Химьяр
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Eytil (Обсуждение | вклад) |
|||
(15 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
- | + | | АВТОР1 = | |
- | + | | АВТОР2 = | |
- | + | | АВТОР3 = | |
- | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 | |
- | + | | ПРОЕКТ = | |
- | + | | ПОДТЕМА = | |
- | + | | КАЧЕСТВО = | |
- | + | | УРОВЕНЬ = 1 | |
- | + | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | |
- | + | | ВИКИПЕДИЯ = | |
- | + | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | |
- | + | }} | |
- | + | '''Химьяр''' (Химйар; {{lang-ar|حِمير}}) — древнее царство, существовавшее около 110 до н. э. — 599 г. на юге Аравийского полуострова. В IV-VI веках его власть (через химьяритских вассалов, прежде всего киндитов) нередко распространялась на значительную часть центральной [[Аравия|Аравии]]. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Иудаизм в Химьяре == | == Иудаизм в Химьяре == | ||
- | Примерно между серединой V века хр. э. и до 522 года некоторые из царей Химьяра (и очевидно часть элиты) приняли [[иудаизм]]. Это следует из найденных монотеистических надписей, <Книги химьяритов> и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, и Масрук Зу Нувас. | + | Примерно между серединой V века хр. э. и до 522 года некоторые из царей Химьяра (и очевидно часть элиты) приняли [[иудаизм]]. Это следует из найденных монотеистических надписей, <Книги химьяритов> и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, и [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)|Масрук Зу Нувас]]. |
- | + | В Химьяре искони проживали огромное количество еврейских торговцев, связанных с рассеянными по всему Востоку еврейскими колониями, [[иудаизм]] был хорошо известен, еврейский прозелитизм являлся вполне обычным делом. Христиан было гораздо меньше, у тому же курс на [[христианство]] взяли старые враги-кушиты (эфиопы). Химьяр взял курс на Иран, покровительствующий иудеям в пику Византии, где права иудеев были более ограничены. | |
- | По смерти царя Харита Химьяр распался из-за междоусобицы | + | По смерти царя Харита Химьяр распался из-за междоусобицы. |
- | Царь [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)|Масрук Зу Нувас]], сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, эфиопского ставленника, принял [[иудаизм]], то есть не был иудеем от рождения. | + | Царь [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)|Масрук Зу Нувас]], сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, эфиопского ставленника, принял [[иудаизм]], то есть не был иудеем от рождения. Однако хроника Сеерта, заимствующая из истории Бар-Сахды, утверждает, что мать Зу Нуваса была пленной еврейкой. С отцовской же стороны он принадлежал к химьяритской царской династии, потомков которой Зу Шанатир пытался уничтожить. |
- | Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство | + | Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб (он же Элла-Асбаха, в греческих источниках - Элесбоа (Иоанн Малала), Элесваа (Феофан), Еллисфей (Прокопий Кесарийский) и тп.) прислал сначала <ноту протеста>, а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения. |
- | Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой <Адонаем, небесным сводом и Торой> (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, | + | Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой <Адонаем, небесным сводом и Торой> (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, достаточно антиеврейские) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Неясно, правда, были ли там убийства. Во всяком случае, Зу Нувас уничтожил не всех христиан в своей земле, так как некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию. |
== Падение == | == Падение == | ||
- | Оппозиция Зу Нувасу все усиливалась. Многие знатные роды Южной Аравии готовы были восстать против его тирании. Их возглавил йазанийский кайла Сумайф Ашва. | + | Оппозиция Зу Нувасу все усиливалась. Многие знатные роды Южной Аравии готовы были восстать против его тирании. Их возглавил йазанийский кайла Сумайф Ашва. |
- | В середине | + | В середине 525 г., после тщательной подготовки, большое абиссинское (эфиопское) войско во главе с негусом Элла Асбаха направилось на Химьяр. Византия прислала в помощь царю свой флот и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки, конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб. Оккупационные войска грабили страну, сторонники Зу Нуваса были увезены в эфиопское рабство, многие были насильно крещены. |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
Строка 52: | Строка 37: | ||
== См. также == | == См. также == | ||
- | |||
* [[Еврейские царства]] | * [[Еврейские царства]] | ||
- | |||
* [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)]] | * [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)]] | ||
Строка 67: | Строка 50: | ||
* [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/buch_chimjarit.phtml?id=6624 "Книга химьяритов"] | * [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/buch_chimjarit.phtml?id=6624 "Книга химьяритов"] | ||
+ | [[Категория:История еврейского народа]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:История евреев по странам]] | ||
+ | [[Категория:История евреев в средневековье]] | ||
+ | [[Категория:Гиюр, прозелиты в иудаизме]] | ||
+ | [[Категория:Иудейские государства]] | ||
+ | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Азии]] | ||
+ | [[Категория:Евреи - воины]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 13:09, 3 июня 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Химьяр (Химйар; араб. حِمير) — древнее царство, существовавшее около 110 до н. э. — 599 г. на юге Аравийского полуострова. В IV-VI веках его власть (через химьяритских вассалов, прежде всего киндитов) нередко распространялась на значительную часть центральной Аравии.
Содержание |
Иудаизм в Химьяре
Примерно между серединой V века хр. э. и до 522 года некоторые из царей Химьяра (и очевидно часть элиты) приняли иудаизм. Это следует из найденных монотеистических надписей, <Книги химьяритов> и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, и Масрук Зу Нувас.
В Химьяре искони проживали огромное количество еврейских торговцев, связанных с рассеянными по всему Востоку еврейскими колониями, иудаизм был хорошо известен, еврейский прозелитизм являлся вполне обычным делом. Христиан было гораздо меньше, у тому же курс на христианство взяли старые враги-кушиты (эфиопы). Химьяр взял курс на Иран, покровительствующий иудеям в пику Византии, где права иудеев были более ограничены.
По смерти царя Харита Химьяр распался из-за междоусобицы.
Царь Масрук Зу Нувас, сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, эфиопского ставленника, принял иудаизм, то есть не был иудеем от рождения. Однако хроника Сеерта, заимствующая из истории Бар-Сахды, утверждает, что мать Зу Нуваса была пленной еврейкой. С отцовской же стороны он принадлежал к химьяритской царской династии, потомков которой Зу Шанатир пытался уничтожить.
Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб (он же Элла-Асбаха, в греческих источниках - Элесбоа (Иоанн Малала), Элесваа (Феофан), Еллисфей (Прокопий Кесарийский) и тп.) прислал сначала <ноту протеста>, а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения.
Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой <Адонаем, небесным сводом и Торой> (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, достаточно антиеврейские) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Неясно, правда, были ли там убийства. Во всяком случае, Зу Нувас уничтожил не всех христиан в своей земле, так как некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.
Падение
Оппозиция Зу Нувасу все усиливалась. Многие знатные роды Южной Аравии готовы были восстать против его тирании. Их возглавил йазанийский кайла Сумайф Ашва. В середине 525 г., после тщательной подготовки, большое абиссинское (эфиопское) войско во главе с негусом Элла Асбаха направилось на Химьяр. Византия прислала в помощь царю свой флот и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки, конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб. Оккупационные войска грабили страну, сторонники Зу Нуваса были увезены в эфиопское рабство, многие были насильно крещены.
См. также
Источники
- Коротаев А. В. Социальная история Йемена, Х в. до н.э. - ХХ в. н.э. Вождества и племена страны Хашид и Бакил. М.: КомКнига, 2006.
- Нина Пигулевская, <Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв.> с сайта библиотеки Кротова
- Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. Становление средневекового общества / Ответственный редактор П.А.Грязневич. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985.
- Надпись аксумского царя Калеба — Элла-Асбахи о походе на агуэзат и против Химьяра
- Прокопий Кесарийский "Война с персами" Книга I, глава XX
- "История жителей Награна и мученичество святого Хирута и его сотоварищей, которое произошло в 5-й год правления царя Юстина и от Адама до того времени — 6033 года, а от Александра до него — 8 <3> 5 лет"
- "Книга химьяритов"
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.