м |
|
(134 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Разделить}}[[Файл:1759 map Holy Land and 12 Tribes.jpg|thumb|370px|Карта [[Палестина|Палестины]] [[1759 год]]а, показывающая расселение<br />[[Двенадцать колен Израиля|Двенадцати колен Израиля]]]]
| + | #redirect [[:ej:Еврейская история]] |
- | {{История еврейского народа}}
| + | |
- | | + | |
- | == Уникальность еврейской истории ==
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское самосознание является уникальным сочетанием этнического, религиозного и этического элементов, и нельзя игнорировать ни один из них.
| + | |
- | {{начало цитаты}}«Что такое еврей? Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд. Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и который назло всему этому всё ещё живёт и здравствует. Что такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрёкся от своей религии и отказался от веры отцов? <…> Еврей — символ вечности. Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли. Он так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству, — такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он — олицетворение вечности.»{{конец цитаты|источник=[[Лев Толстой]], эссе «Ковчег Завета». 1891}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Начало цитаты}}«Если верить статистике, евреи составляют менее 1 % населения мира, они являются подобием мелкой туманности, исчезающей в сиянии Млечного пути. Было бы естественно, если бы мы слышали о евреях лишь изредка, чтобы им было посвящено менее 1 % новостей. Однако в действительности всё наоборот — мы слышим о них постоянно. Еврейский народ знаменит во всем мире, и его значимость признается вне всякой зависимости от его численности. Его представители внесли неизмеримый вклад в развитие литературы, науки, искусства, музыки, экономики, медицины, гуманитарных дисциплин. Этот народ вёл удивительные бои в этом мире, во все эпохи, даже тогда, когда его руки были скручены за спиной, он может гордиться этим, — и за это мы должны простить ему его высокомерие.<br />
| + | |
- | Великие империи древности, египтяне, вавилоняне и персы, не были таковыми. Да, в своё время и они вставали и наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум — но также и они прошли и ушли… И другие народы пробуждались, поднимали зажженный факел, но лишь до поры до времени, пока он не угасал, а сейчас они — либо в предзакатном свете, либо вовсе исчезли, как будто их и не было вовсе. Еврейский народ видел всех, в конце концов, побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его — бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны — кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи — остались. В чём же секрет вечности евреев?»{{конец цитаты|источник=[[Марк Твен]], 1899 г}}
| + | |
- | | + | |
- | {{начало цитаты}}«Удивительный, непостижимый еврейский народ! … Сквозь десятки столетий прошёл он, ни с кем не смешиваясь… тая в своём сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пёстрая жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций… а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил… свою веру… сохранил священный язык своих вдохновенных Божественных книг, свою мистическую азбуку… Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, всё ещё живёт, точно выполняя чьё-то сверхъестественное предопределение. Его история проникнута трагическим ужасом и вся залита собственной кровью… Как мог он оставаться в живых? Или, в самом деле, у судьбы народов есть свои, непонятные нам, таинственные цели?.. Почём знать: может быть, какой-нибудь Высшей Силе было угодно, чтобы евреи, потеряв свою родину, играли роль вечной закваски в огромном мировом брожении?»{{конец цитаты|источник=[[А. И. Куприн]], «Жидовка», Собр. соч. 1902}}
| + | |
- | | + | |
- | {{начало цитаты}}«В дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа, что с точки зрения материалистической судьба эта совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указует, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания. Судьба эта не объясняется теми процессами приспособления, которыми пытаются объяснить материалистически судьбы народов. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования, как одного из самых древних народов мира, в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, — всё это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы!»{{конец цитаты|источник=[[Н. А. Бердяев]], «Смысл истории». Обелиск, Берлин, 1923}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Начало цитаты}}«Израиль не является таким же народом, как любой другой, несмотря на то, что многие его представители стремились к этому на протяжении веков. Израиль — народ, подобного которому нет больше в мире, ибо это единственный народ с самого начала являвшийся одновременно и нацией, и религиозным сообществом»{{конец цитаты|источник=[[Мартин Бубер]] (ср. {{Библия|Чис|23:4}})}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Начало цитаты}}«…приписывать Status in Statu одним лишь гонениям и чувству самосохранения — недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чём, может быть, человечество ещё не в силах произнести своего последнего слова.»{{конец цитаты|источник=[[Ф. М. Достоевский]], «Дневник писателя за 1877 год». Берлин, 1922}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Начало цитаты}}«Евреи… были свидетелями и участниками множества человеческих Деяний. Они придали им форму и развили их в большей степени, чем кто бы то ни было. Они же и пострадали от них больше, чем любой другой народ.»{{конец цитаты|источник=психоаналитик [[Эрнест ван ден Хааг]]}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Начало цитаты}}«Что такое история? Последовательность событий, совокупность которых не имеет смысла? Неужели нет никакого существенного этического различия между историей рода человеческого и, скажем, историей муравьёв? Неужели не существует никакого Высшего плана, исполнителями которого мы являемся? Ни один народ никогда не настаивал так твердо, как евреи, на том, что у истории есть цель и у человечества — предназначение. Уже на очень ранних стадиях своего коллективного существования они верили в то, что им удалось разгадать Б-жественный план, предначертанный Им для человеческого рода, и что их народ должен быть исполнителем этого плана. Они чрезвычайно подробно разработали свою роль. С героической стойкостью придерживались они её перед лицом жестоких преследований. Многие из них верят в неё до сих пор…»{{конец цитаты|источник=историк [[Пол Джонсон]]}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Начало цитаты}}«Эта непрерывность национального существования была сама по себе причиной изумления и обожания, опасения и ненависти, негодования и зависти. Для одного из придворных прусского короля Фридриха II она была доказательством Б-жественного Провидения, а для многих создателей историософских конструкций камнем преткновения. Большая часть их попросту игнорировала её, объявив, что существование евреев лишено исторического смысла („продолжающая жить окаменелость“, по выражению крупнейшего историка современности А.Тойнби), по-видимому, в соответствии с известным методом, по которому следует считать несуществующими факты, не вмещающиеся в рамки какой-либо системы теоретических предпосылок. А некоторые … дошли … до полного абсурда — отрицания существования древнейшей в мире исторической нации, доказавшей исключительную жизнеспособность.»{{конец цитаты|источник=историк проф. Ш. Этингер}}
| + | |
- | | + | |
- | === Историческая память в коллективном еврейском сознании ===
| + | |
- | | + | |
- | Коллективная память еврейского народа выражена в письменных источниках, составленных древними поколениями. Это [[ТаНаХ]], [[Талмуд]], [[Агада|агадическая литература]], мистические, философские и галахические произведения Средних веков, еврейская литература Нового времени. Эта национальная память поддерживается еврейским образом жизни, освежается годичным циклом еврейских праздников, и побуждает каждое новое поколение пережить сопричастность с народным прошлым.
| + | |
- | | + | |
- | Как сказано в [[Хаггада|Пасхальной Хаггаде]]: «''В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано:'' {{ВЗ2|И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Господь при исходе моем из Египта|Исх|13:8}}. ''Не только наших предков вызволил Святой, благословен Он, но и нас спас вместе с ними, как сказано:'' {{ВЗ2|И нас Он вывел оттуда, чтобы повести нас и даровать нам землю, о которой Он клялся нашим предкам|Втор|6:23}}»
| + | |
- |
| + | |
- | Евреи, как и многие другие народы, взывают к ушедшим поколениям, но вместе с тем они чувствуют нравственную связь с ними, как если бы праотцы и сегодня были живы. Это свойство еврейской традиции иллюстрируют следующие слова Талмуда: «''Рабби Зейра, завершив молитву, говорил так: „Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш, чтобы не согрешили мы, и не опозорились, и не заставили стыдиться праотцев наших“''» (Брахот 16б).
| + | |
- | | + | |
- | === Географическое своеобразие еврейской истории ===
| + | |
- | На заре еврейской истории события были привязаны к сравнительно небольшому району Ближнего Востока и концентрировались вокруг Земли Израиля. Начиная с талмудического периода и далее в раннее Средневековье, большая часть еврейского народа проживала в странах ислама. В поздние Средние века и в Новое время, центральные события еврейской истории перемещаются в Европу. С течением времени распространение и развитие еврейских общин диаспоры приводит к тому, что ареной событий еврейской истории становятся Северная Африка, Западная и Восточная Европа, Северная Америка. С возникновением еврейского «национального очага», а затем Государства Израиль, Земля Израиля вновь начинает играть центральную роль в еврейской истории.
| + | |
- | | + | |
- | Географическое своеобразие еврейской истории имело формирующее влияние на культуру евреев. Возникнув на перекрестке древних цивилизаций в Палестине, еврейская культура развивалась в постоянном контакте с окружающими народами и в своей стране и в изгнании. Евреи оказали значительное влияние на развитие христианской и мусульманской цивилизаций, но и сами они не были изолированы от внешних влияний. Составляя четко определённое меньшинство в среде других народов, евреи всегда вели плодотворный диалог — открытый или подспудный — с другими культурами, стремясь выявить и укрепить основы своей идентичности в рамках этого диалога.
| + | |
- | | + | |
- | == Древняя (библейская) история (XX—III вв. до н. э.) ==
| + | |
- | {{main|История древнего Израиля и Иудеи}}
| + | |
- | : '''''Становление еврейского народа: его религиозное своеобразие и письменная традиция. Создание и становление еврейского государства.'''''
| + | |
- | | + | |
- | Начало еврейской истории связано с библейской эпохой. Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена [[Авраам]]а, как родоначальника еврейского народа, до завоевания Иудеи [[Александр Македонский|Александром Македонским]].
| + | |
- | | + | |
- | Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит [[Ветхий Завет]] ([[ТаНаХ]]). Важным источником являются также сочинения [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] («[[Иудейские древности]]» и «[[Иудейская война]]»), [[Филон Александрийский|Филона Александрийского]] и др.
| + | |
- | | + | |
- | В качестве нации, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего [[Ханаан]]а — там, где встречаются пути, соединяющие [[Месопотамия|Месопотамию]] и [[Древний Египет|Египет]], [[Малая Азия|Малую Азию]] и [[Аравия|Аравию]] и [[Африка|Африку]].
| + | |
- | | + | |
- | В XX в. до н. э. [[Авраам]] пришёл в [[Ханаан]] из [[Месопотамия|Месопотамии]] и три поколения его потомков жили там, занимаясь кочевым скотоводством. Затем это племя переселилось в Египет, где провело сотни лет. Численность его за это время существенно выросла.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате [[Исход]]а из [[Древний Египет|Египта]] и принятия Закона [[Тора|Торы]] у [[Синай (гора)|горы Синай]].
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские племена захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан [[Земля Израиля|Землёй Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | До конца XI в. до н. э. еврейские племена жили обособленно в своих '''уделах'''. Управлялись вождями, вошедшими в историю как '''судьи'''.<ref> Современное значение слова '''шофет''' (שופת) - судья, очевидно, уже первоначального. Оно значило тогда "принимающий решения", то есть правитель.</ref> Племена вели войны против соседних народов и друг против друга, вступая при этом в союзы друг с другом и с сохранившимися остатками местного ханаанского населения.
| + | |
- | | + | |
- | В конце [[Эпоха Судей|Эпохи судей]] сформировалось царство Израильское, завоевавшее многие соседние территории. В X в. до н.э. был построен [[Иерусалимский храм]]. В конце X в. до н.э. царство раскололось на Израильское и Иудейское царства.
| + | |
- | | + | |
- | Два еврейских государства сосуществовали до конца VIII в. до н.э., участвуя в региональной политике. В 722 г. до н.э. Израильское царство было захвачено Ассирией. В 586 г. до н.э. Иудея была захвачена Вавилоном. При этом был сожжён храм.
| + | |
- | | + | |
- | Население Израиля (10 из 12 '''колен''') было частично разогнано по окраинам ассирийской империи, откуда не вернулось. На его место пригнали другие побеждённые племена. Смешавшись с остатками десяти колен, они образовали новый народ - [[Самаритяне|Самаритян]].
| + | |
- | | + | |
- | Население Иудеи частично вернулось из [[Вавилонское пленение|Вавилонского пленения]] в конце VII в. до н.э., при новых хозяевах региона - [[Персидская империя|Персидской империи]]. Репатрианты построили [[Второй Храм]]. Большая часть угнанных евреев осталось в Вавилонии или переселилось в другие части Персидской империи.
| + | |
- | | + | |
- | == Античный период ==
| + | |
- | | + | |
- | После разрушения персидской монархии [[Александр Македонский|Александром Македонским]] Земля Израиля ([[Палестина]]) сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии.
| + | |
- | | + | |
- | Образовалась многочисленная колония евреев в Египте ([[Александрия|Александрии]] и др.), где был воздвигнут [[храм Ония]], соперничавший с Иерусалимским. Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного [[Средиземноморье|Средиземноморья]].
| + | |
- | | + | |
- | Возникло культурно-политическое движение эллинизма, стремившееся к внедрению греческой культуры во все области еврейской жизни. Сирийский царь [[Антиох IV Эпифан]] захотел насильственно окончательно эллинизировать евреев. В 165—141 г. до н. э. произошло восстание([[Маккавеи|Маккавеев]]), закончившееся освобождением Иудеи. Возникло [[Хасмонейское царство]] (164-37) со столицей в Иерусалиме.
| + | |
- | | + | |
- | В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | В 63 г до н. э. в результате междоусобных войн претендентов на престол Иудея попала под власть Рима. При его поддержке последнего хасмонейского царя сверг идумейский аристократ
| + | |
- | [[Ирод I Великий]]. Он расширил храм в Иерусалиме. В 6 году н. э. Иудея была подчинена римскому прокуратору.
| + | |
- | | + | |
- | Население Иудеи сопротивлялось римскому влиянию. Возникли многочисленные политические течения, враждебные Риму и друг другу. В 66 г. они подняли восстание против власти Рима ([[Иудейская война]]), превратившееся в гражданскую войну. Еврейские отряды уничтожили множество евреев в ходе борьбы друг с другом.
| + | |
- | Результатом был военный разгром Иудеи, разрушение [[Второй храм|Второго храма]], гибель и изгнание из страны сотен тысяч евреев.
| + | |
- | | + | |
- | == Период Мишны и Талмуда (I—VII вв.) ==
| + | |
- | {{main|Мишна|Талмуд}}
| + | |
- | : '''''Укрепление еврейских общин, развитие духовной жизни народа в отсутствие собственного государства. Создание канонического литературного корпуса, определяющего мировоззренческие установки каждого еврея.'''''
| + | |
- | | + | |
- | === От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70—138 гг.) ===
| + | |
- | Политика Римской империи, направленная на внедрение в сознание порабощённых народов представления об исключительной, «божественной» власти императора, а также поощряемое римскими наместниками укрепление позиции других народов в Земле Израиля привели к многочисленным восстаниям еврейского народа против Рима ([[Иудейские войны]], I—II вв. н. э.). В результате [[Второй Храм]] был разрушен (70) и большое число евреев было изгнано из Иудеи, пополнив еврейские общины диаспоры. После жестокого разгрома последнего восстания евреев под предводительством [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]] (132—135 гг.) еврейскому присутствию в Иерусалиме и Иудее вообще был положен конец, древняя Александрийская община была уничтожена. Тогда же появился введённый римлянами термин «[[Палестина]]», который должен был стереть память о еврейском присутствии в [[Земля Израиля|Земле Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | === В Палестине до завершения Иерусалимского Талмуда (200—425 гг.) ===
| + | |
- | | + | |
- | Национальная трагедия побудила еврейский мир внутренне перестроиться. Деятельность еврейского центра в [[Явне]], а позднее деятельность рабби [[Иеhуда ха-Наси|Иеhуды ха-Наси]] привели к тому, что еврейское руководство учредило автономную судебную и образовательную систему, в надежде на то, что рано или поздно возникнут условия для возрождения еврейского государства в Земле Израиля. Этот процесс отражён в [[Мишна|Мишне]] и созданных на её основе [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимском]] и [[Вавилонский Талмуд|Вавилонском Талмуде]]. Таким образом, еврейские общины разрабатывали формы духовной жизни, направленные на сохранение национальной неповторимости в отсутствие собственного государства.
| + | |
- | | + | |
- | === В Вавилонии до заключения Вавилонского Талмуда (200—500 гг.) ===
| + | |
- | После разрушения Храма и особенно разгрома [[восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] главная масса евреев ушла в [[Месопотамия|Месопотамию]], где в течение 8-и веков находился духовный и умственный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: [[эксиларх]]и и [[гаон]]ы (этот период еврейской истории называется эксилархатом и гаонатом).
| + | |
- | | + | |
- | === В Римской империи и Византии ===
| + | |
- | Одновременно обширные потоки еврейской эмиграции направились в [[Древний Египет|Египет]], вдоль всего африканского побережья до [[Марокко]], перешли на [[Пиренейский полуостров]]. Другой эмиграционный поток шёл на [[Балканский полуостров]], вдоль всего [[Чёрное море|Чёрного моря]] ([[Крым]]), отсюда доходил по [[Днепр]]у до [[Киев]]а. Обширные еврейские колонии возникли также в [[Рим]]е, в северной [[Италия|Италии]], южной [[Франция|Франции]] и в [[Рейн|прирейнских]] городах.
| + | |
- | | + | |
- | До принятия в Римской империи христианства евреи везде жили мирно среди других народов, занимаясь земледелием, ремёслами, и вели торговые сношения между Востоком и Западом. В Италии, Франции и Германии евреи до начала средних веков не подвергались никаким ограничениям в занятиях. В Ломбардии и южной Франции они занимались земледелием наряду с торговлей.
| + | |
- | | + | |
- | С возникновением христианской империи еврейские общины оказались в принципиально новой ситуации. Если языческая [[Римская империя]] физически лишила еврейский народ его родины и столицы, то христианизированный Рим претендовал на контроль над духовной жизнью еврейского народа.<ref name="Oranim">[http://echo.oranim.ac.il/main.php?p=news&id_news=169&id_personal=34 История еврейского народа в библейский период]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Преследования евреев начались в Византии при [[Феодосий II|Феодосии II]] (401—450), который отличался религиозным фанатизмом и стремлением к полицейскому регламентированию внутренней жизни.<ref name="ЭСБЭ">Статья [http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/17/17667.html ''Евреи''] в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Раннее средневековье (VI—IX вв.) ==
| + | |
- | : '''''Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.'''''
| + | |
- | | + | |
- | С VII века н. э. положение евреев усложнилось. Еврейские общины в диаспоре оказались разделены между двумя цивилизациями — христианством и исламом, которые хотя и были исторически связаны с древним еврейским духовным наследием, на деле заявляли о своём принципиальном отмежевании от еврейства. Новая исламская цивилизация повела борьбу с христианской цивилизацией как за политическое господство в Земле Израиля, так и за духовные ценности живущих в ней народов, в том числе и евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития, более того, евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.
| + | |
- | | + | |
- | Сталкиваясь с новыми формами общественной жизни и входя в контакт с новой для них культурой, евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.
| + | |
- | | + | |
- | === В Палестине ===
| + | |
- | Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания (638).
| + | |
- | | + | |
- | === Евреи на Востоке до конца эпохи гаонов (500—1040 гг.) ===
| + | |
- | В Месопотамии при багдадских халифах и в Испании при владычестве мавров евреи пользовались равноправием, допускались к высшим государственным должностям.
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | === В Византии ===
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | === В Европе до крестовых походов (500—1096 гг.) ===
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | == Высокое и позднее средневековье (X—XV вв.) ==
| + | |
- | : '''''Перемещение демографического и культурного центра еврейства в Восточную Европу.'''''
| + | |
- | | + | |
- | === В Исламском мире ===
| + | |
- | В XII в. в Испании и Северной Африке значительное число евреев были насильственно обращены в [[ислам]] мусульманскими фанатиками [[альмохады|альмохадами]].
| + | |
- | | + | |
- | ==== Возрождение еврейства в арабской Испании (950—1215 гг.) ====
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | === В Западной Европе ===
| + | |
- | Изгнания и преследования евреев привели к рассеянию еврейского народа по всем уголкам мира — от Северной Африки и Османской империи до открытой [[Колумб]]ом Америки и сопровождались усилением изоляции евреев и их вытеснением на периферию общественной жизни в Европе.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов, которые с [[Рейхлин]]ом во главе взяли под защиту [[Талмуд]], когда фанатики воздвигли костры против еврейских книг.
| + | |
- | | + | |
- | ==== В христианской Европе в эпоху крестовых походов (1096—1215 гг.) ====
| + | |
- | В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия. Кровавые преследования евреев начались со времени Первого крестового похода (1096 г.), когда были разгромлены богатые еврейские общины на Рейне, в Трире, Шпейере, Майнце и Кельне. Евреи были истреблены, женщины подверглись насилию, а дети насильно крещены. С этих пор до конца XVIII века евреи в Западной Европе периодически подвергались гонениям. Короли (напр., Филипп II Август и др.) и князья, когда нуждались в деньгах, изгоняли евреев из своих владений, отбирали у них всё имущество и призывали их назад для оживления торговли, давали евреям наживать состояния, чтобы вновь отобрать всё для себя.
| + | |
- | | + | |
- | Во многих государствах, владениях и городах евреи с XII в. подвергались разнообразным притеснениям: их принуждали принимать крещение ([[маранны]]), жить в особых кварталах ([[гетто]]), носить особый костюм, запрещалось заниматься земледелием и многими ремеслами; во многих местах им разрешалось заниматься исключительно отдачей денег в рост и торговлей старым платьем.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Века бесправия и мученичества до изгнания евреев из Франции (1215—1394 гг.) ====
| + | |
- | С XIII в. в Западной Европе стали распространяться [[Кровавый навет на евреев|кровавые наветы против евреев]], за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви. В 1290 евреи были изгнаны из Англии, в 1394 — из Франции. В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Последний век еврейства в Испании (1391—1492 гг.) ====
| + | |
- | В 1492 г. около 300 тыс. евреев [[изгнание из Испании|изгнано из Испании]] и [[Португалия|Португалии]], где в течение 7 веков под владычеством мавров находился второй духовный центр евреев, и расцвела ново-еврейская литература. Из Испании евреи направились в Нидерланды, Италию, где пользовались покровительством некоторых пап, и в Турцию. В Германии евреи за уплату особой подати были взяты под защиту императоров.
| + | |
- | | + | |
- | === В Польше и Руси (XII—XV вв.) ===
| + | |
- | На Юге и Юго-Востоке России и в [[Киев]]е евреи встречаются с IX—XI вв. В Польше и Литве евреи поселились с XI в. Особенно усилились здесь еврейские поселения со времени жестоких преследований евреев в XII—XIV в. Короли [[Болеслав II Благочестивый]] (1264) и [[Казимир III]] (1334-67) даровали польским евреям грамоты, в которых евреям были предоставлены разные права и льготы и права внутреннего общинного самоуправления и суда. Такого же содержания грамоты были даны литовским евреям великим князем [[Витовт]]ом (1388) и королём [[Сигизмунд I|Сигизмундом I]] (1507). До конца существования польско-литовского государства евреи пользовались дарованными им правами.
| + | |
- | | + | |
- | == Новое время (XVI—XVIII вв.) ==
| + | |
- | : '''''Постепенная интеграция евреев в европейском обществе, сопровождавшаяся ослаблением и коренной перестройкой традиционных общинных институтов.'''''
| + | |
- | | + | |
- | Перестройка средневекового общества под влиянием новых общественно-политических взглядов ([[абсолютизм]], [[меркантилизм]], [[Просвещение]]) и растущая секуляризация общества привели к пересмотру традиционного отношения к евреям в Европе. Переход от Средневековья к Новому времени был ознаменован началом [[Эмансипация|эмансипационного]] процесса, поэтапным предоставлением евреям равных с неевреями гражданских прав. [[Эмансипация евреев|Эмансипация]] привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | === В Турции и Палестине до упадка саббатианства (1492—1750 гг.) ===
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | === В Западной Европе ===
| + | |
- | По освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община, из среды которой вышел [[Барух Спиноза]]. После победы английской революции 1640 г. над абсолютизмом и клерикализмом Тюдоров евреям разрешено было вновь селиться в Англии.
| + | |
- | | + | |
- | === В Польше и России ===
| + | |
- | В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху [[Богдан Хмельницкий|Богдана Хмельницкого]] и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в [[Смирна|Смирне]] [[лже-мессия|лже-мессии]] [[Шабтай Цви|Саббатая Цеви]] (1668). В средине XVIII в. среди евреев [[Галиция|Галиции]], [[Подолия|Подолии]] и [[Волынь|Волыни]] распространилось мистическое учение [[хасидизм]]а, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта [[Франк, Яков|франкистов]].
| + | |
- |
| + | |
- | В 1742 г. был издан [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/vys_vseh.php Указ "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов"]
| + | |
- | | + | |
- | После первого польского раздела евреям было обещано в указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.
| + | |
- | | + | |
- | == Переходное время (1750—1795 гг.) ==
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | == Новейшее время (XIX—XX вв.) ==
| + | |
- | : '''''Проникновение евреев во все сферы общественной и культурной жизни и, как следствие, активизация антисемитских движений. Зарождение еврейского национального движения и начало строительства «национального очага» в Земле Израиля. Катастрофа европейского еврейства (Холокост).'''''
| + | |
- | | + | |
- | Формирование национальных идеологий в Европе привело к замедлению процесса интеграции евреев в окружающем обществе. Как реакция на их деятельность и активное присутствие в разных сферах жизни национальных государств, получили распространения [[антисемитизм|антисемитские]] концепции. Вместе с тем, под влиянием общего национального пробуждения народов Европы возникло [[сионизм|сионистское движение]], положившее начало созиданию еврейского «национального очага» в Палестине. Рост [[антисемитизм]]а, связанный с национальным самоутверждением народов Европы на рубеже XIX—XX веков, привел к размаху сионистского движения, особенно среди ассимилированного еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | === В Западной Европе ===
| + | |
- | Эмансипация евреев в Западной Европе началась с [[Великая французская революция|Великой французской революции]]. В 1791 г. евреи Франции получили общие гражданские права. В Германии равноправие евреев было обещано в разных странах в годы национально-освободительного подъема 1812—1814 гг. В 1858 г. евреи допущены в [[английский парламент]]. Фактически постепенное уравнение в правах немецких евреев завершилось в 1848—1862 гг. Германской конституцией 1871 г. признано равноправие евреев.
| + | |
- | | + | |
- | На начало XX в. везде в Западной Европе (за исключением Румынии, где постановление Берлинского конгресса 1878 о предоставлении равноправия евреев не было приведено в исполнение) и в Америке, куда в течение XIX в. переселилось более 1 миллиона евреев, евреи пользовались всеми гражданскими и политическими правами.
| + | |
- | | + | |
- | В то же время евреи нередко теряли привилегию на свои особенные религиозно-общественные законы. Вырабатывая ответ на новую ситуацию, эмансипированные евреи в странах Европы пришли к разным формам существования религиозной традиции, вплоть до индифферентного отношения к ней. Так возникли [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксальный]], [[консервативный иудаизм|консервативный]] и [[реформистский иудаизм]] и началась ассимиляция евреев среди других народов в рамках их национальных государств.
| + | |
- | | + | |
- | === В Восточной Европе ===
| + | |
- | Особое значение в этот период приобретает еврейский центр в Восточной Европе. Сформировавшаяся ещё в Средние века самобытная культура восточноевропейского еврейства становится основой наиболее значимых социально-культурных явлений в еврейском обществе Нового времени в целом. Идеологии и движения, возникшие в Восточной Европе, экспортируются в другие общины мира благодаря массовой миграции евреев из этого региона на Запад и в Палестину, начавшейся в конце XIX века.
| + | |
- | | + | |
- | === В России ===
| + | |
- | {{main|История евреев в России}}
| + | |
- | В России евреев большими массами живут со времени присоединения польско-литовских областей в конце XVIII в.
| + | |
- | | + | |
- | Во внутренней жизни русских евреев в течение XIX в. произошли значительные перемены. С начала 1860-х гг. значительно усиливалось стремление евреев к общеевропейскому образованию, чему благоприятствовала освободительная, в отношении евреев, политика правительства 1860-70-х гг. Появился класс еврейской интеллигенции, принимавшей деятельное участие в русской литературе общественной жизни и свободных профессиях. Политическая реакция 1881 ознаменовалась в отношении евреев рядом еврейских погромов в южных губерниях и изданием новых ограничительных законов 1882 и 1891 г. Репрессии против евреев крайне вредно отразились на их экономическом положении и содействовали чрезвычайному развитию [[пауперизм]]а и эмиграционного движения в среде еврейского населения.
| + | |
- | | + | |
- | === В Палестине ===
| + | |
- | {{main|Палестина|Британский мандат в Палестине}}
| + | |
- | | + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | === Хаскала ===
| + | |
- | {{main|Хаскала}}
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с уравнением в гражданских правах в Западной Европе евреи с конца XVIII в. приобщаются к европейскому просвещению и, начиная с [[Мендельсон, Мозес|Мозеса Мендельсона]], выдвигают ряд деятелей, учёных и литераторов, работающих как в среде еврейской массы в целях её просвещения, так и на общеполитической и литературной почве ([[Ласкер]], [[Лассаль]], [[Маркс]], [[Кремье]], [[Биконсфильд]], [[Берне]], [[Гейне]] и др.).
| + | |
- | | + | |
- | === Катастрофа европейского еврейства (Холокост) ===
| + | |
- | {{main|Холокост}}
| + | |
- | | + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | == Современная история (после 1945 года) ==
| + | |
- | {{main|История Израиля|Арабо-израильский конфликт}}
| + | |
- | : '''''Возрождение еврейского государства со столицей в Иерусалиме; арабо-израильский конфликт; современная еврейская диаспора, её связь с Израилем.'''''
| + | |
- | | + | |
- | Массовое уничтожение евреев Европы побудило народы мира согласиться на возрождение еврейского национального государства Израиль со столицей в Иерусалиме. Укрепление государства Израиль происходит в условиях непрекращающегося арабо-израильского конфликта, а современная еврейская диаспора служит опорой Израилю в борьбе за выживание.
| + | |
- | | + | |
- | XXI век начался с беспрецедентной атаки современного фундаментализма на европейско-американскую цивилизацию. Статусу-кво современного мира угрожает опасность. В условиях глобализации политических и культурных процессов острие этой атаки направленно, прежде всего, против евреев и еврейского государства{{Нет АИ|18|05|2009}}.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | {{источник/ЭСБЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{commonscat|Jewish history}}
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/01_001.htm Иудейские древности], [[Иосиф Флавий]]
| + | |
- | * [http://chassidus.ru/library/history/flavius/index.htm О древности еврейского народа. Против Апиона], [[Иосиф Флавий]]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov.htm Краткая история евреев], [[С.М. Дубнов]]
| + | |
- | * [http://62.0.35.69/il4u/history/dubnov/index-2.html Новейшая история евреев], [[С.М. Дубнов]]
| + | |
- | * [http://www.fictionbook.ru/author/dayimont_maks_i/evrei_bog_i_istoriya/dayimont_evrei_bog_i_istoriya.html Евреи, Бог и история], [[Даймонт, Макс|Макс Даймонт]]
| + | |
- | * [http://school.ort.spb.ru/library/torah/code/rots.htm История евреев с древнейших времён по Шестидневную войну], [[Рот, Сесиль|Сесиль Рот]], Иерусалим, 1967
| + | |
- | * [http://jewish-library.ru/dzhonson/populyarnaya_istoriya_evreev/ Пол Джонсон. "Популярная история евреев"]
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/history/in_sultan.htm Живая связь. Еврейская история, традиции и культура], Зеэв Султанович
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/teacher/uch1.htm учебник «История еврейского народа»], р. Моше Ойербах
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tags/history/ История еврейского народа],подборка статей и очерков.
| + | |
- | * [http://chassidus.ru/library/history/our_people/our_people.htm Наш народ. История еврейского народа], Яаков Изакс
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/2t.htm Ресурс по истории еврейского народа]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/shif.htm От тескта к традиции. История иудаизма], Л.Шиффман
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/ararat.htm Еврейство и сионизм], Н. Арарат
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/grinberg.htm История еврейского народа в эпоху Второго Храма], Э. Гринберг
| + | |
- | * [http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/torah/russ/russ001.htm Курс лекций по истории евреев в России], В. В. Энгель
| + | |
- | * [http://62.0.35.69/il4u/history/ Очерки времен и событий из истории российских евреев], Феликс Кандель
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/teacher/uch.htm Учебник «Еврейский народ в эллинистическом мире»]
| + | |
- | * [http://62.0.35.69/il4u/history/tropy/index.html По тропам еврейской истории], Рут Сэмюэлс
| + | |
- | * [http://lookstein.israeldesign.org/getfile.php/history/hisind1.php?Look_Sess=7cf383719d187f043052ce2af8709dcf Курс лекций «История еврейства»], Д-р Элиягу Иешурун, составитель русской версии: проф. Йегуда Айзенберг
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/ettinger_02.htm Очерки по истории еврейского народа] под редакцией С.Эттингера
| + | |
- | * [http://www.lookstein.org/russian/lekcii-his/spisok.php Курс лекций по истории еврейского народа], подготовлен научным коллективом под руководством профессора Одеда Шремера
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/open_roma.htm Сборник лекций «Евреи в Римской империи в Эпоху Талмуда»]
| + | |
- | * [http://www.jcrelations.net/ru/?id=2107 Евреи в раннесредневековой Византии], Анатолий Хазанов
| + | |
- | * [http://www.judaea.ru/lit/ Литература по истории и археологии античной Иудеи]
| + | |
- | * [http://www.lookstein.org/russian/his_met_sng/posobie1.php Пособие Эпоха Мишны и Талмуда], д-р Адиэль Шремер
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/maps/map000.htm Исторические карты и иллюстрации]
| + | |
- | * [http://berkovich-zametki.com/Avtory/theme_list.php Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи| ]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа| ]]
| + | |
- | | + | |
- | [[als:Geschichte der Juden]]
| + | |
- | [[bn:ইহুদি ধর্মের ইতিহাস]]
| + | |
- | [[de:Jüdische Geschichte]]
| + | |
- | [[en:Jewish history]]
| + | |
- | [[es:Historia de los judíos]]
| + | |
- | [[fi:Juutalaisten historia]]
| + | |
- | [[fr:Histoire du peuple juif]]
| + | |
- | [[he:היסטוריה של עם ישראל]]
| + | |
- | [[it:Storia degli Ebrei]]
| + | |
- | [[mk:Историја на Јудаизмот]]
| + | |
- | [[ms:Sejarah Yahudi]]
| + | |
- | [[nl:Joodse geschiedenis]]
| + | |
- | [[pdc:Yiddische Gschicht]]
| + | |
- | [[pt:História judaica]]
| + | |
- | [[sv:Judendomens historia]]
| + | |
- | [[tr:Yahudi tarihi]]
| + | |
- | [[yi:יידישע היסטאריע]]
| + | |