Сас, Томас
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
PolTstConf (Обсуждение | вклад) |
|||
(6 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье |
- | + | |ТИП СТАТЬИ=4 | |
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР=2 | ||
+ | |УРОВЕНЬ=1 | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ=09/01/2011 | ||
+ | }} | ||
{{Персона | {{Персона | ||
- | + | |имя = Томас Сас | |
|оригинал имени = Thomas Szasz | |оригинал имени = Thomas Szasz | ||
|портрет = Szasz.jpg | |портрет = Szasz.jpg | ||
Строка 133: | Строка 145: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:История евреев США/Канады]] |
- | [[Категория: | + | [[Категория:Ученые по алфавиту]] |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 07:08, 21 января 2011
Текст унаследован из Википедии | |
д-р Арье Ольман
|
|
09/01/2011 | |
Томас Сас | |
Thomas Szasz | |
Файл:Szasz.jpg | |
Почётный профессор психиатрии | |
---|---|
Род деятельности: |
Психиатрия |
Дата рождения: |
15 апреля 1920 (104 года) |
Место рождения: |
г. Будапешт, Венгрия |
Гражданство: |
США |
Отец: |
адвокат Шлезингер |
Сайт: |
Томас Сас (англ. Thomas Szasz; род. 15 апреля 1920, Будапешт) — американский психиатр. Почётный профессор психиатрии в отставке в Государственном университете нью-йоркского центра здравоохранения в городе Сиракьюс, штат Нью-Йорк. Видный деятель антипсихиатрического движения, широко известный социальный критик моральных и научных основ психиатрии и использования медицины с целью социального контроля в современном обществе, а также сциентизма.
Широко известен благодаря своим книгам: «Миф о психическом заболевании»[1] и «Фабрика безумия: Сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье»[2][3], где выдвинуты некоторые аргументы, с которыми, как правило, ассоциируется его имя. Его взгляды на специальный режим имеют классические либеральные корни и базируются на принципах, что каждый человек обладает правом самостоятельно распоряжаться собственным телом и сознанием, правом не подвергаться насилию со стороны других. Критиковал некоммунистические и коммунистические страны за использование психиатрии в интересах власти и дгорофобию. Сас считает, что в отношении суицида, обращения за медицинской помощью, употребления и реализации лекарственных средств, а также половых отношений должны действовать принципы конфиденциальности, взаимной договоренности и отсутствия государственной юрисдикции. В 1973 году Американская ассоциация гуманистов назвала его гуманистом года.
Содержание |
Биография
Томас Сас родился в 1920 году в Будапеште младшим из двух сыновей в еврейской семье адвоката Шлезингера, занятого частным предпринимательством в области сельского хозяйства.[4] В 1938 году эмигрировал в США и в 1944 году окончил медицинский колледж в Цинциннати. Его старший брат Джордж поселился в Цюрихе, где защитил диссертацию по физической химии. После окончания медицинского колледжа Сас прошёл интернатуру по внутренним болезням в городской больнице Бостона и в Цинциннати, затем резидентуру в клиниках Чикагского университета и психоаналитическую подготовку в чикагском Институте психоанализа. В 1954 году в период военных действий в Корее он был призван на воинскую службу и направлен в Морской резерв США в военно-морском госпитале в Бетезде. С 1956 года работал в Сиракьюс, занимался частной практикой и академической психиатрией в Сиракьюсском университете.[5]
Основные аргументы Саса
Сас подвергает критике влияние современной медицины на общество. Это влияние он рассматривает как секуляризацию влияния религии на человечество. Сас указывает на то, что слияние медицины с государством приводит к необоснованному расширению терминов «болезнь» и «лечение», к усилению зависимости людей от психиатрического контроля и фарминдустрии и к эрозии основных гражданских свобод.
Основная проблема психиатрии
В отличие от многих своих предшественников и современников, разделявших традиционный взгляд на психиатрию, Сас видит центральную проблему психиатрии не в диагностике и лечении психических заболеваний, а в насилии: «Основной проблемой психиатрии всегда было и поныне остается насилие: объявленное угрозой, но лишь предполагаемое насилие „сумасшедшего“, направленное якобы против общества, и действительное насилие, чинимое обществом и психиатром против „сумасшедшего“. Результатом становится лишение пациентов человеческого достоинства, притеснение и преследование тех граждан, которых объявили „душевнобольными“»[3]. Насилием отмечены многие меры психиатрического вмешательства, но в наибольшей степени насилие выражено в принудительной госпитализации, которую Сас называет преступлением против человечности. Насилие санкционируют и применяют три стороны: «Подобно всем прочим систематическим, всенародно одобренным формам агрессии, психиатрическое насилие одобрено и принято влиятельными общественными институтами, санкционировано законом и традицией. Основные социальные институты, вовлеченные в теорию и практику психиатрического насилия, — государство, семья и медицинская профессия. Государство одобряет принудительное заключение под стражу „опасных“ душевнобольных, семья одобряет его и извлекает выгоду из этого мероприятия, медицинская профессия в лице психиатрии осуществляет эту деятельность и находит для нее оправдания»[3].
Поскольку в психиатрии насилие широко одобряется, то стремление защитить права людей, признаваемых душевнобольными, влечет конфликт с социальными институтами, ответственными за применение насилия: «Защищать права предполагаемых душевнобольных значит нападать на целостность общества. Существует тенденция представлять защитника этих прав как бездумного (если не сказать хуже) апологета „половых маньяков“, растлевающих юных девочек, или „маньяков-убийц“, нападающих на своих соседей. Тот факт, что насилие, совершаемое по отношению к душевнобольным, многократно превосходит насилие с их стороны, не имеет никакого значения. Настоящий душевнобольной, утверждаю я, может быть опасен, так как он может повредить себе или окружающим. Однако мы уже причиняем вред: мы лишаем „душевнобольного“ доброго имени и свободы и подвергаем его пыткам, которые называются „лечением“»[3]. Таким образом, Сасу удается заметить и подчеркнуть два весьма существенных момента, которые в психиатрии, как правило, принято игнорировать: насилие по отношению к людям, признаваемым душевнобольными, применяется прежде (во-первых) и в большей мере (во-вторых), чем насилие с их стороны.
Сас обращает внимание на печальные последствия этой бесчеловечной практики: «Однако, нравится это психиатрам или нет, суровая действительность состоит в следующем: психиатрическое образование представляет собой, помимо прочего, ритуальное посвящение в теорию и практику психиатрического насилия. Чудовищное влияние этого процесса на пациентов достаточно очевидно. Менее очевидно то, что его воздействие на врача часто бывает столь же трагичным. Один из немногих „законов“ в отношениях между людьми состоит в том, что не только жертвы произвола власти, но и их палачи отчуждаются от окружающих и обесчеловечиваются. Подавляемый постепенно становится послушным, пассивным, похожим на вещь существом, подавляющий — одержимой манией величия, богоподобной фигурой. Когда первый осознает, что превратился в пародию на человека, а второй понимает, что превратился в пародию на Бога, результатом часто становится вспышка насилия, когда жертва ищет возмездия в убийстве, а создатель жертв — облегчения в самоубийстве. Я думаю, эти соображения хотя бы отчасти объясняют тот факт, что в Соединенных Штатах наибольшее количество самоубийств наблюдается среди психиатров»[3].
Отношение к Гражданской комиссии по правам человека
В 1969 году Сас выступил вместе с Церковью саентологии одним из учредителей Гражданской комиссии по правам человека (ГКПЧ) с целью навести порядок в области нарушений прав человека. Саентологи присоединились к борьбе Саса с институциональной психиатрией. Д-р Сас приветствует поддержку иудеев, христиан, мусульман и любой другой религиозной или нерелигиозной группы, преданной делу борьбы с Терапевтическим государством. Участие в этой борьбе не означает, что д-р Сас поддерживает не имеющие отношения к ней принципы и действия какой-либо религиозной или нерелигиозной организации. Это выражается явным и неявным образом в работе д-ра Саса. Всякий и каждый приглашается принять участие в борьбе за личную свободу и персональную ответственность — особенно тогда, когда для этих ценностей несут угрозу психиатрические концепции и меры вмешательства.
Критика
Критики Саса, вразрез с его взглядами, утверждают, что в отношении психических заболеваний теперь постоянно используются научные подходы, измерения и исследования.Если психическое заболевание является мифом, утверждают критики, значит, оно является физическим заболеванием, поскольку оба понятия имеют нечеткие границы и во многом определяются культурным контекстом. Взгляд на психическое заболевание как на миф, утверждают они, является вымыслом, который Сас отстаивает для того, чтобы сохранить нравственные принципы психотерапии. Критики Саса также утверждают, что различие между психическим и физическим заболеванием является заблуждением, поскольку Американская психиатрическая ассоциация полагает: «У психических заболеваний много соматических проявлений, а у соматических заболеваний много психических проявлений».
Работы Саса
Творческое наследие д-ра Томаса Саса весьма обширно и включает сотни научных публикаций и регулярных колонок в журнале «Freeman: Ideas on Liberty», а также 34 книги. Имеется библиография работ Т.Саса[6], в которой можно отдельно выделить наиболее известные его книги:
- Фабрика безумия: Сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье[3]
- Миф о психическом заболевании
- Терапевтическое государство
- Церемониальная химия: Ритуальное преследование наркотиков, зависимых и торговцев
- Безумие: Идея и ее последствия
- Жестокое сострадание: Психиатрический контроль над изгоями общества
- Фатальная свобода: Этика и политика суицида
- Фармакратия: Медицина и политика в Америке
- Освобождение посредством притеснения: Сравнительная история рабства и психиатрии[7]
- Мое сумасшествие спасло меня: Безумие и брак Вирджинии Вульф
- Медикализация повседневной жизни: Избранные эссе
- Принуждение в роли лечения: Критическая история психиатрии[8]
- Психиатрия: Наука лжи[9]
- Антипсихиатрия: Шарлатанство в квадрате[10]
Весь список книг
- Szasz Т.S. The Second Sin. — Doubleday, 1974. — 121 p. — ISBN 0710077572
- Szasz Т.S. (editor) The Age of Madness: A History of Involuntary Mental Hospitalization Presented in Selected Texts. — London: Routledge & Kegan Paul Ltd, 1975 (1973). — 372 p. — ISBN 0710079931
- Szasz Т.S. The Myth of Mental Illness: Foundations of a Theory of Personal Conduct. — Harper & Row, 1974 (1961, 1967, 1977). — 297 p. — ISBN 0060141964
- Szasz Т.S. Heresies. — Doubleday Anchor, 1976. — 183 p. — ISBN 0305111622
- Szasz Т.S. The Therapeutic State: Psychiatry in the Mirror of Current Events. — Buffalo NY: Prometheus Books, 1975 (1984). — 26 p.
- Szasz Т.S. Ceremonial Chemistry: The Ritual Persecution of Drugs, Addicts, and Pushers. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 2003 (1974). — 290 p. — ISBN 0815607687
- Szasz Т.S. Law, Liberty, and Psychiatry: An Inquiry into the Social Uses of Mental Health Practices. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1989 (1963, 1965, 1968, 1972). — 281 p. — ISBN 0815602421
- Szasz Т.S. Psychiatric Justice. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1988 (1965, 1971). — 298 p. — ISBN 0815602316
- Szasz Т.S. The Ethics of Psychoanalysis: The Theory and Method of Autonomous Psychotherapy. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1988 (1965, 1974). — 226 p. — ISBN 0815602294
- Szasz Т.S. Pain and Pleasure: A Study of Bodily Feelings. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1988 (1957, 1975). — 303 p. — ISBN 0815602308
- Szasz Т.S. Schizophrenia: The Sacred Symbol of Psychiatry. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1988 (1976). — 237 p. — ISBN 0815602243
- Szasz Т.S. The Theology of Medicine: The Political-Philosophical Foundations of Medical Ethics. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1988 (1977). — 170 p. — ISBN 0815602251
- Szasz Т.S. The Myth of Psychotherapy: Mental Healing as Religion, Rhetoric, and Repression. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1988 (1978). — 238 p. — ISBN 0815602235
- Szasz Т.S. Sex by Prescription: The Startling Truth about Today’s Sex Therapy. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1990 (1980). — 196 p. — ISBN 0815602502
- Szasz Т.S. The Untamed Tongue: A Dissenting Dictionary. — Lasalle IL: Open Court, 1990. — 272 p.
- Szasz Т.S. Anti-Freud: Karl Kraus and His Criticism of Psychoanalysis and Psychiatry. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1990 (1976). — 180 p. — ISBN 0815602472 Впервые опубликована в 1976 году под названием Karl Kraus and the Soul-Doctors: A Pioneer Critic and His Criticism of Psychiatry and Psychoanalysis. — Louisiana State University Press, 1976.
- Szasz Т.S. Ideology and Insanity: Essays on the Psychiatric Dehumanization of Man. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1991 (1970). — 265 p. — ISBN 0815602561
- Szasz Т.S. A Lexicon of Lunacy: Metaphoric Malady, Moral Responsibility, and Psychiatry. — New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 2003 (1993). — 202 p. — ISBN 1560000651
- Szasz Т.S. Our Right to Drugs: The Case for a Free Market. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1996 (1992). — 199 p. — ISBN 0815603339
- Szasz Т.S. Cruel Compassion: Psychiatric Control of Society’s Unwanted. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1998 (1994). — 264 p. — ISBN 0815605102
- Szasz Т.S. The Meaning of Mind: Language, Morality, and Neuroscience. — Westport CT: Praeger Publishers, 1996. — 182 p. — ISBN 0275956032
- Szasz Т.S. Insanity: The Idea and Its Consequences. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1997 (1987). — 414 p. — ISBN 0815604602
- Szasz Т.S. Psychiatric Slavery. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1998. — 159 p. — ISBN 0815605110
- Szasz Т.S. The Manufacture of Madness: A Comparative Study of the Inquisition and the Mental Health Movement. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1997 (1970). — 383 p. — ISBN 0815604610 (На русском языке: Сас Т. Фабрика безумия: Сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008.)
- Szasz Т.S. Fatal Freedom: The Ethics and Politics of Suicide. — Westport CT: Praeger Publishers, 1999. — 177 p. — ISBN 0275966461
- Szasz Т.S. Pharmacracy: Medicine and Politics in America. — Westport CT: Praeger Publishers, 2001. — 212 p. — ISBN 0275971961
- Szasz Т.S. Liberation By Oppression: A Comparative Study of Slavery and Psychiatry. — New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 2002. — 237 p. — ISBN 0765801450
- Szasz Т.S. Words to the Wise: A Medical-Philosophical Dictionary. — New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 2004. — 258 p. — ISBN 0765802171
- Szasz Т.S. Faith in Freedom: Libertarian Principles and Psychiatric Practices. — New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 2004. — 264 p. — ISBN 0765802449
- Szasz Т.S. My Madness Saved Me: The Madness and Marriage of Virginia Woolf. — New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 2006. — 154 p. — ISBN 0765803216
- Szasz Т.S. The Medicalization of Everyday Life: Selected Essays. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 2007. — 202 p. — ISBN 9780815608677
- Szasz Т.S. Coercion as Cure: A Critical History of Psychiatry. — New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 2007. — 258 p. — ISBN 9780765803795
- Szasz Т.S. Psychiatry: The Science of Lies. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 2008. — 176 p. — ISBN 9780815609100
- Szasz Т.S. Antipsychiatry: Quackery Squared. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 2009. — 208 p. — ISBN 9780815609438
Дополнительная литература
- Burston, Daniel, 2003, «Szasz, Laing and Existential Psychotherapy.» Existential-Humanist Institute.
- Powell, Jim, 2000. The Triumph of Liberty: A 2,000 Year History Told Through the Lives of Freedom’s Greatest Champions. Free Press.
- Schaler, J. A., ed., 2004. Szasz Under Fire: The Psychiatric Abolitionist Faces His Critics. Chicago: Open Court Publishers.
- Vatz, R. E., and Weinberg, L. S., eds., 1983. Thomas Szasz: Primary Values and Major Contentions. Prometheus Books.
Примечания
- ↑ Szasz Т.S. The Myth of Mental Illness: Foundations of a Theory of Personal Conduct. — Harper & Row, 1974 (1961, 1967, 1977). — 297 p. — ISBN 0060141964
- ↑ Szasz Т.S. The Manufacture of Madness: A Comparative Study of the Inquisition and the Mental Health Movement. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1997 (1970). — 383 p. — ISBN 0815604610
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Сас Т. Фабрика безумия: Сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье. /Пер. с англ. А.Ишкильдина.— Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008.
- ↑ Интервью с Томасом Сасом в «Психиатрическом бюллетене» (1997)
- ↑ Краткая биография Т.Саса: главные даты
- ↑ Библиография работ Т.Саса
- ↑ Сас Т.С. (2006). "Освобождение посредством притеснения: Сравнительное исследование рабства и психиатрии (фрагмент) / Пер. с англ. А.Ишкильдина". Альманах «Неволя» (6).
- ↑ Szasz Т.S. Coercion as Cure: A Critical History of Psychiatry. — New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 2007. — 258 p. — ISBN 9780765803795
- ↑ Szasz Т.S. Psychiatry: The Science of Lies. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 2008. — 176 p. — ISBN 9780815609100
- ↑ Szasz Т.S. Antipsychiatry: Quackery Squared. — Syracuse, New York: Syracuse University Press, 2009. — 208 p. — ISBN 9780815609438
Ссылки
- Русскоязычный блог, публикующий переводы статей и фрагментов книг Томаса Саса.
- «Психиатрия: Индустрия смерти» — фильм, посвященный истории психиатрии, полной жестокости и заблуждений, и выпущенный по инициативе и при участии д-ра Томаса Саса и Гражданской комиссии по правам человека (фильм снабжен субтитрами и текстом — отдельно).
- Foucault Tribunal on the state of Psychiatry. April 30 — Mai 3, 1998 in the Volksbuehne Theatre in Berlin, Germany (Трибунал Фуко о состоянии психиатрии, проведенный в период с 30 апреля по 3 мая 1998 г. в Берлине, Германия) Видеозапись Трибунала Фуко на английском языке на сайте foucault.de
- Литвинова А. (8 июня 2009). "Исправьте общество — и болезней не будет: Рецензия на книгу Томаса Саса «Фабрика безумия»". Русский журнал.
- Власова О.А. (2007). "Критерии нормативности в пространстве общества и истории: социальная феноменология безумия". Журнал социологии и социальной антропологии Х (2): 184—190.
- Власова О.А. Антипсихиатрия: становление и развитие (монография). — Москва: Изд–во РГСУ «Союз», 2006. — 221 с. — ISBN 571390346X
- «Diseases are malfunctions of the human body, of the heart, the liver, the kidney, the brain.» Audio on youtube
- The Thomas S. Szasz Cybercenter for Liberty and Responsibility
- The Case Against Psychiatric Coercion, by Thomas S. Szasz
- Mental Disorders are not Diseases, by Thomas S. Szasz
- Interview: Curing the Therapeutic State
- Liberty and the Practice of Psychotherapy: An Interview with Thomas Szasz (Psychotherapy.net)
- Thomas Szasz Quotes
- Thomas Szasz’s OISM Honorary Membership Website
- Szasz T.S. Thomas Szasz's Summary Statement and Manifesto (англ.). The Thomas S. Szasz, M.D. Cybercenter for Liberty and Responsibility (March 1998). — Итоговое заявление и манифест Томаса Саса. Проверено 7 ноября 2009.
- RealPlayer Video (or chose audio only) of Thomas Szasz
- YouTube Szasz interview 26:44 audio (Part 1, Part 2, Part 3)
- Thomas Szasz «Psychiatry as an Arm of the State»; Lew Rockwell show podcast, Nov 19, 2008
- Thomas Szasz — посвященная Томасу Сасу статья в англовике, перевод которой лег в основу настоящей статьи.