Меир из Ротенбурга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Yankl (Обсуждение | вклад) (→Биография: викификация, стилевые правки) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
(13 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ|ТИП СТАТЬИ=2 | |
- | == | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | Меир | + | |КАЧЕСТВО= |
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |НАЗВАНИЕ= | ||
+ | |ПОДЗАГОЛОВОК= | ||
+ | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= | ||
+ | |АВТОРЫ= | ||
+ | |ТЕМА= | ||
+ | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= | ||
+ | |ИЗ ЦИКЛА= | ||
+ | |ПУБЛИКАЦИИ= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | }} | ||
+ | '''Меир Бен Барух Из Ротенбурга''' (Meir Ben Baruch von Rothenburg; известен как Маhарам, מַהֲרַ"ם מֵרוֹטֶנְבּוּרְג; около 1215, Вормс, – 1293, Энзисхейм, Эльзас), ученый-талмудист и тосафист (см. [[Тосафот|тосафот]]). Его отец Барух носил почетный титул hа-рав, дававшийся в тот период выдающимся ученым, преимущественно — главам [[Иешива|иешив]]; в [[Респонсы|респонсах]] Меир бен Барух упоминает двух своих дядей и 12 других родственников, также носивших этот титул. Уже в возрасте 12 лет в Вюрцбурге Меир бен Барух стал учеником известного талмудиста рабби Ицхака бен Моше. После шестилетнего обучения в иешиве рабби Ицхака, а также у рабби Шмуэля бен Менахема, Меир бен Барух отправился в Майнц, где продолжал изучение [[Талмуд|Талмуда]] у рабби Иехуды бен Моше hа-Коhена, а затем — во Францию, к великим тосафистам Шмуэлю бен Шломо из Фалеза и Иехиэлю бен Иосефу из Парижа. | ||
+ | |||
+ | == Становление == | ||
+ | Меир бен Барух был во Франции, когда в 1240 г. оба его учителя-тосафиста участвовали в диспуте о Талмуде с отступником Николаем Донином (см. [[Диспуты]]). | ||
+ | |||
+ | Спустя два года он стал свидетелем публичного сожжения Талмуда, что побудило его к написанию элегии «Шаали сруфа ба-эш...» (см. [[Еврейская литература средних веков и Возрождения. Еврейская поэзия в северной Европе]]), включенной впоследствии в [[Кина|кинот]] (скорбные песнопения) на [[Ава Девятое|Девятое ава]] по ашкеназскому ритуалу (см. [[Ашкеназы]]). | ||
+ | |||
+ | После этого события Меир бен Барух вернулся в Германию и через несколько лет обосновался в Ротенбурге, где прожил более 40 лет. | ||
+ | |||
+ | Слава Меира бен Баруха как непревзойденного авторитета в талмудических вопросах распространилась по всей Германии и соседним странам, а основанная им школа привлекала многочисленных учеников. | ||
+ | |||
+ | Возникший в 1249 г. конфликт между еврейскими общинами Богемии и Моравии по вопросу о налогах был передан на разбирательство Меира бен Баруха, что свидетельствует о его авторитете величайшего ученого своего поколения. | ||
+ | |||
+ | Почти полвека Меир бен Барух фактически представлял верховную апелляционную инстанцию раввинских судов в германских и прилегающих землях и был арбитром в конфликтах между общинами и частными лицами. К Меиру бен Баруху обращались и известные раввины из Германии, Австрии, Богемии, Италии, Франции, даже Испании. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Респонсы == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Сохранилось около тысячи респонсов Меира бен Баруха, что превышает общее число сохранившихся респонсов всех остальных тосафистов. | ||
+ | |||
+ | Подавляющее большинство респонсов Меира бен Баруха посвящено имущественным вопросам, наследованию, брачным контрактам, проблемам коммерции и налогов, опекунству и общинному управлению. | ||
+ | |||
+ | Более 80 респонсов по вопросам публичного права и общинного управления содержат четкую формулировку идей охраны прав личности, необходимости согласия членов общины на введение новых законов, ограниченного характера права большинства и коллективной ответственности. | ||
+ | |||
+ | Эти принципы, выработанные на основе традиционного еврейского права, нашли в респонсах Меира бен Баруха наиболее универсальное выражение, а также усилили позиции простых членов франко-германских еврейских общин в управлении ими и, возможно, повлияли на формирование муниципального и цехового самоуправления у неевреев. | ||
+ | |||
+ | Респонсы Меира бен Баруха собирались, переписывались и изучались поколениями и оказывали влияние на кодификаторов последующих столетий. | ||
+ | |||
+ | Меир бен Барух внес определенные изменения в молитвенный ритуал и религиозный минхаг (см. [[Обычаи|обычаи]] и [[Обряды|обряды]]), установил многие обычаи, которые позднее приняли евреи Центральной и Восточной Европы. | ||
+ | |||
+ | Влияние Меира бен Баруха на жизненный уклад и общинную организацию распространялось через его учеников, следовавших за ним повсюду (дома, в школе, в синагоге) и оставивших записи своих наблюдений над его поведением, привычками и отправлением обрядов. Впоследствии они включали эти записи вместе с hалахот Меира бен Баруха в свои галахические труды (см. [[Галаха]]). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Ученики и последователи == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Многие из учеников Меира бен Баруха стали со временем лидерами еврейских общин в Германии, Австрии и Богемии и виднейшими раввинистическими авторитетами. | ||
+ | |||
+ | Галахические труды ряда учеников Меира бен Баруха, в первую очередь, [[Ашер Бен Иехиэль|Ашера бен Иехиэля]] и его сына [[Яаков Бен Ашер|Яакова бен Ашера]], основанные на hалахот и респонсах Меира бен Баруха, способствовали распространению его идей в Испании и повлияли на ряд концепций сочинения [[Шулхан Арух|Шулхан арух]], а труды других его учеников («Мордехай», «Хаггахот Маймунийот» и др.) легли в основу работ [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлеса]], включившего в Шулхан арух ашкеназские обычаи. | ||
+ | |||
+ | С восшествием в 1286 г. на германский престол Рудольфа I Габсбурга на евреев страны был наложен дополнительный налог, означавший радикальные перемены в статусе и реальном положении немецкого еврейства. | ||
+ | |||
+ | Евреи, формально считавшиеся «рабами казны» (servi camerae), не только зависели от императора, но и пользовались его покровительством. Новый налог превращал их и все их имущество в личную собственность императора. | ||
+ | |||
+ | Ответом на это был массовый исход евреев из Германии, вождем которого стал Меир бен Барух. Он был арестован и заточен в тюрьму, сначала в Вассербурге, а затем — в Энзисхейме. | ||
+ | |||
+ | Попытки еврейской общины добиться его освобождения даже путем колоссального выкупа оказались безуспешными, так как император рассчитывал, что глубокая преданность евреев своему учителю и лидеру заставит их согласиться на уплату налога. | ||
+ | |||
+ | Меир бен Барух не мог пойти на такую сделку. Он умер в заточении, и его останки не выдавали евреям для погребения вплоть до 1307 г., когда евреи выкупили их за большую сумму и похоронили в Вормсе. | ||
- | |||
- | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 16: | Строка 78: | ||
[[Категория:Поэты на иврите]] | [[Категория:Поэты на иврите]] | ||
[[Категория:Раввины Германии]] | [[Категория:Раввины Германии]] | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[de:Meir von Rothenburg]] | [[de:Meir von Rothenburg]] | ||
Строка 23: | Строка 85: | ||
[[fr:Meïr de Rothenburg]] | [[fr:Meïr de Rothenburg]] | ||
[[he:מהר"ם מרוטנבורג]] | [[he:מהר"ם מרוטנבורג]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Текущая версия на 21:53, 28 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Меир Бен Барух Из Ротенбурга (Meir Ben Baruch von Rothenburg; известен как Маhарам, מַהֲרַ"ם מֵרוֹטֶנְבּוּרְג; около 1215, Вормс, – 1293, Энзисхейм, Эльзас), ученый-талмудист и тосафист (см. тосафот). Его отец Барух носил почетный титул hа-рав, дававшийся в тот период выдающимся ученым, преимущественно — главам иешив; в респонсах Меир бен Барух упоминает двух своих дядей и 12 других родственников, также носивших этот титул. Уже в возрасте 12 лет в Вюрцбурге Меир бен Барух стал учеником известного талмудиста рабби Ицхака бен Моше. После шестилетнего обучения в иешиве рабби Ицхака, а также у рабби Шмуэля бен Менахема, Меир бен Барух отправился в Майнц, где продолжал изучение Талмуда у рабби Иехуды бен Моше hа-Коhена, а затем — во Францию, к великим тосафистам Шмуэлю бен Шломо из Фалеза и Иехиэлю бен Иосефу из Парижа.
Содержание |
Становление
Меир бен Барух был во Франции, когда в 1240 г. оба его учителя-тосафиста участвовали в диспуте о Талмуде с отступником Николаем Донином (см. Диспуты).
Спустя два года он стал свидетелем публичного сожжения Талмуда, что побудило его к написанию элегии «Шаали сруфа ба-эш...» (см. Еврейская литература средних веков и Возрождения. Еврейская поэзия в северной Европе), включенной впоследствии в кинот (скорбные песнопения) на Девятое ава по ашкеназскому ритуалу (см. Ашкеназы).
После этого события Меир бен Барух вернулся в Германию и через несколько лет обосновался в Ротенбурге, где прожил более 40 лет.
Слава Меира бен Баруха как непревзойденного авторитета в талмудических вопросах распространилась по всей Германии и соседним странам, а основанная им школа привлекала многочисленных учеников.
Возникший в 1249 г. конфликт между еврейскими общинами Богемии и Моравии по вопросу о налогах был передан на разбирательство Меира бен Баруха, что свидетельствует о его авторитете величайшего ученого своего поколения.
Почти полвека Меир бен Барух фактически представлял верховную апелляционную инстанцию раввинских судов в германских и прилегающих землях и был арбитром в конфликтах между общинами и частными лицами. К Меиру бен Баруху обращались и известные раввины из Германии, Австрии, Богемии, Италии, Франции, даже Испании.
Респонсы
Сохранилось около тысячи респонсов Меира бен Баруха, что превышает общее число сохранившихся респонсов всех остальных тосафистов.
Подавляющее большинство респонсов Меира бен Баруха посвящено имущественным вопросам, наследованию, брачным контрактам, проблемам коммерции и налогов, опекунству и общинному управлению.
Более 80 респонсов по вопросам публичного права и общинного управления содержат четкую формулировку идей охраны прав личности, необходимости согласия членов общины на введение новых законов, ограниченного характера права большинства и коллективной ответственности.
Эти принципы, выработанные на основе традиционного еврейского права, нашли в респонсах Меира бен Баруха наиболее универсальное выражение, а также усилили позиции простых членов франко-германских еврейских общин в управлении ими и, возможно, повлияли на формирование муниципального и цехового самоуправления у неевреев.
Респонсы Меира бен Баруха собирались, переписывались и изучались поколениями и оказывали влияние на кодификаторов последующих столетий.
Меир бен Барух внес определенные изменения в молитвенный ритуал и религиозный минхаг (см. обычаи и обряды), установил многие обычаи, которые позднее приняли евреи Центральной и Восточной Европы.
Влияние Меира бен Баруха на жизненный уклад и общинную организацию распространялось через его учеников, следовавших за ним повсюду (дома, в школе, в синагоге) и оставивших записи своих наблюдений над его поведением, привычками и отправлением обрядов. Впоследствии они включали эти записи вместе с hалахот Меира бен Баруха в свои галахические труды (см. Галаха).
Ученики и последователи
Многие из учеников Меира бен Баруха стали со временем лидерами еврейских общин в Германии, Австрии и Богемии и виднейшими раввинистическими авторитетами.
Галахические труды ряда учеников Меира бен Баруха, в первую очередь, Ашера бен Иехиэля и его сына Яакова бен Ашера, основанные на hалахот и респонсах Меира бен Баруха, способствовали распространению его идей в Испании и повлияли на ряд концепций сочинения Шулхан арух, а труды других его учеников («Мордехай», «Хаггахот Маймунийот» и др.) легли в основу работ Моше Иссерлеса, включившего в Шулхан арух ашкеназские обычаи.
С восшествием в 1286 г. на германский престол Рудольфа I Габсбурга на евреев страны был наложен дополнительный налог, означавший радикальные перемены в статусе и реальном положении немецкого еврейства.
Евреи, формально считавшиеся «рабами казны» (servi camerae), не только зависели от императора, но и пользовались его покровительством. Новый налог превращал их и все их имущество в личную собственность императора.
Ответом на это был массовый исход евреев из Германии, вождем которого стал Меир бен Барух. Он был арестован и заточен в тюрьму, сначала в Вассербурге, а затем — в Энзисхейме.
Попытки еврейской общины добиться его освобождения даже путем колоссального выкупа оказались безуспешными, так как император рассчитывал, что глубокая преданность евреев своему учителю и лидеру заставит их согласиться на уплату налога.
Меир бен Барух не мог пойти на такую сделку. Он умер в заточении, и его останки не выдавали евреям для погребения вплоть до 1307 г., когда евреи выкупили их за большую сумму и похоронили в Вормсе.
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.