Пастернак, Борис Леонидович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add template остатье)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
 
(14 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
|ТИП СТАТЬИ=2
 +
|УРОВЕНЬ=1
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=28/12/2010
 +
}}
 +
 +
 +
{{Писатель
 +
|Имя=Борис Пастернак
 +
|Оригинал имени=
 +
|Фото=Boris Pasternak cropped.jpg
 +
|Подпись=
 +
|Имя при рождении=Борис Исаакович Пастернак
 +
|Псевдонимы=
 +
|Дата рождения={{ДатаРождения|10|02|1890|29|01}}
 +
|Место рождения=[[Файл:Flag of Russia.svg|25px]] [[Москва]], [[Российская империя]]
 +
|Дата смерти= 30.05.1960
 +
|Место смерти=[[Файл:Flag of Russian SFSR.svg|25px]] [[Переделкино]], [[Московская область]], [[СССР]]
 +
|Гражданство=[[Россия|Российская империя]], [[СССР]]
 +
|Род деятельности=прозаик, поэт, драматург
 +
|Годы активности=
 +
|Направление=[[модернизм]], [[постмодернизм]]
 +
|Жанр=[[сатира]], [[антиутопия]], [[биография]]
 +
|Дебют=Лирика
 +
|Премии=[[Нобелевская премия по литературе]]
 +
|Награды={{Медаль За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.}}
 +
|Lib=
 +
|Сайт=
 +
|Викитека=Борис Леонидович Пастернак
 +
}}
 +
 +
'''Бори́с Леони́дович Пастерна́к''' (приблизительно до [[1920 год]]а — '''Бори́с Исаа́кович Пастерна́к'''<ref>[http://www.screen.ru/vadvad/Litoboz/kagan.htm Ю. М. Каган. Об «Апеллесовой черте» Бориса Пастернака]</ref><ref>Наталия Иванова. Пастернак и другие. Глава I. М.: Эксмо, 2003.</ref>; [[10 февраля|29 января (10 февраля)]] [[1890]], [[Москва]], [[Российская империя]] — [[30 мая]] [[1960]], [[Переделкино]], [[Московская область]], [[СССР]]) — [[русский язык|русский]] [[поэт]] и [[писатель]], лауреат [[Нобелевская премия по литературе|Нобелевской премии по литературе]] ([[1958]]).
 +
 +
== Биография ==
 +
 +
Будущий поэт родился в [[Москва|Москве]] в [[интеллигент]]ской [[еврей]]ской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик [[Императорская Академия художеств|Петербургской Академии художеств]] ''[[Пастернак, Леонид Осипович|Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак]]'' и мать — пианистка ''Розалия Исидоровна Пастернак'' (урождённая ''Райца Срулевна Кауфман'', 1868—1939), переехали в [[Москва|Москву]] из [[Одесса|Одессы]] в [[1889]] году, за год до его рождения.
 +
 +
== Еврейская тема в жизни и творчестве ==
 +
 +
В отличие от отца, который всегда считал себя причастным еврейству, Пастернак свою национальную принадлежность с молодых лет расценивал как биологическую случайность, осложняющую его нравственные позиции и творческую судьбу.
 +
 +
По собственному признанию, в 1910–12 гг., когда «вырабатывались корни... своеобразия... видения вещей, мира, жизни», он жил больше, чем когда-либо, «в христианском умонастроении» (письмо к Жаклин де Пруайар от 2 мая 1959 г.).
 +
 +
Служа в 1916 г. на Урале заводским конторщиком, Пастернак по поводу опекавшего его инженера химического завода (впоследствии биохимика и профессора) Б. Збарского недоуменно писал отцу: «... настоящий, ультра настоящий еврей и не думающий никогда перестать быть им...» (Е. Пастернак. «Борис Пастернак. Материалы для биографии», М., 1989).
 +
 +
На неудобства, которые ему причиняет его еврейство, Пастернак сетовал в письме М. Горькому от 7 января 1927 г., малознакомому М. Фроману (письмо от 17 июня 1927 г.), особенно часто в исповедальной переписке с двоюродной сестрой Ольгой Фрейденберг («Борис Пастернак. Переписка с Ольгой Фрейденберг», Н.-Й. — Лондон, 1981), а также в беседах (например, с драматургом А. Гладковым в Чистополе).
 +
 +
Поэту мешало ощущение социальной и национальной отделенности от основной массы носителей родного ему языка, он завидовал тем, кто «Без тени чужеродья //Всем сердцем — с бедняком, //Всей кровию — в народе» («Путевые записки», 1936), признавал, что «В родню чужую втерся» (там же) и мечтал: «Родным войду в родной язык» («Любимая, молвы слащавой...», 1931).
 +
 +
=== Стремление к ассимиляции ===
 +
 +
И. Берлин («Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах», русский перевод в журнале «Звезда», 1990, № 2) подчеркнул, что Пастернак, страстно желая слыть глубоко вросшим корнями в русскую почву, не любил касаться своего еврейского происхождения и хотел, чтобы евреи ассимилировались и исчезли как народ.
 +
 +
В «Докторе Живаго» Пастернак решил предать публичной огласке свое отношение к евреям и еврейскому вопросу. В письме от 13 октября 1946 г. к О. Фрейденберг Пастернак сообщил, что начал писать роман, в котором сводит счеты «с еврейством, со всеми оттенками национализма (и в интернационализме), со всеми оттенками антихристианства... Атмосфера вещи — мое христианство... иное, чем квакерское и толстовское...»
 +
 +
Мысли Пастернака, излагаемые в романе школьным другом Живаго евреем Мишей Гордоном и Ларой, сводятся к осуждению еврейства как фактора, разъединяющего людей. Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления самих евреев от страданий и дать им свободно присоединиться к христианству. Именно в нем преодолена идея национальности, ибо в «новом виде общения, которое называется царством Божиим, нет народов, есть личности».
 +
 +
Евреи также обвиняются в том, что в их среде не живет красота, тогда как христианство, по мнению героев романа, пронизано эстетическим началом. Еврейство — полная и безраздельная жертва возложенной на него национальной мыслью мертвящей необходимости быть и оставаться народом и только народом, в то время как весь мир избавлен от этой принижающей задачи силою, вышедшей из рядов еврейства (христианством). «Люди, когда-то освободившие человечество от ига идолопоклонства и теперь в таком множестве посвятившие себя освобождению его от социального зла, — говорит Лара в романе, — бессильны освободиться от самих себя, от верности отжившему допотопному наименованию, потерявшему значение, не могут подняться над собою и бесследно раствориться среди остальных, религиозные основы которых они сами заложили и которые были бы им так близки, если бы они их лучше знали».
 +
 +
=== Религия в творчестве Пастернака ===
 +
 +
Пастернак сочувственно цитирует православные богослужебные тексты, где библейские представления сопоставляются с новозаветными (см. Новый завет). Так, «непорочное материнство» Марии сравнивается с переходом евреями Красного моря. И тут же в романе событие личное, интимное и в то же время чудесное противопоставляется чуду спасения целого народа.
 +
 +
В таком утверждении превосходства личности над народом (составляющем пафос романа) Пастернак подчеркивал превосходство христианства над иудаизмом, хотя в толковании христианства резко расходился с русским православием в подходе к национальному началу, а также к роли Библии и ее реалий. Его отношение к еврейству вызвало резкий протест еврейской общественности (в том числе Д. Бен-Гуриона), увидевшей в этом проявление так называемого интеллигентского антисемитизма и отступничество.
 +
 +
Хотя Пастернак недвусмысленно осуждал антисемитизм, подобные высказывания, так же как полное умолчание о Катастрофе европейского еврейства, современником и свидетелем которой был поэт, и склонность возложить на самих евреев вину за их страдания, выраженная в романе с наивной откровенностью, свидетельствуют о глубоком отчуждении Пастернака от еврейского народа и присущем ему стремлении сбросить с себя еврейство, ощущаемое как бремя.
 +
 +
 +
Общие сведения см. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Пастернак,_Борис_Леонидович в статье Википедии "Пастернак,_Борис_Леонидович]
 +
 +
 +
 +
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
 +
 +
== См. также ==
 +
 +
 +
 +
== Ссылки ==
 +
{{ЭЕЭ|13159|Пастернак Борис}}
 +
{{Навигация
 +
|Портал =
 +
|Викисловарь =
 +
|Викиучебник =
 +
|Викицитатник = Пастернак, Борис Леонидович
 +
|Викитека = Борис Леонидович Пастернак
 +
|Викивиды =
 +
|Викиновости =
 +
|Викисклад = Category:Boris Pasternak
 +
|Метавики =
 +
}}
 +
* [http://noblit.ru/content/category/4/76/33/ Борис Пастернак: биография, фотографии, произведения и статьи о нём]
 +
* [http://www.nplu.org/ua/events/calendar/2010/text/pasternak.htm Борис Пастернак в фондах ДЗ "НПБ України"]
 +
* [http://stroki.net/content/blogcategory/51/61/ Борис Пастернак. Избранные стихи]
 +
* [http://www.litera.ru/stixiya/authors/pasternak.html Борис Пастернак на «Стихии»]
 +
* [http://www.stihi-rus.ru/1/Pasternak/ Борис Пастернак: стихи] в [http://www.stihi-rus.ru/page3.htm «Антологии русской поэзии»]
 +
* [http://antology.igrunov.ru/50-s/esse/1084533076.html Стенограмма заседания Общемосковского собрания писателей СССР «О поведении Б.Пастернака» от 31 октября 1958 г.]
 +
* [http://idf.ru/11/doc.shtml Документы по теме «Борис Пастернак и власть»] ([http://idf.ru/11/word.shtml вступительная статья])
 +
* [http://n-t.ru/nl/lt/bp.htm Нобелевская премия Бориса Пастернака. Воспоминания сына]
 +
* [http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=582 Борис Пастернак читает свои стихи (аудио)]
 +
* [http://www.rusamny.com/342/t04(342).htm А. А. Галич. Памяти Пастернака] (1)
 +
* [http://www.shansonprofi.ru/person/galich/lyrics/galich_pamyati_b_l_pasternaka_.html А. А. Галич. Памяти Пастернака] (2)
 +
* [http://www.zn.ua/3000/3760/50880/ «Марбург» Бориса Пастернака]
 +
* [http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio/borisov-reka.htm В. М. Борисов. Река, распахнутая настежь. К творческой истории романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго».]
 +
* [[Шаламов, Варлам Тихонович|Варлам Шаламов]] [http://shalamov.ru/nametags/124.html Переписка и воспоминания о Б.Л. Пастернаке]
 +
* [http://novruslit.ru/?p=29 Поэзия Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака: программа курса (В. Н. Альфонсов)]
 +
* [http://pasternak.niv.ru Борис Пастернак. Биография, поэзия и проза.]
 +
* [http://www.oetp-monaco.com/webkit/jsp/pop_bout.jsp?idBout=43&idRay=182&idProd=807&langue=EN «Борис Пастернак» - почтовая марка по рисунку художника Георгия Шишкина, выпущенная княжеством Монако к 50-летию присуждения писателю Нобелевской премии.]
 +
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Категория:Евреи в СССР]]
 +
[[Категория:Еврейские писатели]]
 +
[[Категория:Еврейские поэты]]
 +
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
 +
 +
{{WikiCopyRight}}

Текущая версия на 14:49, 25 марта 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дата создания: 28/12/2010
Борис Пастернак
Файл:Boris Pasternak cropped.jpg
Имя при рождении:

Борис Исаакович Пастернак

Дата рождения:

29 января (10 февраля) 1890(18900210)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

30 мая 1960

Место смерти:

Переделкино, Московская область, СССР

Гражданство:

Российская империя, СССР

Род деятельности:

прозаик, поэт, драматург

Направление:

модернизм, постмодернизм

Жанр:

сатира, антиутопия, биография

Дебют:

Лирика

Премии:

Нобелевская премия по литературе

Награды

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Произведения в Викитеке?.

Бори́с Леони́дович Пастерна́к (приблизительно до 1920 года — Бори́с Исаа́кович Пастерна́к[1][2]; 29 января (10 февраля) 1890, Москва, Российская империя — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область, СССР) — русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

Содержание

Биография

Будущий поэт родился в Москве в интеллигентской еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Райца Срулевна Кауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения.

Еврейская тема в жизни и творчестве

В отличие от отца, который всегда считал себя причастным еврейству, Пастернак свою национальную принадлежность с молодых лет расценивал как биологическую случайность, осложняющую его нравственные позиции и творческую судьбу.

По собственному признанию, в 1910–12 гг., когда «вырабатывались корни... своеобразия... видения вещей, мира, жизни», он жил больше, чем когда-либо, «в христианском умонастроении» (письмо к Жаклин де Пруайар от 2 мая 1959 г.).

Служа в 1916 г. на Урале заводским конторщиком, Пастернак по поводу опекавшего его инженера химического завода (впоследствии биохимика и профессора) Б. Збарского недоуменно писал отцу: «... настоящий, ультра настоящий еврей и не думающий никогда перестать быть им...» (Е. Пастернак. «Борис Пастернак. Материалы для биографии», М., 1989).

На неудобства, которые ему причиняет его еврейство, Пастернак сетовал в письме М. Горькому от 7 января 1927 г., малознакомому М. Фроману (письмо от 17 июня 1927 г.), особенно часто в исповедальной переписке с двоюродной сестрой Ольгой Фрейденберг («Борис Пастернак. Переписка с Ольгой Фрейденберг», Н.-Й. — Лондон, 1981), а также в беседах (например, с драматургом А. Гладковым в Чистополе).

Поэту мешало ощущение социальной и национальной отделенности от основной массы носителей родного ему языка, он завидовал тем, кто «Без тени чужеродья //Всем сердцем — с бедняком, //Всей кровию — в народе» («Путевые записки», 1936), признавал, что «В родню чужую втерся» (там же) и мечтал: «Родным войду в родной язык» («Любимая, молвы слащавой...», 1931).

Стремление к ассимиляции

И. Берлин («Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах», русский перевод в журнале «Звезда», 1990, № 2) подчеркнул, что Пастернак, страстно желая слыть глубоко вросшим корнями в русскую почву, не любил касаться своего еврейского происхождения и хотел, чтобы евреи ассимилировались и исчезли как народ.

В «Докторе Живаго» Пастернак решил предать публичной огласке свое отношение к евреям и еврейскому вопросу. В письме от 13 октября 1946 г. к О. Фрейденберг Пастернак сообщил, что начал писать роман, в котором сводит счеты «с еврейством, со всеми оттенками национализма (и в интернационализме), со всеми оттенками антихристианства... Атмосфера вещи — мое христианство... иное, чем квакерское и толстовское...»

Мысли Пастернака, излагаемые в романе школьным другом Живаго евреем Мишей Гордоном и Ларой, сводятся к осуждению еврейства как фактора, разъединяющего людей. Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления самих евреев от страданий и дать им свободно присоединиться к христианству. Именно в нем преодолена идея национальности, ибо в «новом виде общения, которое называется царством Божиим, нет народов, есть личности».

Евреи также обвиняются в том, что в их среде не живет красота, тогда как христианство, по мнению героев романа, пронизано эстетическим началом. Еврейство — полная и безраздельная жертва возложенной на него национальной мыслью мертвящей необходимости быть и оставаться народом и только народом, в то время как весь мир избавлен от этой принижающей задачи силою, вышедшей из рядов еврейства (христианством). «Люди, когда-то освободившие человечество от ига идолопоклонства и теперь в таком множестве посвятившие себя освобождению его от социального зла, — говорит Лара в романе, — бессильны освободиться от самих себя, от верности отжившему допотопному наименованию, потерявшему значение, не могут подняться над собою и бесследно раствориться среди остальных, религиозные основы которых они сами заложили и которые были бы им так близки, если бы они их лучше знали».

Религия в творчестве Пастернака

Пастернак сочувственно цитирует православные богослужебные тексты, где библейские представления сопоставляются с новозаветными (см. Новый завет). Так, «непорочное материнство» Марии сравнивается с переходом евреями Красного моря. И тут же в романе событие личное, интимное и в то же время чудесное противопоставляется чуду спасения целого народа.

В таком утверждении превосходства личности над народом (составляющем пафос романа) Пастернак подчеркивал превосходство христианства над иудаизмом, хотя в толковании христианства резко расходился с русским православием в подходе к национальному началу, а также к роли Библии и ее реалий. Его отношение к еврейству вызвало резкий протест еврейской общественности (в том числе Д. Бен-Гуриона), увидевшей в этом проявление так называемого интеллигентского антисемитизма и отступничество.

Хотя Пастернак недвусмысленно осуждал антисемитизм, подобные высказывания, так же как полное умолчание о Катастрофе европейского еврейства, современником и свидетелем которой был поэт, и склонность возложить на самих евреев вину за их страдания, выраженная в романе с наивной откровенностью, свидетельствуют о глубоком отчуждении Пастернака от еврейского народа и присущем ему стремлении сбросить с себя еврейство, ощущаемое как бремя.


Общие сведения см. в статье Википедии "Пастернак,_Борис_Леонидович


Примечания

  1. Ю. М. Каган. Об «Апеллесовой черте» Бориса Пастернака
  2. Наталия Иванова. Пастернак и другие. Глава I. М.: Эксмо, 2003.

См. также

Ссылки

Статья «Пастернак Борис» в Электронной еврейской энциклопедии

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация