TenBaseT (Обсуждение | вклад)м |
|
(25 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''Кага́л''' (кахал, {{lang-he|קָהָל}} — собрание народа, сход) — орган общинного самоуправления, стоявший во главе отдельной еврейской общины в [[Галут|рассеянии]] и являвшийся посредником между ней и государством, в широком смысле слова [[община]] у [[Евреи|евреев]], в узком — административная форма самоуправления общиной у евреев в [[Польша|Польше]] и других странах Восточной Европы в XVI–XVIII веках, в [[Российская империя|Российской империи]] в период [[1772]]-[[1893]] г.
| + | #redirect [[:ej:Кагал]] |
- | | + | |
- | В переносном смысле — беспорядочная толпа, шумное сборище. Перевод слова «Кагал» на греческий язык означает «Церковь».
| + | |
- | | + | |
- | ==История==
| + | |
- | Под польским названием «зборы жидовске» (в Речи Посполитой евреи пользовались особым статусом как «рабы короны») эта форма еврейского самоуправления получила официальное признание в государствах, где имелись еврейские общины. В польской истории известны грамоты [[Сигизмунд II|Сигизмунда II]] евреям [[Люблин]]а ([[1556]]), [[Львов]]а ([[1569]]), [[Познань|Познани]] ([[1571]]). Впоследствии за этим советом закрепилось слово кагал. Уже в польских [[грамота]]х [[XVI век]]а кагалу передавалось право [[раввин]]ов надзирать за религиозным бытом евреев, право карать нарушителей отлучением — [[херем]]ом, [[изгнание]]м, телесным наказанием и даже смертной казнью{{Нет АИ|18|05|2009}}.
| + | |
- | | + | |
- | В России кагалу было предоставлено, помимо прочих, право вести метрические книги для еврейской общины. Кагал, в частности, скрывал численность евреев, по некоторым данным занижая её вдвое{{Нет АИ|18|05|2009}}, что уменьшало объемы подушевой подати и снижало обязательства по рекрутской повинности; власть кагала простиралась на многие сферы жизни евреев, которые не могли освободиться от опеки кагала или протестовать под угрозой [[херем]]а. Нечто подобное существовало на протяжении нескольких сотен лет и в русском крестьянском обществе в виде сельской общины, повязанной [[Круговая порука|круговой порукой]] и точно также скрывающей свою численность с целью снизить налогообложение и уклониться от рекрутских наборов.
| + | |
- | | + | |
- | {{начало цитаты}} В каждом городе или местечке должен был быть один Кагал, хотя бы местные евреи разделялись на несколько сект и толков. Число кагальных, избиравшихся, с утверждения губернского правления, на 3 года, не было определено. Кагалу воспрещено было без ведома начальства налагать новые подати, а в 1818 г. им выданы были от казенных палат книги, в которые должны были, между прочим, вноситься отчеты о поступлении и употреблении сумм коробочного сбора, который первоначально предназначался для погашения кагальных долгов. Вместе с тем на Кагал возложено было призрение бесприютных евреев, вспомоществование евреям-переселенцам и т. п. Положением 1835 г. целиком восстановлена была, в черте еврейской оседлости, польская кагальная организация. В силу этого положения, всякий еврей (кроме евреев-земледельцев) обязательно должен был приписываться к городскому еврейскому обществу, хотя бы он проживал в местечке, селе или деревне. В городах евреи избирали, с утверждения губернского правления, на 3 года от 3 до 5 уполномоченных, которые составляли Кагал. Обязанности Кагала заключались в наблюдении за исправным поступлением податей и сборов как казенных, городских и земских, так и специально еврейских (коробочный сбор), в хранении и расходовании кагальных сумм, в призрении престарелых, увечных и бедных евреев, в наблюдении за предотвращением бродяжества. Рекрутский устав 1827 г., установив отбывание рекрутской повинности еврейскими обществами отдельно от христианских, возложил на еврейские общества попечение за исправным отбыванием этой повинности и вооружил их властью «отдавать в рекруты всякого еврея, во всякое время, за неисправность в податях, за бродяжество и другие беспорядки, нетерпимые в еврейском обществе». {{конец цитаты|источник=[[ЭСБЕ]]}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Хасиды]] выступали против засилья кагала в общественной жизни евреев. В царствование [[Екатерина I|Екатерины I]] была предпринята попытка{{Нет АИ|18|05|2009}} несколько ограничить власть кагала, превратив евреев в полноценных граждан Российского государства{{Нет АИ|18|05|2009}}.
| + | |
- | | + | |
- | [[Екатерина Великая]] своим именным указом от [[1780]] года первой из европейских правителей разрешила своим подданным иудейского исповедания приписываться ко всем сословиям, включая [[Русские дворянские рода иудейского исповедания|дворянство]] и [[духовенство]](иудейское), с получением всех соответствующих прав.
| + | |
- | При проведении в жизнь этого указа власти столкнулись с протестами христианского населения, однако на эти протесты был дан ответ в именном указе [[1785]] года, в котором говорилось <ref>[http://www.polit.ru/lectures/2006/06/06/miller3.html А.Миллер. Империя Романовых и евреи.]</ref>:
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>«когда еврейского закона люди вошли уже на основании указов Ее Величества в состояние, равное с другими, то и надлежит при всяком случае соблюдать правило, Ее Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами без различия закона и народа».</blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Многократные попытки разрушить [[изоляционизм]] еврейской общины в России, ограничив власть кагала, предпринимали [[император]]ы [[Александр I]] и [[Николай I]]. В [[1802]]-[[1803]] годах в рамках общего реформирования государственного устройства России министр юстиции [[Державин, Гавриил Романович|Державин]] попытался законодательно ограничить полномочия кагалов в западных губерниях, но не преуспел в этом и вскоре вынужден был оставить свой пост — утверждалось, что для его устранения было роздано взяток в совокупности на один миллион рублей[http://www.gosudarstvo.voskres.ru/heald/markov_1.htm].
| + | |
- | | + | |
- | В [[1844]] г. кагалы в России были практически повсеместно упразднены, с передачей их дел городским общественным и сословным установлениям. Исключение составляли Рига и города Курляндской губерни, где кагалы просуществовали до 1893 г.
| + | |
- | | + | |
- | ==Структура кагала==
| + | |
- | | + | |
- | Кагальная администрация состояла из определенного числа лиц, по большей части пропорционального численности общины: в [[Краков]]е их было 40, в [[Вильнюс|Вильне]] — 35, в средних общинах число это колебалось между 35 и 22, в маленьких было не меньше 8. Члены кагала ежегодно выделяли из своей среды, по жребию, пять «избирателей», которые, по большинству голосов или по жребию, определяли состав нового кагала.
| + | |
- | | + | |
- | Обыкновенно эти ежегодные выборы только перетасовывали членов прежнего кагала, которые вместо одних функций получали другие. Таким образом вся организация имела характер олигархический. Выборные делились на разряды или чины. Во главе кагала стояли четверо старшин ([[рош]]и); за ними шли «почетные особы» ([[тув]]ы), числом от 5 до 3. Те и другие составляли законное заседание кагала и решали все общественные дела. Старшины, по очереди, состояли в течение месяца в должности парнеса, т. е. заведующего, казначея, вообще исполнительного органа.
| + | |
- | Третий разряд кагальных чинов составляли «действительные члены» (икоры) и кандидаты, которые в Белоруссии носили общее наименование «главарей общины» ([[алуф]]ы); число их колебалось от 4 до 10. Затем следовали лица, облеченные специальными функциями: контролеры, попечители училищ и т. п., наконец, судьи ([[даян (титул)|дайены]]). В [[пинкес]]ах (актовые книги кагалов) начала [[XVIII век]]а встречается еще разряд женщин-попечительниц. При кагале состояли особые приставы ([[шамеш]]и).
| + | |
- | | + | |
- | Краковский кагальный устав [[1595]] г. различает три группы кагальных судей: низших, средних и высших, по 3 человека в каждой группе. Первые разбирали всякие иски, на сумму не свыше 10 злотых, вторые — на сумму от 10 до 100 злотых и, подобно первым, заседали ежедневно; высшая группа судей, заседавшая не менее двух раз в неделю, разбирала иски свыше 100 злотых.
| + | |
- | | + | |
- | <!--A '''Shtadlan''' was an intercessor figure who represented interests of the local [[Jew|Jewish]] community (such as those of a town's [[ghetto]]) in [[Medieval]] [[Europe]], and worked as a "lobbyist" negotiating for the safety of Jews with the authorities holding power.
| + | |
- | The Shtadlan emerged in the 17th century and with the rise of Absolutism as an intermediator between the Jewish community and the outside government. He was appointed by the government, and could even be named as a royal official. The Shtadlan became a tool of the government even though he officially represented the Jewish community.
| + | |
- | Typically, a Jewish community (''kehila'') governed its own internal affairs. The interactions with the outside society, such as [[tax]] collection and enforcement of various restrictions and compulsions imposed on the community, were arranged by an internal governing board ('''kahal''').
| + | |
- | Similar internal autonomy was revived with the establishment of ''[[Judenrat|Judenräte]]'' ("Jewish councils") in the [[ghettos]] of [[Nazism|Nazi]]-occupied European countries.
| + | |
- | [[Category:Court Jews| ]]
| + | |
- | -->
| + | |
- | | + | |
- | ==Полномочия кагала==
| + | |
- | Не ограничиваясь сбором податей и заведованием всеми общественными учреждениями, кагал наблюдал за торговлей, за правильностью мер и весов, за проезжающими, за чистотой еврейских улиц и вообще за благочинием, регулировал арендные отношения, издавал постановления относительно раввината, обучения детей, печатания книг, поведения и вознаграждения слуг и служанок и проч. В крайних случаях кагал обращался за содействием к административным властям.
| + | |
- | | + | |
- | При Екатерине II постановлено было вносить евреев в общегородские книги, решение вопроса о правильности еврейских долгов предоставлено было обыкновенным судам, за вновь учрежденными губернскими и уездными кагалами не были признаны судебные функции, кроме дел, касающихся «обрядов закона и богослужения евреев». С другой стороны, однако, поголовные деньги, по указу 1776 г., продолжал платить кагал, и от него же евреи должны были получать паспорта. Это делало уездные и губернские кагалы как бы продолжением прежней кагальной организации. Положение о евреях 1804 года, выделив из сферы деятельности кагалов духовно-судную часть и передав ее раввинам, возложило на кагалы обязанность наблюдать, чтобы казенные сборы были вносимы исправно и бездоимочно, а также распоряжаться вверяемыми им от еврейского общества суммами.
| + | |
- | | + | |
- | === Примечания ===
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | ==Литература==
| + | |
- | * Краткая Еврейская Энциклопедия, том 4, кол. 17–21
| + | |
- | * [http://cagal.clan.su/index/0-4 Книга кагала]. Я. Брафман, 3-е изд., 1881 г.
| + | |
- | | + | |
- | ==Ссылки==
| + | |
- | | + | |
- | {{ЭСБЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейская община| ]]
| + | |
- | [[Категория:История иудаизма]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | | + | |
- | [[cs:Židovská obec]]
| + | |
- | [[de:Kehillah]]
| + | |
- | [[en:Kehilla]]
| + | |
- | [[he:הקהילה היהודית]]
| + | |
- | [[ja:ケヒッラー]]
| + | |
- | [[no:Kehilla]]
| + | |
- | [[pl:Kahał]]
| + | |