Хахам
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
|||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | + | '''ХАХА́М''' (חָכָם, `мудрец`, мн. число חֲכָמִים, хахамим), ученый и мудрец, впоследствии знаток Закона. | |
- | ''' | + | |
- | В | + | == В Танахе == |
- | В | + | В [[Танах|Библии]] — человек, обладающий ученостью, а также житейской мудростью (I Ц. 3:9, 5:11), которая позволяет отличать добро от зла и поступать согласно нормам морали (Пр. 1:2–6). Понятие хахам часто включает такие свойства, как богобоязненность (Пр. 1:7) и праведность (Пр. 11:30, 23:24). Однако иногда в Библии хахам — синоним хитреца (II Сам.13:3), в некоторых случаях слово обозначает также человека талантливого и обладающего способностью к созиданию, преуспевающего в искусствах и ремеслах (Исх. 35:1, 36:1, 4). |
- | В | + | == В талмудической литературе == |
- | + | В [[Талмуд|талмудической]] литературе хахамим называют знатоков Торы и людей, сведущих в Устном Законе, в Мишне — того, кто способен учиться у любого человека (Авот 4:1). Мишна также определяет хахама как человека, который не говорит в присутствии того, кто мудрее его, не перебивает собеседника, не торопится отвечать, спрашивает по существу, отвечает точно, «называет первое первым, а последнее последним», то есть способен упорядочить знания, если он чего-то не знает, то признается в этом, и всегда признает правду (Авот 5:7). | |
+ | Предполагается, что в талмудический период в Эрец-Исраэль хахам был человеком, получившим смиху, которая давала ему право заниматься судейством и преподаванием (Тос., Иев. 4:7); тот, кто еще не получил смиху, назывался учеником хахама — талмид-хахамом (Сан. 4:4). Согласно Талмуду, хахам имеет право выносить галахические решения в любой практической ситуации, тогда как талмид-хахам может только высказать свое мнение о теоретической подоплеке той или иной [[галаха|галахи]] в соответствии с тем, что он выучил в талмудической академии (Кид. 49б; ТИ., МК. 3:7). | ||
- | + | Во времена Шим‘она бен Гамлиэля хахам был титулом мудреца, восседающего в Синедрионе, эта должность в иерархии следовала после [[наси]] и [[ав бет-дин]] (см. Бет-дин; Тос., Санх. 7:8, Хор. 13б). | |
+ | В Мишне и Тосефте хахамим называют группу мудрецов, как правило безымянных. В Талмуде так называют и таннаев, и амораев. Когда в талмудических дискуссиях говорят о мнении хахамим, то имеется в виду, что это мнение большинства. | ||
- | + | == В постталмудической литературе == | |
- | [[ | + | В раввинистической литературе возникло выражение хахамейну зихронам ли враха (`мудрецы, благословенна их память`; сокращенно — хазал) для обозначения мудрецов Мишны и Талмуда. В средние века понятие хахам сохраняло свое значение, хотя полномочия хахама были ограничены (в разных странах по-разному). В сефардских и восточных общинах звание хахам соответствует титулу «[[рав]]». Иногда слово становилось составной частью титула, например, [[хахам-баши]]. |
+ | Понятие хахам в ашкеназских общинах (см. Ашкеназы) используется, например, в словосочетании шеелот хахам (`вопрос к мудрецу`), то есть обращение к [[посек]]у для разрешения какой-либо галахической проблемы. | ||
- | + | == Примечания == | |
+ | <references/> | ||
+ | == Источники == | ||
+ | |||
+ | http://www.eleven.co.il/article/14476 | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Иудаизм]] | ||
+ | [[Категория:Религиозные титулы]] |
Текущая версия на 15:15, 2 марта 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
ХАХА́М (חָכָם, `мудрец`, мн. число חֲכָמִים, хахамим), ученый и мудрец, впоследствии знаток Закона.
Содержание |
В Танахе
В Библии — человек, обладающий ученостью, а также житейской мудростью (I Ц. 3:9, 5:11), которая позволяет отличать добро от зла и поступать согласно нормам морали (Пр. 1:2–6). Понятие хахам часто включает такие свойства, как богобоязненность (Пр. 1:7) и праведность (Пр. 11:30, 23:24). Однако иногда в Библии хахам — синоним хитреца (II Сам.13:3), в некоторых случаях слово обозначает также человека талантливого и обладающего способностью к созиданию, преуспевающего в искусствах и ремеслах (Исх. 35:1, 36:1, 4).
В талмудической литературе
В талмудической литературе хахамим называют знатоков Торы и людей, сведущих в Устном Законе, в Мишне — того, кто способен учиться у любого человека (Авот 4:1). Мишна также определяет хахама как человека, который не говорит в присутствии того, кто мудрее его, не перебивает собеседника, не торопится отвечать, спрашивает по существу, отвечает точно, «называет первое первым, а последнее последним», то есть способен упорядочить знания, если он чего-то не знает, то признается в этом, и всегда признает правду (Авот 5:7).
Предполагается, что в талмудический период в Эрец-Исраэль хахам был человеком, получившим смиху, которая давала ему право заниматься судейством и преподаванием (Тос., Иев. 4:7); тот, кто еще не получил смиху, назывался учеником хахама — талмид-хахамом (Сан. 4:4). Согласно Талмуду, хахам имеет право выносить галахические решения в любой практической ситуации, тогда как талмид-хахам может только высказать свое мнение о теоретической подоплеке той или иной галахи в соответствии с тем, что он выучил в талмудической академии (Кид. 49б; ТИ., МК. 3:7).
Во времена Шим‘она бен Гамлиэля хахам был титулом мудреца, восседающего в Синедрионе, эта должность в иерархии следовала после наси и ав бет-дин (см. Бет-дин; Тос., Санх. 7:8, Хор. 13б).
В Мишне и Тосефте хахамим называют группу мудрецов, как правило безымянных. В Талмуде так называют и таннаев, и амораев. Когда в талмудических дискуссиях говорят о мнении хахамим, то имеется в виду, что это мнение большинства.
В постталмудической литературе
В раввинистической литературе возникло выражение хахамейну зихронам ли враха (`мудрецы, благословенна их память`; сокращенно — хазал) для обозначения мудрецов Мишны и Талмуда. В средние века понятие хахам сохраняло свое значение, хотя полномочия хахама были ограничены (в разных странах по-разному). В сефардских и восточных общинах звание хахам соответствует титулу «рав». Иногда слово становилось составной частью титула, например, хахам-баши.
Понятие хахам в ашкеназских общинах (см. Ашкеназы) используется, например, в словосочетании шеелот хахам (`вопрос к мудрецу`), то есть обращение к посеку для разрешения какой-либо галахической проблемы.