Игорь (Обсуждение | вклад) |
|
(23 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье
| + | #redirect [[:ej:Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=3
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=Китросский, Леви
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=25/03/2010
| + | |
- | }}«Непогрешимость» — теологическое понятие, являющееся догматическим отрицанием возможности ошибиться для одного человека или группы лиц. Например, в католицизме принят догмат о «непогрешимости Папы, говорящего с кафедры». В данной статье разбирается отношение к концепции «непогрешимости» в иудаизме.
| + | |
- | | + | |
- | == Тора об ошибках ==
| + | |
- | | + | |
- | Самый авторитетный образ во всем ТаНаХе — Моше — дан в Торе отнюдь не безошибочным. Согласно некоторым еврейским комментариям, за свой грех он не может войти в Землю Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | В другом месте <ref>Чисел 31:13-20</ref> мы читаем: "Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, …, и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: «вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь»".
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд <ref>Песахим 66Б</ref> объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. Как сказал Реш Лакиш: «Каждый человек, который гневается, если он мудрец — удаляется его мудрость, …откуда мы учим про мудрость? из Моше».
| + | |
- | | + | |
- | В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная: «если все общество ошибется» <ref>Ваикра 4:13</ref>. Традиционный Мидраш объясняет, что имеется в виду ошибка Верховного Суда — самые главные лидеры народа. Из этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь «законы даны не для пустоты, а для практического использования» <ref>Мишне Тора, Законы Царей, 11:2</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Талмуд об ошибках ==
| + | |
- | | + | |
- | Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит.
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд полон споров Мудрецов, и закон устанавливается, кк правило, по большинству голосов. Одно особенно яркое место — история с печью Ахная <ref>[http://www.machanaim.org/ustntora/agadot/manhigut.htm Бава Меция, 59]</ref>. При обсуждении принимает ли печь Ахная нечистоту Рабби Элиезер оказался один против всех. Исчерпав доказательства, он продемонстрировал ряд чудес и даже привлек на помощь голос Неба, поддержавший одиночное мнение. Но, тем не менее, закон галахи и здесь был устанавлен по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба не был принят во внимание, так как Обладатель голоса - не член [[Синедрион]]а. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят. Более того, он и является правильным в более узком смысле, что прошел через правильную законодательную процедуру. Таково заключение в цитированном пассаже: «Улыбнулся Господь и сказал: "Победили Меня сыновья мои, победили Меня!"»
| + | |
- | | + | |
- | В нескольких местах Талмуда цитируются особенно резкие высказывания, осуждающие ошибки еврейских мудрецов в принятии политических решений. Так, от имени [[рабби Йоханан]]а утверждается "Иерусалим разрушен только потому, что мудрецы принимали решения искльючительно в соответствии с Торой" (БМ 30а), "из-за скромности р. Захарьи б. Авкуласа разрушен наш дом, и сожжен наш Храм, и изгнаны мы из Земли нашей" (Гиттин 56а).
| + | |
- | В трактате Гиттин (56б) приводится мнение аморая р. Йосефа (по другой версии - р. Акивы), обвиняющее раббана Йоханана бен Заккая в недальновидной политике по отношению к римлянам, повлешей за собой разрушение Храма.
| + | |
- | А сам р. Акива критикуется р. Йохананом б. Тортой за неоправданные мессианские надежды, возлагавшиеся р. Акивой на Бар-Кохбу (Иерушалми Таанит 68д).
| + | |
- | | + | |
- | == Средневековье ==
| + | |
- | | + | |
- | В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи.
| + | |
- | | + | |
- | Впрочем, видимо, [[Рамбан]] первый высказался, что мы должны иметь веру в Мудрецов Талмуда (''эмунат хахамим'').
| + | |
- | | + | |
- | Напротив, рационалистическая школа [[Рамбам]]а считала, что их авторитет зиждется на принадлежности к законодательному собранию. Рамбам утверждает, например, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если только он обладает признаками пророка<ref>Законов Основ Торы 7:7</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Новое время ==
| + | |
- | | + | |
- | В кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек, не застрахованы от ошибок.
| + | |
- | | + | |
- | Они признают, что в Талмуде встречаются устаревшие представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе. Иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых <ref>см. Песахим 94А по вопросу, где находится Солнце ночью</ref>. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как они были законодателями, и Талмуд признан в качестве основы еврейского права.
| + | |
- | | + | |
- | В качестве яркого примера, можно привести главу [[Иешива|Иешивы]] «hЭйхал Элияhу» р. Ш. Д. Бочко, который считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровнях.
| + | |
- | | + | |
- | В «ультра-ортодоксальных» (''харедим'') кругах более популярна точка зрения [[Карелиц, Авраам Йешаяу|Хазон Иш]]'а: «Все, что сказано в Талмуде, … будь то Агада или Галаха, — вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник — его продукты некошерны» <ref>Ковец Игрот 1:15</ref> <ref>по книге р. М Анджела «Маймонид, Спиноза и мы»</ref>. Трактовка этой фразы Хазон Иша зависит от мировоззрения трактующего. Так, в сильно идеологизированных еврейских кругах (ортодоксальный модернизм, ортодоксальный фундаментализм) эту фразу принято понимать буквально, как безусловное требование ''харедим'' принимать на веру все сказанное в Талмуде. Другой вариант понимания - рассматривать эту фразу Хазон Иша'а (и другие аналогичные высказывания - например, חדש אסור מן התורה, использованное Хатам Софер'ом в ходе его борьбы с реформистами), как заведомо утрированные полемические лозунги, рассчитаные на "дидактический эффект" и даже на эпатирование аудитории, но не предназначенные для "внутреннего использования". Наконец, можно рассматривать еврейскую традицию ("все, что сказано в Талмуде") как открытое нам в пророчестве (т.е., не как набор случайных мнений, возникших на пустом месте), и тем не менее допускать возможность ошибочных мнений, возникающих в ходе формирования и обсуждения этой традиции.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | | + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | | + | |
- | # [http://community.livejournal.com/maaleadumim_ru/40230.html Развивающая жертва]
| + | |
- | # [http://lkitross.livejournal.com/33904.html Существует ли культ личности Моисея?]
| + | |
- | # [http://lkitross.livejournal.com/15389.html Есть ли у евреев догмат о непогрешимости?]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Современные галахические проблемы]]
| + | |