|
м |
(11 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Полуфабрикат}}'''Религия в СССР''' — положение [[Религия|религии]] и [[конфессия|конфессиональных]] групп в [[РСФСР]] и [[СССР]] ([[1918]]—[[1991]]). | + | {{Полуфабрикат}} |
| | | |
- | [[Атеизм]] в [[СССР]], не будучи формально провозглашённым официальным государственным [[мировоззрение]]м, активно поддерживался и насаждался [[КПСС|партийными]] и государственными органами до [[1988 год]]а, когда произошла резкая идеологическая либерализация режима.
| |
- |
| |
- | Помимо пропаганды атеизма в [[1920-е]] — [[1940-е]] осуществлялись массовые аресты и судебное преследование духовенства и религиозных проповедников. Вплоть до [[1939 год]]а политика ликвидации организованной религиозной жизни проводилась в административном порядке органами государственной власти, в частности [[Народный комиссариат внутренних дел СССР|НКВД]]<ref>[http://www.religare.ru/2_52780.html Церковь и КГБ]</ref>; впоследствии религиозная политика становится более дифференцированной.
| |
- |
| |
- | Вместе с тем, полной ликвидации организованной религиозной жизни и официального запрета религии (как, например, то имело место в [[Албания|Албании]]) в СССР никогда не было, а в отдельные периоды своей истории руководство СССР даже оказывало некоторым из конфессий поддержку, преследуя свои политические интересы.
| |
- |
| |
- | == Периоды ==
| |
- | === 1918—1931 годы ===
| |
- | Правившая в СССР [[Коммунистическая партия Советского Союза|Коммунистическая партия]] с [[1919 год]]а открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков»<ref name="Decisions">[http://istrorijarossii.narod.ru/oreligii.htm Решения КПСС и советского государства о религии и церкви]</ref>.
| |
- |
| |
- | Одним из первых узаконений [[большевизм|большевистского]] правительства был подготовленный наркомом юстиции [[Штейнберг, Исаак Захарович|Исааком Штейнбергом]] и заведующим отделом законодательных предположений Наркомюста [[Рейснер, Михаил Андреевич|Михаилом Рейснером]] Декрет [[Совет Народных Комиссаров РСФСР|СНК]] [[РСФСР]], принятый 20 января (по ст. ст.) и изданный 23 января [[1918 год]]а<ref>Первоначально декрет был опубликован в газете «[[Известия]]» 21 января 1918 года под названием «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».</ref>, — ''Об отделении церкви от государства и школы от церкви''<ref>[http://www.constitution.garant.ru/DOC_5325.htm Об отделении церкви от государства и школы от церкви (Декрет Совета Народных Комиссаров)]</ref>, которым церковь (речь шла преимущественно о [[Православная российская церковь|Православной Российской Церкви]], так как только она до того имела статус [[Государственная религия|государственного института]] в [[Российская империя|Российской империи]]) была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав юридического лица и собственности, а религия объявлялась частным делом граждан. Декрет узаконял принимавшиеся с декабря 1917 года распоряжения и акты, упразднявших функции Православной Церкви как государственного учреждения, пользующегося государственным покровительством<ref>[http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=168090 Декрет об отделении] «Власть» 13 февраля 2001.</ref>.
| |
- |
| |
- | Принятое 8 апреля 1929 года в развитие «Декрета» Постановление [[ВЦИК]] и [[СНК]] РСФСР о [[религиозное объединение#В СССР|религиозных объединениях]] до конца [[1990 год]]а определяло правовой статус последних в СССР.
| |
- |
| |
- | Для претворения в жизнь Декрета по решению СНК РСФСР в апреле 1918 года была создана Межведомственная комиссия при [[Наркомюст]]е; в мае того же года, после роспуска комиссии, образован VIII («ликвидационный») отдел Наркомюста во главе с [[Красиков, Пётр Ананьевич|П. А. Красиковым]], призванный ликвидировать административно-управленческие церковные структуры (упразднён в [[1924 год]]у).
| |
- |
| |
- | По решению ЦИК от [[20 июля]] [[1921 год]]а [[Агитпроп]] и его национальные отделения должны были приступить к всесторонней антирелигиозной пропаганде. При подотделе пропаганды Агитпропотдела ЦК для координации антирелигиозной борьбы возникла Антицерковная комиссия. В состав комиссии входили чиновники из Агитпропа, Московского комитета РКП(б), VIII ликвидационного отдела Народного комиссариата юстиции, ЦК РКСМ союза коммунистической молодёжи, а также Народного комиссариата просвещения и [[ГПУ|Главного политического управления]].
| |
- |
| |
- | Весной [[1922 год]]а большевики, [[Гражданская война в России|отразившие]] к тому времени внешние угрозы, перешли к этапу активной борьбы с религиозными институтами. [[23 февраля]] 1922 года вышел декрет ВЦИК об [[Изъятие церковных ценностей в России в 1922 году|изъятии церковных ценностей]], находящихся в пользовании групп верующих<ref>[http://history.machaon.ru/all/number_01/pervajmo/1/part2/decret/index.html Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей: от поисков компромисса к конфронтации]</ref>. В письме членам [[Политбюро]] от [[19 марта]] 1922 года [[Ленин, Владимир Ильич|В. Ленин]], имея в виду разразившийся к тому времени в ряде регионов [[Голод в Поволжье 1921—1922|голод]], писал:
| |
- | {{начало цитаты}}<…>Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей.. . Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать…{{конец цитаты|источник=[http://www.pseudology.org/Documets/Tserkov_iziat.htm Владимир Ильич Ленин «…Надо именно теперь проучить эту публику…»]}}
| |
- |
| |
- | Антирелигиозная политика первых лет не увенчалась успехом: в 1921—1922 годах началось частичное религиозное возрождение, особенно в городах.
| |
- |
| |
- | [[27 апреля]] 1923 года была опубликована инструкция наркоматов юстиции и внутренних дел, датированная 15 апреля того же года, «О порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых», которая позволяла учреждать религиозные объединения в форме «обществ», которые имели несколько больше прав, чем «двадцатки», существовавшие с [[1918 год]]а, — в частности они могли иметь свой устав. Наличие устава отличало «общество» от «двадцатки», которая такого устава не имела и подлежала регистрации с заключением договора с местным [[Советы|советом]]. Для регистрации религиозного общества требовалось 50 человек и оно могло управлять более чем одним молитвенным зданием.
| |
- |
| |
- | В период с 1923 до 1929 года политика государства претерпела некоторое смягчение, в особенности в отношении [[Ислам|мусульманских]] и [[Иудаизм|иудейских]] организаций («религиозный [[Новая экономическая политика|нэп]]» по терминологии некоторых исследователей, восходящей к словам [[Троцкий, Лев Давидович|Льва Троцкого]]<ref name="Ptotest">[http://www.rchgi.spb.ru/christian/protestantizm_4.htm Отношение советской власти к протестантским организациям в 1919—1925 гг.] Н. А. Неживых. Лютеране в Сибири. Сборник научных статей. — Омск: Издательство Омского государственного технического университета, 2000. стр. 262—266.</ref>). Политика же в отношение [[Протестантизм|протестантских]] групп («сектантов») и ранее была сравнительно благожелательной: делами «сектантов» ведал Оргкомсект при ВЦИК под руководством [[Смидович, Пётр Гермогенович|П. Г. Смидовича]]; в отличие от православной церкви протестантским организациям разрешали выпуск различных периодических изданий, давали право иметь свои учебные заведения, организовывать союзы молодёжи, крестьяне-сектанты с конца 1919 года стали создавать первые колхозы, получавшие от государства кредиты и льготы<ref name="Ptotest"/>.
| |
- |
| |
- | В [[1925 год]]у на основе Общества друзей газеты «Безбожник» была основана (существовала до 1947 года) массовая общественная организация «[[Союз воинствующих безбожников]]» (до июня 1929 года — «Союз безбожников»), во главе которого стал [[Ярославский, Емельян Михайлович|Емельян Ярославский (Губельман)]]; функционировало издательство «Безбожник».
| |
- |
| |
- | В начале 1929 года был разослан совершенно секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», который борьбу с религией приравнивал к классово-политической, что открывало новый этап наступления на религию<ref name="Bezbpyat"/>.
| |
- |
| |
- | Принятое [[8 апреля]] 1929 года на основании Декрета СНК РСФСР от 20 января 1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях»<ref>[http://www.lawmix.ru/docs_cccp.php?id=5380 Постановление вцик, снк рсфср от 08.04.1929 о религиозных объединениях]</ref>, с позднейшими изменениями от 23 июня 1975 года<ref>[http://www.kodeks-luks.ru/ciws/site?tid=0&nd=9055640&prevDoc=9056052 Указ внесении изменений и дополнений в постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях»]</ref>, до [[25 октября]] [[1990 год]]а, когда Постановлением Верховного Совета РСФСР<ref>[http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0655.htm ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РСФСР ОТ 25.10.1990 N 268-1 О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РСФСР «О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ»]</ref> был введён в действие Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»<ref>[http://www.kodeks-luks.ru/ciws/site?tid=0&nd=9003479&prevDoc=9003479 Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»]</ref>, служило нормативно-правовым документом, регулировавшим статус религиозных обществ (объединений) в СССР. Постановление запрещало религиозным объединениям заниматься [[благотворительность]]ю, организовывать паломничество верующих к святым местам и подобное; деятельность служителей культа ограничивалась местожительством членов нанимавшего их общества (группы). Вне церковных стен деятельность духовенства ограничивалась посещением больных и умирающих, на всё другое требовалось специальное разрешение местного Совета.
| |
- |
| |
- | Инструкция НКВД от 1 октября 1929 года «О правах и обязанностях религиозных объединений»<ref>Бюллетень НКВД. 1929, № 37, стр. 1—5.</ref> относила служителей культа к категории [[Лишенцы|лишенцев]].
| |
- |
| |
- | В мае 1929 года на XIV Всероссийском съезде Советов была принята новая редакция статьи 4-й Конституции РСФСР: вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» признавалась «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды», что законодательно ставило верующих в неравное с прочими гражданами положение.
| |
- |
| |
- | Принятое [[15 февраля]] [[1930 год]]а Постановление правительства «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» предписывало местным органам власти усилить контроль за руководителями религиозных общин, исключать из актива «враждебных советскому строю»; Центральная комиссия по вопросам культов, отмечая «консолидацию контрреволюционного актива в рамках религиозных организаций», признавала, что Постановление от 8 апреля 1929 года «подлежит пересмотру в сторону упрощения процесса закрытия молитвенных зданий»<ref>ГАРФ. Ф.Р-5263. Оп. 1. Д. 22. Л. 4; Д. 1. Л. 4.</ref>.
| |
- |
| |
- | В 1930—1931 года вышел ряд секретных циркулярных писем и постановлений правительства и Наркомфина об упорядочении налогового обложения религиозных объединений и духовенства, о трудоустройстве лиц, снявших с себя сан<ref>ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1. Л. 13; Д. 6. Л. 9, 14, 17; Д. 1. Л. 13.</ref>. Было увеличено налоговое обложение церковнослужителей. В случае неуплаты налогов их имущество конфисковывалось, а сами они выселялись в другие районы страны<ref>История России: учеб./ А.С. Орлов, авторский коллектив - 3 изд., перераб. и доп. - М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 528 с. ISBN 978-5-482-01692-3</ref>.
| |
- |
| |
- | === 1932—1941. Безбожная пятилетка ===
| |
- | [[15 мая]] [[1932 год]]а Декретом правительства за подписью [[Сталин, Иосиф|И. Сталина]] была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны»<ref name="Bezbpyat">{{cite web|url=http://religion.ng.ru/history/2002-10-30/7_ussr.html|title=Была ли безбожная пятилетка?|publisher=[[Независимая газета]]|datepublished=30 октября 2002|accessdate=25 марта 2009|description=В 1932 году в СССР начался новый этап строительства антирелигиозного государства}}</ref>. Должны были быть закрыты все культовые учреждения на территории страны.
| |
- |
| |
- | В 1932 году ВЦИК и СНК РСФСР передали функции общего надзора за деятельностью религиозных организаций, их регистрации, выдачи разрешений на проведение съездов и тому подобное из ведения НКВД Центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, созданной 1 июня 1930 года, и комиссиям по вопросам культов при местных исполкомах. Однако и далее служители культа регистрировались в НКВД<ref>ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 32. Л. 16.</ref>. В апреле 1938 года комиссия была упразднена; к тому времени религиозные вопросы перешли в исключительную компетенцию НКВД<ref>Поспеловский Д. В. ''Русская православная церковь в 20 веке''. М., 1995, стр. 171.</ref>.
| |
- |
| |
- | К 1937 году количество культовых зданий сократилось на 58 % от их дореволюционного количества<ref>[[Красиков, Пётр Ананьевич|Красиков П. А.]] ''О некоторых ошибках при проведении в жизнь законодательства о религиозных культах.'' // ''Избранные атеистические произведения''. М., 1970, стр. 238.</ref>.
| |
- |
| |
- | Принятая [[5 декабря]] 1936 года 8-м Чрезвычайным Всесоюзным съездом Советов [[Конституция СССР 1936 года|новая Конституция]] СССР провозглашала равноправие всех граждан, в том числе и «служителей культа»; но за гражданами по-прежнему признавалась «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды»<ref>''Конституция СССР 1936 г.'' М., 1936, [[wikisource:ru:Конституция СССР (1936) редакция 15.01.1938 г.#Глава Х|статья 124-я]].</ref>.
| |
- |
| |
- | === Война и послевоенный период ===
| |
- | В ходе [[ВОВ|войны 1941—1945 годов]] политическое руководство СССР окончательно отказалось от планов скорейшего уничтожения религии и церкви и перешло к политике частичного возрождения религиозной жизни в стране под жёстким государственным контролем.
| |
- |
| |
- | [[14 сентября]] 1943 года при СНК СССР был созданы Совет по делам русской православной церкви (СДРПЦ); [[19 мая]] 1944 года — Совет по делам религиозных культов (СДРК)<ref>ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 1. Л. 2-12, 38, 41.</ref>, на которые возлагались задачи осуществления сношений между правительством и, соответственно, Московской Патриархией и «религиозными объединениями мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, грекокатолической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций». Советы должны были разрабатывать проекты соответствующих законодательных актов и постановлений правительства, наблюдать за исполнением законодательства о культах; Советы имели в республиках, областях и краях своих уполномоченных.
| |
- |
| |
- | Хотя Положения «О порядке открытия церквей» от 28 ноября 1943 года и «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов» от 19 ноября 1944 года<ref>ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 1. Л. 26-30, 58-59.</ref> предполагали многоступенчатость и длительность процедуры открытия новых культовых учреждений, открытые на занятой [[Третий рейх|немцами]] территории учреждения культа, как правило, не закрывались после восстановления советского режима на данной территории.
| |
- |
| |
- | Со второй половины 1948 года началось определённое ужесточение антирелигиозной политики.
| |
- |
| |
- | === Период правления Хрущёва. Хрущёвские гонения ===
| |
- | Хотя период правления [[Хрущёв, Никита Сергеевич|Н. С. Хрущёва]] в сравнении с деяниями его предшественника принято именовать «[[Хрущёвская оттепель|оттепелью]]», в отношениях между государством и религиозными организациями, наоборот, наступило значительное охлаждение отношений.
| |
- |
| |
- | [[7 июля]] 1954 года ЦК КПСС принял Постановление «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения», которое, отмечая оживление деятельности «церкви и различных религиозных сект», увеличение количества граждан, отправляющих религиозные обряды, призывало партийные, комсомольские организации, Министерство просвещения, профсоюзы проводить антирелигиозную работу «систематически, со всей настойчивостью, методом убеждения, терпеливого разъяснения и индивидуального подхода к верующим людям»<ref>''КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК''. Т. 6. — М., 1971, стр. 502—505.</ref>. Проведение в жизнь Постановления было приторможено ввиду разногласия в руководстве, вследствие чего 10 ноября 1954 года было принято новое Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения»<ref>[http://www.rusoir.ru/index_print.php?url=/03print/02/239/ Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды»]</ref>, которое осуждало методы клеветы, оскорблений, административного вмешательства в деятельность религиозных организаций, «вместо развёртывания систематической кропотливой работы по пропаганде естественнонаучных знаний и идейной борьбы с религией»<ref>''КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК''. Т. 6. — М., 1971, стр. 516—517.</ref>.
| |
- |
| |
- | Активизация антирелигиозной борьбы началась после [[XX съезд КПСС|XX съезда]], на котором Хрущёву удалось окончательно утвердить свою власть в стране. Секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“» от 4 октября 1958 года обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»; государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин.
| |
- |
| |
- | Секретное Постановление 16 марта 1961 года «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» требовало восстановления в полной мере Постановления 1929 года, обязывая местные советские органы обеспечить строгий контроль за его выполнением, своевременно принимать меры к ликвидации нарушений этого законодательства духовенством и религиозными объединениями; все постановления 1940-х годов признавались утратившими силу<ref>ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 302. Л. 2-2 об.</ref>. Секретная инструкция по применению законодательства о культах в марте 1961 года обращала особое внимание на то, что служители культа не имеют права вмешиваться в распорядительную и финансово-хозяйственную деятельность религиозных общин<ref>ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 306. Л. 4.</ref>. В инструкции впервые были определены не подлежавшие регистрации «секты, вероучение и характер деятельности которых носит антигосударственный и изуверский характер: [[Свидетели Иеговы|иеговисты]], пятидесятники, адвентисты-реформисты»<ref>ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 306. Л. 11-12.</ref>.
| |
- |
| |
- | === 1964—1991 годы ===
| |
- | В 1965 году СДРПЦ и СДРК были объединены в [[Совет по делам религий]] (СДР) при Совете Министров СССР; впервые было опубликовано положение о СДР. Совет имел право сам принимать решения о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий, проверять деятельность религиозных организаций.
| |
- |
| |
- | Новые Уголовные Кодексы от 1961 года и Указы Президиума ВС РСФСР от 18 марта 1966 года «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах», «О внесении дополнений в статью 142 УК РСФСР», «О применении статьи 142 УК РСФСР», устанавливали три вида ответственности за нарушение религиозного законодательства: дисциплинарную, административную и уголовную; уклонение руководителей религиозных объединений от регистрации и другие нарушения ими законодательства о культах наказывались административным штрафом (до 50 руб.), уголовная ответственность (до 3-х лет лишения свободы) предусматривалась за посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов, принудительное взимание сборов, изготовление и массовое распространение обращений, писем, листовок, призывающих к неисполнению законодательства о религиозных культах. Подчёркивалось, что «к мерам административной, а тем более уголовной ответственности следует прибегать лишь в отношении злостных нарушителей законов»<ref>Иванов А. И., Лобазов П. К. ''Политика Советского государства по вопросам религии и церкви''. М., Знание, 1973, стр. 46.</ref>.
| |
- |
| |
- | Опубликованный 23 июня 1975 года Указ Президиума ВС РСФСР «О внесении изменений и дополнений в постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. „О религиозных объединениях“»<ref>ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 714. Л. 1-9.</ref> уточнял процедуру регистрации религиозных обществ, сохраняя многоступенчатость процедуры. Полномочия по открытию и закрытию храмов переходили от местных Советов к СДР; окончательное решение оставалось за ним без ограничения сроков.
| |
- |
| |
- | [[Конституция СССР 1977 года]] сохраняла фактическое неравноправие граждан в зависимости от их отношения к религии: атеисты могли свободно пропагандировать свои убеждения, а верующие имели лишь право «отправлять религиозные культы» (стратья 52-я).
| |
- |
| |
- | == Иудаизм ==
| |
| [[28 декабря]] 1920 года появился циркуляр еврейского отдела Наркомпроса о ликвидации [[хедер]]ов и [[Иешива|иешив]]. После показательных судов в 1921 году над хедером в [[Витебск]]е и над иешивой в Ростове все еврейские религиозные учебные заведения были официально закрыты. Ряд руководителей и преподавателей иешив вместе со своими учениками эмигрировали. | | [[28 декабря]] 1920 года появился циркуляр еврейского отдела Наркомпроса о ликвидации [[хедер]]ов и [[Иешива|иешив]]. После показательных судов в 1921 году над хедером в [[Витебск]]е и над иешивой в Ростове все еврейские религиозные учебные заведения были официально закрыты. Ряд руководителей и преподавателей иешив вместе со своими учениками эмигрировали. |
| | | |
Строка 84: |
Строка 6: |
| | | |
| Ситуация изменилась в конце 1920-х; в средине 1930-х власти разрешали оставлять одну синагогу в крупных городах со значительным еврейским населением. К 1 декабря 1933 года было закрыто 257 синагог, что сотавляло 57% от существовавших в первые годы советского режима. | | Ситуация изменилась в конце 1920-х; в средине 1930-х власти разрешали оставлять одну синагогу в крупных городах со значительным еврейским населением. К 1 декабря 1933 года было закрыто 257 синагог, что сотавляло 57% от существовавших в первые годы советского режима. |
- |
| |
- | === Караизм ===
| |
- | {{planned}}
| |
| | | |
| == Примечания == | | == Примечания == |
- | {{примечания|2|height=200}}
| |
| | | |
- | == См. также ==
| + | <references /> |
- | * [[Совет по делам религий]]
| + | |
- | * [[История Русской церкви#Второй патриарший период]]
| + | |
- | * [[Список храмов, снесённых при советской власти]]
| + | |
| | | |
| == Ссылки == | | == Ссылки == |
- | * [http://www.fond.ru/calendar/about/damascene_2.htm Игумен Дамаскин (Орловский)История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации]
| |
| * {{ЭЕЭ|13879|Евреи в Советском Союзе}} | | * {{ЭЕЭ|13879|Евреи в Советском Союзе}} |
- | * [http://www.krotov.info/history/20/zavdorn.html В. Задворный, А. Юдин. История Католической Церкви в России. Краткий очерк. — М.: Издание колледжа католической теологии имени св. Фомы Аквинского, 1995.]
| |
- | * [http://www.regels.org/documents.htm Церковь и государство в СССР.1917-1953. Документы]
| |
- | {{СССР в темах}}
| |
| | | |
- | [[Категория:Религия в СССР| ]] | + | |
- | [[Категория:Культура СССР]] | + | |
| + | |
| + | [[Категория:Преследования иудаизма]] |
| + | [[Категория:Антисемитизм]] |
| | | |
| [[en:Religion in the Soviet Union]] | | [[en:Religion in the Soviet Union]] |
| [[fi:Uskonto Neuvostoliitossa]]{{WikiCopyRight}} | | [[fi:Uskonto Neuvostoliitossa]]{{WikiCopyRight}} |
| + | |
| + | {{checked_final}} |
Однако, в течение нескольких лет хедеры и иешивы ещё продолжали подпольную деятельность. В 1922 году Йосеф Шнеерсон, глава любавичских хасидов (6-ой Ребе), создал Комитет раввинов, действовавший в полулегальных условиях. В 1923 году антирелигиозная деятельность в отношении иудаизма была в значительной мере приостановлена: к концу 1920-х годов число синагог увеличилось по сравнению с 1917 годом; в Ленинграде в 1927 году было 17 синагог и молитвенных домов против 13 в 1917 году[1]. С 1925 года предоставлять финансовую помощь на религиозное образование начала американская организация Джойнт. В целом 1920-е годы оказались наиболее либеральным периодом для религиозной еврейской жизни в СССР[2]. Осенью 1927 года, после ареста и приговора, было позволено эмигрировать в Ригу Шнеерсону, который по переезде в 1924 году в Ленинград образовал там центр Хабада, противодействовавший политике ассимиляции евреев.
Ситуация изменилась в конце 1920-х; в средине 1930-х власти разрешали оставлять одну синагогу в крупных городах со значительным еврейским населением. К 1 декабря 1933 года было закрыто 257 синагог, что сотавляло 57% от существовавших в первые годы советского режима.