Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
|||
(7 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Остатье | {{Остатье | ||
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ=2 |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР= | + | |СУПЕРВАЙЗЕР=2 |
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
- | |УРОВЕНЬ= | + | |УРОВЕНЬ=1 |
|НАЗВАНИЕ= | |НАЗВАНИЕ= | ||
|ПОДЗАГОЛОВОК= | |ПОДЗАГОЛОВОК= | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
|ИСТОЧНИК= | |ИСТОЧНИК= | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
- | }} | + | }} |
+ | |||
+ | '''Зу Нувас Юсуф Асар Ясар''' (Масрук) אכסונדון в [[Талмуд|Талмуде]], Ду-Нувас Цура Юсуф ибн-Тубан Асад Абу-Кариб,(погиб в [[525]]г.) был арабским князем, последним правителем независимого [[Химьяр|Химьяритского царства]]. Ещё до восшествия на трон принял [[Иудаизм|иудаизм]] под именем Юсуфа (Иосиф). После воцарения на трон (515-518? – 525 гг.) сместил узурпатора [[Ханиах Януф Зу Шантир]]. Зу Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями Тверии, бывшей в то время главным еврейским центром в [[Израиль|Эрец-Исраэль]]. По арабским источникам его подданные тоже приняли иудаизм. | ||
+ | |||
+ | В еврейских источниках нет упоминания о Зу Нувасе, однако современные ему христианские и арабские источники, а также открытые в 1950-х гг. южноаравийские надписи помогают восстановить историю его царствования. Преследования, которым подвергались в правление Зу Нуваса его христианские подданные, восстановили против него христианский мир и послужили поводом военной кампании со стороны [[Эфиопия|Эфиопии]]. Зу Нувасу удалось изгнать эфиопские войска из пределов своего царства, но сам он погиб в одном из сражений. | ||
+ | |||
+ | Известно, что Зу Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями [[Тверия|Тверии]], бывшей в то время главным еврейским центром в Эрец-Исраэль. | ||
- | |||
== Начало преследований христиан == | == Начало преследований христиан == | ||
+ | |||
Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию [[византийцы|ромейских]] купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб/Элесбоа прислал сначала «ноту протеста», а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице [[Тафар]] и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения. | Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию [[византийцы|ромейских]] купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб/Элесбоа прислал сначала «ноту протеста», а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице [[Тафар]] и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения. | ||
- | Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой [[522]] года, когда приход подкрепления из [[Аксум|Аксума]] был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой «Адонаем, небесным сводом и Торой» (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, | + | Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой [[522]] года, когда приход подкрепления из [[Аксум|Аксума]] был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой «Адонаем, небесным сводом и Торой» (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, антиеврейски настроенные) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. 300 воинов эфиопского гарнизона вышли за стены, сдались и были перебиты той же ночью. Затем в Тафаре сожгли церковь с оставшимися 280 эфиопами и началась резня. Зу Нувас приказал уничтожить всех христиан, поскольку именно христиане сотрудничали с захватчиками. |
- | Затем настала очередь | + | Затем настала очередь Наджрана. Город населяли множество христиан, вся его элита была христианской и торговала с Византией и Эфиопией. Зу Нувас отправил сначала послание жителям, упрекая их в мятеже против законного властителя, и этнарх города и всей области Харит (Арефа) вывел было всех боеспособных христиан ему навстречу (с целью покаяния и сдачи), но услышав о жестоких расправах в Тафаре наджранцы вернулись за стены. Посланные в Наджран войска не смогли взять город, пришлось Зу Нувасу со всеми военачальниками и основной армией его осадить. Появился он неожиданно, захватив жителей предместий врасплох, свободных перебил, рабов раздарил сторонникам, предместья выжег. Но и многодневная [[осада]] с применением осадных орудий результата не дала, и тогда Зу Нувас предложил горожанам заплатить ему выкуп «по элкаде с души», что и было исполнено: к нему вышли 150 виднейших граждан, доставив 130 талантов золота. С ними Зу Нувас обошёлся милостиво, но это уже не имело значения: вскорости по требованию народных масс ворота были открыты и город сдался. После чего Зу Нувас подверг поголовному истреблению богатые христианские кланы правившие городом (около 770 человек). Казнью руководил его полководец Зу Язан. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию. |
== Падение и гибель == | == Падение и гибель == | ||
Строка 34: | Строка 40: | ||
== Источники == | == Источники == | ||
+ | |||
* [http://www.krotov.info/libr_min/p/pigulevs/pigulev20.html Нина Пигулевская, «Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв.» с сайта библиотеки Кротова]. | * [http://www.krotov.info/libr_min/p/pigulevs/pigulev20.html Нина Пигулевская, «Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв.» с сайта библиотеки Кротова]. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | + | ||
* {{ЭЕЭ|14527|Химьяр}} | * {{ЭЕЭ|14527|Химьяр}} | ||
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=319&letter=D jewishencyclopedia.com] | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=319&letter=D jewishencyclopedia.com] | ||
Строка 45: | Строка 52: | ||
* [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/buch_chimjarit.phtml?id=6624 "Книга химьяритов"] | * [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/buch_chimjarit.phtml?id=6624 "Книга химьяритов"] | ||
+ | == Примечания == | ||
+ | <references/> | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | + | {{ElevenCopyRight|11650|ЗУ НУВАС Юсуф Асар Ясар}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Иудейские государства]] | ||
+ | [[Категория:История евреев в средневековье]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |
Текущая версия на 14:14, 9 января 2012
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук) אכסונדון в Талмуде, Ду-Нувас Цура Юсуф ибн-Тубан Асад Абу-Кариб,(погиб в 525г.) был арабским князем, последним правителем независимого Химьяритского царства. Ещё до восшествия на трон принял иудаизм под именем Юсуфа (Иосиф). После воцарения на трон (515-518? – 525 гг.) сместил узурпатора Ханиах Януф Зу Шантир. Зу Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями Тверии, бывшей в то время главным еврейским центром в Эрец-Исраэль. По арабским источникам его подданные тоже приняли иудаизм.
В еврейских источниках нет упоминания о Зу Нувасе, однако современные ему христианские и арабские источники, а также открытые в 1950-х гг. южноаравийские надписи помогают восстановить историю его царствования. Преследования, которым подвергались в правление Зу Нуваса его христианские подданные, восстановили против него христианский мир и послужили поводом военной кампании со стороны Эфиопии. Зу Нувасу удалось изгнать эфиопские войска из пределов своего царства, но сам он погиб в одном из сражений.
Известно, что Зу Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями Тверии, бывшей в то время главным еврейским центром в Эрец-Исраэль.
Содержание |
Начало преследований христиан
Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб/Элесбоа прислал сначала «ноту протеста», а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения.
Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой «Адонаем, небесным сводом и Торой» (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, антиеврейски настроенные) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. 300 воинов эфиопского гарнизона вышли за стены, сдались и были перебиты той же ночью. Затем в Тафаре сожгли церковь с оставшимися 280 эфиопами и началась резня. Зу Нувас приказал уничтожить всех христиан, поскольку именно христиане сотрудничали с захватчиками.
Затем настала очередь Наджрана. Город населяли множество христиан, вся его элита была христианской и торговала с Византией и Эфиопией. Зу Нувас отправил сначала послание жителям, упрекая их в мятеже против законного властителя, и этнарх города и всей области Харит (Арефа) вывел было всех боеспособных христиан ему навстречу (с целью покаяния и сдачи), но услышав о жестоких расправах в Тафаре наджранцы вернулись за стены. Посланные в Наджран войска не смогли взять город, пришлось Зу Нувасу со всеми военачальниками и основной армией его осадить. Появился он неожиданно, захватив жителей предместий врасплох, свободных перебил, рабов раздарил сторонникам, предместья выжег. Но и многодневная осада с применением осадных орудий результата не дала, и тогда Зу Нувас предложил горожанам заплатить ему выкуп «по элкаде с души», что и было исполнено: к нему вышли 150 виднейших граждан, доставив 130 талантов золота. С ними Зу Нувас обошёлся милостиво, но это уже не имело значения: вскорости по требованию народных масс ворота были открыты и город сдался. После чего Зу Нувас подверг поголовному истреблению богатые христианские кланы правившие городом (около 770 человек). Казнью руководил его полководец Зу Язан. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.
Падение и гибель
На этом Зу Нувас не успокоился: он отправил послание в Хирту, находившуюся под иранским протекторатом, с просьбой к царю Мундару уничтожить всех христиан на его территории, обещая дать ему «вес трёх тысяч денариев». В это самое время с противоположным предложением союза в Хирту прибыли посольство Юстина I во главе с пресвитером Авраамом бар Еупорос, этнарх арабов-христиан из ирано-византийского пограничья Аггей, а в поддержку химьяритам явился несторианский епископ Сила из Персии.
Первоначально Мундар прочёл послание Зу Нуваса перед войском и призвал служивших в нём христиан отречься, но получил отпор от представителей сильных кланов, многие из которых придерживались христианства поколениями. Действовать круто он не решился и в конце концов пресвитер даже сумел склонить Мундара к союзу с Византией. Византия прислала в помощь царю Калеб/Элесбоа свой флот, возглавляемый Юстинианом I. и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки коные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб.
В 1931 г. на юге Аравийского полуострова, к юго-востоку от города Сана, была открыта гробница, в которой, по мнению ученых, похоронен Зу Нувас.
Источники
Ссылки
- Статья «Химьяр» в Электронной еврейской энциклопедии
- jewishencyclopedia.com
- Надпись аксумского царя Калеба — Элла-Асбахи о походе на агуэзат и против Химьяра
- Прокопий Кесарийский "Война с персами" Книга I, глава XX
- "История жителей Награна и мученичество святого Хирута и его сотоварищей, которое произошло в 5-й год правления царя Юстина и от Адама до того времени — 6033 года, а от Александра до него — 8 <3> 5 лет"
- "Книга химьяритов"
Примечания
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЗУ НУВАС Юсуф Асар Ясар в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.