную из двух величину — 365 дней, 5 часов, 55 минут и 25+25/57 секунд согласно мнению р. Ада, приведенного у ранних комментаторов Талмуда (ришоним). Тем не менее, в расчете дня благословения солнца принято использовать другой, менее точный вариант — 365 дней и 6 часов, приведенный уже в Талмуде по версии Шмуэля[3]. Из-за этого время благословения смещается на три дня каждые 400 лет, как и в юлианском календаре по отношению к более точному григорианскому. В настоящее время запаздывание относительно равноденствия составляет 17 дней. Последнее благословение солнца выпало на 8 апреля 2009 года (14-ое нисана 5769 по еврейскому календарю), то есть, в канун Песаха, что бывает довольно редко. Последующие даты до конца 21 века выпадают тоже на 8 апреля, и происходят в годы еврейского календаря, дающие остаток 1 при делении на 28. Они соответствуют григорианским годам 2037, 2065, 2093. Следующий: 9 апреля 2121.
Законы благословения солнца
Основная часть благословения солнца состоит из того же благословения, что говорят при виде необычных явлений природы: «בא»ה אמ"ה עושה מעשה בראשית" («Барух ата Адонай Элоґейну Мелех ґа-олам, осэ маасе берешит») — «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, творящий мироздание»).
Благословение произносится при виде диска солнца, однако, не глядя на него. Желательно читать благословение на восходе и при собрании народа, но можно и в одиночку также и в течение 3 часов с восхода, а по некоторым мнениям и до полудня. В молитвеннике благословению предшествует отрывок из 148-го псалма, а после благословения: псалмы 19, 121, 150, отрывок из Талмуда, псалом 67, молитва «Алейну» и каддиш скорбящих.
См. также
Примечания
ar:بيركات حاخاماه
cs:Požehnání sluncenn:Birkàt haḥammá pl:Birkat HachamaУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.