Агадати, Барух

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия)
(Перенаправление на ej:Агадати, Барух)
 
(13 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
[[Изображение:AgadatiPortrait.jpg|thumb|right|120px]]
+
#redirect [[:ej:Агадати, Барух]]
-
'''Барух Агадати''' (рожд. '''Бурэх''', или по-русски '''Бори́с Льво́вич Кауша́нский'''; {{lang-he|ברוך אגדתי‎}}; [[1895]], [[Бендеры]] [[Бессарабская губерния|Бессарабской губернии]] — [[18 января]] [[1976]], [[Тель-Авив]], [[Израиль]]) — израильский танцовщик, хореограф, балетмейстер, художник, кинорежиссёр и продюсер. Создатель израильского национального танца («хора Агадати»), пионер израильского кинематографа.
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
[[Изображение:AgadatiPaintingPortret.jpg|thumb|left|110px|Портрет работы Агадати]]
+
-
=== Ранний период ===
+
-
[[Изображение:AgadatiVienna.jpg|thumb|right|140px| В Вене, 1925 год]]
+
-
Бурых [[Каушаны|Каушанский]], позже известный как Барух Агадати, родился в состоятельной семье Лейба и Баси Каушанских в [[Бессарабия|бессарабском]] городке [[Бендеры]] (ныне [[Приднестровье]]) на берегу [[Днестр]]а. Помимо него в семье росли ещё двое младших детей: брат Ицик и сестра Рейзл (Роза, в Палестине — Шошана Пинкус). Учился в [[хедер]]е и в светской гимназии в Бендерах. В [[1910 год]]у, пятнадцатилетним подростком самостоятельно уехал в [[Палестина|Палестину]], где поступил в школу искусств и ремёсел Бецалель в [[Иерусалим]]е под руководством Бориса Шаца. Живя в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]], зарабатывал на жизнь работая на укладке асфальта, позже — частными уроками танца.
+
-
 
+
-
В [[1914 год]]у вернулся к родителям и поступил в балетную школу при [[Одесский оперный театр|Одесском оперном театре]], после окончания которой был принят в танцевальную труппу театра. Согласно ''легенде'', сценический псевдоним «Агадати» (дословно: ''[[Агада|легендарный]]'') возник случайно именно в этот, [[Одесса|одесский]] период с лёгкой руки поэта [[Фихман, Яков Ильич|Якова Фихмана]], который представил так молодого танцовщика признанному мэтру [[еврей]]ской литературы [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим-Нахман Бялику]].
+
-
 
+
-
=== Хореография ===
+
-
[[Изображение:AgadatiDancing.jpg|thumb|right|140px| В танце, 1920-е годы]]
+
-
[[Изображение:AgadatiGoncharova.jpg|thumb|left| Рисунок [[Гончарова, Наталья Сергеевна|Натальи Гончаровой]] «Танцующий Агадати», Париж, 1925 год]]
+
-
После окончания [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] в [[1919 год]]у [[Каушаны|Каушанский]] вновь уехал в [[Британский мандат в Палестине|подмандатную Палестину]] и целиком посвятил себя танцу. Сначала организовал балетную труппу (''Еврейский художественный балет''), которая однако не пользовалась успехом; тогда переключился на современную хореографию. Поставил несколько танцевальных представлений с использованием произведений классической музыки, традиционного [[хасидизм|хасидского]] танца (т. н. «хусидл») и с костюмами по собственным эскизам. Постепенно он стал включать в программы восточные (например, в танце «[[Йемен]]ский экстаз») и религиозные (например, в танце «Проводы Царицы Субботы») мотивы. Сам же Агадати выступал и солистом труппы, которая получила название «Хеврэ траск».
+
-
 
+
-
В начале 1920-х годов, отталкиваясь от [[молдаване|молдавских]] народных танцев виденных им в Бессарабии, Агадати создал собственный танец на музыку учившегося тогда в Париже [[Румыния|румынского]] ([[Трансильвания|трансильванского]]) композитора [[Боскович, Александер Урия|Александра Босковича]] со словами Зэева Хавацелета. В отличие от бессарабской [[Хора (танец)|хоры]], в музыкальном плане этот танец, получивший название [http://sakura.canvas.ne.jp/spr/marucho/animemidi/agati_e.html «хора Агадати»], использовал быстрый ритм на четыре четверти, но схожую с бессарабской круговую хореографию. По некоторым данным, танец был создан по заказу театра «Оhэль» (''Шатёр'') в [[1924 год]]у, однако известно, что Агадати в это время в Палестине не был. Хора Агадати приобрела необычайную популярность, стала первым израильским национальным танцем и широко распространена по сей день.
+
-
 
+
-
С [[1923]] по [[1927]] год Агадати вместе со своей труппой жил в Европе, гастролируя в [[Варшава|Варшаве]], [[Берлин]]е, [[Вена|Вене]] и [[Париж]]е. О широкой известности труппы в это время говорит тот факт, что уже в [[1925 год]]у вышла первая монография на [[иврит]]е, целиком посвящённая хореографу: Ашер Бараш, Ицхак Ках, Менаше Рабинович «hаАман hаРикуд hаИври» (''Мастер нового еврейского танца''), издательство «Хедим»: [[Тель-Авив]], 1925. Эскизы некоторых костюмов для Агадати во время европейского турне выполнила [[Гончарова, Наталья Сергеевна|Наталья Гончарова]] — жена земляка Агадати художника [[Ларионов, Михаил Фёдорович|Михаила Ларионова]], который также оставил по меньшей мере три его рисунка. Так, именно Гончаровой принадлежит эскиз костюма хасида к одному из самых известных его танцев. Живя в Париже, Агадати был дружен с обоими, а также с художником [[Кац, Мане|Мане Кацем]], и очевидно был вхож главным образом в художественную среду.
+
-
 
+
-
=== Синематограф ===
+
-
[[Изображение:Agadati1.jpg|thumb|right|120px]]
+
-
[[Изображение:AgadatiLarionov.jpg|thumb|left| Акварель [[Ларионов, Михаил Фёдорович|Михаила Ларионова]] «Агадати в танце», Париж, 1925 год]]
+
-
По возвращении в [[Тель-Авив]], Агадати всё меньше времени уделял хореографии, которая в те времена не вызывала среди поселенцев особого интереса. На протяжении ряда лет он занимался постановкой ежегодных карнавальных шествий «Адлояда» на праздник [[Пурим]] в Тель-Авиве, которые в результате стали традиционными. Уже в [[1928 год]]у он снялся в совместном палестино-немецком фильме «Весна в Палестине» (на [[иврит]]е ''Авив беЭрец Исраэль''), который представлял из себя комбинацию игрового кинематографа с документальной хроникой. Именно этот стиль и привлёк Агадати, и в [[1931 год]]у он вместе с младшим братом Ициком (теперь Ицхаком Каушанским, а позднее — тоже Агадати, 1903—1980) основал кинокомпанию Aga-film (от ''Ага''дати), которая до [[1934 год]]а занималась выпуском документальной кинохроники из жизни поселенцев.
+
-
 
+
-
В [[1935 год]]у в прокат на нескольких языках вышел первый художественный фильм Агадати «Зот hи hаАрец» (''Вот эта земля''), сочетавший игровое кино с документальным. Сценарий к кинокартине написал тогда только начинающий литератор Авигдор hаМеири (''Файерштейн'', 1890—1970), в ролях снялись известные в будущем израильские актёры Рафаэль Клячкин (1905—1987) и Шмуэль Роденский (1905—1989). В [[1936 год]]у Агадати полностью отстранился от хореографии, но продолжал рисовать. В середине 1930-х годов он открыл в Тель-Авиве первый постоянный кинотеатр. [[Изображение:AgadatiCameraman.jpg|thumb|right|140px]]
+
-
[[Изображение:Agadati before death.jpg|thumb|left|100px| В последние годы жизни]]
+
-
 
+
-
Интерес к кино у него однако не угас и уже после образования государства [[Израиль]], в [[1950 год]]у Агадати вместе с братьями Йосефом и Мордехаем Навон открыл первую в стране кинокомпанию «Гева» в Тель-Авиве. Тогда как братья Навон выступали исключительно в роли продюсеров, Агадати зачастую был и продюсером, и режиссёром-постановщиком, и сценаристом, и оператором, и художником-оформителем собственных кинокартин. Так в картине «hаЭтмол Шел Махар» (''Завтрашнее вчера'', 1964) он одновременно играет все вышеуказанные роли, и вновь совмещает игровое кино с кинохроникой. Из других фильмов следует отметить «Навэ Мидбар» (''Оазис в пустыне'', 1960), отмеченный специальной премией на [[Стокгольм]]ском кинофестивале, «I Like Mike» (''Мне нравится Майк'', 1961), «Хевра ше-казот» (''Такая компания'', 1964) и «hалах ба-Садот» (''Он шёл полями'', 1967) по роману Моше Шамира (1921—2004).
+
-
 
+
-
Барух Агадати никогда не был женат и умер в Тель-Авиве [[18 января]] [[1976 год]]а в одиночестве. Вскоре после его смерти вышел посвящённый его жизни документальный фильм режиссёра Адама Гринберга (1976), а через десять лет — обширная монография Гиоры Манора «Агадати — Халуц hаМахол hаХадаш бе-Эрец Исраэль» (''Агадати — пионер современного танца в Земле Израиля'', издательство Сифрият hаПоалим: Тель-Авив, 1986). Наконец, в [[1997 год]]у на экраны вышел [http://www.imdb.com/title/tt0143091/ документальный фильм] Гиллеля Тристера «Agadati: Screen of an Artist». Именем Агадати названы улицы в Израиле.
+
-
 
+
-
== Картины Агадати ==
+
-
* [http://www.artnet.com/Artists/LotDetailPage.aspx?lot_id=912E4D0BFBE48668099202D42FF8881A Хасид с талесом]
+
-
* [http://www.artnet.de/Artists/LotDetailPage.aspx?lot_id=244B1E8C915AEC0D3DFD82632DE82BD7 Танцующий хасид]
+
-
* [http://www.artnet.de/Artists/LotDetailPage.aspx?lot_id=60D1C0B4BA059D9F93FAE18E7A61674E Бахайский храм в Хайфе]
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://commons.wikimedia.org/wiki/Image:Barukh_Agadati_tomb.JPG Надгробие Агадати на кладбище Трумпельдор в Тель-Авиве]
+
-
* [http://sakura.canvas.ne.jp/spr/marucho/animemidi/agati_e.html Мультиплицированная хора Агадати с музыкальным сопровождением]
+
-
* [http://www.mts.net/~jinks%20/fd/horaagad.htm Описание хоры Агадати]
+
-
* [http://www.hebrewsongs.com/?Song=horaagadati Текст хоры Агадати на иврите и в английском переводе]
+
-
* [http://berkovich-zametki.com/2005/Starina/Nomer10/Shalit1.htm Барух Легендарный]
+
-
 
+
-
== Книги ==
+
-
* Baruch Agadati, «Water colour painting on silk» (''Акварель на шёлке'', альбом с введением Йоава Бареля), Newman: [[Иерусалим]], 1968.
+
-
 
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Родившиеся в Бессарабии]]
+
-
[[Категория:Родившиеся в Бендерах]]
+
-
[[Категория:Родившиеся в 1895 году]]
+
-
[[Категория:Персоналии:Одесса]]
+
-
[[Категория:Умершие 18 января]]
+
-
[[Категория:Умершие в 1976 году]]
+
-
[[Категория:Умершие в Тель-Авиве]]
+
-
[[Категория:Художники Израиля]]
+
-
[[Категория:Хореографы России]]
+
-
[[Категория:Персоналии:Тель-Авив]]
+
-
[[Категория:Художники по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Артистические псевдонимы]]
+
-
[[Категория:Еврейские художники]]
+
-
 
+
-
[[he:ברוך אגדתי]]
+

Текущая версия на 21:52, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Агадати, Барух
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация