История еврейского народа в ТАНАХе

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Значение древнейшей истории евреев)
 
(13 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа в ТАНАХе]]
-
 
+
-
{{История еврейского народа}}
+
-
Поскольку почти все сведения об истории еврейского народа и Страны Израиля от начала II тысячелетия до нашей эры до периода античности содержатся в [[ТАНАХ]]е, см. содержание этой статьи в [[История древнего Израиля и Иудеи]].
+
-
 
+
-
== Древнейшая (библейская) история (XX—XI вв. до н. э.) ==
+
-
: '''''Становление еврейского народа: его религиозное своеобразие и письменная традиция. Создание и становление еврейского государства.'''''
+
-
 
+
-
В качестве нации, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего [[Ханаан]]а. Хронологически возникновение еврейского народа совпало с эпохой рождения древнейших письменных цивилизаций, а географически его «национальный очаг» возник на перекрёстке Древнего мира — там, где встречаются пути, соединяющие [[Месопотамия|Месопотамию]] и [[Древний Египет|Египет]], [[Малая Азия|Малую Азию]] и [[Аравия|Аравию]] и [[Африка|Африку]].
+
-
 
+
-
Еврейские племена, потомки [[Авраам]]а, расставшегося в древности со своей родиной в плодородной Месопотамии, постепенно захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан [[Земля Израиля|Землёй Израиля]]. По одной из версий, это произошло в результате интеграции [[семитские языки|семитоязычных]] скотоводов-кочевников среднего течения [[Евфрат]]а и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате [[Исход]]а из [[Древний Египет|Египта]] и принятия Закона [[Тора|Торы]] у [[Синай (гора)|горы Синай]]. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на [[Двенадцать колен Израилевых|12 племён]] («колен»), ведущих своё происхождение от сыновей [[Иаков]]а-Израиля.
+
-
 
+
-
=== Эпоха патриархов, родоначальников еврейского народа (XX—XVII вв. до н. э.| ~ 250 лет) ===
+
-
{{main|Авраам|Исаак|Иаков}}
+
-
 
+
-
Согласно Библии, родоначальник еврейского народа [[Авраам]] (через [[Евер]]а происходивший по прямой линии от [[Сим]]а, сына [[Ной|Ноя]]) вышел из города [[Ур]] в [[Месопотамия|Месопотамии]] (юг современного [[Ирак]]а, на западе от реки [[Евфрат]]). Существует утверждение, что библейский город Ур находился в северной Месопотамии. Район Ура Халдейского вероятно был местом рождения не только Авраама, но и его предков. Любопытен тот факт, что в этой области находятся несколько деревень и поселений, носящих имя «Серух» (так звали прадеда Авраама), «Нахор» (дед Авраама), «Фарра» (отец Авраама) и «Аран» (брат Авраама). Удивительной традицией было называть места оригинальными именами людей, такими как Нахор, Серух или Фарра. Но самое замечательное - что все эти географические названия найдены в районе Харрана - северная Месопотамия. Как можно судить по археологическим данным, представляемым новейшими раскопками и исследованиями, Халдея находилась уже на значительной высоте культурного развития, так что и Авраам, повинуясь высшему призванию, переселился в Ханаан уже как человек, обладавший всеми важнейшими элементами культурной жизни, и представлял собой весьма зажиточного и влиятельного главу целого племени.
+
-
 
+
-
В [[Ханаан]]е Авраам встретил значительное население, также уже стоявшее на значительной ступени культурного развития, хотя в некоторых городах и проявлявшее все признаки глубокого нравственного растления ([[Содом и Гоморра]]). Там заключён был Завет между им и Богом, договор, которым определялась вся дальнейшая судьба потомства Авраамова. Через некоторое время Аврааму пришлось побывать и на берегах [[Нил]]а, где уже процветала окончательно сложившаяся [[Древний Египет|египетская цивилизация]], с её грандиозными пирамидами, многочисленными храмами и обелисками и всевозможными проявлениями своеобразной культуры мудрейшего народа древнего Востока.
+
-
 
+
-
Древнему Египту было суждено сделаться впоследствии колыбелью еврейского народа, когда внук Авраама [[Иаков]] благодаря чудесной судьбе своего сына [[Иосиф (в Библии)|Иосифа]], сделавшегося первым министром египетского [[фараон]]а, переселился туда со всем домом своим и там получил землю Гесем (Гошен) для поселения ({{Библия|Быт|47}}).
+
-
 
+
-
=== Переселение в Египет и египетское рабство (XVI—XIV вв. до н. э.| 210 лет) ===
+
-
 
+
-
Согласно Пятикнижию, евреи попадают в Египет вслед за [[Иосиф (в Библии)|Иосифом]], когда он становится фактический правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти. По приглашению Йосефа в Египет отправляется его отец Яаков со всей семьёй — 67 человек.
+
-
 
+
-
Переселение евреев в Египет совпало с господством там так называемой династии гиксов, или царей-пастухов. Она принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов. Точно неизвестно, откуда явились завоеватели и к какому племени они принадлежали; но можно думать, что это были кочевники, обитавшие в сирийских степях и постоянно тревожившие Египет своими набегами, так что он должен был защитить себя особой каменной стеной, тянувшейся почти через весь Суэцкий перешеек. Воспользовавшись слабостью правительства, кочевники завоевали Египет, и первое время их владычества ознаменовалось всевозможными проявлениями дикого варварства, которое, однакоже, скоро подчинилось египетской цивилизации, так что через несколько поколений двор гикских царей ничем не отличался от двора туземных фараонов. При одном из представителей этой династии, по всей вероятности, и правил Египтом [[Иосиф (в Библии)|Иосиф]], так как только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышедший из презиравшихся природными египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правителя страны. Имя этому фараону [[Апапи II]]. С целью упрочения своего положения гиксы покровительствовали инородцам и раздавали им лучшие земли, чтобы найти в них верных союзников в случае нужды. Такой политикой можно объяснить и то, что Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам — евреям один из богатейших округов страны.
+
-
 
+
-
Поселённые на богатой почве, окружённые всеми влияниями высокоразвитой культуры и пользуясь выгодным положением племени, родственного первому министру и благодетелю страны, евреи начали быстро размножаться. Между тем в жизни Египта совершилась важная перемена. Из [[Фивы|Фив]] вышло освободительное движение, которое ниспровергло гикскую династию и гиксы были изгнаны из Египта.
+
-
 
+
-
Для евреев этот политический переворот имел роковое значение. На престоле фараонов воцарилась новая, туземная XVII-я династия. Под влиянием продолжительной и упорной борьбы с гиксами в ней выработался дотоле неизвестный в Египте дух воинственности и завоевательности, а вместе с тем развилась и крайняя политическая подозрительность ко всему неегипетскому и особенно — пастушескому. Ввиду этого вполне естественно, что новая династия не только не имела склонности сохранить прежние привилегии и вольности еврейского народа, а напротив, вследствие его известной связи с гиксами начала относиться к нему подозрительно и враждебно. Так как он уже успел значительно возрасти в числе и представлял собой немаловажную политическую силу, то по отношению к нему началась система угнетения, которая становилась все круче с каждым новым царствованием. Начались труднейшие крепостные пограничные работы, и на них употреблён был даровой труд евреев. Фараоны как бы старались превзойти друг друга своей военной славой и грандиозными постройками и дворцами, которыми украшались их резиденции; но чем знаменитее был фараон, чем блистательнее было его царствование, тем больше стонал народ под тяжестью непосильных работ. Партиями отвозили изнурённых рабочих в каменоломни, заставляли высекать огромные глыбы гранита и с невероятными усилиями тащить их к месту построек; заставляли рыть и проводить новые каналы, делать кирпичи и месить глину и известь для возводимых построек, поднимать воду из Нила в канавы для орошения полей, под палочными ударами жестоких надзирателей, как это ясно изображает Пятикнижие: {{ВЗ2|Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой|Исх|1:13|,14}}.
+
-
 
+
-
Согласно традиционной точке зрения, египетское [[Рабовладельческий строй|рабство]] продолжалось 210 лет.
+
-
 
+
-
=== Исход из Египта и скитания по пустыне (XIV в. до н. э.| 40 лет) ===
+
-
{{main|Исход}}
+
-
 
+
-
Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся невыносимыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать роста молодого народа, им было издано жестокое повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. И к народным стонам под тяжестью изнурительных работ присоединились стоны и вопли матерей, но среди этих стонов и воплей израильского народа родился его великий избавитель [[Моисей]].
+
-
 
+
-
Моисей, чудом спасённый от кровожадной ярости фараонова деспотизма, был воспитан при царском дворе и в качестве усыновленного сына дочери фараона (Хатасу, самостоятельно правившей страной в качестве регентши и опекунши своего младшего брата, впоследствии знаменитого фараона — воителя [[Тотмес III|Тотмеса III]]) был посвящён египетскими жрецами во {{НЗ2|всю мудрость египетскую|Деян|7:22}} и таким образом получил блистательную подготовку для своего будущего предназначения. Высокоодарённый от природы, он не затерялся в суете придворного блеска и не забыл своего происхождения от угнетаемого народа. Он не порвал и связи с ним, а напротив того, из роскошных палат дворца фараона ему было ещё больнее смотреть на то унижение и рабство, в котором находился его народ, и явственнее слышался стон его собратьев. При виде бедствий своего народа Моисею делался противным блеск раззолоченных дворцов, и он уходил в убогую хижину своих родителей, чтобы утишить бурю своего возмущенного духа. Он {{НЗ2|лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение|Евр|11:25}} и потому даже {{НЗ2|отказался называться сыном дочери фараоновой|Евр|11:24}}.
+
-
 
+
-
Среди своих соплеменников Моисей вблизи увидел их страдания и однажды в порыве негодования убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал раба-израильтянина. Моисей зарыл египтянина в песке, стараясь скрыть следы своего невольного человекоубийства, однако молва об этом успела распространиться, и ему грозила смертная казнь. Вследствие этого он вынужден был бежать из Египта на гористый, малодоступный [[Синайский полуостров]], в [[Мидьян]], где он в течение 40 лет вёл тихую пастушескую жизнь.
+
-
 
+
-
Когда наступило время, Моисей получил от Бога великое призвание вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ из плена рабства и привести их к служению открывшемуся ему Богу. Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божия, Моисей именем Бога потребовал от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название [[Десять казней египетских|десяти казней египетских]] из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось страшными бедствиями для египтян. После продолжительной и настойчивой борьбы, Моисей вывел народ из Египта. Всего через неделю после Исхода армия фараона настигла евреев у Чермного, или Красного, моря, где совершается ещё одно чудо: воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.
+
-
 
+
-
Странствуя по пустыне вслед за огненным столпом, израильтяне, спустя семь недель после Исхода подошли к [[Синай (гора)|горе Синай]]. У подошвы этой горы (отождествляемой большинством исследователей с горой Сас-Сафсафех, а другими с Сербалом) при грозных явлениях природы заключён был окончательный Завет (договор), между Богом и евреями как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности для распространения их впоследствии на всё человечество. Основу Завета составили знаменитые [[Десять заповедей]] (Десятисловие), высеченные Моисеем на двух [[Скрижали Завета|Скрижалях Завета]] после сорокодневного уединения на горе Синай. Эти заповеди выражают основные начала религии и нравственности и доныне составляет основу всякого законодательства. Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена [[Скиния]] (походный Храм), по воле Всевышнего колено Левия ([[левиты]]) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены [[коэны]] — потомки [[Аарон]]а, брата Моисея, для священнослужения.
+
-
 
+
-
После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 душ), двинулся в дальнейший путь к [[Земля Израиля|Земле Обетованной]], то есть к [[Ханаан]]у.
+
-
 
+
-
Несмотря на то, что цель странствий — земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, посланные в Ханаан 12 разведчиков не рекомендовали евреям туда входить. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием [[Манна небесная|манны небесной]], появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу [[Иордан (река)|Иордана]]. Там с вершины [[Нево (гора)|горы Нево]] [[Моисей]] своим орлиным взглядом окинул страну своих надежд и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником мужественного и испытанного воина [[Иисус Навин|Иисуса Haвина]], скончался так и не вступив в Землю Обетованную.
+
-
 
+
-
=== Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет) ===
+
-
 
+
-
Став во главе народа, [[Иисус Навин]] с необычайной энергией повёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом, согласно с обычным военным правом древности, подвергая всё население поголовному избиению, находившему себе оправдание, кроме того, и в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы (хананеи, феризеи, хивийцы, евусеи, хитейцы, гиргаши и эморейцы) и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание исполнено было в семь лет, и завоеванная земля разделена была между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них тринадцатого колена [[Левиты]] на священное служение.
+
-
 
+
-
=== Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ З00 лет) ===
+
-
{{main|Эпоха Судей}}
+
-
 
+
-
После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови. Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ [[Ваал]]а и [[Астарта|Астарты]]). Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.
+
-
 
+
-
От этих бедствий народ был избавлен старейшинами и доблестными вождями, так называемыми судьями, среди которых особенно выдаются знаменитая пророчица [[Девора]], доблестный [[Гедеон]] и прославившийся своей чудесной силой [[Самсон]], гроза злейшего врага израильского народа — [[филистимляне|филистимлян]]. Несмотря на эти подвиги отдельных лиц, вся история периода судей (продолжавшегося около 350 лет) есть история постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Среди избранного народа почти совсем забыта была истинная религия, и на место её явились жалкие суеверия, распространявшиеся разными беспутными, бродячими [[левиты|левитами]]. Безнравственность стала настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись даже такие гнусные пороки, которыми некогда [[Содом и Гоморра]] навлекли на себя страшный гнев Божий.
+
-
 
+
-
Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, {{ВЗ2|когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым|Суд|21:25}}. При таком положении избранному народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй [[Самуил]]ом. Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное пребразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.
+
-
 
+
-
Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа ({{Библия|Втор|22:14|,15}}).
+
-
 
+
-
== Древняя история (XI—IV вв. до н. э.) ==
+
-
 
+
-
=== Период «объединённого царства» (XI—X вв. до н. э.| 80 лет) ===
+
-
{{main|Саул|Давид|Соломон}}
+
-
: '''''Около X в. до н. э. на территории Ханаана было создано объединённое еврейское царство.'''''
+
-
 
+
-
==== Правление [[Саул]]а (ок. 1029—1005 гг. до н. э.) ====
+
-
 
+
-
Самуил, уступая желанию народа, помазал на царство [[Саул]]а (Шаула), происходившего из отличавшегося своей воинственностью колена Вениаминова.
+
-
 
+
-
Новый царь, и после избрания на царство с истинной патриархальностью продолжавший предаваться мирному труду пахаря, скоро показал свою воинственную доблесть и нанес несколько поражений окружающим враждебным народам, особенно филистимлянам, со времени Самсона сделавшимися злейшими угнетателями Израиля. Но эти подвиги вскружили ему голову, и он от первоначальной простоты начал круто переходить к высокомерному самодержавию, не стеснявшемуся в своих действиях даже указаниями престарелого пророка Самуила и закона Моисеева. Отсюда неминуемо произошло столкновение между светской и духовной властью, и так как всё показывало, что Саул и дальше пойдет всё в том же направлении, прямо угрожавшем подорвать основной принцип исторической жизни избранного народа, то оказалась печальная необходимость пресечь этот царственный род и преемником ему был избран юный [[Давид]] из колена Иудина, из города Вифлеема.
+
-
 
+
-
==== Правление [[Давид]]а ====
+
-
На рубеже 2-1 тыс. возникает [[Израильское царство]] [[Давид]]а. Давид, помазанный на царство, когда ещё был пастухом, стал знаменитейшим царём Израиля и родоначальником длинной линии царей иудейских почти до конца политического существования народа.
+
-
 
+
-
Новый избранник не сразу вступил на престол, а должен был всю молодость провести в разнообразных приключениях, скрываясь от кровожадной ревнивости всё более падавшего нравственно царя Саула.
+
-
 
+
-
В течение первых семи лет царствования его резиденцией был Хеврон, а после убийства сына Саула, [[Ивосфей|Иевосфея]] (Ишбошета) все колена признали Давида своим царём.
+
-
 
+
-
Давид пришёл к убеждению, что для утверждения царской власти в стране ему необходима столица, которая, не принадлежа никакому колену в отдельности, могла бы служить общей столицей для всего народа. Для этой цели он наметил одну сильную крепость на рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым, которая, несмотря на все усилия израильтян, отстаивала свою независимость и до того принадлежала храброму племени иевусеев. То был [[Иерусалим]], который, как видно из новейших открытий, ещё до вступления евреев в Ханаан занимал важное положение среди других городов страны, имея над ними своего рода гегемонию. Крепость эта теперь должна была пасть перед могуществом нового царя, и Давид основал в ней свою царскую столицу. Новая столица благодаря своему великолепному положению начала быстро стягивать к себе иудейское население, скоро расцвела пышно и богато, и Иерусалим стал одним из знаменитейших городов в истории не только израильского народа, но и всего человечества.
+
-
 
+
-
С Давида начинается быстрый расцвет и всего царства. Благодаря необычайной энергии этого гениального царя скоро приведены были в порядок расстроившиеся в конце прежнего царствования дела внутреннего благоустройства, и затем начался целый ряд победоносных войн, во время которых окончательно были сокрушены злейшие враги Израиля — филистимляне, а также моавитяне и идумеяне, земли которых сделались достоянием Израиля. Благодаря этим победам и завоеваниям царство израильского народа сделалось могущественной монархией, которая на время повелевала всей Западной Азией и в руках которой находилась судьба многочисленных народов, трепетно приносивших свою дань грозному для них царю. С финикиянами израильтяне вошли в ближайшие дружественные отношения, и эта дружба с высококультурным народом была весьма полезна и выгодна им в деле развития их материальной культуры. Вместе с тем начала быстро развиваться и духовная жизнь, и к этому именно времени относится богатейший расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии, которая нашла себе особенно замечательное выражение в дивных своей глубиной и пламенностью чувств [[Псалтирь|Псалмах]] самого Давида и приближенных к нему певцов. К концу царствования вследствие введенного царём многоженства начались различные смуты, которыми омрачены были последние годы жизни великого царя, и после тяжёлых смятений престол перешёл к сыну самой любимой им жены, но вместе с тем и главной виновницы всех его бедствий, Вирсавии, именно к юному Соломону (около 1020 г. до н. э.).
+
-
 
+
-
==== Правление [[Соломон]]а ====
+
-
[[Соломон]] (Шломо) наследовал от своего отца обширное государство, простиравшееся от «''реки египетской до великой реки Евфрата''». Для управления таким государством требовался обширный ум и испытанная мудрость, и, к счастью для народа, юный дар был от природы наделён светлым умом и проницательностью, давшими ему впоследствии славу «мудрейшего царя». Пользуясь глубоким миром, Соломон обратил всё своё внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов. Страна разбогатела, и благосостояние народа возросло до небывалой степени. Двор Соломона не уступал в своём блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира. Но высшим делом и славой его царствования было построение величественного [[Иерусалимский храм|Храма]] в [[Иерусалим]]е, заменившего собой обветшавшую [[Скиния|Скинию]], который отныне стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни.
+
-
 
+
-
При нём же и поэзия достигла своего наивысшего развития, и замечательнейшими произведениями её служит знаменитая «[[Песня Песней|Песнь Песней]]» (Шир ха-ширим), по своей внешней форме представляющая нечто вроде лирической драмы, воспевающей любовь в её глубочайшей основе и чистоте. При Соломоне еврейский народ достиг кульминационного пункта своего развития, и с него же началось обратное движение, которое всего заметнее сказалось на самом царе. Конец его царствования омрачился разными разочарованиями, причиной которых главным образом было дошедшее до необычайных размеров многоженство и связанные с ним непомерные расходы. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами, и Соломон кончил жизнь с убеждением, что «всё суета и томление духа», и с опасением за будущность своего дома, которому угрожал выступивший уже при нём Иеровоам.
+
-
 
+
-
=== Эпоха Первого Храма (IX—VII вв. до н. э.| ~ З50 лет) ===
+
-
{{main|Эпоха Первого Храма}}
+
-
 
+
-
: '''''В X веке до н. э. царём [[Соломон]]ом был построен [[Иерусалимский храм|Храм]] (''Бейт а-микдаш'', «Дом Святости») в [[Иерусалим]]е. На протяжении многих веков создаётся [[Танах]] (еврейское [[Священное Писание]]).'''''
+
-
 
+
-
Несмотря на битву между великими древними державами Египтом, Ассирией, а потом и Нововавилонским царством за гегемонию в данном регионе, несмотря на внутренний раскол, приведший к созданию двух, подчас враждовавших друг с другом еврейских царств, еврейский народ, его политические и религиозные лидеры смогли настолько укрепить связь евреев с этой землёй и [[Иерусалим]]ом, что даже уничтожение еврейского государства и [[Иерусалимский храм|Иерусалимского храма]] и выселение евреев в Месопотамию не положило конец их национальной истории.
+
-
 
+
-
==== Период разделённых царств (978—722 гг. до н. э.) ====
+
-
После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом [[Ровоам]]е, народ израильский разделился на два царства, из которых большее (десять колен) отошло к [[Иеровоам]]у из колена Ефремова (около 978 г. до н. э.). Эти половины стали называться [[Иудейское царство|Иудейским царством]] и [[Израильское царство|Израильским царством]], и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон [[Шешонк I]] сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны и свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца — в Вефиле. Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма — пророки, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.
+
-
 
+
-
В 722 году столица Северного Израильского царства — Самария — была разгромлена грозными воителями [[Ассирия|Ассирии]], а его население, потомки десяти из [[Двенадцать колен Израилевых|12 колен Израиля]], было переселено ассирийцами в [[Мидия|Мидию]]. Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там среди окружающих народностей Востока. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди [[иудействующие|иудействующих]] движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом [[Мессия|Мессии]] (Машиаха).
+
-
 
+
-
==== Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720—586 гг. до н. э.) ====
+
-
[[Иудейское царство]], остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в [[Иерусалимский храм|Иерусалимском храме]] могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского; но оно тоже не избегло роковой участи. В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили [[Иерусалимский храм]] и увели цвет его населения в [[Вавилон]] ([[Вавилонское пленение]]).
+
-
 
+
-
=== Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.) ===
+
-
{{main|Вавилонское пленение}}
+
-
 
+
-
Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа великодушного [[Кир II Великий|Кира Персидского]], сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый [[Второй Храм|Храм]] в Иepyсалиме.
+
-
 
+
-
=== Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.—I в. н. э.) ===
+
-
{{main|Второй Храм|Эпоха Второго Храма}}
+
-
: '''''Развитие своеобразной еврейской культуры на базе древней традиции и под влиянием эллинистического мира. Формирование библейского канона. Возникновение еврейской диаспоры, связанной с Иерусалимом и еврейским населением в Земле Израиля.'''''
+
-
 
+
-
==== Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.) ====
+
-
 
+
-
С падением [[Нововавилонское царство|Нововавилонского царства]] (539) и возникновением [[Персидская империя|Персидской империи]], включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен [[Второй Храм|Храм]] и возрождён религиозный центр в [[Иерусалим]]е, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.
+
-
 
+
-
С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
{{источник/ЭСБЕ}}
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Библейская хронология]]
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov.htm Краткая история евреев], [[С.М. Дубнов]]
+
-
* [http://nbad.narod.ru/exodus_case/01.htm Археологические открытия периода Авраама]
+
-
 
+
-
[[Категория:Древняя история евреев| ]]
+
-
[[Категория:История еврейского народа| ]]
+
-
[[Категория:Библейская хронология| ]]
+
-
 
+
-
[[cs:Starověké dějiny Židů]]
+
-
[[da:Oldtidens Israels og Judæas historie]]
+
-
[[en:History of ancient Israel and Judah]]
+
-
[[es:Historia del Antiguo Israel]]
+
-
[[fi:Israelin ja Juudan historia]]
+
-
[[fj:Na Veitarataravi ni Veigauna vaka i Isireli kei Jiuta]]
+
-
[[fr:Philistins (Bible)]]
+
-
[[he:ארץ ישראל בעת העתיקה]]
+
-
[[ja:古代イスラエル]]
+
-
[[ms:Sejarah Israel dan Judah purba]]
+
-
[[no:Antikkens Israels og Judeas historie]]
+
-
[[pl:Starożytny Izrael]]
+
-
[[sh:Historija Drevnog Izraela i Judeje]]
+
-
[[sw:Israeli ya Kale]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа в ТАНАХе
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация