Игорь (Обсуждение | вклад)м |
|
(9 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Беркович, Элиэзер]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Китросский, Леви
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=20/04/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Stub-meta
| + | |
- | | article = о [[раввин]]е
| + | |
- | | category = о раввинах
| + | |
- | | image = Buchbinder-Rabbi Praying.jpg
| + | |
- | | size = 32px
| + | |
- | | alt = Картинка
| + | |
- | }}<noinclude>[[Категория:Шаблоны:Незавершённые статьи о персоналиях|{{PAGENAME}}]]
| + | |
- | [[en:Template:Rabbi-stub]]</noinclude>
| + | |
- | | + | |
- | {{Философ
| + | |
- | |имя = Елиезер Беркович
| + | |
- | |оригинал имени = Eliezer Berkovits
| + | |
- | |изображение = Eliezer Berkovits.jpg
| + | |
- | |размер =
| + | |
- | |подпись =
| + | |
- | |имя при рождении =
| + | |
- | |гражданство = Израиль
| + | |
- | |направление = Западная философия, еврейская философия
| + | |
- | |период = [[Философия XX века]]
| + | |
- | |дата рождения = 8.09.1908
| + | |
- | |место рождения = {{МестоРождения|Орадя}}, [[Австро-Венгрия]]
| + | |
- | |дата смерти = 1992
| + | |
- | |место смерти = {{МестоСмерти|Иерусалим}}, [[Израиль]]
| + | |
- | |школа =
| + | |
- | |интересы = [[Этика]], [[Холокост]]
| + | |
- | |предшественники = [[Маймонид]], [[Галеви, Иехуда]], [[Юм, Дэвид|Юм]]
| + | |
- | |последователи =
| + | |
- | |идеи = [[философия встречи с Богом]]
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Элие́зер Бе́ркович''' ({{lang-en|Eliezer Berkovits}}), [[1908]], [[Орадя|Новагардок]] — [[1992]] [[Иерусалим]], религиозный [[философ]], [[раввин]], [[теолог]], [[писатель]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Первоначальное еврейское обучение пришел у раввина Акивы Глазнера. Учился в [[:en:Hildesheimer Rabbinical Seminary|Берлинской Раввинской Семинарии]] у выдающегося раввина [[:en:Yechiel Yaakov Weinberg|Иехиэля Вайнберга]], автора книги ''Сридей Эш''. Получил звание доктора философии в [[Берлин]]ском Университете, специализировался по [[Юм]]у. Занимал раввинское положение в Берлине до [[1939]], затем в [[Лидс]]е ([[1940]]—[[1946]]), [[Сидней|Сиднее]] ([[1946]]—[[1950]]), [[Бостон]]е ([[1950]]—[[1958]]). В [[1958]] возглавил отделение еврейской философии в Теологическом Колледже в [[Чикаго]].
| + | |
- | | + | |
- | В [[1967]] репатриировался в Израиль, где преподавал до самой смерти в 1992. Автор 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий. Читал лекции на всех этих языках. Касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности значения [[Холокост|Катастрофы европейского еврейства]], имел трезвый и критический стиль. Писал также о роли государства Израиль, положения женщин в [[Галаха|традиционном еврейском законе]], стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель еврейской религиозной мысли, [[Религиозный сионизм|религиозного сионизма]] и [[Ортодоксальный модернизм в иудаизме|модернизма]].
| + | |
- | | + | |
- | == Философия ==
| + | |
- | Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века.
| + | |
- | | + | |
- | *Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что отличает его, например, от [[Кук, Авраам Ицхак|р. Кука]], к тому же Беркович нигде не пользуется [[каббала|каббалой]].
| + | |
- | *С другой стороны, он — ортодоксальный еврей, что отличает его от [[Бубер, Мартин|Мартине Бубере]].
| + | |
- | *Книги Берковича имеют общефилософский охват и подходят для последователей всех монотеистических религии, чего не всегда можно сказать о книгах[[Соловейчик, Йосеф Дов|р. Й. Д. Соловейчика]].
| + | |
- | | + | |
- | === О Боге ===
| + | |
- | Беркович производит парадоксальный синтез из [[Маймонид]]а и [[Галеви, Иехуда|Иегуды Галеви]] <ref>Выступление профессора Шалома Розенберга на презентации перевода книги «Бог, человек и история» на иврит</ref>. Бог — трансцендентен и непознаваем для разума, как у Маймонида, но сам факт Синайского Откровения, как встречи, позволяет сделать суждения о качествах Бога и Его отношении к человеку.<ref>Основной мотив книги «Бог, человек и история»</ref>. Краеугольный камень философии Берковича — сам факт Синайского Откровения, можно кратко сформулировать его философию, как Философию Встречи (в отличие от философии диалога у Бубера).
| + | |
- | | + | |
- | === Об этике ===
| + | |
- | Беркович подвергает критике все системы обоснования этики, в том числе, чистый разум, но, в отличие от [[Кант]]а, строит этику на основе интереса Бога к человеку и, особенно, факте дарования этических законов в [[Синай]]ском Откровении. <ref>«Бог, человек и история», главы 10, 11 </ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Философия истории ===
| + | |
- | По Берковичу народ Израиля несет особую историческую функцию, утверждая роль Бога и Его закона в истории.
| + | |
- | | + | |
- | Беркович избегал толкований конкретных исторических событий, прежде всего [[Холокост|Катастрофы европейского еврейства]]. Управление Миром скрыто и непостижимо, чтобы оставить человеку свободу выбора<ref>«Бог, человек и история», глава 14 </ref><ref>«Вера после Катастрофы», глава 4 </ref>. Отрицать Веру из-за Катастрофы — надругательство над памятью погибших и сохранивших веру, а слепое утверждение веры, невзирая на Катастрофу — надругательство над памятью погибших и потерявших веру<ref>«Вера после Катастрофы», Вступление </ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Беркович придаёт огромное значение государству евреев — Израиль, но не как часть визионерского мессианского процесса по р. Куку, а как возможность реализовать Божественный этический закон и выполнить предназначение, указанное для народа Израиля пророками — нести свет в мир<ref>«Бог, человек и история», глава 13 </ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Роль и значение еврейского закона ===
| + | |
- | Несмотря на то, что Закон дан в Откровении, по Берковичу, конкретное историческое еврейское законодательство имеет отпечаток человеческих представлений данного времени. Тора задает идеалы, которые постепенно реализуются по мере морального совершенства человечества. Особенно данная тема звучит в приложении к статусу женщин в [[Галаха|Галахе]] <ref>Status of women with Halacha</ref>. Беркович указывал, что [[Галаха]] должна вновь обрести гибкость, утраченную из-за записи Устной Торы и длительного пребывания в подчиненном положении в диаспоре.
| + | |
- | | + | |
- | == [[Галаха]] ==
| + | |
- | Наиболее известны труды Берковича по полжению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом. Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения исполжзовать условия для развода французским гражданским судом.
| + | |
- | | + | |
- | В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть Галахе былую гибкость.
| + | |
- | | + | |
- | == Современная оценка творчества Берковича ==
| + | |
- | В исследовательском центре «»«[[:en:Shalem Center|Шалем]]» в Иерусалиме пришли к выводу, что творчество Берковича оценено недостаточно. При центре открыт «[http://www.shalemcenter.org.il/search.php?aid=af2388ede8bb3f532b97ec5ead5e100f The Eliezer Berkovits Institute for Jewish Thought]», ставящий задачу перевести и переиздать все сочинения Берковича на английском и иврите, а также проводить архивные и общие исследования творческого наследия Берковича.<ref>[http://lkitross.livejournal.com/93828.html Перевод предисловия Давида Хазони к «God, Man and History» Берковица]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Библиография ==
| + | |
- | | + | |
- | === На иврите ===
| + | |
- | | + | |
- | * תנאי בנישואין ובגט''', [[מוסד הרב קוק]], ירושלים, 1966'''.
| + | |
- | * הלכה כוחה ותפקידה''', מוסד הרב קוק, ירושלים, 1981'''.
| + | |
- | * תורת ההגיון בהלכה: הסיבתיות בהלכה''', מוסד הרב קוק, ירושלים, 1986'''.
| + | |
- | * משבר היהדות במדינת היהודים''', [[הוצאת ראובן מס]], ירושלים, 1987'''.
| + | |
- | * אמונה לאחר השואה''', הוצאת [[מרכז שלם|שלם]] בשיתוף [[יד ושם]], ירושלים, [[תשס"ו]]'''.
| + | |
- | * עמו אנכי בצרה''', הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו'''.
| + | |
- | * אלוהים, אדם והיסטוריה''', הוצאת שלם, ירושלים, התש"ע'''.
| + | |
- | | + | |
- | === На английском ===
| + | |
- | * ''Hume and Deism'' (1933) [German]
| + | |
- | * ''Was Ist der Talmud?'' (1938) [German]
| + | |
- | * ''Towards Historic Judaism'' (1943)
| + | |
- | * ''Between Yesterday and Tomorrow'' (1945)
| + | |
- | * ''Judaism: Fossil or Ferment?'' (1956)
| + | |
- | * ''God, Man, and History'' (1959)
| + | |
- | * ''Prayer'' (1962)
| + | |
- | * ''A Jewish Critique of the Philosophy of Martin Buber'' (1962)
| + | |
- | * ''T’nai Bi’N'suin u’V'Get'' (1966) [Hebrew]
| + | |
- | * ''Man and God: Studies in Biblical Theology'' (1969)
| + | |
- | * ''Faith After the Holocaust'' (1973)
| + | |
- | * ''Major Themes in Modern Philosophies of Judaism'' (1974)
| + | |
- | * ''Crisis and Faith'' (1976)
| + | |
- | * ''With God in Hell: Judaism in the Ghettos and Death Camps'' (1979)
| + | |
- | * ''Not in Heaven: The Nature and Function of Halakha'' (1983)
| + | |
- | * ''HaHalakha, Koha V’Tafkida'' (1981) [Hebrew] — expanded version of Not in Heaven (above)
| + | |
- | * ''Logic in Halacha'' (1986) [Hebrew]
| + | |
- | * ''Unity in Judaism'' (1986)
| + | |
- | * ''The Crisis of Judaism in the Jewish State'' (1987) [Hebrew]
| + | |
- | * ''Jewish Women in Time and Torah'' (1990)
| + | |
- | * ''Essential Essays on Judaism'' (2002), ed. [[David Hazony]]
| + | |
- | | + | |
- | === На русском ===
| + | |
- | * «[http://www.machanaim.org/philosof/in_vera.htm Вера после Катастрофы]» (перевод с английского М. Китросской, издательство «Амана», Иерусалим)
| + | |
- | * «Бог, человек и история» (перевод с английского М. и Л. Китросских, издательство «[[Маханаим]]», Иерусалим, должен выйти в 2010)
| + | |
- | * «Статус женщин во времени и в Торе» (в плане издательства «[[Маханаим]]», Иерусалим)
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * ''Fifty Key Jewish Thinkers'', Dan Cohn-Sherbok
| + | |
- | * ''Halakhic Man, Authentic Jew: Modern Expressions of Orthodox Thought From Rabbi Joseph B. Soloveitchik and Rabbi Eliezer Berkovits'', Ira Bedzow.
| + | |
- | *[http://lkitross.livejournal.com/93828.html Перевод предисловия Давида Хазони к «God, Man and History»]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [[:en:Eliezer Berkovits]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Ахроним]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины США]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Родившиеся в 1908 году]]
| + | |
- | [[Категория:Умершие в 1992 году]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Религиозный сионизм]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[en:Eliezer Berkovits]]
| + | |
- | [[he:אליעזר ברקוביץ]]
| + | |