|
|
(12 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{IsFromWiki}}
| + | #redirect [[:ej:История еврейского народа в ТАНАХе]] |
- | | + | |
- | {{История еврейского народа}}
| + | |
- | Поскольку почти все сведения об истории еврейского народа и Страны Израиля от начала II тысячелетия до нашей эры до периода античности содержатся в [[ТАНАХ]]е, см. содержание этой статьи в [[История древнего Израиля и Иудеи]].
| + | |
- | | + | |
- | == Древняя история (XI—IV вв. до н. э.) ==
| + | |
- | | + | |
- | === Период «объединённого царства» (XI—X вв. до н. э.| 80 лет) ===
| + | |
- | {{main|Саул|Давид|Соломон}}
| + | |
- | : '''''Около X в. до н. э. на территории Ханаана было создано объединённое еврейское царство.''''' | + | |
- | | + | |
- | ==== Правление [[Саул]]а (ок. 1029—1005 гг. до н. э.) ====
| + | |
- | | + | |
- | Самуил, уступая желанию народа, помазал на царство [[Саул]]а (Шаула), происходившего из отличавшегося своей воинственностью колена Вениаминова.
| + | |
- | | + | |
- | Новый царь, и после избрания на царство с истинной патриархальностью продолжавший предаваться мирному труду пахаря, скоро показал свою воинственную доблесть и нанес несколько поражений окружающим враждебным народам, особенно филистимлянам, со времени Самсона сделавшимися злейшими угнетателями Израиля. Но эти подвиги вскружили ему голову, и он от первоначальной простоты начал круто переходить к высокомерному самодержавию, не стеснявшемуся в своих действиях даже указаниями престарелого пророка Самуила и закона Моисеева. Отсюда неминуемо произошло столкновение между светской и духовной властью, и так как всё показывало, что Саул и дальше пойдет всё в том же направлении, прямо угрожавшем подорвать основной принцип исторической жизни избранного народа, то оказалась печальная необходимость пресечь этот царственный род и преемником ему был избран юный [[Давид]] из колена Иудина, из города Вифлеема.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Правление [[Давид]]а ====
| + | |
- | На рубеже 2-1 тыс. возникает [[Израильское царство]] [[Давид]]а. Давид, помазанный на царство, когда ещё был пастухом, стал знаменитейшим царём Израиля и родоначальником длинной линии царей иудейских почти до конца политического существования народа.
| + | |
- | | + | |
- | Новый избранник не сразу вступил на престол, а должен был всю молодость провести в разнообразных приключениях, скрываясь от кровожадной ревнивости всё более падавшего нравственно царя Саула.
| + | |
- | | + | |
- | В течение первых семи лет царствования его резиденцией был Хеврон, а после убийства сына Саула, [[Ивосфей|Иевосфея]] (Ишбошета) все колена признали Давида своим царём.
| + | |
- | | + | |
- | Давид пришёл к убеждению, что для утверждения царской власти в стране ему необходима столица, которая, не принадлежа никакому колену в отдельности, могла бы служить общей столицей для всего народа. Для этой цели он наметил одну сильную крепость на рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым, которая, несмотря на все усилия израильтян, отстаивала свою независимость и до того принадлежала храброму племени иевусеев. То был [[Иерусалим]], который, как видно из новейших открытий, ещё до вступления евреев в Ханаан занимал важное положение среди других городов страны, имея над ними своего рода гегемонию. Крепость эта теперь должна была пасть перед могуществом нового царя, и Давид основал в ней свою царскую столицу. Новая столица благодаря своему великолепному положению начала быстро стягивать к себе иудейское население, скоро расцвела пышно и богато, и Иерусалим стал одним из знаменитейших городов в истории не только израильского народа, но и всего человечества.
| + | |
- | | + | |
- | С Давида начинается быстрый расцвет и всего царства. Благодаря необычайной энергии этого гениального царя скоро приведены были в порядок расстроившиеся в конце прежнего царствования дела внутреннего благоустройства, и затем начался целый ряд победоносных войн, во время которых окончательно были сокрушены злейшие враги Израиля — филистимляне, а также моавитяне и идумеяне, земли которых сделались достоянием Израиля. Благодаря этим победам и завоеваниям царство израильского народа сделалось могущественной монархией, которая на время повелевала всей Западной Азией и в руках которой находилась судьба многочисленных народов, трепетно приносивших свою дань грозному для них царю. С финикиянами израильтяне вошли в ближайшие дружественные отношения, и эта дружба с высококультурным народом была весьма полезна и выгодна им в деле развития их материальной культуры. Вместе с тем начала быстро развиваться и духовная жизнь, и к этому именно времени относится богатейший расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии, которая нашла себе особенно замечательное выражение в дивных своей глубиной и пламенностью чувств [[Псалтирь|Псалмах]] самого Давида и приближенных к нему певцов. К концу царствования вследствие введенного царём многоженства начались различные смуты, которыми омрачены были последние годы жизни великого царя, и после тяжёлых смятений престол перешёл к сыну самой любимой им жены, но вместе с тем и главной виновницы всех его бедствий, Вирсавии, именно к юному Соломону (около 1020 г. до н. э.).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Правление [[Соломон]]а ====
| + | |
- | [[Соломон]] (Шломо) наследовал от своего отца обширное государство, простиравшееся от «''реки египетской до великой реки Евфрата''». Для управления таким государством требовался обширный ум и испытанная мудрость, и, к счастью для народа, юный дар был от природы наделён светлым умом и проницательностью, давшими ему впоследствии славу «мудрейшего царя». Пользуясь глубоким миром, Соломон обратил всё своё внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов. Страна разбогатела, и благосостояние народа возросло до небывалой степени. Двор Соломона не уступал в своём блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира. Но высшим делом и славой его царствования было построение величественного [[Иерусалимский храм|Храма]] в [[Иерусалим]]е, заменившего собой обветшавшую [[Скиния|Скинию]], который отныне стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни.
| + | |
- | | + | |
- | При нём же и поэзия достигла своего наивысшего развития, и замечательнейшими произведениями её служит знаменитая «[[Песня Песней|Песнь Песней]]» (Шир ха-ширим), по своей внешней форме представляющая нечто вроде лирической драмы, воспевающей любовь в её глубочайшей основе и чистоте. При Соломоне еврейский народ достиг кульминационного пункта своего развития, и с него же началось обратное движение, которое всего заметнее сказалось на самом царе. Конец его царствования омрачился разными разочарованиями, причиной которых главным образом было дошедшее до необычайных размеров многоженство и связанные с ним непомерные расходы. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами, и Соломон кончил жизнь с убеждением, что «всё суета и томление духа», и с опасением за будущность своего дома, которому угрожал выступивший уже при нём Иеровоам.
| + | |
- | | + | |
- | === Эпоха Первого Храма (IX—VII вв. до н. э.| ~ З50 лет) ===
| + | |
- | {{main|Эпоха Первого Храма}}
| + | |
- | | + | |
- | : '''''В X веке до н. э. царём [[Соломон]]ом был построен [[Иерусалимский храм|Храм]] (''Бейт а-микдаш'', «Дом Святости») в [[Иерусалим]]е. На протяжении многих веков создаётся [[Танах]] (еврейское [[Священное Писание]]).''''' | + | |
- | | + | |
- | Несмотря на битву между великими древними державами Египтом, Ассирией, а потом и Нововавилонским царством за гегемонию в данном регионе, несмотря на внутренний раскол, приведший к созданию двух, подчас враждовавших друг с другом еврейских царств, еврейский народ, его политические и религиозные лидеры смогли настолько укрепить связь евреев с этой землёй и [[Иерусалим]]ом, что даже уничтожение еврейского государства и [[Иерусалимский храм|Иерусалимского храма]] и выселение евреев в Месопотамию не положило конец их национальной истории.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Период разделённых царств (978—722 гг. до н. э.) ====
| + | |
- | После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом [[Ровоам]]е, народ израильский разделился на два царства, из которых большее (десять колен) отошло к [[Иеровоам]]у из колена Ефремова (около 978 г. до н. э.). Эти половины стали называться [[Иудейское царство|Иудейским царством]] и [[Израильское царство|Израильским царством]], и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон [[Шешонк I]] сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны и свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца — в Вефиле. Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма — пророки, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.
| + | |
- | | + | |
- | В 722 году столица Северного Израильского царства — Самария — была разгромлена грозными воителями [[Ассирия|Ассирии]], а его население, потомки десяти из [[Двенадцать колен Израилевых|12 колен Израиля]], было переселено ассирийцами в [[Мидия|Мидию]]. Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там среди окружающих народностей Востока. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди [[иудействующие|иудействующих]] движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом [[Мессия|Мессии]] (Машиаха).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720—586 гг. до н. э.) ====
| + | |
- | [[Иудейское царство]], остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в [[Иерусалимский храм|Иерусалимском храме]] могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского; но оно тоже не избегло роковой участи. В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили [[Иерусалимский храм]] и увели цвет его населения в [[Вавилон]] ([[Вавилонское пленение]]).
| + | |
- | | + | |
- | === Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.) ===
| + | |
- | {{main|Вавилонское пленение}}
| + | |
- | | + | |
- | Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа великодушного [[Кир II Великий|Кира Персидского]], сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый [[Второй Храм|Храм]] в Иepyсалиме.
| + | |
- | | + | |
- | === Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.—I в. н. э.) ===
| + | |
- | {{main|Второй Храм|Эпоха Второго Храма}}
| + | |
- | : '''''Развитие своеобразной еврейской культуры на базе древней традиции и под влиянием эллинистического мира. Формирование библейского канона. Возникновение еврейской диаспоры, связанной с Иерусалимом и еврейским населением в Земле Израиля.'''''
| + | |
- | | + | |
- | ==== Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.) ====
| + | |
- | | + | |
- | С падением [[Нововавилонское царство|Нововавилонского царства]] (539) и возникновением [[Персидская империя|Персидской империи]], включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен [[Второй Храм|Храм]] и возрождён религиозный центр в [[Иерусалим]]е, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.
| + | |
- | | + | |
- | С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | {{источник/ЭСБЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Библейская хронология]]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov.htm Краткая история евреев], [[С.М. Дубнов]]
| + | |
- | * [http://nbad.narod.ru/exodus_case/01.htm Археологические открытия периода Авраама]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Древняя история евреев| ]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа| ]]
| + | |
- | [[Категория:Библейская хронология| ]]
| + | |
- | | + | |
- | [[cs:Starověké dějiny Židů]]
| + | |
- | [[da:Oldtidens Israels og Judæas historie]]
| + | |
- | [[en:History of ancient Israel and Judah]]
| + | |
- | [[es:Historia del Antiguo Israel]]
| + | |
- | [[fi:Israelin ja Juudan historia]]
| + | |
- | [[fj:Na Veitarataravi ni Veigauna vaka i Isireli kei Jiuta]]
| + | |
- | [[fr:Philistins (Bible)]]
| + | |
- | [[he:ארץ ישראל בעת העתיקה]]
| + | |
- | [[ja:古代イスラエル]]
| + | |
- | [[ms:Sejarah Israel dan Judah purba]]
| + | |
- | [[no:Antikkens Israels og Judeas historie]]
| + | |
- | [[pl:Starożytny Izrael]]
| + | |
- | [[sh:Historija Drevnog Izraela i Judeje]]
| + | |
- | [[sw:Israeli ya Kale]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |