|
|
(130 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Разделить}}[[Файл:1759 map Holy Land and 12 Tribes.jpg|thumb|370px|Карта [[Палестина|Палестины]] 1759 года, показывающая расселение<br />[[Двенадцать колен Израиля|Двенадцати колен Израиля]]]]
| + | #redirect [[:ej:Еврейская история]] |
- | {{История еврейского народа}}
| + | |
- | | + | |
- | == Уникальность еврейской истории ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Уникальность еврейской истории}}
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское самосознание является уникальным сочетанием этнического, религиозного и этического элементов, и нельзя игнорировать ни один из них.
| + | |
- | | + | |
- | === Историческая память в коллективном еврейском сознании ===
| + | |
- | | + | |
- | Коллективная память еврейского народа выражена в письменных источниках, составленных древними поколениями. Это [[ТаНаХ]], [[Талмуд]], [[Агада|агадическая литература]], мистические, философские и галахические произведения Средних веков, еврейская литература Нового времени. Эта национальная память поддерживается еврейским образом жизни, освежается годичным циклом еврейских праздников, и побуждает каждое новое поколение пережить сопричастность с народным прошлым.
| + | |
- | | + | |
- | Как сказано в [[Хаггада|hагаде]]: «''В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано:'' {{ВЗ2|И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Господь при исходе моем из Египта|Исх|13:8}}. ''Не только наших предков вызволил Святой, благословен Он, но и нас спас вместе с ними, как сказано:'' {{ВЗ2|И нас Он вывел оттуда, чтобы повести нас и даровать нам землю, о которой Он клялся нашим предкам|Втор|6:23}}»
| + | |
- |
| + | |
- | Евреи чувствуют нравственную связь с ушедшими поколениями, как если бы праотцы и сегодня были живы. Это свойство еврейской традиции иллюстрируют следующие слова Талмуда: «''Рабби Зейра, завершив молитву, говорил так: „Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш, чтобы не согрешили мы, и не опозорились, и не заставили стыдиться праотцев наших“''» (Брахот 16б).
| + | |
- | | + | |
- | === Географическое своеобразие еврейской истории ===
| + | |
- | На заре еврейской истории события концентрировались вокруг Земли Израиля. Начиная с талмудического периода и далее в раннее Средневековье, большая часть еврейского народа проживала в странах ислама. В поздние Средние века и в Новое время, центральные события еврейской истории перемещаются в Европу. С течением времени ареной событий еврейской истории становятся Северная Африка, Западная и Восточная Европа, Северная Америка. С возникновением еврейского «национального очага», а затем Государства Израиль, Земля Израиля вновь начинает играть центральную роль в еврейской истории.
| + | |
- | | + | |
- | Возникнув на перекрестке древних цивилизаций в Земле Израиля, еврейская культура развивалась в постоянном контакте с окружающими народами и в своей стране, и в изгнании. Евреи оказали значительное влияние на развитие христианской и мусульманской цивилизаций, но и сами они не были изолированы от внешних влияний. Составляя четко определённое меньшинство в среде других народов, евреи всегда вели плодотворный диалог с другими культурами.
| + | |
- | | + | |
- | == Древняя (библейская) история (XX—III вв. до н. э.) ==
| + | |
- | {{main|История древнего Израиля и Иудеи}}
| + | |
- | : '''''Становление еврейского народа: его религиозное своеобразие и письменная традиция. Создание и становление еврейского государства.'''''
| + | |
- | | + | |
- | Начало еврейской истории охватывает период от появления евреев на арене истории во времена [[Авраам]]а, родоначальника еврейского народа (около XX в. до н. э.), до завоевания Иудеи [[Александр Македонский|Александром Македонским]] (IV в. до н. э.).
| + | |
- | | + | |
- | Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит [[ТаНаХ]]. Важным источником являются также сочинения [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] («[[Иудейские древности]]» и «[[Иудейская война]]»), [[Филон Александрийский|Филона Александрийского]] и др.
| + | |
- | | + | |
- | В XX в. до н. э. [[Авраам]] пришёл в [[Ханаан]] из [[Месопотамия|Месопотамии]] и три поколения его потомков жили там, занимаясь кочевым скотоводством. Затем это племя переселилось в Египет, где провело сотни лет. Численность его за это время существенно выросла.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате [[Исход]]а из [[Древний Египет|Египта]] и принятия Закона [[Тора|Торы]] у [[Синай (гора)|горы Синай]].
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские племена захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан [[Земля Израиля|Землёй Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | До конца XI в. до н. э. еврейские племена жили обособленно в своих '''уделах'''. Управлялись вождями, вошедшими в историю как '''судьи'''.<ref> Современное значение слова '''шофет''' (שופת) - судья, очевидно, уже первоначального. Оно значило тогда "принимающий решения", то есть правитель.</ref> Племена вели войны против соседних народов и друг против друга, вступая при этом в союзы друг с другом и с сохранившимися остатками местного ханаанского населения.
| + | |
- | | + | |
- | В конце [[Эпоха Судей|Эпохи судей]] сформировалось царство Израильское, завоевавшее многие соседние территории. В X в. до н.э. был построен [[Иерусалимский храм]]. В конце X в. до н.э. царство раскололось на Израильское и Иудейское царства.
| + | |
- | | + | |
- | Два еврейских государства сосуществовали до конца VIII в. до н.э., участвуя в региональной политике. В 722 г. до н.э. Израильское царство было захвачено Ассирией. В 586 г. до н.э. Иудея была захвачена Вавилоном. При этом был сожжён храм.
| + | |
- | | + | |
- | Население Израиля (10 из 12 '''колен''') было частично разогнано по окраинам ассирийской империи, откуда не вернулось. На его место пригнали другие побеждённые племена. Смешавшись с остатками десяти колен, они образовали новый народ - [[Самаритяне|Самаритян]].
| + | |
- | | + | |
- | Население Иудеи частично вернулось из [[Вавилонское пленение|Вавилонского пленения]] в конце VII в. до н.э., при новых хозяевах региона - [[Персидская империя|Персидской империи]]. Репатрианты построили [[Второй Храм]]. Большая часть угнанных евреев осталось в Вавилонии или переселилось в другие части Персидской империи.
| + | |
- | | + | |
- | == Античный период ==
| + | |
- | | + | |
- | После разрушения персидской монархии [[Александр Македонский|Александром Македонским]] Земля Израиля ([[Палестина]]) сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии.
| + | |
- | | + | |
- | Образовалась многочисленная колония евреев в Египте ([[Александрия|Александрии]] и др.), где был воздвигнут [[храм Ония]], соперничавший с Иерусалимским. Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного [[Средиземноморье|Средиземноморья]].
| + | |
- | | + | |
- | Возникло культурно-политическое движение эллинизма, стремившееся к внедрению греческой культуры во все области еврейской жизни. Сирийский царь [[Антиох IV Эпифан]] захотел насильственно окончательно эллинизировать евреев. В 165—141 г. до н. э. произошло восстание([[Маккавеи|Маккавеев]]), закончившееся освобождением Иудеи. Возникло [[Хасмонейское царство]] (164-37) со столицей в Иерусалиме.
| + | |
- | | + | |
- | В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | В 63 г до н. э. в результате междоусобных войн претендентов на престол Иудея попала под власть Рима. При его поддержке последнего хасмонейского царя сверг идумейский аристократ
| + | |
- | [[Ирод I Великий]]. Он расширил храм в Иерусалиме. В 6 году н. э. Иудея была подчинена римскому прокуратору.
| + | |
- | | + | |
- | Население Иудеи сопротивлялось римскому влиянию. Возникли многочисленные политические течения, враждебные Риму и друг другу. В 66 г. они подняли восстание против власти Рима ([[Иудейская война]]), превратившееся в гражданскую войну. Еврейские отряды уничтожили множество евреев в ходе борьбы друг с другом.
| + | |
- | Результатом был военный разгром Иудеи, разрушение [[Второй храм|Второго храма]], гибель и изгнание из страны сотен тысяч евреев.
| + | |
- | | + | |
- | == Период Мишны и Талмуда (I—VII вв.) ==
| + | |
- | {{main|Мишна|Талмуд}}
| + | |
- | : '''''Укрепление еврейских общин, развитие духовной жизни народа в отсутствие собственного государства. Создание канонического литературного корпуса, определяющего мировоззренческие установки каждого еврея.'''''
| + | |
- | | + | |
- | === От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70—138 гг.) ===
| + | |
- | Политика Римской империи, направленная на внедрение в сознание порабощённых народов представления об исключительной, «божественной» власти императора, а также поощряемое римскими наместниками укрепление позиции других народов в Земле Израиля привели к многочисленным восстаниям еврейского народа против Рима ([[Иудейские войны]], I—II вв. н. э.). В результате [[Второй Храм]] был разрушен (70) и большое число евреев было изгнано из Иудеи, пополнив еврейские общины диаспоры. После жестокого разгрома последнего восстания евреев под предводительством [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]] (132—135 гг.) еврейскому присутствию в Иерусалиме и Иудее вообще был положен конец, древняя Александрийская община была уничтожена. Тогда же появился введённый римлянами термин «[[Палестина]]», который должен был стереть память о еврейском присутствии в [[Земля Израиля|Земле Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | === В Палестине до завершения Иерусалимского Талмуда (200—425 гг.) ===
| + | |
- | | + | |
- | Национальная трагедия побудила еврейский мир внутренне перестроиться. Деятельность еврейского центра в [[Явне]], а позднее деятельность рабби [[Иеhуда ха-Наси|Иеhуды ха-Наси]] привели к тому, что еврейское руководство учредило автономную судебную и образовательную систему, в надежде на то, что рано или поздно возникнут условия для возрождения еврейского государства в Земле Израиля. Этот процесс отражён в [[Мишна|Мишне]] и созданных на её основе [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимском]] и [[Вавилонский Талмуд|Вавилонском Талмуде]]. Таким образом, еврейские общины разрабатывали формы духовной жизни, направленные на сохранение национальной неповторимости в отсутствие собственного государства.
| + | |
- | | + | |
- | === В Вавилонии до заключения Вавилонского Талмуда (200—500 гг.) ===
| + | |
- | После разрушения Храма и особенно разгрома [[восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] главная масса евреев ушла в [[Месопотамия|Месопотамию]], где в течение 8-и веков находился духовный и умственный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: [[эксиларх]]и и [[гаон]]ы (этот период еврейской истории называется эксилархатом и гаонатом).
| + | |
- | | + | |
- | === В Римской империи и Византии ===
| + | |
- | Одновременно обширные потоки еврейской эмиграции направились в [[Древний Египет|Египет]], вдоль всего африканского побережья до [[Марокко]], перешли на [[Пиренейский полуостров]]. Другой эмиграционный поток шёл на [[Балканский полуостров]], вдоль всего [[Чёрное море|Чёрного моря]] ([[Крым]]), отсюда доходил по [[Днепр]]у до [[Киев]]а. Обширные еврейские колонии возникли также в [[Рим]]е, в северной [[Италия|Италии]], южной [[Франция|Франции]] и в [[Рейн|прирейнских]] городах.
| + | |
- | | + | |
- | До принятия в Римской империи христианства евреи везде жили мирно среди других народов, занимаясь земледелием, ремёслами, и вели торговые сношения между Востоком и Западом. В Италии, Франции и Германии евреи до начала средних веков не подвергались никаким ограничениям в занятиях. В Ломбардии и южной Франции они занимались земледелием наряду с торговлей.
| + | |
- | | + | |
- | С возникновением христианской империи еврейские общины оказались в принципиально новой ситуации. Если языческая [[Римская империя]] физически лишила еврейский народ его родины и столицы, то христианизированный Рим претендовал на контроль над духовной жизнью еврейского народа.<ref name="Oranim">[http://echo.oranim.ac.il/main.php?p=news&id_news=169&id_personal=34 История еврейского народа в библейский период]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Преследования евреев начались в Византии при [[Феодосий II|Феодосии II]] (401—450), который отличался религиозным фанатизмом и стремлением к полицейскому регламентированию внутренней жизни.<ref name="ЭСБЭ">Статья [http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/17/17667.html ''Евреи''] в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Раннее средневековье (VI—IX вв.) ==
| + | |
- | : '''''Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.'''''
| + | |
- | | + | |
- | С VII века н. э. положение евреев усложнилось. Еврейские общины в диаспоре оказались разделены между двумя цивилизациями — христианством и исламом, которые хотя и были исторически связаны с древним еврейским духовным наследием, на деле заявляли о своём принципиальном отмежевании от еврейства. Новая исламская цивилизация повела борьбу с христианской цивилизацией как за политическое господство в Земле Израиля, так и за духовные ценности живущих в ней народов, в том числе и евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития, более того, евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.
| + | |
- | | + | |
- | Сталкиваясь с новыми формами общественной жизни и входя в контакт с новой для них культурой, евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.
| + | |
- | | + | |
- | === В Палестине ===
| + | |
- | Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания (638).
| + | |
- | | + | |
- | === Евреи на Востоке до конца эпохи гаонов (500—1040 гг.) ===
| + | |
- | В Месопотамии при багдадских халифах и в Испании при владычестве мавров евреи пользовались равноправием, допускались к высшим государственным должностям.
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | === В Византии ===
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | === В Европе до крестовых походов (500—1096 гг.) ===
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | == Высокое и позднее средневековье (X—XV вв.) ==
| + | |
- | : '''''Перемещение демографического и культурного центра еврейства в Восточную Европу.'''''
| + | |
- | | + | |
- | === В Исламском мире ===
| + | |
- | В XII в. в Испании и Северной Африке значительное число евреев были насильственно обращены в [[ислам]] мусульманскими фанатиками [[альмохады|альмохадами]].
| + | |
- | | + | |
- | ==== Возрождение еврейства в арабской Испании (950—1215 гг.) ====
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | === В Западной Европе ===
| + | |
- | Изгнания и преследования евреев привели к рассеянию еврейского народа по всем уголкам мира — от Северной Африки и Османской империи до открытой [[Колумб]]ом Америки и сопровождались усилением изоляции евреев и их вытеснением на периферию общественной жизни в Европе.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов, которые с [[Рейхлин]]ом во главе взяли под защиту [[Талмуд]], когда фанатики воздвигли костры против еврейских книг.
| + | |
- | | + | |
- | ==== В христианской Европе в эпоху крестовых походов (1096—1215 гг.) ====
| + | |
- | В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия. Кровавые преследования евреев начались со времени Первого крестового похода (1096 г.), когда были разгромлены богатые еврейские общины на Рейне, в Трире, Шпейере, Майнце и Кельне. Евреи были истреблены, женщины подверглись насилию, а дети насильно крещены. С этих пор до конца XVIII века евреи в Западной Европе периодически подвергались гонениям. Короли (напр., Филипп II Август и др.) и князья, когда нуждались в деньгах, изгоняли евреев из своих владений, отбирали у них всё имущество и призывали их назад для оживления торговли, давали евреям наживать состояния, чтобы вновь отобрать всё для себя.
| + | |
- | | + | |
- | Во многих государствах, владениях и городах евреи с XII в. подвергались разнообразным притеснениям: их принуждали принимать крещение ([[маранны]]), жить в особых кварталах ([[гетто]]), носить особый костюм, запрещалось заниматься земледелием и многими ремеслами; во многих местах им разрешалось заниматься исключительно отдачей денег в рост и торговлей старым платьем.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Века бесправия и мученичества до изгнания евреев из Франции (1215—1394 гг.) ====
| + | |
- | С XIII в. в Западной Европе стали распространяться [[Кровавый навет на евреев|кровавые наветы против евреев]], за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви. В 1290 евреи были изгнаны из Англии, в 1394 — из Франции. В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Последний век еврейства в Испании (1391—1492 гг.) ====
| + | |
- | В 1492 г. около 300 тыс. евреев [[изгнание из Испании|изгнано из Испании]] и [[Португалия|Португалии]], где в течение 7 веков под владычеством мавров находился второй духовный центр евреев, и расцвела ново-еврейская литература. Из Испании евреи направились в Нидерланды, Италию, где пользовались покровительством некоторых пап, и в Турцию. В Германии евреи за уплату особой подати были взяты под защиту императоров.
| + | |
- | | + | |
- | === В Польше и Руси (XII—XV вв.) ===
| + | |
- | На Юге и Юго-Востоке России и в [[Киев]]е евреи встречаются с IX—XI вв. В Польше и Литве евреи поселились с XI в. Особенно усилились здесь еврейские поселения со времени жестоких преследований евреев в XII—XIV в. Короли [[Болеслав II Благочестивый]] (1264) и [[Казимир III]] (1334-67) даровали польским евреям грамоты, в которых евреям были предоставлены разные права и льготы и права внутреннего общинного самоуправления и суда. Такого же содержания грамоты были даны литовским евреям великим князем [[Витовт]]ом (1388) и королём [[Сигизмунд I|Сигизмундом I]] (1507). До конца существования польско-литовского государства евреи пользовались дарованными им правами.
| + | |
- | | + | |
- | == Новое время (XVI—XVIII вв.) ==
| + | |
- | : '''''Постепенная интеграция евреев в европейском обществе, сопровождавшаяся ослаблением и коренной перестройкой традиционных общинных институтов.'''''
| + | |
- | | + | |
- | Перестройка средневекового общества под влиянием новых общественно-политических взглядов ([[абсолютизм]], [[меркантилизм]], [[Просвещение]]) и растущая секуляризация общества привели к пересмотру традиционного отношения к евреям в Европе. Переход от Средневековья к Новому времени был ознаменован началом [[Эмансипация|эмансипационного]] процесса, поэтапным предоставлением евреям равных с неевреями гражданских прав. [[Эмансипация евреев|Эмансипация]] привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | === В Турции и Палестине до упадка саббатианства (1492—1750 гг.) ===
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | === В Западной Европе ===
| + | |
- | По освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община, из среды которой вышел [[Барух Спиноза]]. После победы английской революции 1640 г. над абсолютизмом и клерикализмом Тюдоров евреям разрешено было вновь селиться в Англии.
| + | |
- | | + | |
- | === В Польше и России ===
| + | |
- | В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху [[Богдан Хмельницкий|Богдана Хмельницкого]] и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в [[Смирна|Смирне]] [[лже-мессия|лже-мессии]] [[Шабтай Цви|Саббатая Цеви]] (1668). В средине XVIII в. среди евреев [[Галиция|Галиции]], [[Подолия|Подолии]] и [[Волынь|Волыни]] распространилось мистическое учение [[хасидизм]]а, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта [[Франк, Яков|франкистов]].
| + | |
- |
| + | |
- | В 1742 г. был издан [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/vys_vseh.php Указ "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов"]
| + | |
- | | + | |
- | После первого польского раздела евреям было обещано в указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.
| + | |
- | | + | |
- | == Переходное время (1750—1795 гг.) ==
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | == Новейшее время (XIX—XX вв.) ==
| + | |
- | : '''''Проникновение евреев во все сферы общественной и культурной жизни и, как следствие, активизация антисемитских движений. Зарождение еврейского национального движения и начало строительства «национального очага» в Земле Израиля. Катастрофа европейского еврейства (Холокост).'''''
| + | |
- | | + | |
- | Формирование национальных идеологий в Европе привело к замедлению процесса интеграции евреев в окружающем обществе. Как реакция на их деятельность и активное присутствие в разных сферах жизни национальных государств, получили распространения [[антисемитизм|антисемитские]] концепции. Вместе с тем, под влиянием общего национального пробуждения народов Европы возникло [[сионизм|сионистское движение]], положившее начало созиданию еврейского «национального очага» в Палестине. Рост [[антисемитизм]]а, связанный с национальным самоутверждением народов Европы на рубеже XIX—XX веков, привел к размаху сионистского движения, особенно среди ассимилированного еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | === В Западной Европе ===
| + | |
- | Эмансипация евреев в Западной Европе началась с [[Великая французская революция|Великой французской революции]]. В 1791 г. евреи Франции получили общие гражданские права. В Германии равноправие евреев было обещано в разных странах в годы национально-освободительного подъема 1812—1814 гг. В 1858 г. евреи допущены в [[английский парламент]]. Фактически постепенное уравнение в правах немецких евреев завершилось в 1848—1862 гг. Германской конституцией 1871 г. признано равноправие евреев.
| + | |
- | | + | |
- | На начало XX в. везде в Западной Европе (за исключением Румынии, где постановление Берлинского конгресса 1878 о предоставлении равноправия евреев не было приведено в исполнение) и в Америке, куда в течение XIX в. переселилось более 1 миллиона евреев, евреи пользовались всеми гражданскими и политическими правами.
| + | |
- | | + | |
- | В то же время евреи нередко теряли привилегию на свои особенные религиозно-общественные законы. Вырабатывая ответ на новую ситуацию, эмансипированные евреи в странах Европы пришли к разным формам существования религиозной традиции, вплоть до индифферентного отношения к ней. Так возникли [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксальный]], [[консервативный иудаизм|консервативный]] и [[реформистский иудаизм]] и началась ассимиляция евреев среди других народов в рамках их национальных государств.
| + | |
- | | + | |
- | === В Восточной Европе ===
| + | |
- | Особое значение в этот период приобретает еврейский центр в Восточной Европе. Сформировавшаяся ещё в Средние века самобытная культура восточноевропейского еврейства становится основой наиболее значимых социально-культурных явлений в еврейском обществе Нового времени в целом. Идеологии и движения, возникшие в Восточной Европе, экспортируются в другие общины мира благодаря массовой миграции евреев из этого региона на Запад и в Палестину, начавшейся в конце XIX века.
| + | |
- | | + | |
- | === В России ===
| + | |
- | {{main|История евреев в России}}
| + | |
- | В России евреев большими массами живут со времени присоединения польско-литовских областей в конце XVIII в.
| + | |
- | | + | |
- | Во внутренней жизни русских евреев в течение XIX в. произошли значительные перемены. С начала 1860-х гг. значительно усиливалось стремление евреев к общеевропейскому образованию, чему благоприятствовала освободительная, в отношении евреев, политика правительства 1860-70-х гг. Появился класс еврейской интеллигенции, принимавшей деятельное участие в русской литературе общественной жизни и свободных профессиях. Политическая реакция 1881 ознаменовалась в отношении евреев рядом еврейских погромов в южных губерниях и изданием новых ограничительных законов 1882 и 1891 г. Репрессии против евреев крайне вредно отразились на их экономическом положении и содействовали чрезвычайному развитию [[пауперизм]]а и эмиграционного движения в среде еврейского населения.
| + | |
- | | + | |
- | === В Палестине ===
| + | |
- | {{main|Палестина|Британский мандат в Палестине}}
| + | |
- | | + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | === Хаскала ===
| + | |
- | {{main|Хаскала}}
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с уравнением в гражданских правах в Западной Европе евреи с конца XVIII в. приобщаются к европейскому просвещению и, начиная с [[Мендельсон, Мозес|Мозеса Мендельсона]], выдвигают ряд деятелей, учёных и литераторов, работающих как в среде еврейской массы в целях её просвещения, так и на общеполитической и литературной почве ([[Ласкер]], [[Лассаль]], [[Маркс]], [[Кремье]], [[Биконсфильд]], [[Берне]], [[Гейне]] и др.).
| + | |
- | | + | |
- | === Катастрофа европейского еврейства (Холокост) ===
| + | |
- | {{main|Холокост}}
| + | |
- | | + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | == Современная история (после 1945 года) ==
| + | |
- | {{main|История Израиля|Арабо-израильский конфликт}}
| + | |
- | : '''''Возрождение еврейского государства со столицей в Иерусалиме; арабо-израильский конфликт; современная еврейская диаспора, её связь с Израилем.'''''
| + | |
- | | + | |
- | Массовое уничтожение евреев Европы побудило народы мира согласиться на возрождение еврейского национального государства Израиль со столицей в Иерусалиме. Укрепление государства Израиль происходит в условиях непрекращающегося арабо-израильского конфликта, а современная еврейская диаспора служит опорой Израилю в борьбе за выживание.
| + | |
- | | + | |
- | XXI век начался с беспрецедентной атаки современного фундаментализма на европейско-американскую цивилизацию. Статусу-кво современного мира угрожает опасность. В условиях глобализации политических и культурных процессов острие этой атаки направленно, прежде всего, против евреев и еврейского государства{{Нет АИ|18|05|2009}}.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | {{источник/ЭСБЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{commonscat|Jewish history}}
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/01_001.htm Иудейские древности], [[Иосиф Флавий]]
| + | |
- | * [http://chassidus.ru/library/history/flavius/index.htm О древности еврейского народа. Против Апиона], [[Иосиф Флавий]]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov.htm Краткая история евреев], [[С.М. Дубнов]]
| + | |
- | * [http://62.0.35.69/il4u/history/dubnov/index-2.html Новейшая история евреев], [[С.М. Дубнов]]
| + | |
- | * [http://www.fictionbook.ru/author/dayimont_maks_i/evrei_bog_i_istoriya/dayimont_evrei_bog_i_istoriya.html Евреи, Бог и история], [[Даймонт, Макс|Макс Даймонт]]
| + | |
- | * [http://school.ort.spb.ru/library/torah/code/rots.htm История евреев с древнейших времён по Шестидневную войну], [[Рот, Сесиль|Сесиль Рот]], Иерусалим, 1967
| + | |
- | * [http://jewish-library.ru/dzhonson/populyarnaya_istoriya_evreev/ Пол Джонсон. "Популярная история евреев"]
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/history/in_sultan.htm Живая связь. Еврейская история, традиции и культура], Зеэв Султанович
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/teacher/uch1.htm учебник «История еврейского народа»], р. Моше Ойербах
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tags/history/ История еврейского народа],подборка статей и очерков.
| + | |
- | * [http://chassidus.ru/library/history/our_people/our_people.htm Наш народ. История еврейского народа], Яаков Изакс
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/2t.htm Ресурс по истории еврейского народа]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/shif.htm От тескта к традиции. История иудаизма], Л.Шиффман
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/ararat.htm Еврейство и сионизм], Н. Арарат
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/grinberg.htm История еврейского народа в эпоху Второго Храма], Э. Гринберг
| + | |
- | * [http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/torah/russ/russ001.htm Курс лекций по истории евреев в России], В. В. Энгель
| + | |
- | * [http://62.0.35.69/il4u/history/ Очерки времен и событий из истории российских евреев], Феликс Кандель
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/teacher/uch.htm Учебник «Еврейский народ в эллинистическом мире»]
| + | |
- | * [http://62.0.35.69/il4u/history/tropy/index.html По тропам еврейской истории], Рут Сэмюэлс
| + | |
- | * [http://lookstein.israeldesign.org/getfile.php/history/hisind1.php?Look_Sess=7cf383719d187f043052ce2af8709dcf Курс лекций «История еврейства»], Д-р Элиягу Иешурун, составитель русской версии: проф. Йегуда Айзенберг
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/ettinger_02.htm Очерки по истории еврейского народа] под редакцией С.Эттингера
| + | |
- | * [http://www.lookstein.org/russian/lekcii-his/spisok.php Курс лекций по истории еврейского народа], подготовлен научным коллективом под руководством профессора Одеда Шремера
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/open_roma.htm Сборник лекций «Евреи в Римской империи в Эпоху Талмуда»]
| + | |
- | * [http://www.jcrelations.net/ru/?id=2107 Евреи в раннесредневековой Византии], Анатолий Хазанов
| + | |
- | * [http://www.judaea.ru/lit/ Литература по истории и археологии античной Иудеи]
| + | |
- | * [http://www.lookstein.org/russian/his_met_sng/posobie1.php Пособие Эпоха Мишны и Талмуда], д-р Адиэль Шремер
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/maps/map000.htm Исторические карты и иллюстрации]
| + | |
- | * [http://berkovich-zametki.com/Avtory/theme_list.php Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи| ]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа| ]]
| + | |
- | | + | |
- | [[als:Geschichte der Juden]]
| + | |
- | [[bn:ইহুদি ধর্মের ইতিহাস]]
| + | |
- | [[de:Jüdische Geschichte]]
| + | |
- | [[en:Jewish history]]
| + | |
- | [[es:Historia de los judíos]]
| + | |
- | [[fi:Juutalaisten historia]]
| + | |
- | [[fr:Histoire du peuple juif]]
| + | |
- | [[he:היסטוריה של עם ישראל]]
| + | |
- | [[it:Storia degli Ebrei]]
| + | |
- | [[mk:Историја на Јудаизмот]]
| + | |
- | [[ms:Sejarah Yahudi]]
| + | |
- | [[nl:Joodse geschiedenis]]
| + | |
- | [[pdc:Yiddische Gschicht]]
| + | |
- | [[pt:História judaica]]
| + | |
- | [[sv:Judendomens historia]]
| + | |
- | [[tr:Yahudi tarihi]]
| + | |
- | [[yi:יידישע היסטאריע]]
| + | |