м |
|
(8 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Искажающая_статья_из_Википедии}}
| + | #REDIRECT [[Лайтман, Михаэль Семенович]] |
- | | + | |
- | {{нейтральность}}
| + | |
- | : ''О Каббале как мистическом течении в Иудаизме см. статью [[Каббала]]''
| + | |
- | | + | |
- | Каббала — это методика раскрытия единой управляющей всем мирозданием силы, называемой [[Творец]], каждому из находящихся в этом мире. В отличие от других воззрений на Каббалу, приверженцы научного подхода к ней отрицают связь Каббалы с мистикой и религиозными верованиями, хотя само существование «Творца» принимают на веру. Последователи научного подхода в Каббале считают её наукой, основанной на повторяемых экспериментах. Однако различные учёные по разному оценивают подобный подход в Каббале (см. раздел [[Каббала (научный подход)#Мнения о месте Каббалы среди наук, религий и культур|Мнения о месте Каббалы среди наук, религий и культур]]).
| + | |
- | | + | |
- | В основу мировоззрения, которого придерживаются последователи научного подхода к Каббале, положено практическое изучение «Творца» и «Творения» как двух абсолютно противоположных свойств — соответственно, свойства отдачи (альтруизм) и свойства получения ([[Эгоизм#Понятие эгоизма в каббале|эгоизм]]). Свойство отдачи описывается как сила, в которой отсутствует какой-либо элемент эгоистического наслаждения. Свойство получения — это эгоизм, который даже действие отдачи использует ради наслаждения (получение почёта, чувство самоуважения, удовлетворения и т.д).
| + | |
- |
| + | |
- | Основной целью, принятых в Каббале методик, является приведение эгоистической сущности («Творения») к подобию и слиянию с альтруистической («Творцом») через подобие по [[намерение|намерению]], так называемое «получение ради отдачи». При этом единая альтруистическая сила («Творец») воздействует на человека, как прямо, притягивая через стремление к смыслу жизни, так и обратно, подталкивая ударами, которые человек ощущает в силу отсутствия подобия своих свойств альтруистической силе.
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | …нет никакой другой силы в мире, у которой была бы возможность что-то сделать против Творца. А то, что человек видит, что есть в мире вещи и силы, отрицающие существование Высших сил, так причина в том, что таково желание Творца. И это метод исправления, называемый «левая рука отталкивает, а правая приближает», — и то, что левая отталкивает, входит в рамки исправления. Это значит, что в мире существуют вещи, которые с самого начала приходят с намерением сбить человека с прямого пути и отбросить его от святости.
| + | |
- | | + | |
- | А польза этих отталкиваний в том, что с их помощью человек получает потребность и полное желание, чтобы Творец помог ему, так как иначе он видит, что пропадет.<ref name=shamati>[http://kabbalah.info/rus/content/view/full/31686 «Нет никого кроме него»] — статья из книги «Шамати»</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | == Определение [[Бааль Сулам]]а ==
| + | |
- | В статье «Суть науки Каббала» Бааль Сулам определил науку Каббала как:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Причинно-следственный порядок нисхождения духовных корней, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную цель, называемую «раскрытие Творца Его творениям в этом мире».<ref>[http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/31382 Бааль Сулам «Суть науки Каббала»]</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | == Цель занятия Каббалой ==
| + | |
- | В мере индивидуального ощущения [[Творец|Творца]], каждый человек обучается тому, как обходиться в мире без контроля с Его стороны, как обрести [[свобода воли#Трактовка и значение свободы воли в Каббале|свободу воли]] и управлять миром вместо Него. По сути, именно к этому направлено давление на нас высшей управляющей силы — Творца.
| + | |
- | | + | |
- | Раскрытие всему человечеству общих законов мироздания, причины и [[смысл жизни#Смысл жизни с точки зрения каббалы|смысла своей жизни]] приведёт мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой, прекращению человеческих [[Страдание (каббала)|страданий]] и глобальных катастроф.
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Изучай Каббалу (artem cabbalisticam), она объяснит тебе все!
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | [[Парацельс|Т. Парацельс]], «Парагранум»
| + | |
- | | + | |
- | == Предмет изучения Каббалы ==
| + | |
- | Каббала исследует мироздание, включая его начало и конец, процесс формирования и общее устройство, движение в целом и каждой его детали в частности.
| + | |
- | Она изучает:
| + | |
- | * возникновение мироздания, включая неживую, растительную, животную природу и человека;
| + | |
- | * течение, функционирование и конечную цель всего процесса развития;
| + | |
- | * возможность вмешательства человека в этот процесс (то есть антропологический аспект);
| + | |
- | * смысл тех десятков лет, в течение которых мы существуем в виде биологического тела и ощущаем через него окружающий мир;
| + | |
- | * кругообороты жизни — существуют ли они, и как они взаимосвязаны между собой;
| + | |
- | * возможность включения земной жизни в высшую форму, в которой мы существуем до рождения и после смерти;
| + | |
- | * источники наук, искусства, культуры — всего, что связанно с языком, с поведением человека, их корни и причины их реализации именно в таком виде.
| + | |
- | | + | |
- | == Каббалистическая методика ==
| + | |
- | Каббала предлагает свою методику исследования мира развитием дополнительных способностей человека в ощущении окружающего мира. Поскольку из поколения в поколение человечество и человек меняются, то, соответственно, меняется и методика. Слово «каббала» (ивр. «получение») выражает стремление получить высшее осознание, ощутить истинную картину мира. Каббалисты рассказывают нам о технике, основанной на их личном опыте. Эту технику, методику они назвали «наукой получения» — «Хохмат а-Каббала».
| + | |
- | | + | |
- | Методика Каббалы опирается только на реальные результаты. Каббалисты описывают действительные постижения, и только им дают названия. Всё воображаемое, то есть, то, что реально не постигнуто, нельзя называть по имени и определять словами.
| + | |
- | | + | |
- | Главное отличие методики Каббалы от метода познания других наук состоит в том, что, изучая духовные объекты, их описания каббалистами, ощутившими их и исследовавшими, человек должен стремиться уподобиться этим духовным объектам, их свойству добра и власти над своими желаниями. Когда человек изучает математику, он не должен становиться похожим на треугольник или круг. Но, когда он изучает Каббалу — должен уподобиться тому, что изучает!
| + | |
- | | + | |
- | Методика Каббалы — это методика индивидуального совершенствования каждого. Она стремится к тому, чтобы любой человек относился ко всему обществу, как к единому целому, потому что в этом единстве он достигает слияния с [[Творец|Творцом]]. Таким образом, методика Каббалы является индивидуальной, но приводит она к всеобъемлющему результату.
| + | |
- | | + | |
- | === Основные элементы методики ===
| + | |
- | * Изучение структуры духовных миров по основным каббалистическим источникам, с обязательным намерением постичь это самому, приведя свои свойства в соответствие с духовными. Каббалист читает книгу не ради получения и упорядочивания знаний, а ради совершенствования себя и всего мира.
| + | |
- | * Увеличение своего стремления к духовному за счёт объединения людей с соответствующим желанием в совместной учёбе. Именно в единении (совместном стремлении встроиться в духовную структуру) может быть испытана и проведена оценка соответствия человека свойству альтруизма. Этот принцип методики Каббалы сформулирован ещё в Торе и звучит:
| + | |
- | {{начало цитаты}}
| + | |
- | Возлюби ближнего, как самого себя!
| + | |
- | {{конец цитаты|источник=Ваикра ([[Книга Левит|Левит]]), 19:18}}
| + | |
- | | + | |
- | == Составные части Каббалы ==
| + | |
- | | + | |
- | Каббала состоит, в основном, из двух частей:
| + | |
- | * внутреннее созерцание
| + | |
- | * структура мироздания
| + | |
- | | + | |
- | Обе её составляющие изучаются одновременно.
| + | |
- |
| + | |
- | Внутреннее созерцание направлено на создание и развитие у человека так называемого экрана — инструмента духовного постижения. Экран — это способность не находиться под властью наслаждения, смотреть со стороны на свой эгоизм, осознавая его во все большем объёме, и использовать его ради отдачи. Не подавление эгоизма, а его использование ради отдачи, совершенно не ради себя — является отличительной особенностью каббалистической методики.
| + | |
- | | + | |
- | Изучение второго раздела призвано объяснить ученику структуру того, что он постигает.
| + | |
- | | + | |
- | Человек заранее, теоретически, изучает какой-либо объект: его свойства, силы, динамику и т. д. Разбирает, осваивает по книгам, написанным каббалистами. Одновременно с этим, при помощи внутреннего созерцания, он создаёт в себе экран, шестой орган чувств, и тогда теория становится для него практикой. Тогда человек приходит к тому, что изучает структуру мироздания уже своим постижением, своим ощущением.
| + | |
- | | + | |
- | Выясняя структуру мироздания, человек изучает то, как высшие корни нисходят и постепенно раскрываются сверху вниз, то есть от альтруистических (верхних) свойств к эгоистическим (нижним). Этот путь называется в Каббале «порядком нисхождения миров, парцуфим и сфирот». Путь внутреннего созерцания называется также «постижением Высшей силы».
| + | |
- | | + | |
- | Человек, постигающий Высшую силу, обязан идти снизу вверх, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении Высшей силы сверху вниз.
| + | |
- | Полное постижение Высшей управляющей силы происходит постепенно и проявляется в ощущениях человека в течение определённого времени, в зависимости от скорости очищения от эгоизма, пока он не постигнет все свойства всего множества ступеней, нисходящих сверху вниз.
| + | |
- | Последовательное постижение всех ступеней предопределено, каждое последующее постижение выше предыдущего, что напоминает лестницу со ступенями.
| + | |
- | | + | |
- | == Отличия Каббалы от мистики, философии и науки ==
| + | |
- | Каббала — это индивидуальное ощущение [[Творец|Творца]] каждым человеком лично.
| + | |
- | | + | |
- | === Отличие Каббалы от мистики и оккультизма ===
| + | |
- | Каббала не занимается проявлениями сверхъестественного в нашем мире, не имеет амулетов и не практикует никаких ритуалов, магий, медитаций, излечений и гимнастик. Каббала не занимается заклинаниями, благословениями и проклятиями.
| + | |
- | Единственное чудо, относящееся к Каббале, единственное [[чудо#В Каббале|подлинное чудо]] состоит в том, что маленькая искра духовного желания воспламеняет человека, поднимает его над повседневностью и выводит в духовный мир. Любые же иные события не являются чудесными, поскольку они возможны в рамках нашего мира, пусть даже их вероятность мизерная.
| + | |
- | Иногда за мистическую часть в Каббале, по ошибке, принимают изображения сфирот и формулы [[гематрия|гематрии]].
| + | |
- | Любое изображение сфирот, миров, гематрий — не более чем прикладной материал. В них не больше мистики, чем в изображениях интегралов в математике.
| + | |
- | {{начало цитаты}}Поскольку у людей не было правильного ключа к Тайне, то страсть к знанию была, в конечном итоге, сведена к различного рода пустякам и поверьям, из чего возникла своего рода «вульгарная каббала», которая далека от истинной каббалы, а также различные фантазии под ложным названием «магии», и этим полнятся книги.
| + | |
- | {{конец цитаты|источник=[[Лейбниц, Готфрид Вильгельм|Г. В. Лейбниц]], «Философские труды»}}
| + | |
- | | + | |
- | === Отличие Каббалы от философии ===
| + | |
- | Философия оперирует абстрактными понятиями. Каббала, с точки зрения её исследователей, в отличие от философии, не опирается на абстрактные понятия, а занимается исключительно реальными желаниями и намерениями человека и теми формами, которые принимают эти желания.
| + | |
- | | + | |
- | Взгляд на Каббалу как на философию характерен для одного из направлений христианской каббалы<ref>[http://www.jcrelations.net/ru/?item=2715 Константин Бурмистров «Христианская Каббала и проблема восприятия еврейской мистики (XV—XIX вв.)»]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые современные исследователи определяют Каббалу как философию или нетрадиционную науку. Так, например, философ, культуролог и методолог науки Вадим Розин не соглашается с профессором [[Лайтман, Михаэль|Михаэлем Лайтманом]] и пишет:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Михаил Лайтман склонен идентифицировать каббалу с точными, естественными науками, мой анализ показывает, что более правильно относить её к нетрадиционным наукам, ведь одна из функций каббалы состоит как раз в обосновании и расширении каббалистического опыта жизни. Хотя я понимаю, что это вопрос спорный и на каббалу можно посмотреть иначе.<ref>[http://kabbalah.info/rus/content/view/full/27975 Михаэль Лайтман. Вадим Розин. «Каббала в контексте истории и современности»]</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Доктор философских наук, ст. науч. сотр. Института Философии РАН Яков Иосифович Свирский говорит:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Наблюдаемые аналогии в интенциях современного естествознания и науки Каббала позволяют выдвинуть гипотезу, согласно которой синтетическое видение мира, в котором так нуждается современное мышление, может быть конструктивно развёрнуто лишь в режиме интенсивного диалога разных, если можно так выразиться, культурных программ. Причём каббала в рамках такого диалога выступает в качестве духовного катализатора нового мировоззрения, конструктивным образом сочетающего в себе достижения самой передовой научной и философской мысли.<ref>Из междисциплинарного научно-практического сборника «Глобальные проблемы человечества». — М: Изд-во [[МГУ]], 2006 , стр. 12</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | === Отличия Каббалы от науки ===
| + | |
- | Наука базируется на утверждениях, которые можно подвергнуть проверке экспериментальным путём. Экспериментального подтверждения существования Высшей Силы нет; следовательно, называть Каббалу наукой неверно.
| + | |
- | Согласно определению самих последователей Каббалы, Каббала — это индивидуальное ощущение [[Творец|Творца]] каждым человеком лично. Однако ''личное ощущение'' не может быть наукой по определению{{нет АИ|16|12|2009}}.
| + | |
- | | + | |
- | === Отличия Каббалы от других религий ===
| + | |
- | * Каббала не базируется на слепой вере, не отрицая возможность проведения экспериментов.
| + | |
- | * В Каббале отсутствуют понятия наказания и вознаграждения за какие-то действия перед Высшей силой.
| + | |
- | * Каббала не практикует религиозных обрядов
| + | |
- | * Каббала не делит желания и действия человека на хорошие и плохие.
| + | |
- | Путь большинства религий — давить в себе материальное и тем самым обнаруживать духовное. Путь каббалы — исследовать, развивать и возвеличивать духовное, не занимаясь подавлением материальных страстей — достаточно того, что тело ограничено законами общества.
| + | |
- | * Каббала не опирается на надежду, что Высшая сила смилостивится и как-то изменится по отношению к человеку. В этом отношении к [[Творец|Творцу]] состоит отличие Каббалы от большинства религий. Это отличие человека, который понимает, что ему нужно работать над изменением себя, от человека, который ждет, когда Творец изменит своё отношение к нему.
| + | |
- | Однако принимаемое на веру положение о том, что Высшая сила (Творец) существует, делает Каббалу религией.
| + | |
- | | + | |
- | Из статьи «Отличие Каббалы от религии»:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Религия считает, что Творец меняет своё отношение к человеку в зависимости от действий человека. А каббала считает, что высшая сила неизменна и действия человека её не меняют, но действия человека меняют его самого, и поэтому он уже по-иному воспринимает высшее управление: если изменения в нём ведут к большему подобию Творцу, — ощущает Его как более благосклонно расположенного к нему, если же человек изменился в сторону больших отличий своих свойств (получения) от свойств Творца (отдачи), то ощущает, будто Творец стал относиться к нему более негативно.<ref>[http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/11547 Отличие Каббалы от религии]</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | ==== Религиозные возражения против научного подхода к Каббале ====
| + | |
- | Против научного подхода к Каббале возражают некоторые представители Иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | * Главное возражение вызывает отрыв от [[иудаизм]]а, поскольку последователи научного подхода к Каббале полагают, что мировоззрение Каббалы сочетается с любой религией. Это классическое возражение против Каббалы опирается на опыт. Ортодоксальные круги утверждают, что все кто начинает заниматься Каббалой, то есть внутренней работой над собой, ослабляется в выполнении внешних заповедей, что неприемлемо для традиционного Иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | * По мнению части религиозных кругов в традиционной каббале существует запрет на ее изучение мужчинами моложе сорока лет, а также лицами не изучившими в совершенстве Талмуд и ТаНаХ. Этот запрет был отменён со времени Ари и все до одного выдающиеся каббалисты подтверждали необходимость изучения Каббалы всеми. Так например Рав Ицхак Айзик Йехиэль из Комарно пишет в книге «Ноцар Хесед» (4,20):
| + | |
- | | + | |
- | {{начало цитаты}}Если бы прислушались ко мне мои современники, в которых устрашающе возгорается нечистота, начинали бы изучать книгу Зоар и книгу Тикуней Зоар с 9-летними, чтобы подражать ей, тогда бы страх прегрешения упредил знания и устояли бы{{конец цитаты}}
| + | |
- | | + | |
- | :Однако мнение всех каббалистов не было принято традиционными ортодоксальными еврейскими кругами и с этой поры существует два подхода к Каббале.
| + | |
- | | + | |
- | * По мнению ортодоксальных кругов традиционная каббала ни в коем случае не претендует на «научное познание» иных миров. [[Бааль Сулам]] и [[рав Кук]] начали использовать слово «мада» — «наука» в отношении к Каббале и это вызвало сильное негативное отношение в ортодоксальных кругах. При этом и Бааль Сулам и рав Кук остаются авторитетными для этих кургов. Бааль Сулам чаще использует слово «хохма», которое можно перевести и как «мудрость», и как «наука», и как «учение», и лишь изредка пользуется словом «мада» (например, в статье «Мир»<ref>[http://www.kab.co.il/heb/content/view/full/31385 Бааль Сулам «Мир»] (на иврите)</ref>), которое имеет одно значение — «наука».
| + | |
- | | + | |
- | * Каббалисты воспринимают мир через призму желаний человека и его внутренней работы. Это приводит к непониманию и неприятию со стороны некоторых кругов. Так, например, если каббалист говорит о желаниях неживой природы, то он подразумевает собственные желания этого уровня - занимать определённый объём и недопускать посторонние предметы в него, быть в тепле и т.д. Если каббалист пишет, что каждый ребёнок времён храма с определённого возраста знал законы очищения, то он подразумевает очищение от эгоизма, а не внешние материальные заповеди.
| + | |
- | | + | |
- | Так же приводятся следующие возражения конкретно против школы [[Михаэль Лайтман|Михаэля Лайтмана]] в научном подходе к Каббале:
| + | |
- | | + | |
- | * У [[РАБАШ]]а под шестым чувством понимается экран (масах) подробно описанный в трудах [[АРИ]]. Но в традиционной каббалистической литературе нет упоминаний о «6-м чувстве», также как пока нет данных, кроме свидетельства самого Михаэля Лайтмана, о том, что кто-либо из его учеников смог обрести экран в результате обучения.
| + | |
- | | + | |
- | * По мнению противников научного подхода к Каббале, система обучения в школе Михаэля Лайтмана не является строго научной. Чертежи и графики духовных миров не содержат под собой чётко-научного нейтрального обоснования. Это отчасти подтверждается и самим Михаэлем Лайтманом, который утверждает, что в отличие от классического научного подхода, при котором учёный, изучающий, скажем, треугольник, не обязан сам уподобиться треугольнику, чтобы его изучить, в Каббале, чтобы изучить определённый духовный объект, учёному необходимо прежде всего уподобиться ему, обретя ту же степень духовного свойства отдачи.
| + | |
- | | + | |
- | === Мифы о Каббале ===
| + | |
- | Другие мифы о Каббале достаточно подробно изложены в статье Михаэля Лайтмана «Мифы о Каббале».<ref> Михаэль Лайтман, [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/41525 «Мифы о каббале»]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == История развития учения Каббалы ==
| + | |
- | | + | |
- | «Каббала» в переводе с иврита означает «получение», то есть, обретение особого знания о причинах всего происходящего в мире. Это знание в наше время доступно каждому человеку. Но некогда это учение было тайным. Оно зародилось на территории Междуречья около четырёх тысяч лет назад в Вавилонский период. Основатель Каббалы, житель древнего города Ур Халдейский, Авраам, открыл возможность постичь ту область мироздания, которая недоступна человеку в восприятии пяти естественных органов чувств. Он сумел овладеть этой методикой и, собрав группу приверженцев, передал ученикам свой способ постижения скрытой от нас части мира. С тех пор это тайное знание переходило из поколения в поколение посредством очень небольшого, ограниченного числа последователей.
| + | |
- | | + | |
- | Передавалось оно всегда из уст в уста, от учителя к ученику. Во все времена, вплоть до нашего века, существовал очень узкий круг каббалистов. В настоящее время Каббала, напротив, получает все более широкое распространение, так как у человечества появляется желание узнать о ней, изучить её, применить эти знания в силу того, что они могут быть нам очень полезны, особенно сейчас, когда мир близок к всеобщему кризису.
| + | |
- | | + | |
- | Этапы формирования учения Каббалы, связаны с ростом человеческого эгоизма. Чем дальше человек от животного, чем больше в нём разнообразных человеческих желаний, тем сложнее становится и его система знаний. Знания о нашем мире систематизируются и превращаются в обычные науки. Знания о цели и смысле существования, то есть духовные знания, систематизируются и превращаются в научный подход в Каббале. Каждый этап формирования учения, завершает большой каббалист, систематизирующий всё, что сделано до него и предлагающий новые пути.
| + | |
- | | + | |
- | === Каббала в первых поколениях ===
| + | |
- | Первым поколениям для развития в себе ощущения духовного не нужно было учение или методика. Они были способны из простого существования развить в себе эти способности. Это продолжалось от [[Адам]]а до [[Авраам]]а. До Адама наш мир существовал, не будучи ещё отделён от духовного, и потому не было в нём ни малейшей свободы воли. Поэтому Адам называется первым человеком.
| + | |
- | | + | |
- | === Возникновение методики ===
| + | |
- | Начиная с [[Авраам]]а, человеку для развития в себе ощущения духовного необходима уже методика, необходим обмен знаниями и поддержка других людей, необходим учитель.
| + | |
- | Поэтому Авраам организует вокруг себя группу учеников, которым преподаёт методику Каббалы, вводя их в ощущение и исследование духовного мира. Часть учеников Авраама расходится по миру.
| + | |
- | | + | |
- | === Возникновение массовой методики ===
| + | |
- | Следующий период продолжался от [[Моисей|Моисея]] до [[Рашби|Шимона бар Йохая]]. В этот период была уже необходима поддержка большого окружения, так называемое «поручительство» друг за друга всех стремящихся к ощущению духовного, причём в массах. Плюс есть необходимость в физических действиях и ограничениях. В этот период люди могли развить в себе ощущение духовного, ограничивая своё тело в наслаждениях. Отголосками из этого периода к нам дошли веяния аскетизма и прочих ограничений на тело. Но эти методики, по мнению каббалистов, не работают вот уже почти 2 тысячи лет. Ещё в начале этого периода Царь Давид формулирует, что цель — постижение Творца:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Познай Творца, отца своего, и работай для Него
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | Царь Давид ([[ТаНаХ]], Диврей а-ямим(Летописи) I 28; 9).
| + | |
- | | + | |
- | === Каббала в период до Ари ===
| + | |
- | Следующий период продолжался до времени [[Ари]] (XVI-ый век). В этот период работают методики скрупулёзного приведения в соответствие физического существования его духовному корню. Человеку уже не нужно угнетать своё тело, но необходимо чётко ограничивать его в соответствии с духовным корнем, чтобы оно в каждом своём движении напоминало человеку о Творце. Также появляется необходимость в изучении книг, описывающих духовные миры.
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | === Лурианская Каббала ===
| + | |
- | Начиная со времени [[Ари]] появляется необходимость в научном подходе к изучению Каббалы. Поэтому запрет на изучение каббалы был снят, и, более того, многие каббалисты XVI и последующих веков стали настаивать на обязательности раскрытия Каббалы всем. Ею могут заниматься все, вне зависимости от пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности. Все запреты существовали только до XVI века. И установили их сами же каббалисты. Оберегая тех, чьи души ещё не достигли соответствующего уровня развития, каббалисты принимали в ученики только прошедших строгий отбор.<br />
| + | |
- | Ари закладывает основы научного подхода к Каббале, систематизировав учение и изложив его не в виде аллегорий, как было принято до него, а виде точных формулировок и определений. Такая форма Каббалы называется по его имени — [[Лурианская каббала|«Лурианской»]].<br />
| + | |
- | Благодаря изучению Каббалы наступает расцвет [[Хасидизм]]а, когда сотни людей входят в ощущение духовного. Этот период продолжался до времени [[Бааль Сулам]]а, а затем, начиная с последнего десятилетия XX века, наступил новый этап.
| + | |
- | | + | |
- | === Развитие учения Каббалы Бааль Суламом ===
| + | |
- | Бааль Сулам продолжил развивать Лурианскую Каббалу, с опорой на практику постижения духовного мира, придав ещё большую чёткость её тезисам и выводам.
| + | |
- | | + | |
- | Уровень развития желаний у каждого отдельного человека и у всего человечества в целом диктует новые формы методики и исследования. Теперь для развития в себе ощущения духовного необходимо не просто изучение Лурианской Каббалы, а её массовое распространение.
| + | |
- | Сегодня миллионы людей начинают ощущать потребность в Каббале, и остановить этот процесс невозможно. Стремление к Творцу заложено в природе творения, и сейчас это начинает проявляться в явном виде. Всё определяет только желание. Если человек желает, значит, он уже созрел для этого, и на него не действует никакой запрет.
| + | |
- | | + | |
- | == Мнения о месте Каббалы среди наук, религий и культур ==
| + | |
- | Профессор и телеведущий [[Капица, Сергей Петрович|Сергей Петрович Капица]] во время круглого стола в 2004 году в Московском Доме Учёных высказался в том смысле, что духовное развитие должно быть плодом коллективного усилия всех жителей планеты, а не только физиков или лириков:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Я не исключаю, что настанет время, когда рядом будут стоять десять томов теоретической физики Ландау и шесть классических томов каббалы <ref name=akadem>[http://www.pravaya.ru/faith/13/265 «Каббала в Академии Наук»] Правая вера — православно-аналитический сайт</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | Против отношения к каббале, как к науке высказался академик Российской Академии Естественных наук, доктор физико-математических наук, профессор [[МГУ]] им. М. В. Ломоносова Вадим Сперанский:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Каббалу никак нельзя назвать наукой, как бы этого ни хотелось её апологетам. Согласно принципу фальсификации, разработанному историком науки и философом [[Карл Поппер|Карлом Поппером]], любую науку можно подвергнуть критической проверке экспериментальным путём. Если такого эксперимента нельзя поставить ни сейчас, ни в обозримом будущем, значит, мы имеем дело не с наукой… Каббала… может быть отнесена к серьёзным феноменам общечеловеческой культуры, достойным изучения, но никак не к научным дисциплинам. Используемые в каббале обозначения — это не научные термины, которые всегда имеют абсолютно чёткий, рациональный смысл. Это заклинания, несущие некую мистическую информацию.<ref name="akadem"/>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | Профессор Алан Вольф, доктор наук в области теоретической физики и известный популяризатор квантовой физики полагает, что каббала — это единственный источник знания о происхождении мира:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Люди желают знать, как Творец это сделал. Но, с одной стороны, их уже не удовлетворяет понятие «святого Бога», способного в любой момент раздавить нас, как тараканов, а с другой стороны, им надоел сухой научный подход, отрицающий Творца и утверждающий: «Забудьте о Нём, всемогущая наука всё вам объяснит». Люди стремятся узнать о жизни больше, чем удаётся при помощи наук и религий…
| + | |
- | Каббала — это единственный источник, откуда приходит истинное понимание жизни. Именно из каббалы идут знания, способные дать ответ на самые животрепещущие для нашего времени вопросы.<ref name=mada>[http://www.kab.co.il/heb/content/view/full/30709 «Каббала, наука и смысл жизни»] (книга на иврите)</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | Профессор Джефри Сатиновер, доктор наук, преподававший теоретическую физику в [[Йельский университет|Йельском университете]] и психологию в [[Гарвардский университет|Гарвардском университете]], полагает, что, хотя каббалу и нельзя назвать наукой в полном смысле слова, тем не менее, это система точных знаний:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Я полагаю, что, с одной стороны, каббалу нельзя назвать наукой, поскольку понятие «наука» очень строго определённое. Вместе с тем, изучая каббалу, я обнаружил, что взгляды больших каббалистов на удивление точные и выверенные. Они создали типа карты и точной техники, как изменить природу человека.<ref name=mada />
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | == Основные книги и учебники научного подхода к Каббале ==
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/27219 Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) «Введение в Каббалу (Птиха)»] — излагает причинно-следственный порядок нисхождения духовных корней и его закономерности. Это «введение» написано как одно из предисловий к книге «Зоар», совершенно необходимое как для её понимания так и для понимания Каббалы в целом.
| + | |
- | * Книга «[[Зоар]]» с комментариями Бааль Сулама. Частичный перевод [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/2842 здесь]. Книга «Зоар» была основным учебником Каббалы до публикации сочинений [[Ари]]. Комментарии и введения Бааль Сулама дают возможность использовать эту книгу и в наше время.
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/31617 «Шамати»] — основное пособие для внутреннего созерцания. Книга «Шамати» — это ключ к глубокому постижению Каббалы.
| + | |
- | [[Изображение:Tes ru.jpg|thumb|100px|right|Перевод и комментарий М.Лайтмана на «Талмуд Эсэр а-Сфирот»]]
| + | |
- | * [[Талмуд эсэр сфирот|«Талмуд десяти сфирот»]] (здесь [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/3030 частичный перевод] с комментариями) — в наше время главное учебное пособие по Каббале, написанное Бааль Суламом и основанное на сочинениях Ари
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/39179 «Шлавей Сулам»] — необходимое пособие для внутреннего созерцания
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/ Международная Академия Каббалы]
| + | |
- | * [http://www.kab.tv/rus Каббала ТВ]
| + | |
- | * [http://www.kabacademy.com/ Курсы дистанционного обучения]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/40846 Великие люди о Каббале]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/11556 Михаэль Лайтман «Суть науки каббала»]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/24868 Сравнительный анализ каббалы и философии]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/3327 Увидеть хорошее]
| + | |
- | * [http://www.kab.tv/rus?item=217 фильм «Сан-францисские горки»] — каббала встречает [[Квантовая физика|квантовую физику]]
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Бней Барух]]
| + | |
- | * [[Лурианская каббала]]
| + | |
- | * [[Каббала|Иные представления о Каббале]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Каббала, мистицизм, профанация (Лайтман)]]
| + | |
- | [[Категория:Профанация каббалы]]
| + | |