Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(34 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
"Непогрешимость" - теологическое понятие, являющееся догматическим отрицанием возможности ошибиться для одного человека или группы лиц. Например, в католицизме принят догмат о "непогрешимости Папы, говорящего с кафедры". В данной статье разбирается отношение к концепции "непогрешимости" в иудаизме.
+
#redirect [[:ej:Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"]]
-
 
+
-
== Тора об ошибках ==
+
-
 
+
-
Самый авторитетный образ во всем ТаНаХе - Моше - дан в Торе отнюдь не безошибочным. За свой грех он не может войти в Землю Израиля.
+
-
 
+
-
В другом месте <ref>Чисел 31:13-20</ref> мы читаем: "Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, ..., и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: "вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь’".
+
-
 
+
-
Талмуд <ref>Песахим 66Б</ref> объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. как сказал Реш Лакиш:  «Каждый человек, который гневается, если он мудрец – удаляется его мудрость, ...откуда мы учим про мудрость? из Моше».
+
-
 
+
-
В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная "если все общество ошибется" <ref>Ваикра 4:13</ref>. Традиционный Мидраш объясняет, что имеется в виду ошибка Верховного Суда - самые главные лидеры народа. Из этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь "законы даны не для пустоты, а для практического использования" <ref>Мишне Тора, Законы Царей, 11:2</ref>.
+
-
 
+
-
== Талмуд об ошибках ==
+
-
 
+
-
Имеется целый трактат hОрайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит.
+
-
 
+
-
Мудрецы много спорят друг с другом, так что закон устанавливается мнением большинства. Одно особенно яркое место - история с печью Ахная <ref>[http://www.machanaim.org/ustntora/agadot/manhigut.htm Бава Меция, 59]</ref>. Рабби Элиезер оказался один против всех. После обсуждения в качестве доказательства приводятся чудеса и даже голос Неба, поддерживающий мнение одиночки. Но, тем не менее, закон галахи устанавливается по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба игнорируется, так как не принадлежит Синедриону. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят.
+
-
 
+
-
== Средневековье ==
+
-
 
+
-
В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи.
+
-
 
+
-
Впрочем, видимо, Рамбан первый высказался, что мы должны иметь веру в Мудрецов Талмуда (''эмунат хахамим''), в то время как рационалистическая школа считала, что их авторитет зиждется на принадлежности к законодательному собранию.
+
-
 
+
-
В характерном пассаже из Рамбама, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если он обладает признаками пророка<ref>Законов Основ Торы 7:7</ref>.
+
-
 
+
-
== Новое время ==
+
-
 
+
-
В кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек не застрахованы от ошибок.
+
-
 
+
-
Кроме того, в Талмуде встречаются представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе, иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых <ref>см. Песахим 94А по вопросу, где находится Солнце ночью</ref>. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как  они были законодателями.
+
-
 
+
-
В качестве яркого примера, можно привести главу Йешивы «hЭйхал Элияhу» р. Ш.Д. Бочко, который считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровнях.
+
-
 
+
-
В "ультра-ортодоксальных" (''харедим'') кругах более популярна точка зрения [[Хазон Иш]]: «Все, что сказано в Талмуде, … будь то Агада или Галаха, - вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник – его продукты некошерны» <ref>Ковец Игрот 1:15</ref> <ref>по книге р. М Анджела «Маймонид, Спиноза и мы»</ref>.
+
-
 
+
-
Вопрос, какая точка зрения правильнее, зависит от мировоззрения.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
 
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
 
+
-
#[http://community.livejournal.com/maaleadumim_ru/40230.html Развивающая жертва]
+
-
#[http://lkitross.livejournal.com/33904.html Существует ли культ личности Моисея?]
+
-
#[http://lkitross.livejournal.com/15389.html Есть ли у евреев догмат о непогрешимости?]
+

Текущая версия на 00:27, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация