Химьяр

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Иудаизм в Химьяре)
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Полуфабрикат}}'''Химьяр''' (Химйар; {{lang-ar|حِمير}}) — древнее царство, существовавшее около [[110 до н. э.]] [[599]] г. на юге Аравийского полуострова. В IV-VI веках его власть (через химьяритских вассалов, прежде всего киндитов) нередко распространялась на значительную часть центральной [[Аравия|Аравии]].
+
}}   
-
 
+
'''Химьяр''' (Химйар; {{lang-ar|حِمير}}) — древнее царство, существовавшее около 110 до н. э. — 599 г. на юге Аравийского полуострова. В IV-VI веках его власть (через химьяритских вассалов, прежде всего киндитов) нередко распространялась на значительную часть центральной [[Аравия|Аравии]].
-
== Основание ==
+
-
 
+
-
Первые упоминания о химьяритах относятся примерно к II - I до н. э. Плиний Старший помещает племена химьяритов между царством Саба и морем. Речь при этом идёт о племени (точнее говоря, вождестве) или небольшом государстве с центром в Зафаре — одном из многих владений, на которые распалась в тот период Южная Аравия.
+
-
 
+
-
== Первая Химьяритская держава и сабейское влияние ==
+
-
 
+
-
В I до н. э. химьяриты захватили большинство пунктов морской торговли на юго-западном побережье Южной Аравии. Во второй половине I в. до н.э. химьяритское государство сумело победить и присоединить к своим владениям Сабейское царство. Химьяриты подчинили себе также Маинское и Катабанское царство, и западные области Хадрамаутского царства, которое, впрочем, сохранило свою независимость и было завоёвано химьяритами только в IV в.
+
-
 
+
-
Вместе с тем химьяриты подпали под сильное сабейское культурное влияние. Все официальные химьяритские надписи составлялись только на сабейском языке. В качестве своего титула химьяритские цари взяли себе титул "царь Саба и зу-Райдана", где упоминание об их власти над сабейцами стояло перед упоминанием их власти над собственно химйратами ("райданитами").
+
-
 
+
-
== Распад первой Химьяритской державы ==
+
-
 
+
-
Первая Химьяритская держава распалась в начале II в. н.э., когдо от неё отделились Сабейское и Катабанское царство. Ослаблением Химьяра воспользовались также Эфиопия, оккупировавшая красноморское побережье Йемена, и Хадрамаут, занявший восточные районы Империи, а также завоевавший Катабанское царство через несколько десятков лет после его отделения от Химьяра.
+
-
 
+
-
== Поздняя история Химьяра ==
+
-
 
+
-
В III в. химьяриты последовательно подчинили территорию Катабана (завоёванную перед этим Хадрамаутом), Сабу, а в IV в. - Хадрамаут и стали  называть себя царями Саба' и зу-Райдана и Хадрамаута и Йаманата, т. е. всего Йемена.  В IV веке здесь, видимо происходили смуты. В распрю тогда вмешались эфиопские цари, которые около 340 г. вторглись в страну и захватили часть юга Аравийского полуострова.
+
-
 
+
-
Только около 375 г., когда власть принял Маликкариб Йухамин, химьяриты сумели покончить с эфиопским влиянием. К концу его царствования, Химьяр сумел значительно расшириться и объединить под своей властью всю территорию Южной Аравии.
+
== Иудаизм в Химьяре ==
== Иудаизм в Химьяре ==
-
Примерно между серединой V века хр. э. и до 522 года некоторые из царей Химьяра (и очевидно часть элиты) приняли [[иудаизм]]. Это следует из найденных монотеистических надписей, <Книги химьяритов> и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, и [[Зу Нувас|Масрук Зу Нувас]].
+
Примерно между серединой V века хр. э. и до 522 года некоторые из царей Химьяра (и очевидно часть элиты) приняли [[иудаизм]]. Это следует из найденных монотеистических надписей, <Книги химьяритов> и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, и [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)|Масрук Зу Нувас]].
-
Шаг был вполне логичный и непосредственно к религии имел мало отношения. Просто в Химьяре искони проживали огромное количество еврейских торговцев, связанных с рассеянными по всему Востоку еврейскими колониями, [[иудаизм]] был хорошо известен, прозелитизм, по разным причинам, являлся вполне обычным делом. Христиан было гораздо меньше, плюс курс на [[христианство]] взяли старые враги-кушиты (эфиопы), да к тому же последнее переживало не лучшие времена: множество еретических сект, то преследуемых в Византии, то не совсем преследуемых, несториане, монофизиты, ариане... Такой раздрай не способствовал доверию язычников, даже христианизация Аксума (царства в Эфиопии) шла с большим скрипом. В общем, Химьяр взял курс на Иран, покровительствующий иудеям в пику Византии, где права иудеев были более ограничены.
+
В Химьяре искони проживали огромное количество еврейских торговцев, связанных с рассеянными по всему Востоку еврейскими колониями, [[иудаизм]] был хорошо известен, еврейский прозелитизм являлся вполне обычным делом. Христиан было гораздо меньше, у тому же курс на [[христианство]] взяли старые враги-кушиты (эфиопы). Химьяр взял курс на Иран, покровительствующий иудеям в пику Византии, где права иудеев были более ограничены.
По смерти царя Харита Химьяр распался из-за междоусобицы.
По смерти царя Харита Химьяр распался из-за междоусобицы.
-
Царь [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)|Масрук Зу Нувас]], сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, эфиопского ставленника, принял [[иудаизм]], то есть не был иудеем от рождения. Хроника Сеерта, заимствующая из истории Бар-Сахды, утверждает, что мать Зу Нуваса была пленной еврейкой. С отцовской же стороны он принадлежал к химьяритской царской династии, потомков которой Зу Шанатир пытался уничтожить.
+
Царь [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)|Масрук Зу Нувас]], сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, эфиопского ставленника, принял [[иудаизм]], то есть не был иудеем от рождения. Однако хроника Сеерта, заимствующая из истории Бар-Сахды, утверждает, что мать Зу Нуваса была пленной еврейкой. С отцовской же стороны он принадлежал к химьяритской царской династии, потомков которой Зу Шанатир пытался уничтожить.
Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб (он же Элла-Асбаха, в греческих источниках - Элесбоа (Иоанн Малала), Элесваа (Феофан), Еллисфей (Прокопий Кесарийский) и тп.) прислал сначала <ноту протеста>, а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения.
Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб (он же Элла-Асбаха, в греческих источниках - Элесбоа (Иоанн Малала), Элесваа (Феофан), Еллисфей (Прокопий Кесарийский) и тп.) прислал сначала <ноту протеста>, а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения.
-
Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой <Адонаем, небесным сводом и Торой> (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, уже крепко антиеврейские) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Неясно, правда, были ли там убийства. Во всяком случае, вовсе не всех христиан в своей земле уничтожил Зу Нувас, благо некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.
+
Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой <Адонаем, небесным сводом и Торой> (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, достаточно антиеврейские) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Неясно, правда, были ли там убийства. Во всяком случае, Зу Нувас уничтожил не всех христиан в своей земле, так как некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.
== Падение ==
== Падение ==
-
Оппозиция Зу Нувасу все усиливалась. Многие знатные роды Южной Аравии готовы были восстать против его тирании. Их возглавил йазанийский кайла Сумайф Ашва.
+
Оппозиция Зу Нувасу все усиливалась. Многие знатные роды Южной Аравии готовы были восстать против его тирании. Их возглавил йазанийский кайла Сумайф Ашва.  
-
В середине [[525]] г., после тщательной подготовки, большое абиссинское (эфиопское) войско во главе с негусом Элла Асбаха направилось на Химьяр. Византия прислала в помощь царю свой флот и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки, конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб. Оккупационные войска грабили страну, сторонники Зу Нуваса были увезены в эфиопское рабство, многие были насильно крещены.
+
В середине 525 г., после тщательной подготовки, большое абиссинское (эфиопское) войско во главе с негусом Элла Асбаха направилось на Химьяр. Византия прислала в помощь царю свой флот и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки, конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб. Оккупационные войска грабили страну, сторонники Зу Нуваса были увезены в эфиопское рабство, многие были насильно крещены.
-
 
+
-
== Эфиопский период ==
+
-
После гибели [[Йусуфа Ашар зу-Нуваса]] эфиопский [[негус]] [[Элла Асбаха]] легко овладел всей страной. Принявший христианство [[Сумайф Ашва]] был провозглашен новым царем. При этом ему пришлось признать верховную власть абиссинского [[негус|негуса]]. Однако правил он недолго. Около 533 г. солдаты-эфиопы, не пожелавшие возвращаться на родину, при поддержке местной бедноты свергли Ашву и поставили на его место Абраху. Прокопий Кесарийский сообщает, что Абраха был христианином и рабом одного из византийских торговцев.
+
-
 
+
-
В отличие от Сумайфа Ашвы, который, как и все эфиопы, был монофизитом, Абраха исповедовал православие. При нем укрепились связи с Византией — в Аравию был послан греческий епископ, а в Сане началось строительство величественного христианского храма. Вскоре могущество Химьяра почувствовала вся Аравия. Абраха предпринял несколько больших походов в Центральную Аравию. Наиболее значительным из них считается поход 563 г. (по другой датировке — 570 г.). В арабской исторической традиции он носит название "поход слона". Он был направлен против Мекки и имел целью разрушить главную арабскую святыню — Каабу, для того чтобы направить поток паломников к христианской церкви, построенной Абрахой в Сане. В походе принимали участие крупные силы южно-арабских войск, в том числе несколько боевых слонов. Но из-за начавшейся эпидемии химьярская армия, не добившись успеха, должна была повернуть назад. Эти события произвели на современников очень большое впечатление (упоминание о "походе слона" есть в одной из сур Корана).
+
-
 
+
-
О сыне [[Абрахи]], [[Йаксуме]], нам известно немного. В начале 570-х гг. внук Сумайфа Ашвы, Сайф зу-йазан, долгое время живший в Иране, получил помощь от шаха Хосрова I. Для войны против Йаксума Хосров дал Сайфу сравнительно небольшой отряд (около 800 человек), отплывший в Аравию на 8 кораблях. Однако в Химьяре к нему присоединились многочисленные противники Йаксума. Около 577 г. Сайф взял Сабу и провозгласил себя царем. Он правил десять лет и все это время враждовал с абиссинцами. Мы, впрочем, очень мало знаем об этом царе, и даже продолжительность его правления устанавливается весьма приблизительно. В конце концов он был убит эфиопами, которые поставили у власти второго сына Абрахи, Масрука. В его царствование химьяритское государство окончательно утратило былое значение. Был потерян контроль над Центральной, бедуинской, Аравией. Правители отдельных областей и городов в самом Химьяре уже не подчинялись царю. В 599 г. в Аравии вновь высадилось четырехтысячное персидское войско во главе с полководцем Вахризом. Многие химьяритские владетельные князья перешли на его сторону. Масрук потерпел поражение и был убит, после чего Химьяр превратился в персидскую провинцию.
+
-
 
+
Строка 64: Строка 37:
== См. также ==
== См. также ==
-
* [[Цари Химьяра]]
 
* [[Еврейские царства]]
* [[Еврейские царства]]
-
* [[Абу Кариб Асад]]
 
* [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)]]
* [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)]]
Строка 79: Строка 50:
* [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/buch_chimjarit.phtml?id=6624 "Книга химьяритов"]
* [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/buch_chimjarit.phtml?id=6624 "Книга химьяритов"]
 +
[[Категория:История еврейского народа]]
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Категория:История евреев по странам]]
 +
[[Категория:История евреев в средневековье]]
 +
[[Категория:Гиюр, прозелиты в иудаизме]]
 +
[[Категория:Иудейские государства]]
 +
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
 +
[[Категория:Евреи в Азии]]
 +
[[Категория:Евреи - воины]]
-
[[Категория:Исторические государства Ближнего Востока]]
 
-
[[Категория:История Йемена]]
 
-
[[Категория:Древний Восток]]
 
-
[[ar:مملكة حمير]]
+
{{WikiCopyRight}}
-
[[arz:حمير]]
+
-
[[bg:Химярит]]
+
-
[[de:Himjar]]
+
-
[[el:Χιμιαρίτες]]
+
-
[[en:Himyarite Kingdom]]
+
-
[[es:Himyar]]
+
-
[[fa:حمیر]]
+
-
[[fr:Himyar]]
+
-
[[he:חמיר]]
+
-
[[it:Himyar]]
+
-
[[lt:Himjaras]]
+
-
[[tr:Himyar Krallığı]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 13:09, 3 июня 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Химьяр (Химйар; араб. حِمير‎‎) — древнее царство, существовавшее около 110 до н. э. — 599 г. на юге Аравийского полуострова. В IV-VI веках его власть (через химьяритских вассалов, прежде всего киндитов) нередко распространялась на значительную часть центральной Аравии.

Содержание

Иудаизм в Химьяре

Примерно между серединой V века хр. э. и до 522 года некоторые из царей Химьяра (и очевидно часть элиты) приняли иудаизм. Это следует из найденных монотеистических надписей, <Книги химьяритов> и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, и Масрук Зу Нувас.

В Химьяре искони проживали огромное количество еврейских торговцев, связанных с рассеянными по всему Востоку еврейскими колониями, иудаизм был хорошо известен, еврейский прозелитизм являлся вполне обычным делом. Христиан было гораздо меньше, у тому же курс на христианство взяли старые враги-кушиты (эфиопы). Химьяр взял курс на Иран, покровительствующий иудеям в пику Византии, где права иудеев были более ограничены.

По смерти царя Харита Химьяр распался из-за междоусобицы.

Царь Масрук Зу Нувас, сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, эфиопского ставленника, принял иудаизм, то есть не был иудеем от рождения. Однако хроника Сеерта, заимствующая из истории Бар-Сахды, утверждает, что мать Зу Нуваса была пленной еврейкой. С отцовской же стороны он принадлежал к химьяритской царской династии, потомков которой Зу Шанатир пытался уничтожить.

Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб (он же Элла-Асбаха, в греческих источниках - Элесбоа (Иоанн Малала), Элесваа (Феофан), Еллисфей (Прокопий Кесарийский) и тп.) прислал сначала <ноту протеста>, а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения.

Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой <Адонаем, небесным сводом и Торой> (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, достаточно антиеврейские) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Неясно, правда, были ли там убийства. Во всяком случае, Зу Нувас уничтожил не всех христиан в своей земле, так как некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.

Падение

Оппозиция Зу Нувасу все усиливалась. Многие знатные роды Южной Аравии готовы были восстать против его тирании. Их возглавил йазанийский кайла Сумайф Ашва. В середине 525 г., после тщательной подготовки, большое абиссинское (эфиопское) войско во главе с негусом Элла Асбаха направилось на Химьяр. Византия прислала в помощь царю свой флот и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки, конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб. Оккупационные войска грабили страну, сторонники Зу Нуваса были увезены в эфиопское рабство, многие были насильно крещены.


Файл:Khosrau I Textile.jpg
Хосров II Парвиз, побеждающий эфиопского царя

См. также

Источники


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация