|
|
(15 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | == История Страны Израиля в Новое время ==
| + | #redirect [[:ej:История Страны Израиля в Новое время]] |
- | {{main|История Страны Израиля в Новое время}}
| + | |
- | | + | |
- | См. [[История Страны Израиля в Новое время]]
| + | |
- | | + | |
- | === Под властью Османской империи (1516—1917) ===
| + | |
- | В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана [[Селим I|Селима I]] (1512-20). В течение 400 лет она оставалась частью огромной [[Османская империя|Османской империи]], охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.<ref>{{cite web |url=http://www.britannica.com/eb/article-45064/Palestine |title=Palestine: The Crusades |accessdate=19 сентября 2007|lang=en |datepublished=2007}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В Османской империи евреи, согласно мусульманским законам, имели статус «[[зимми]]» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги.<ref name="el14185">{{ЭЕЭ|14185|Турция}}</ref> В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы ([[Халукка]]).
| + | |
- | | + | |
- | В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: [[Иерусалим]]е, [[Хеврон]]е, [[Цфат]]е и [[Тверия|Тверии]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1695 году географ и лингвист [http://en.wikipedia.org/wiki/Reland Адриаан Реланд]написал книгу Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata.<ref>(Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл).</ref> Он создал карту Палестины и составил таблицу численности населения по населённым пунктам. По его наблюдениям страна была в основном малонаселённая, основное население в [[Иерусалим]]е, [[Акко]], [[Цфат]]е, [[Яффо]], [[Тверия|Тверии]] и [[Газа|Газе]]. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение — [[Наблус]] (сейчас [[Шхем]]), где преобладали мусульмане.<ref>[http://books.google.com.by/books?id=j5cUAAAAQAAJ Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata]</ref><ref>[http://www.think-israel.org/goldreich.palestina.html A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В начале XVIII века против турецкого господства поднял восстание арабский шейх из Назарета Дахир аль-Омар.
| + | |
- | | + | |
- | В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток [[Алия (репатриация в Израиль)|алии]] из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби [[Иехуда Хасид]], прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих последователей — выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 [[ашкеназы|ашкеназов]]. Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в [[Хеврон]]е, [[Цфат]]е и [[Тверия|Тверии]].<ref name="Eretz_hist"/>
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1799 года в Палестину вторгся [[Наполеон]]. Французам удалось овладеть [[Газа|Газой]], [[Рамла|Рамлой]], [[Лод]]ом и [[Яффа|Яффой]]. Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу [[Акко]], на помощь туркам пришёл английский флот. Французскому генералу [[Клебер, Жан-Батист|Клеберу]] удалось одержать победу над турками у [[Кфар-Канна|Кафр-Канны]] и у горы [[Тавор]] (апрель 1799). Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в [[Египет]].<ref name=Eretz_hist />
| + | |
- | | + | |
- | В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане, которые были весьма рассеяны по Палестине. Главные места концентрации христианского населения — в [[Иерусалим]]е, [[Назарет]]е и [[Вифлием]]е — контролировались православной и католической церквями. Евреи (главным образом [[сефарды]]) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в [[Иерусалим]]е, [[Цфат]]е, [[Тверия|Тверии]] и [[Хеврон]]е. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане, почти все — [[сунниты]].<ref name=Eretz_hist />
| + | |
- | | + | |
- | В период 1800-31 гг. территория страны делилась на две провинции ([[вилайет]]ы). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от [[Шхем]]а на севере до [[Хеврон]]а на юге (включая Иерусалим), относился к [[Дамаск|Дамасскому вилайету]]; [[Галилея]] и прибрежная полоса — к вилайету [[Акко]]. Большая часть [[Негев]]а находилась в этот период вне османской юрисдикции.<ref name=Eretz_hist />
| + | |
- | | + | |
- | В 1832 г. территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Его резиденция расположилась в Дамаске. Палестина, северная граница которой достигала [[Сидон]]а, стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило [[Великобритания|Англии]] открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая [[США]], имели в Иерусалиме консульские представительства.<ref name=Eretz_hist />
| + | |
- | | + | |
- | В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.
| + | |
- | | + | |
- | В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения.<ref name=Eretz_hist />
| + | |
- | | + | |
- | К 1880 году население Палестины достигло 450 тысяч человек, из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в [[Яффа|Яффе]] (1 тыс.) и [[Хайфа|Хайфе]] (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране.<ref name=Eretz_hist /> Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на [[хасиды|хасидов]] и их противников — ''прушим'' ([[митнагдим]]). Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов. Несмотря на поддержку из фондов халукки, евреи должны были тяжело трудиться под гнётом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. Тем не менее численность еврейского населения Эрец-Исраэль продолжала расти, особенно за счёт алии из Европы. Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между [[Одесса|Одессой]] и Яффой.<ref name=Eretz_hist />
| + | |
- | | + | |
- | В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тыс. евреев, и пришёл в упадок.
| + | |
- | | + | |
- | === Стремление евреев в Сион и зарождение политического Сионизма ===
| + | |
- | {{main|Сионизм}}
| + | |
- | | + | |
- | Среди евреев, живших в [[диаспора|диаспоре]], всегда было распространено сильное стремление возвратиться к [[Сион]]у. Эти надежды и устремления отражены в [[Библия|Библии]]: {{ВЗ2|И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.|Ис|2:3}} и являются центральной темой еврейских молитв.
| + | |
- | Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку в Святую землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, [[Изгнание евреев из Испании|изгнанными из Испании]], которые основали еврейскую общину [[Цфат]]а.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Herzl-balcony.jpg|thumb|180px|[[Герцль, Теодор|Теодор Герцль]]]]
| + | |
- | Первая большая волна современной иммиграции, известная как [[Первая алия]] ({{lang-he|עלייה}}), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от [[еврейские погромы|погромов]] в Восточной Европе.<ref name="aliyot">{{cite web|url=http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Immigration/immigtoc.html|publisher=The American-Israeli Cooperative Enterprise|work=Jewish Virtual Library|accessdate=12 июля 2007|title=Immigration|lang=en}} The source provides information on the First, Second, Third, Fourth, and Fifth Aliyot in their respective articles. The White Paper leading to Aliyah Bet is discussed [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Immigration/Aliyah_during_war.html here].</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Основателем политического [[сионизм]]а — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене — считается [[Герцль, Теодор|Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль]].<ref>{{harvnb|Kornberg|1993}} «How did Theodor Herzl, an assimilated German nationalist in the 1880s, suddenly in the 1890s become the founder of Zionism?»</ref><ref>{{harvnb|Herzl|1946|p=11}}</ref> В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу «[[Еврейское государство (книга)|Еврейское государство]]» ({{lang-de|Der Judenstaat}}), в которой изложил своё видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым [[Всемирный еврейский конгресс|Всемирным еврейским конгрессом]] в [[Базель|Базеле]], где была основана [[Всемирная сионистская организация]] (ВСО).<ref>{{cite web|url=http://www.jewishagency.org/JewishAgency/English/Jewish+Education/Compelling+Content/Eye+on+Israel/120/Chapter+One+The+Heralders+of+Zionism.htm|publisher=Jewish Agency for Israel|title=Chapter One: The Heralders of Zionism|accessdate=12 июля 2007|lang=en}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |