Слонимский, Антоний
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «}}{{» на «}} {{») |
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
||
(5 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
{{Писатель | {{Писатель | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
}} | }} | ||
- | |||
- | + | '''Анто́ний''' ('''Антони''') '''Слони́мский''' ({{lang-pl|Antoni Słonimski}}; [[15 ноября]] [[1895]], [[Варшава]] — [[4 июля]] [[1976]], ''там же'') — польский поэт, драматург, литературный критик. Внук [[Слонимский, Хаим Зелиг|Х. З. Слонимского]]. Семья Слонимского приняла католичество до его рождения. | |
- | + | ||
==Биография== | ==Биография== | ||
Отец Слонимского, врач, послужил прототипом доктора Шумана в романе [[Прус, Болеслав|Болеслава Пруса]] «Кукла». Окончил Академию изящных искусств в Варшаве ([[1917]]). Был одним из создателей литературного кабаре «Pikador» ([[1918]]) и организаторов поэтической группы «[[Скамандр (литература)|Скамандр]]». | Отец Слонимского, врач, послужил прототипом доктора Шумана в романе [[Прус, Болеслав|Болеслава Пруса]] «Кукла». Окончил Академию изящных искусств в Варшаве ([[1917]]). Был одним из создателей литературного кабаре «Pikador» ([[1918]]) и организаторов поэтической группы «[[Скамандр (литература)|Скамандр]]». | ||
- | + | Окончил Академию изящных искусств в Варшаве, изучал живопись в Мюнхене. В 1918 г. участвовал в организации литературного кабаре «Под Пикадором», писал тексты выступлений для его артистов. В 1920 г. Слонимский вместе с [[Тувим, Юлиан|Ю. Тувимом]] создал поэтическую группу «Скамандр», сыгравшую большую роль в литературной жизни Польши в межвоенный период. Первая книга стихов «Сонеты» издана в 1918 г. В 1924–39 гг. Слонимский — постоянный сотрудник самого влиятельного литературного еженедельника «Вядомосци литерацке», где выступал как театральный критик, а с 1927 г. также вел сатирическую колонку «Еженедельная хроника» (его фельетоны в дальнейшем получили признание как одни из лучших в польской литературе 20 в.). В 1920-х гг. Слонимский совершил поездки в страны Средиземноморья, в том числе и в подмандатную Палестину (1922–23), а также в Бразилию, впечатления о которых отразились в книге «Из далекого путешествия» (1926). Посещению Советского Союза (1932) посвящена книга «Величие и падение Красной России» (1933). В годы Второй мировой войны сотрудничал с польским правительством в эмиграции. В 1939–40 гг. жил в Париже, участвовал в составлении радиопередач для трансляции на оккупированную Польшу, позднее в Лондоне был редактором ежемесячника «Нова Польска» (1942–46). В 1946–48 гг. руководил литературным отделом ЮНЕСКО, в 1948–51 гг. возглавлял Институт польской культуры (Лондон). В 1951 г. Слонимский вернулся в Польшу. Получил Государственную премию (1-й степени) за поэтическое творчество (1955) и Премию Варшавы (1956). В 1956–59 гг., в период либерализации, был избран секретарем правления Союза польских писателей. В 1960–70-х гг. примыкал к демократической оппозиции, сотрудничал в католической печати. | |
[[Изображение:Laski słonimski.jpg|thumb|''Могила Слонимских'']] | [[Изображение:Laski słonimski.jpg|thumb|''Могила Слонимских'']] | ||
Автор фантастических [[Роман (жанр)|романов]] «Torpeda Czasu» («Торпеда времени», [[1924]]) i «Dwa Końce Świata» («Два конца света», [[1937]]), политических [[фельетон]]ов, комедий («Вавилонская башня», 1927, и др.). | Автор фантастических [[Роман (жанр)|романов]] «Torpeda Czasu» («Торпеда времени», [[1924]]) i «Dwa Końce Świata» («Два конца света», [[1937]]), политических [[фельетон]]ов, комедий («Вавилонская башня», 1927, и др.). | ||
- | + | Поэзия, драматургия и публицистика Слонимского 1930-х гг. отмечены антинацистской и антирасистской направленностью (сб. «Окно без решеток», 1935, стихотворение «Немцам», 1937, и др.). Патриотическая лирика Слонимского периода войны, получившая известность не только в эмиграции, но и в оккупированной Польше, отражала чувства народа, борющегося за свободу. В его послевоенном творчестве по-прежнему звучали сатирически-моралистические и гражданские мотивы в сочетании с размышлениями о характере современной литературы. И в коммунистической Польше Слонимский оставался нонконформистом, стоявшим в оппозиции к культурной политике правящей партии. | |
- | |||
- | + | == Антисемитские нападки == | |
+ | Несмотря на то, что Слонимский родился в католической семье, он неоднократно подвергался антисемитским нападкам (известно избиение писателя в 1938 г., националистическая травля в правой прессе незадолго до начала Второй мировой войны, оскорбления во время антиеврейской кампании 1968 г.). Считая себя поляком и польским писателем (“Я польский писатель. Я поляк, притом поляк маниакальный, ярый и ожесточенный”), Слонимский никогда не скрывал своих еврейских корней, подчеркивал заслуги семьи перед Польшей и ее культурой («Варшавские воспоминания», 1957; глава «Сага рода Слонимских» в «Алфавите памяти», 1975, и др). Во все периоды своего творчества Слонимский в той или иной степени возвращался к еврейской тематике. Характер этих произведений разнообразен: от автобиографических (мемуары, лирика) до публицистических с предельно актуальной направленностью (фельетоны, драматургия, проза). Наиболее характерны в этом плане довоенные стихи, в которых, наряду с палестинскими реминисценциями («Разговор с земляком», 1922; «Иерусалим», 1923), звучит усилившийся в 1930-е гг. мотив чуждости и отверженности («Грустно мне, Боже», «Друзьям в Англии», 1938). Еврейская тема в публицистике и драматургии Слонимского окрашена характерными для его мировоззрения идеалами просвещения и позитивизма. При этом, говоря о евреях, он часто занимал критическую позицию, в особенности когда речь заходила о культуре восточноевропейских [[Гетто|гетто]] или о [[Сионизм|сионизме]]. Слонимский последовательно боролся за право евреев на [[Ассимиляция|ассимиляцию]] (сторонником которой он был) и полноправное участие в польской жизни. Это не мешало ему в своих сатирических произведениях (например, комедия «Варшавский негр», 1928) высмеивать негативные аспекты поспешной еврейской ассимиляции. Стремление к демонстрированию объективизма в еврейском вопросе иногда приводило Слонимского к резким выпадам по отношению к евреям, их морали и религии с гиперболизацией специфически отрицательных черт еврейского характера, повторениями антиеврейских утверждений [[Вейнингер, Отто|О. Вейнингера]] и даже с неверными ссылками на [[Библия|Библию]] (например, статья «О раздражительности евреев», 1924 г., использованная главой коммунистической партии Польши В. Гомулкой в марте 1968 г. как пример антисемитизма Слонимского). | ||
- | На | + | |
+ | == Изменения в "еврейском вопросе" == | ||
+ | Годы войны изменили позицию Слонимского в еврейском вопросе. В стихотворениях «Варшавское гетто» (1943; трагический диалог матери и сына), «Песнь о Януше Корчаке» (1943) Слонимский выражал солидарность с гонимым еврейским народом и воздавал честь погибшим героям, а в стихотворении «Агасфер» (1943) отождествлял себя, беженца, со скитальцем [[Вечный Жид|Вечным Жидом]]. После [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] Слонимский с ностальгией и болью изображал исчезнувшие еврейские [[Местечко|местечки]], писал о близости судеб народов-страдальцев (то есть евреев и поляков; «Элегия еврейских местечек», 1947). На смену образам евреев-невежд и нуворишей приходят в его послевоенных произведениях евреи-труженики («Как это было на самом деле») и яркие творческие личности, деятели польской и еврейской культуры и общественной жизни («Алфавит памяти»). Слонимский не переиздавал многие довоенные комедии и фельетоны, содержавшие критику некоторых сторон еврейской жизни. В 1967–68 гг. Слонимский осудил антиизраильскую и антисемитскую кампанию в Польше, жертвой которой он стал. | ||
+ | |||
+ | ==Семья== | ||
+ | Внук видного [[еврей]]ского издателя, литератора (на [[иврит]]е), популяризатора науки, математика и изобретателя [[Слонимский, Зиновий Яковлевич|Хаим-Зелика (Зиновия Яковлевича) Слонимского]] ([[1810]], [[Белосток]] [[Гродненская губерния|Гродненской губернии]] — [[1904]], [[Варшава]]). Троюродный брат [[США|американского]] музыковеда, лексикографа, композитора, дирижёра и пианиста [[Слонимский, Николай Леонидович|Николаса (Николая Леонидовича) Слонимского]] ([[1894]], [[Петербург]] — [[1995]], [[Лос-Анджелес]]), [[русский язык|русских]] [[СССР|советских]] писателей и литературоведов [[Слонимский, Александр Леонидович|Александра Леонидовича]] ([[1881]], [[Петербург]] — [[1964]], [[Москва]]) и [[Слонимский, Михаил Леонидович|Михаила Леонидовича]] ([[1897]], [[Петербург]] — [[1972]], [[Москва]]) Слонимских. Племянник [[идиш|еврейского]] филолога и педагога Иосифа Зеликовича Слонимского ([[1860]], [[Варшава]] — [[1933]], [[Париж]]), автора ряда учебников на [[идиш]]е по изучению иностранных языков. | ||
+ | |||
+ | Брат Слонимского, Петр Владислав (1893–1944), зоолог и врач. С 1932 г. доцент Варшавского университета, автор многих научных работ. В период оккупации преподавал на подпольных университетских курсах в Варшаве. Был врачом в Армии Крайовой. Погиб во время поднятого ею Варшавского восстания. | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[de:Antoni Słonimski]] | [[de:Antoni Słonimski]] | ||
[[en:Antoni Słonimski]] | [[en:Antoni Słonimski]] | ||
[[he:אנטוני סלונימסקי]] | [[he:אנטוני סלונימסקי]] | ||
- | [[pl:Antoni Słonimski]]{{WikiCopyRight}} | + | [[pl:Antoni Słonimski]] |
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|13847|СЛОНИМСКИЙ Антони}} | ||
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Текущая версия на 12:04, 4 января 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Антоний Слонимский | |
Antoni Słonimski | |
Файл:Antoni Slonimski Polish writer.jpg | |
Дата рождения: |
15 ноября 1895 |
---|---|
Дата смерти: |
4 июля 1976 |
Анто́ний (Антони) Слони́мский (польск. Antoni Słonimski; 15 ноября 1895, Варшава — 4 июля 1976, там же) — польский поэт, драматург, литературный критик. Внук Х. З. Слонимского. Семья Слонимского приняла католичество до его рождения.
Содержание |
Биография
Отец Слонимского, врач, послужил прототипом доктора Шумана в романе Болеслава Пруса «Кукла». Окончил Академию изящных искусств в Варшаве (1917). Был одним из создателей литературного кабаре «Pikador» (1918) и организаторов поэтической группы «Скамандр».
Окончил Академию изящных искусств в Варшаве, изучал живопись в Мюнхене. В 1918 г. участвовал в организации литературного кабаре «Под Пикадором», писал тексты выступлений для его артистов. В 1920 г. Слонимский вместе с Ю. Тувимом создал поэтическую группу «Скамандр», сыгравшую большую роль в литературной жизни Польши в межвоенный период. Первая книга стихов «Сонеты» издана в 1918 г. В 1924–39 гг. Слонимский — постоянный сотрудник самого влиятельного литературного еженедельника «Вядомосци литерацке», где выступал как театральный критик, а с 1927 г. также вел сатирическую колонку «Еженедельная хроника» (его фельетоны в дальнейшем получили признание как одни из лучших в польской литературе 20 в.). В 1920-х гг. Слонимский совершил поездки в страны Средиземноморья, в том числе и в подмандатную Палестину (1922–23), а также в Бразилию, впечатления о которых отразились в книге «Из далекого путешествия» (1926). Посещению Советского Союза (1932) посвящена книга «Величие и падение Красной России» (1933). В годы Второй мировой войны сотрудничал с польским правительством в эмиграции. В 1939–40 гг. жил в Париже, участвовал в составлении радиопередач для трансляции на оккупированную Польшу, позднее в Лондоне был редактором ежемесячника «Нова Польска» (1942–46). В 1946–48 гг. руководил литературным отделом ЮНЕСКО, в 1948–51 гг. возглавлял Институт польской культуры (Лондон). В 1951 г. Слонимский вернулся в Польшу. Получил Государственную премию (1-й степени) за поэтическое творчество (1955) и Премию Варшавы (1956). В 1956–59 гг., в период либерализации, был избран секретарем правления Союза польских писателей. В 1960–70-х гг. примыкал к демократической оппозиции, сотрудничал в католической печати.
Автор фантастических романов «Torpeda Czasu» («Торпеда времени», 1924) i «Dwa Końce Świata» («Два конца света», 1937), политических фельетонов, комедий («Вавилонская башня», 1927, и др.).
Поэзия, драматургия и публицистика Слонимского 1930-х гг. отмечены антинацистской и антирасистской направленностью (сб. «Окно без решеток», 1935, стихотворение «Немцам», 1937, и др.). Патриотическая лирика Слонимского периода войны, получившая известность не только в эмиграции, но и в оккупированной Польше, отражала чувства народа, борющегося за свободу. В его послевоенном творчестве по-прежнему звучали сатирически-моралистические и гражданские мотивы в сочетании с размышлениями о характере современной литературы. И в коммунистической Польше Слонимский оставался нонконформистом, стоявшим в оппозиции к культурной политике правящей партии.
Антисемитские нападки
Несмотря на то, что Слонимский родился в католической семье, он неоднократно подвергался антисемитским нападкам (известно избиение писателя в 1938 г., националистическая травля в правой прессе незадолго до начала Второй мировой войны, оскорбления во время антиеврейской кампании 1968 г.). Считая себя поляком и польским писателем (“Я польский писатель. Я поляк, притом поляк маниакальный, ярый и ожесточенный”), Слонимский никогда не скрывал своих еврейских корней, подчеркивал заслуги семьи перед Польшей и ее культурой («Варшавские воспоминания», 1957; глава «Сага рода Слонимских» в «Алфавите памяти», 1975, и др). Во все периоды своего творчества Слонимский в той или иной степени возвращался к еврейской тематике. Характер этих произведений разнообразен: от автобиографических (мемуары, лирика) до публицистических с предельно актуальной направленностью (фельетоны, драматургия, проза). Наиболее характерны в этом плане довоенные стихи, в которых, наряду с палестинскими реминисценциями («Разговор с земляком», 1922; «Иерусалим», 1923), звучит усилившийся в 1930-е гг. мотив чуждости и отверженности («Грустно мне, Боже», «Друзьям в Англии», 1938). Еврейская тема в публицистике и драматургии Слонимского окрашена характерными для его мировоззрения идеалами просвещения и позитивизма. При этом, говоря о евреях, он часто занимал критическую позицию, в особенности когда речь заходила о культуре восточноевропейских гетто или о сионизме. Слонимский последовательно боролся за право евреев на ассимиляцию (сторонником которой он был) и полноправное участие в польской жизни. Это не мешало ему в своих сатирических произведениях (например, комедия «Варшавский негр», 1928) высмеивать негативные аспекты поспешной еврейской ассимиляции. Стремление к демонстрированию объективизма в еврейском вопросе иногда приводило Слонимского к резким выпадам по отношению к евреям, их морали и религии с гиперболизацией специфически отрицательных черт еврейского характера, повторениями антиеврейских утверждений О. Вейнингера и даже с неверными ссылками на Библию (например, статья «О раздражительности евреев», 1924 г., использованная главой коммунистической партии Польши В. Гомулкой в марте 1968 г. как пример антисемитизма Слонимского).
Изменения в "еврейском вопросе"
Годы войны изменили позицию Слонимского в еврейском вопросе. В стихотворениях «Варшавское гетто» (1943; трагический диалог матери и сына), «Песнь о Януше Корчаке» (1943) Слонимский выражал солидарность с гонимым еврейским народом и воздавал честь погибшим героям, а в стихотворении «Агасфер» (1943) отождествлял себя, беженца, со скитальцем Вечным Жидом. После Катастрофы Слонимский с ностальгией и болью изображал исчезнувшие еврейские местечки, писал о близости судеб народов-страдальцев (то есть евреев и поляков; «Элегия еврейских местечек», 1947). На смену образам евреев-невежд и нуворишей приходят в его послевоенных произведениях евреи-труженики («Как это было на самом деле») и яркие творческие личности, деятели польской и еврейской культуры и общественной жизни («Алфавит памяти»). Слонимский не переиздавал многие довоенные комедии и фельетоны, содержавшие критику некоторых сторон еврейской жизни. В 1967–68 гг. Слонимский осудил антиизраильскую и антисемитскую кампанию в Польше, жертвой которой он стал.
Семья
Внук видного еврейского издателя, литератора (на иврите), популяризатора науки, математика и изобретателя Хаим-Зелика (Зиновия Яковлевича) Слонимского (1810, Белосток Гродненской губернии — 1904, Варшава). Троюродный брат американского музыковеда, лексикографа, композитора, дирижёра и пианиста Николаса (Николая Леонидовича) Слонимского (1894, Петербург — 1995, Лос-Анджелес), русских советских писателей и литературоведов Александра Леонидовича (1881, Петербург — 1964, Москва) и Михаила Леонидовича (1897, Петербург — 1972, Москва) Слонимских. Племянник еврейского филолога и педагога Иосифа Зеликовича Слонимского (1860, Варшава — 1933, Париж), автора ряда учебников на идише по изучению иностранных языков.
Брат Слонимского, Петр Владислав (1893–1944), зоолог и врач. С 1932 г. доцент Варшавского университета, автор многих научных работ. В период оккупации преподавал на подпольных университетских курсах в Варшаве. Был врачом в Армии Крайовой. Погиб во время поднятого ею Варшавского восстания.pl:Antoni Słonimski
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СЛОНИМСКИЙ Антони в ЭЕЭ