Исход из Египта

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Ссылки)
(Перенаправление на ej:Исход из Египта)
 
(39 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Полуфабрикат}}
+
#redirect [[:ej:Исход из Египта]]
-
 
+
-
{{чистить}}
+
-
{{стиль}}
+
-
{{другое значение|Это статья об Исходе евреев из Египта. О второй книге [[Пятикнижие|Пятикнижия]] см. статью [[Книга Исход]].}} [[Image:Paris psaulter gr139 fol419v.jpg|thumb|225px|«Переход через Чермное море», миниатюра из [[Парижский псалтырь|византийской псалтыри]] X века.]]
+
-
 
+
-
'''Исход''' — события, описываемые в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] (главным образом в [[Книга Исход|книге Исход]]), связанные с массовым выходом евреев (израильтян) из Египта.
+
-
 
+
-
== Изложение темы в Пятикнижии ==
+
-
=== Предыстория ===
+
-
Согласно Пятикнижию, евреи попали в Египет вслед за [[Иосиф (в Библии)|Иосифом]], когда он стал фактическим правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти. По приглашению Иосифа в Египет отправились его отец Иаков со всей семьёй в количестве 67 человек.
+
-
 
+
-
Считается, что это произошло на рубеже XVIII-XVII вв до н.э., в период оккупации Египта [[Гиксосы|гиксосами]]. Это может объяснить отсутствие египетских записей о происшедшем событии. Египтяне не владели в это время основной территорией страны, а архивы гиксосов, если существовали, были уничтожены после их изгнания.<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 103-110</ref>
+
-
 
+
-
После того, как евреи поселились на богатой почве, благодаря влиянию высокоразвитой культуры и выгодному положению племени, родственного первому министру и благодетелю страны, их численность стала быстро расти.
+
-
 
+
-
Однако, после смерти Иосифа, со сменой фараона отношение египтян к поселившемуся среди них народу меняется, израильтяне попадают в рабство.
+
-
 
+
-
Предположительно, это произошло после изгнания гиксосов в XVI веке до н.э.
+
-
 
+
-
При фараоне Рамсесе II в начале XIII века до н.э. была затеяна огромная программа строительства. Евреев оторвали от животноводства и отправили работать на стройках и на полях.<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 131-132</ref>
+
-
 
+
-
Евреев заставляли высекать огромные глыбы гранита и тащить их к месту построек; рыть и проводить новые каналы, делать кирпичи и месить глину и известь для возводимых построек, поднимать воду из Нила в канавы для орошения полей, под палочными ударами жестоких надзирателей, как это изображает Пятикнижие: {{ВЗ2|Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой|Исх|1:13|,14}}.
+
-
 
+
-
Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет. '''Не следует путать с общим сроком пребывания в Египте, который составил 430 лет.'''
+
-
 
+
-
Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности молодого народа, им было издано повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа [[Моисей]].
+
-
 
+
-
=== Подготовка к исходу и сам исход ===
+
-
 
+
-
Моше был чудом спасён от гибели, благодаря тому, что младенцем он был положен в просмолённую его матерью [[Иохевед]] корзину, которая по водам Нила попала в руки дочери фараона Батьи. Моше был воспитан при царском дворе в качестве усыновлённого сына дочери фараона. Он не забыл своего происхождения от еврейского народа.
+
-
 
+
-
Однажды Моше убил египетского надсмотрщика, который бил раба-израильтянина. Моисей зарыл египтянина в песке, однако слух об этом успел распространиться, и ему грозила смертная казнь. Он бежал из Египта на гористый, малодоступный [[Синайский полуостров]], в [[Мидьян]], где он в течение 40 лет вёл пастушескую жизнь.
+
-
 
+
-
После этого Моше получил от Б-га повеление вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ и поставить их на служение Богу.
+
-
 
+
-
Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божия, Моше именем Б-га потребовал от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его требования. Эти чудеса получили название [[Десять казней египетских|десяти казней египетских]] из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось страшными бедствиями для египтян. В честь последнего из этих чудес получил своё название еврейский праздник [[Песах]] (от פסח — миновал). Согласно [[Пятикнижие|Пятикнижию]], ангел смерти казнил всех египетских первенцев и «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.
+
-
 
+
-
Явления, описанные в [[Тора|Торе]] как казни египетские, периодически происходят до сих пор. Весеннее половодье намывает в истоках Нила краснозём, делая воду мутной и непригодной для питья. Слишком сильный разлив реки приводит к усиленному размножению насекомых и поедающих их земноводных. Насекомые кусают людей и животных, разнося возбудителей заразных болезней. Изредка в конце зимы происходят грозы с градом. Пыльные бури в начале весны могут сократить видимость до нескольких метров. При таких условиях неминуемо начинается эпидемия.<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 135-136</ref>
+
-
 
+
-
Но совпадение всех этих стихийных бедствий с пребыванием Моше в Египте по заданию Б-га (или выбор времени прибытия в расчёте на эти явления, которые надо было каким-то образом предвидеть) заставляет привлекать для объяснения прямую волю Б-га.
+
-
 
+
-
[[File:Чермное.jpg|thumb|275px|Таким видел переход через Чермное море изограф, расписавший в 1641 г. ярославскую церковь Николы Надеина.]]
+
-
Спасение еврейских первенцев ознаменовало начало Исхода из Египта. Через неделю после Исхода армия фараона настигла евреев у Чермного, или Красного, моря, где воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.
+
-
 
+
-
Согласно описанию пути, приведённому в книге Исход, это произошло в северной части Суэцкого залива, около современного города Суэц.<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 139-140</ref>
+
-
 
+
-
=== Странствия евреев по пустыне ===
+
-
+
-
Странствуя по пустыне вслед за Духом Божиим, воплотившемся в огненном столпе (колонне), израильтяне, спустя семь недель после Исхода подошли к [[Синай (гора)|горе Синай]]. У подошвы этой горы (отождествляемой большинством исследователей с горой Сас-Сафсафех, а другими с Сербалом) при грозных явлениях природы заключён был окончательный Завет (договор), между Богом и евреями как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности. Основу Завета составили знаменитые [[Десять заповедей]] (Десятисловие или Декалог), высеченные Моше на двух [[Скрижали Завета|Скрижалях Завета]] после сорокадневного уединения на горе Синай. Эти заповеди содержат основные начала данной Богом религии и нравственности. Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена [[Скиния]] (походный Храм), по воле Всевышнего колено Левия ([[левиты]]) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены [[коэны]] — потомки [[Аhарон]]а, брата Моше, призванные осуществлять само священнослужение.
+
-
 
+
-
После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 человек), отправился в дальнейший путь к [[Земля Израиля|Земле Обетованной]], то есть к [[Ханаан]]у.
+
-
 
+
-
Несмотря на то, что цель странствий — земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, евреи усомнились в своей способности (а значит и в силе опекающего их Бога) захватить обетованную (обещанную) землю. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием [[Манна_небесная|манны небесной]], появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу [[Иордан (река)|Иордана]]. Там с вершины [[Нево (гора)|горы Нево]] [[Моше]] окидывает взглядом будущее место жительства еврейского народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина [[Йехошуа бин Нун|Йехошуа бин Нуна]], умирает, так и не вступив в Ханаан.
+
-
 
+
-
Библейский сюжет не ограничивается, однако, только описанием событийной истории. Он изобилует как Божественными наставлениями, так и часто тщательным описанием их исполнения. Способы принесения жертв, формы божественной службы приводятся в книгах [[Второзаконие]] и [[Левит]] в тесной связи с моральными нормами и эстетическими воззрениями, которые формируют основной корпус заповедей.
+
-
 
+
-
== Хронология Исхода ==
+
-
 
+
-
Традиционная религиозная точка зрения опирается на «430 лет», которое евреи, согласно {{Библия|Исх|12:40}}, провели в Египте с момента прихода туда патриарха [[Иаков]]а, а с другой стороны, согласно {{Библия|1Цар|6:1}}, это событие случилось за 480 лет до закладки [[Первый Храм|Храма Соломона]] в [[Иерусалим]]е. Общепринято относить начало строительство этого Храма к [[960-е до н. э.|960]]-[[970-е до н. э.|970]] гг. до н. э., что даёт около [[1445 до н. э.|1445 г. до н. э.]] как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как [[эпоха Судей]], так и царствование его отца — царя [[Давид]]а. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.
+
-
 
+
-
С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку [[Древнеегипетская хронология|Древнеегипетской хронологии]], 1445 г. до н. э. приходится на время правления [[Тутмос III|Тутмоса III]], который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в [[Ханаан]], что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.
+
-
 
+
-
И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в [[Хацор]]е показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к [[1250 до н. э.|1250]]-[[1150 до н. э.|1150]] гг. до н. э.; в [[Лахиш]]е подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в [[Мегиддо]] — ок. [[1145 до н. э.|1145 г. до н. э.]];
+
-
 
+
-
Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания [[Гиксосы|гиксосов]] из Египта. К таким выводам приходили как древние историки ([[Манефон]], [[Иосиф Флавий]]), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на [[1730 до н. э.|1730 г. до н. э.]] и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. [[1350 до н. э.|1350 г. до н. э.]] приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.
+
-
 
+
-
Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, относят его ко времени правления [[Рамсес II|Рамзеса II]], то есть к периоду между [[1279 до н. э.|1279]] и [[1212 до н. э.|1212 гг. до н. э.]] (или между [[1290 до н. э.|1290]] и [[1224 до н. э.|1224]] гг. до н. э. по другой версии древнеегипетской хронологии). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.
+
-
 
+
-
=== Альтернативные версии ===
+
-
 
+
-
Существует значительное число альтернативных теорий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.
+
-
 
+
-
==== Вулканическая теория ====
+
-
Одним из возможных объяснений событий, изложенных в Библии, некоторые считают извержение вулкана на острове [[Санторини]] и последовавшее за ним [[цунами]], достигшего дельты [[Нил]]а приблизительно в 1600 г. до н. э. С цунами связываются необычные явления природы во время десяти казней египетских и рассечение вод моря во время перехода через него сынов Израиля. Дарование Торы на [[Синай (гора)|горе Синай]] тоже рассматривается некоторыми авторами как проявление извержения вулкана, предполагаемым местом такого извержения часто называется гора [[Алаль Бадр]] на территории современной Саудовской Аравии.
+
-
 
+
-
==== Связь с атонизмом ====
+
-
В [[1939 год]]у в своей работе «Моисей и монотеизм» [[Фрейд, Зигмунд|Зигмунд Фрейд]] связал учение Моисея с религией, принятой в Египте во время правления фараона [[Эхнатон]]а. Эта религия имела черты монотеизма. Она основывалась на поклонении только одному божеству из древнеегипетского пантеона — богу [[Атон]]у. Далее Фрейд предполагает, что после провала этой религии в Египте один из учеников Эхнатона предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины [[Эхнатон]]а, то есть после 1358 г. до н. э. Идея Фрейда нашла поддержу у [[Кэмпбелл, Джозеф|Джозефа Кэмпбелла]], а современный египтолог [[:en:Ahmed Osman|Ахмет Осман]] даже предположил, что Моисей и Эхнатон — одно и то же лицо.
+
-
 
+
-
Всё же большинство современных египтологов не соглашаются отнести период Моисея к периоду, последовавшему за отменой религиозных реформ Эхнатона.
+
-
 
+
-
== Сноски и источники ==
+
-
<references />
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.
+
-
* Holer, «De transitu israelitarum per mare Rubrum» (Иена, 1759);
+
-
* Raumer, «Zug der Israeliten aus Aegypten nach Kanaan» (Лпц., 1837);
+
-
* Brugsch-Bey, «L’Exode et les monuménts égyptiens» (1875);
+
-
* G. Ebers, «Durch Gosen zum Sinai» (1872);
+
-
* специальное исследование проф. Ф. Г. Елеонского, «История народа израильского в Египте» (1884 г., неоконч.),
+
-
* несколько глав в I т. «Библейской ист.» А. П. Лопухина;
+
-
* «Комментарии» Спикера (комментарий на И. принадлежит Ролинсону);
+
-
* «Летопись» Г. Властова.
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Десять казней египетских]]
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{Викитека}}
+
-
{{commonscat|Exodus}}
+
-
* {{ЭЕЭ|11871|Исход}}
+
-
* [http://www.chassidus.ru/history/our_people/033.htm Я Изакс. "Наш народ". Исход из Египта]
+
-
* [http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/saks/masey.htm Й. Сакс. Уроки Торы. "Один или много исходов?"] Концепция Исхода в хасидизме
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Библейские сюжеты]]
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 23:24, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Исход из Египта
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация