Мари

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add template остатье)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
 
(13 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}{{IsFromWiki}}{{otheruses}}
+
}}
{{coord|display=title|34|27|N|40|55|E|}}
{{coord|display=title|34|27|N|40|55|E|}}
-
'''Ма́ри''' — город-государство в III — II тыс. до н. э. в Северной [[Сирия (историческая область)|Сирии]] (около современного города [[Абу-Кемаль]], ныне городище [[Телль-Харири]]). [[Ном]] Мари лежал в долине среднего течения [[Евфрат]]а, вне пределов Нижнего [[Междуречье|Междуречья]]. Хотя пахотной земли здесь было не много, зато город господствовал над торговым путями к хвойным лесам [[Сирия|Сирии]], к медным и серебряным рудникам [[Малая Азия|Малой Азии]], к плодородным долинам в верховьях реки [[Хабур]] и на сирийской реке [[Оронт]], к местам добычи [[обсидиан]]а на нагорье к северу от истоков [[Тигр (река)|Тигра]]. Возможно, Мари и возник несколькими поколениями раньше, как выдвинутая вперед торговая [[фактория]], однако ко времени 3 этапа Раннединастического периода это было самостоятельное государство. Несмотря на тесные культурные связи Мари с югом Двуречья, шумерская прослойка среди его населения если и была, то небольшая. Жители города в основном говорили по-[[семитские языки|семитски]], причем разговорным языком видимо был один из [[западносемитские языки|западносемитских]] диалектов, хотя для письма использовался восточносемитский [[аккадский язык]]. Общинными богами Мари были [[Дагон|Даган]] и, возможно, [[Иштар]].
+
[[Файл:Meso2mil.JPG|thumb|Мари на карте Междуречья]]
 +
'''Мари''' (ныне Тель-Харири в [[Сирия|Сирии]], в 25 км к северу от иракской границы, в 12 км к северо-западу от города Абу-Кемаль и 2,5 км к западу от нынешнего русла реки Евфрат), один из наиболее значительных городов-государств [[Месопотамия|Месопотамии]] в 3–2 тыс. до н. э. Археологические и эпиграфические находки в Мари не только являются источником сведений по истории Месопотамии, но и обладают первостепенной важностью для библейской истории. Раскопки Мари осуществляются французской археологической экспедицией, возглавлявшейся А. Парро, с 1933 г. с 18-летним перерывом во время и после Второй мировой войны.
-
К началу 3 этапа Раннединастического периода относится набег предпринятый из Мари на южные районы Двуречья. Составитель «[[Шумерский царский список|Шумерского царского списка]]», знал о династии Мари из какого-то самостоятельного источника, который он, однако, не успел правильно связать с другими своими сведениями и поэтому поместил в списке эту династию не на месте, а много позднее по порядку, чем следовало. В действительности один из царей, а именно [[царь]] возглавляющий династию Мари в «Шумерском царском списке» и установивший свою [[гегемония|гегемонию]] в южном Двуречье, имя которого, точно прочесть не представляется возможным (предположительно оно читается как [[Илишир]]) был, как видно, современником последних царей из династии [[Гильгамеш]]а. «Шумерский царский список» называет в составе той же династии Мари ещё несколько царей, но исходя из хронологических соображений ясно, что все они в действительности свою гегемонию на юге Месопотамии уже не осуществляли.
+
== Общие сведения ==
 +
Ном Мари лежал в долине среднего течения [[Евфрат]]а, вне пределов Нижнего Междуречья. Хотя пахотной земли здесь было не много, зато город господствовал над торговым путями к хвойным лесам [[Сирия|Сирии]], к медным и серебряным рудникам Малой Азии, к плодородным долинам в верховьях реки Хабур и на сирийской реке Оронт, к местам добычи обсидиана на нагорье к северу от истоков [[Тигр]]а.
-
== Правители Мари ==
+
Ко времени 3 этапа Раннединастического периода это было самостоятельное государство. Несмотря на тесные культурные связи Мари с югом Двуречья, шумерская прослойка среди его населения если и была, то небольшая. Жители города в основном говорили [[Семитские языки|по-семитски]], причем разговорным языком, видимо, был один из [[Семитские языки|западносемитских диалектов]], хотя для письма использовался [[Семитские языки|восточносемитский аккадский язык]]. Общинными богами Мари были [[Дагон|Даган]] и, возможно, [[Иштар]].
-
=== I династия Мари ===
+
К началу 3 этапа Раннединастического периода относится набег, предпринятый из Мари на южные районы Двуречья.
-
6 царей — 136 лет
+
Царь возглавляющий династию Мари в «Шумерском царском списке» и установивший свою гегемонию в южном Двуречье, имя которого предположительно читается как Илишир, был, как видно, современником последних царей из династии Гильгамеша.
-
* [[Илишир]]
+
В XXIV — XXIII вв. до н. э. Мари было под властью Аккада. В XXII — XXI вв. до н. э. - под властью III династии Ура. В конце XXI в. до н. э. Мари восстановило независимость.
-
* [[Са’уму]]
+
-
* [[Иштуп-Шар]]
+
-
* [[Иплул-Иль]]
+
-
* [[Ни-зи]]
+
-
* [[Энна-Даган]]
+
-
* [[Инку-Шар]]
+
-
* Иги
+
-
* [[Хида’ар]]
+
-
* Шура
+
-
завоевание [[Аккад]]а (XXIV — XXIII вв. до н. э.)
+
В 1758 до н. э. Мари было захвачено [[вавилон]]ским царём Хаммурапи. В дальнейшем самостоятельной роли не играло.
-
завоевание [[III династия Ура|III династии Ура]] (XXII — XXI вв. до н. э.)
 
-
В конце XXI в. до н. э. Мари восстановило независимость.
+
== Археологические раскопки ==
-
=== II династия Мари (ок. 1880 — 1759 до н. э.) ===
+
Наиболее интересные археологические находки относятся к периоду господства западносемитских династий в конце 19 в. – в первой половине 18 в. до н. э. Роскошный царский дворец Мари насчитывал более 300 комнат и внутренних дворов (общая площадь 3,2 га). Стены некоторых помещений были украшены фресками, на одной из которых изображена коронация царя в присутствии богов на фоне мифического сада, напоминающего описание рая в [[Библия|Библии]] (Быт. 2:10; 3:24): деревья сада охраняются [[Херувим|херувимами]] и орошаются четырьмя потоками, вытекающими из одного источника. Дворцовые архивы (более двадцати тысяч клинописных табличек на аккадском языке, см. [[Аккад]]; из них опубликовано лишь пять–шесть тысяч) являются ценным историческим материалом, в частности, для библеистов.
-
[[Файл:Istanbul - Museo governatore di Mari (fine 3o mill aC) - Foto G. Dall'Orto 28-5-2006.jpg|thumb|right|300px|Пузур-Иштар — царь Мари (Музей археологии в Стамбуле]]
+
Около четверти архивов составляют таблички дипломатического и политического содержания, позволяющие полнее понять систему вассальных отношений и характер дипломатических связей Древней Месопотамии; в частности, документы указывают на существование тесных экономических, политических, религиозных и культурных связей Мари под властью западносемитских династий с Сирией и Северным [[Ханаан|Ханааном]], заселенными родственными племенами. В документах упоминается финикийский Библ (Гвал в Библии), ханаанские [[Хацор]] и Лаиш (см. [[Дан]]). В последнее время опубликован документ, упоминающий ханаанеев. Многочисленные таблички со списками ежедневного довольствия царского дворца напоминают сообщение о «продовольствии царя Соломона на каждый день» (I Ц. 5:2–3). Особый интерес представляет документ об усыновлении, гарантирующий усыновляемому — в соответствии с его возрастом — право первородства и, соответственно, двойную долю в наследстве, что близко духу библейского законодательства (Втор. 21:15–17).
 +
 
 +
 
 +
== Связь с историей еврейского народа ==
 +
Города [[Харан]] и Нахор, упоминаемые в Библии как прародина [[Патриархи|патриархов]], находились в зависимости от Мари и управлялись его наместниками.
 +
<blockquote>
 +
'''... пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку...'''
 +
'''Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор.'''(Быт.24:1-4,10)
 +
</blockquote>
 +
 
 +
Оба города были центрами брожения, направленного против Мари; в частности, в Нахор часто направлялись военные подкрепления для подавления мятежей племен [[Хабиру|хабиру]]. Упоминаемые в документах Мари интенсивные миграции семитских племен и караванные пути между Северной Месопотамией, Сирией и Северным Ханааном позволяют воссоздать исторический фон библейского повествования о передвижениях патриархов между Месопотамией и Ханааном.
 +
 
 +
Основное население Мари в начале 2 тыс. до н. э. составляли западные семиты, и многие собственные имена, встречающиеся в документах, близки библейским, особенно в повествованиях о патриархах, об [[Исход Из Египта|Исходе]] и о завоевании Ханаана. Однако в документах из Мари эти имена зачастую появляются с иным теофорным элементом (например, библейский Ишмаэль /[[Исмаил]]/ в Мари — Ясмах-Ил /Адад/ Бел) или без него. Возможно, что имеют место также параллели библейских имен Бога — Яхве, Шаддай — и эпитета цур (`твердыня`); ср. имена из Мари: Яви-Ила, Яви-Адад, Шаду (Шади) и Сура (Сури). Сведения о кочевых, полукочевых и оседлых семитских племенах, почерпнутые из архивов Мари, проливают свет на общественную структуру израильских племен, на события, связанные с их проникновением в Ханаан, и на характер их отношений с местным городским населением.
 +
 
 +
Общество, каким оно предстает в документах Мари, гетероморфно по своей сущности — оно состояло как из кочевых, так и из оседлых городских элементов, находившихся в тесном взаимодействии. Родовые группы часто распадались на кланы, одни из которых вели оседлый, а другие — кочевой образ жизни; часть городского населения покидала город во время пастбищного сезона, образуя кочевые фракции. Руководство находилось в руках глав семейств — абут (ср. авот Библии) битим (ср. бет-ав — `семейство`, основная единица патриархального клана). Как и в домонархическую эпоху Израиля, совет старейшин являлся основным органом управления племени, решавшим вопросы, связанные с войной и миром, заключением договоров и т. п., и представлявшим племя перед царскими властями Мари. В документах из Мари неоднократно встречаются названия должностей, производные от корня спт (на иврите шфт, в Библии шофет — `судья`), причем функции этих должностных лиц, как и функции библейских шофтим (см. [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книга]]), не являются чисто судебными, а скорее носят общеадминистративный характер.
 +
 
 +
Столкновение западносемитских племен с городской культурой Месопотамии повлекло быстрое усвоение ими норм шумеро-аккадской цивилизации. Вместе с тем они сохранили ряд племенных традиций. Родовые обычаи и учреждения, юридические, военные и политические процедуры, религиозный ритуал и обрядность Мари под властью западносемитских династии также обнаруживают сходство с таковыми в Библии. Заключение договоров сопровождалось закланием молодых жертвенных животных (ср. Быт. 15:9–10; Иер. 34:18–19). Проводившиеся властями Мари в военных и фискальных целях и для распределения земель периодические переписи кочевых и оседлых племен сопровождались, как и в Библии, обрядом очищения (на иврите кофер, киппурим; ср. Исх. 30:11–16). Владение землей было не индивидуальным, а клановым, и поэтому земельная собственность нахалум (`наследование`, `раздел`, `распределение`; ср. с библейским нахала, ахузза; Чис. 36:7; Лев. 25:13, 25–28; I Ц. 21:1–3) — не могла отчуждаться и передавалась только путем наследования.
 +
 
 +
В документах из Мари обнаруживаются прямые параллели одному из центральных понятий религии еврейских патриархов — «Бог моего (твоего, его) отца» (Быт. 28:13; 31:5, 29, 42, 53; 32:10; 49:25; Исх. 3:6, 15; 15:2 и другие). Так, царь Катны клянется «именем бога своего отца», а к [[Хаммурапи]] обращаются «во имя бога Адада, владыки [[Халеб|Халеба]] и бога [твоего] отца».
 +
 
 +
В документах Мари отражено и другое явление, характерное также для ранней истории Израиля, — спонтанное пророчество. Пророки Мари (как непрофессиональные, так и профессиональные пророки при святилищах) воспринимались как уста богов. Хотя их пророчества лишены социально-этического и религиозного пафоса библейских пророков и носят практический характер, сам факт существования спонтанного пророчества, отличного от гадания, указывает на характерность этого феномена для религиозного сознания западносемитских племен в период, предшествовавший появлению библейского пророчества (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]).
-
* Ишме-Даган
 
-
* [[Иштуп-илум]]
 
-
* [[Иди-илум]]
 
-
* [[Тура-Даган]]
 
-
* [[Пузур-Иштар]]
 
-
* [[Милага]] (... - 1837)
 
-
* [[Яггид-Лим|Йаггид-Лим]], 21 год (1836 - 1816)
 
-
* [[Яхдун-Лим|Йахдун-Лим]], 17 лет (1815 - 1799)
 
-
* [[Суму-Адад]], 2 года (1798 - 1797)
 
-
* [[Ясмах-Адад|Йасмах-Адад]], сын [[Шамши-Адад I|Шамши-Адада I]], 19 лет (1796 - 1778)
 
-
* [[Зимри-Лим]], сын Йахдун-Лима, 19 лет (1777 — 1759)
 
-
В 1758 до н. э. Мари было захвачено вавилонским царём Хаммурапи. В дальнейшем самостоятельной роли не играло.
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 61: Строка 61:
* [http://www.gerginakkum.ru/bibliography/gribov/gribov2002_3.htm Переписка из царского архива Мари.] — на «ГЕРГИНАККУМЕ»
* [http://www.gerginakkum.ru/bibliography/gribov/gribov2002_3.htm Переписка из царского архива Мари.] — на «ГЕРГИНАККУМЕ»
-
[[Категория:Мари|*]]
+
* Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.
-
[[Категория:Древние царства Сирии]]
+
 
-
[[Категория:Города Древнего Вавилона]]
+
Примечания
-
[[Категория:Междуречье]]
+
{{Примечания}}
 +
 
 +
[[Категория:Библейские места]]
 +
[[Категория:Древняя история евреев]]
 +
[[Категория:Народы в ТаНаХе]]
 +
[[Категория:Библейские персонажи]]
 +
 
-
[[ar:مملكة ماري]]
+
{{WikiCopyRight}}
-
[[ca:Mari (Mesopotàmia)]]
+
-
[[cs:Mari]]
+
-
[[de:Mari (Stadt)]]
+
-
[[en:Mari, Syria]]
+
-
[[es:Mari (ciudad)]]
+
-
[[fi:Mari (kaupunki)]]
+
-
[[fr:Mari (site archéologique)]]
+
-
[[he:מארי]]
+
-
[[hr:Mari (Sirija)]]
+
-
[[hu:Mári]]
+
-
[[it:Mari (città)]]
+
-
[[ja:マリ (シリア)]]
+
-
[[ko:마리 (수메르)]]
+
-
[[lt:Maris]]
+
-
[[nl:Mari (stad)]]
+
-
[[no:Mari (oldtidsrike)]]
+
-
[[pl:Mari]]
+
-
[[pt:Mari (cidade)]]
+
-
[[sh:Mari (Sirija)]]
+
-
[[sk:Mari (Sýria)]]
+
-
[[sl:Mari]]
+
-
[[sv:Mari]]
+
-
[[tr:Mari Sümer Kent Devleti]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 18:54, 12 марта 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Координаты: 34°27′ с. ш. 40°55′ в. д. / 34.45° с. ш. 40.916667° в. д. (G) (O)

Файл:Meso2mil.JPG
Мари на карте Междуречья

Мари (ныне Тель-Харири в Сирии, в 25 км к северу от иракской границы, в 12 км к северо-западу от города Абу-Кемаль и 2,5 км к западу от нынешнего русла реки Евфрат), один из наиболее значительных городов-государств Месопотамии в 3–2 тыс. до н. э. Археологические и эпиграфические находки в Мари не только являются источником сведений по истории Месопотамии, но и обладают первостепенной важностью для библейской истории. Раскопки Мари осуществляются французской археологической экспедицией, возглавлявшейся А. Парро, с 1933 г. с 18-летним перерывом во время и после Второй мировой войны.

Содержание

Общие сведения

Ном Мари лежал в долине среднего течения Евфрата, вне пределов Нижнего Междуречья. Хотя пахотной земли здесь было не много, зато город господствовал над торговым путями к хвойным лесам Сирии, к медным и серебряным рудникам Малой Азии, к плодородным долинам в верховьях реки Хабур и на сирийской реке Оронт, к местам добычи обсидиана на нагорье к северу от истоков Тигра.

Ко времени 3 этапа Раннединастического периода это было самостоятельное государство. Несмотря на тесные культурные связи Мари с югом Двуречья, шумерская прослойка среди его населения если и была, то небольшая. Жители города в основном говорили по-семитски, причем разговорным языком, видимо, был один из западносемитских диалектов, хотя для письма использовался восточносемитский аккадский язык. Общинными богами Мари были Даган и, возможно, Иштар.

К началу 3 этапа Раннединастического периода относится набег, предпринятый из Мари на южные районы Двуречья. Царь возглавляющий династию Мари в «Шумерском царском списке» и установивший свою гегемонию в южном Двуречье, имя которого предположительно читается как Илишир, был, как видно, современником последних царей из династии Гильгамеша.

В XXIV — XXIII вв. до н. э. Мари было под властью Аккада. В XXII — XXI вв. до н. э. - под властью III династии Ура. В конце XXI в. до н. э. Мари восстановило независимость.

В 1758 до н. э. Мари было захвачено вавилонским царём Хаммурапи. В дальнейшем самостоятельной роли не играло.


Археологические раскопки

Наиболее интересные археологические находки относятся к периоду господства западносемитских династий в конце 19 в. – в первой половине 18 в. до н. э. Роскошный царский дворец Мари насчитывал более 300 комнат и внутренних дворов (общая площадь 3,2 га). Стены некоторых помещений были украшены фресками, на одной из которых изображена коронация царя в присутствии богов на фоне мифического сада, напоминающего описание рая в Библии (Быт. 2:10; 3:24): деревья сада охраняются херувимами и орошаются четырьмя потоками, вытекающими из одного источника. Дворцовые архивы (более двадцати тысяч клинописных табличек на аккадском языке, см. Аккад; из них опубликовано лишь пять–шесть тысяч) являются ценным историческим материалом, в частности, для библеистов.

Около четверти архивов составляют таблички дипломатического и политического содержания, позволяющие полнее понять систему вассальных отношений и характер дипломатических связей Древней Месопотамии; в частности, документы указывают на существование тесных экономических, политических, религиозных и культурных связей Мари под властью западносемитских династий с Сирией и Северным Ханааном, заселенными родственными племенами. В документах упоминается финикийский Библ (Гвал в Библии), ханаанские Хацор и Лаиш (см. Дан). В последнее время опубликован документ, упоминающий ханаанеев. Многочисленные таблички со списками ежедневного довольствия царского дворца напоминают сообщение о «продовольствии царя Соломона на каждый день» (I Ц. 5:2–3). Особый интерес представляет документ об усыновлении, гарантирующий усыновляемому — в соответствии с его возрастом — право первородства и, соответственно, двойную долю в наследстве, что близко духу библейского законодательства (Втор. 21:15–17).


Связь с историей еврейского народа

Города Харан и Нахор, упоминаемые в Библии как прародина патриархов, находились в зависимости от Мари и управлялись его наместниками.

... пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку... Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор.(Быт.24:1-4,10)

Оба города были центрами брожения, направленного против Мари; в частности, в Нахор часто направлялись военные подкрепления для подавления мятежей племен хабиру. Упоминаемые в документах Мари интенсивные миграции семитских племен и караванные пути между Северной Месопотамией, Сирией и Северным Ханааном позволяют воссоздать исторический фон библейского повествования о передвижениях патриархов между Месопотамией и Ханааном.

Основное население Мари в начале 2 тыс. до н. э. составляли западные семиты, и многие собственные имена, встречающиеся в документах, близки библейским, особенно в повествованиях о патриархах, об Исходе и о завоевании Ханаана. Однако в документах из Мари эти имена зачастую появляются с иным теофорным элементом (например, библейский Ишмаэль /Исмаил/ в Мари — Ясмах-Ил /Адад/ Бел) или без него. Возможно, что имеют место также параллели библейских имен Бога — Яхве, Шаддай — и эпитета цур (`твердыня`); ср. имена из Мари: Яви-Ила, Яви-Адад, Шаду (Шади) и Сура (Сури). Сведения о кочевых, полукочевых и оседлых семитских племенах, почерпнутые из архивов Мари, проливают свет на общественную структуру израильских племен, на события, связанные с их проникновением в Ханаан, и на характер их отношений с местным городским населением.

Общество, каким оно предстает в документах Мари, гетероморфно по своей сущности — оно состояло как из кочевых, так и из оседлых городских элементов, находившихся в тесном взаимодействии. Родовые группы часто распадались на кланы, одни из которых вели оседлый, а другие — кочевой образ жизни; часть городского населения покидала город во время пастбищного сезона, образуя кочевые фракции. Руководство находилось в руках глав семейств — абут (ср. авот Библии) битим (ср. бет-ав — `семейство`, основная единица патриархального клана). Как и в домонархическую эпоху Израиля, совет старейшин являлся основным органом управления племени, решавшим вопросы, связанные с войной и миром, заключением договоров и т. п., и представлявшим племя перед царскими властями Мари. В документах из Мари неоднократно встречаются названия должностей, производные от корня спт (на иврите шфт, в Библии шофет — `судья`), причем функции этих должностных лиц, как и функции библейских шофтим (см. Судей Израилевых книга), не являются чисто судебными, а скорее носят общеадминистративный характер.

Столкновение западносемитских племен с городской культурой Месопотамии повлекло быстрое усвоение ими норм шумеро-аккадской цивилизации. Вместе с тем они сохранили ряд племенных традиций. Родовые обычаи и учреждения, юридические, военные и политические процедуры, религиозный ритуал и обрядность Мари под властью западносемитских династии также обнаруживают сходство с таковыми в Библии. Заключение договоров сопровождалось закланием молодых жертвенных животных (ср. Быт. 15:9–10; Иер. 34:18–19). Проводившиеся властями Мари в военных и фискальных целях и для распределения земель периодические переписи кочевых и оседлых племен сопровождались, как и в Библии, обрядом очищения (на иврите кофер, киппурим; ср. Исх. 30:11–16). Владение землей было не индивидуальным, а клановым, и поэтому земельная собственность — нахалум (`наследование`, `раздел`, `распределение`; ср. с библейским нахала, ахузза; Чис. 36:7; Лев. 25:13, 25–28; I Ц. 21:1–3) — не могла отчуждаться и передавалась только путем наследования.

В документах из Мари обнаруживаются прямые параллели одному из центральных понятий религии еврейских патриархов — «Бог моего (твоего, его) отца» (Быт. 28:13; 31:5, 29, 42, 53; 32:10; 49:25; Исх. 3:6, 15; 15:2 и другие). Так, царь Катны клянется «именем бога своего отца», а к Хаммурапи обращаются «во имя бога Адада, владыки Халеба и бога [твоего] отца».

В документах Мари отражено и другое явление, характерное также для ранней истории Израиля, — спонтанное пророчество. Пророки Мари (как непрофессиональные, так и профессиональные пророки при святилищах) воспринимались как уста богов. Хотя их пророчества лишены социально-этического и религиозного пафоса библейских пророков и носят практический характер, сам факт существования спонтанного пророчества, отличного от гадания, указывает на характерность этого феномена для религиозного сознания западносемитских племен в период, предшествовавший появлению библейского пророчества (см. Пророки и пророчество).


Ссылки

  • Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.

Примечания


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация