Нехемья (Неемия), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Eytil (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Категория:Книги Ветхого Завета» на «Категория:Книги ТаНаХа») |
м |
||
(17 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 2 | ||
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = 1 | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
+ | {{также|Эзра (Ездра), библейская книга}} | ||
+ | [[Файл:Schnorr von Carolsfeld Bibel in Bildern 1860 127.png|thumb|Возобновление стены Иерусалима. [[Юлиус Шнорр фон Карольсфельд]], 1860]] | ||
+ | '''Книга Нехемии''' (נחמיה) — часть [[ТаНаХ]]а, написанная Нехемией. Это предпоследняя книга еврейского канона; она входит в раздел [[Писания|Писаний]], где помещается между книгами [[Даниэль]] и [[Диврей hа-ямим (Хроники), библейская книга|Хроник]]. Иногда объединяется с книгой Эзры. | ||
- | + | Место написания: [[Иерусалим]]. Написание завершено: после [[443 год до н. э.|443 г. до н. э.]]. Охваченное время: [[456 год до н. э.|456]]—после 443 гг. до н. э. | |
- | + | Имя Нехемия было распространено в ту эпоху и в двух местах его книги относится к другим лицам (3:16; 7:7; также Эз. 2:2). | |
- | + | ||
- | + | == Биография автора == | |
- | + | '''Нехемия''' ({{lang-he|נְחֶמְיָה}}) — сын Хахальи, еврейский наместник [[Иудея|Иудеи]] под властью [[Персия|Персии]], автор одноимённой книги Библии («[[Книга Неемии]]»). Соратник [[Ездра|Эзры]] в борьбе за национально-религиозную консолидацию еврейского населения Иудеи после возвращения из [[Вавилонский плен|вавилонского плена]]. | |
- | + | Знатный вельможа (виночерпий) при дворе персидского царя [[Артаксеркс I|Артаксеркса I]] в [[Сузы|Сузах]], Неемия был по собственной просьбе назначен наместником (''пеха'') провинции ''Иеhуд'' ([[Иудея]]) и получил разрешение восстановить полуразрушенный Иерусалим. | |
- | + | Как наместник Нехемия был облечен широкими, но точно определенными полномочиями с правом прибегать в случае надобности к помощи размещенного в провинции персидского гарнизона. В 445 г. до н. э. Нехемия прибыл в Иерусалим, где ему удалось побудить народ (в том числе жителей провинциальных городов) к широкому участию в восстановлении городской стены. Благодаря энтузиазму строителей работы были завершены в короткий срок (52 дня). Снискав широкую поддержку в народе, Нехемия вступил в конфликт с иерусалимской знатью во главе с [[Первосвященник|первосвященником]] Эльяшивом, враждебность которой особенно усилилась после проведения Нехемией ряда социальных реформ, направленных на улучшение положения широких слоев населения Иудеи, в частности — освобождения попавших в долговое [[Рабство|рабство]] крестьян и возвращения им их наследственных наделов. Иерусалимская знать нашла себе союзника в лице [[Санваллат]]а, назначенного персидскими властями наместником области [[Самария|Самарии]], и самаритянской аристократии, с которой у нее установились тесные родственные связи (так, сын Эльяшива был женат на дочери Санваллата). [[Самаритяне]] опасались усиления Иерусалима, так как это могло угрожать положению города Самарии как важного административного центра в юго-западной части Персидской империи. | |
+ | Следствием было возникновение направленной против Нехемии широкой коалиции, включавшей иерусалимскую знать, Санваллата и других глав соседних провинций, видевших опасность в консолидации Иудеи. Так, среди противников, которых упоминает Нехемия, были Товия «аммонитянин» (см. [[Аммон]]; [[Тобиады]]) и Гешем (или Гашму) «араб» (видимо, царь племени Кедар на юге страны). | ||
- | + | После окончания работ по укреплению Иерусалима, в праздник [[Суккот]], когда население Иудеи совершало [[Паломничество|паломничество]] в [[Иерусалимский храм]], Эзра (который до того не упоминался в книге Нехемии) публично читал и толковал законы [[Тора|Торы]], после чего (как некогда в царствование [[Иошияху]]) народ взял на себя обязательство соблюдать их. Этот договор, означавший превращение библейских законов в гражданское законодательство Иудеи, был подписан священниками и знатью — по всей видимости, под давлением Нехемии и народного собрания, так как, среди прочего, этот договор содержал запрет родниться с окружающими народами, явно направленный против иерусалимской и самаритянской знати. Другие важные пункты этого договора: обязательное соблюдение [[Суббота|Шаббата]] и поддержка [[Храм]]а и его служителей (особенно [[леви]]тов, материальное положение которых было нелегким). | |
- | + | В 432 г. до н. э. Нехемия был вызван к царю в Сузы. Воспользовавшись отсутствием Нехемии и в надежде, что его назначение не будет возобновлено, иерусалимская знать во главе с первосвященником Эльяшивом попыталась ликвидировать социальные реформы Нехемии и нарушить заключенный в 445 г. до н. э. договор. Однако пребывание Нехемии в Персии было недолгим, и по возвращении в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Острый конфликт с первосвященником выразился в изгнании сына последнего из Иерусалима. Неизвестно, как долго Нехемия оставался наместником Иудеи. | |
+ | == Книга Нехемии == | ||
+ | Деятельность Нехемии и Эзры заложила основы социальной, религиозной, экономической и государственной жизни возрожденной Иудеи персидского периода. Свидетельством широкого признания выдающейся исторической роли Нехемии служит включение его книги (по сути, мемуаров) в канон ТаНаХа. | ||
- | + | Наряду с специфическими темами эта книга продолжает темы книги Эзры, в первую очередь — тему иноплеменных жен (Нех. 3:1–3, 23–30). Большая часть книги посвящена деятельности Нехемии в Иудее и Иерусалиме. Организованное Нехемией строительство городской стены Иерусалима (Нех. 2:12–18; 3:1–32) является естественным продолжением восстановления Храма в Эз. 3:1–13; 5:1–2; 6:14–15. Вместе с тем здесь появляются два новых мотива: социально-экономическое расслоение общины как угроза ее существованию (Нех. 5:1–19) и возобновление [[Завет|завета]] между Богом и еврейским народом (10:1–40). Церемония публичного чтения и толкования «книги Закона» (8:1–18), перерастающая в массовое покаяние (9:1–37) и завершающаяся подписанием обязательства соблюдать [[заповеди]] (10:1–40), является кульминацией всей книги. | |
+ | == Ссылки == | ||
+ | * [http://toldot.ru/tora/library/ktuvim/nechemya/ Текст книги] (русс.) | ||
+ | * [http://www.mechon-mamre.org/i/t/t35b01.htm Текст книги] ([[иврит]]) | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12965|Нехемия}} | ||
+ | {{Книги ТаНаХа}} | ||
+ | [[Категория:Библейские персонажи]] | ||
[[Категория:Книги ТаНаХа]] | [[Категория:Книги ТаНаХа]] | ||
- | |||
[[Категория:Книги по алфавиту]] | [[Категория:Книги по алфавиту]] | ||
- | + | [[Категория:Скиния и Храм]] | |
- | [[ | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 15:53, 2 октября 2012
Источник: | |||||||||||
|
Книга Нехемии (נחמיה) — часть ТаНаХа, написанная Нехемией. Это предпоследняя книга еврейского канона; она входит в раздел Писаний, где помещается между книгами Даниэль и Хроник. Иногда объединяется с книгой Эзры.
Место написания: Иерусалим. Написание завершено: после 443 г. до н. э.. Охваченное время: 456—после 443 гг. до н. э.
Имя Нехемия было распространено в ту эпоху и в двух местах его книги относится к другим лицам (3:16; 7:7; также Эз. 2:2).
Биография автора
Нехемия (ивр. נְחֶמְיָה) — сын Хахальи, еврейский наместник Иудеи под властью Персии, автор одноимённой книги Библии («Книга Неемии»). Соратник Эзры в борьбе за национально-религиозную консолидацию еврейского населения Иудеи после возвращения из вавилонского плена.
Знатный вельможа (виночерпий) при дворе персидского царя Артаксеркса I в Сузах, Неемия был по собственной просьбе назначен наместником (пеха) провинции Иеhуд (Иудея) и получил разрешение восстановить полуразрушенный Иерусалим.
Как наместник Нехемия был облечен широкими, но точно определенными полномочиями с правом прибегать в случае надобности к помощи размещенного в провинции персидского гарнизона. В 445 г. до н. э. Нехемия прибыл в Иерусалим, где ему удалось побудить народ (в том числе жителей провинциальных городов) к широкому участию в восстановлении городской стены. Благодаря энтузиазму строителей работы были завершены в короткий срок (52 дня). Снискав широкую поддержку в народе, Нехемия вступил в конфликт с иерусалимской знатью во главе с первосвященником Эльяшивом, враждебность которой особенно усилилась после проведения Нехемией ряда социальных реформ, направленных на улучшение положения широких слоев населения Иудеи, в частности — освобождения попавших в долговое рабство крестьян и возвращения им их наследственных наделов. Иерусалимская знать нашла себе союзника в лице Санваллата, назначенного персидскими властями наместником области Самарии, и самаритянской аристократии, с которой у нее установились тесные родственные связи (так, сын Эльяшива был женат на дочери Санваллата). Самаритяне опасались усиления Иерусалима, так как это могло угрожать положению города Самарии как важного административного центра в юго-западной части Персидской империи.
Следствием было возникновение направленной против Нехемии широкой коалиции, включавшей иерусалимскую знать, Санваллата и других глав соседних провинций, видевших опасность в консолидации Иудеи. Так, среди противников, которых упоминает Нехемия, были Товия «аммонитянин» (см. Аммон; Тобиады) и Гешем (или Гашму) «араб» (видимо, царь племени Кедар на юге страны).
После окончания работ по укреплению Иерусалима, в праздник Суккот, когда население Иудеи совершало паломничество в Иерусалимский храм, Эзра (который до того не упоминался в книге Нехемии) публично читал и толковал законы Торы, после чего (как некогда в царствование Иошияху) народ взял на себя обязательство соблюдать их. Этот договор, означавший превращение библейских законов в гражданское законодательство Иудеи, был подписан священниками и знатью — по всей видимости, под давлением Нехемии и народного собрания, так как, среди прочего, этот договор содержал запрет родниться с окружающими народами, явно направленный против иерусалимской и самаритянской знати. Другие важные пункты этого договора: обязательное соблюдение Шаббата и поддержка Храма и его служителей (особенно левитов, материальное положение которых было нелегким).
В 432 г. до н. э. Нехемия был вызван к царю в Сузы. Воспользовавшись отсутствием Нехемии и в надежде, что его назначение не будет возобновлено, иерусалимская знать во главе с первосвященником Эльяшивом попыталась ликвидировать социальные реформы Нехемии и нарушить заключенный в 445 г. до н. э. договор. Однако пребывание Нехемии в Персии было недолгим, и по возвращении в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Острый конфликт с первосвященником выразился в изгнании сына последнего из Иерусалима. Неизвестно, как долго Нехемия оставался наместником Иудеи.
Книга Нехемии
Деятельность Нехемии и Эзры заложила основы социальной, религиозной, экономической и государственной жизни возрожденной Иудеи персидского периода. Свидетельством широкого признания выдающейся исторической роли Нехемии служит включение его книги (по сути, мемуаров) в канон ТаНаХа.
Наряду с специфическими темами эта книга продолжает темы книги Эзры, в первую очередь — тему иноплеменных жен (Нех. 3:1–3, 23–30). Большая часть книги посвящена деятельности Нехемии в Иудее и Иерусалиме. Организованное Нехемией строительство городской стены Иерусалима (Нех. 2:12–18; 3:1–32) является естественным продолжением восстановления Храма в Эз. 3:1–13; 5:1–2; 6:14–15. Вместе с тем здесь появляются два новых мотива: социально-экономическое расслоение общины как угроза ее существованию (Нех. 5:1–19) и возобновление завета между Богом и еврейским народом (10:1–40). Церемония публичного чтения и толкования «книги Закона» (8:1–18), перерастающая в массовое покаяние (9:1–37) и завершающаяся подписанием обязательства соблюдать заповеди (10:1–40), является кульминацией всей книги.
Ссылки
- Текст книги (русс.)
- Текст книги (иврит)
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |