Gorozmey (Обсуждение | вклад)м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Авиньон (еврейская община)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 10038_L.jpg|thumb|250px|left|[[Авиньон]] Синагога в Авиньоне. Начало 20 в. Джуиш энциклопедия (1901 – 1912).]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Авиньон''', город во Франции, в [[Прованс|Провансе]], на реке Роне; административный центр департамента Воклюз.
| + | |
- | | + | |
- | В 1348–1797 гг. Авиньон был во владении римских пап, которые разрешили евреям оставаться в нем и в прилегающих районах графства Конта-Венессен даже тогда, когда их изгоняли из всех других областей Франции.
| + | |
- | == Первые упоминания ==
| + | |
- | | + | |
- | Первое археологическое свидетельство о присутствии евреев в Авиньоне относится к 4 в., первое письменное свидетельство — к 1178 г.
| + | |
- | == Тринадцатый – вторая половина пятнадцатого века ==
| + | |
- |
| + | |
- | В годы правления Людовика VIII (1223–26) был создан новый еврейский квартал в центре города. Несмотря на малую площадь квартала, в 1358 г. в нем жило свыше тысячи человек.
| + | |
- | | + | |
- | До второй половины 15 в. евреи Авиньона находились в благоприятном положении.
| + | |
- | | + | |
- | Они занимались торговлей, ссудно-денежными операциями. Среди них были землевладельцы, врачи.
| + | |
- | | + | |
- | Папская администрация часто использовала евреев в качестве казначеев, управляющих имениями; магистраты и крупные феодалы поручали им составлять описи имений.
| + | |
- | | + | |
- | Христианское население хорошо относилось к евреям.
| + | |
- | | + | |
- | В петиции 1418 г. жители Авиньона утверждали, что евреям город обязан своим расцветом, благодаря им значительно расширилась торговля. Жители города потребовали от папских властей запретить инквизиции преследовать евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Папа Мартин V (1417–31) для защиты евреев от преследования со стороны инквизиции предоставил им право выбирать своего представителя — он должен был присутствовать при разборе всех дел, в которых фигурировали евреи.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи Авиньона пользовались широким самоуправлением, избирали судей и должностных лиц, обладавших всей полнотой власти в пределах общины.
| + | |
- | | + | |
- | Положение евреев резко ухудшилось во второй половине 15 в. В первую очередь, это было связано с изменением статуса города, так как в 1377 г. он перестал быть папской резиденцией (местом пребывания папы вновь стал Рим), что отрицательно сказалось на экономическом состоянии Авиньона.
| + | |
- | | + | |
- | Город сильно пострадал от грабежей французских солдат во время итальянских войн (1494–1559), от эпидемии чумы.
| + | |
- | | + | |
- | Горожане обвиняли евреев во всех бедствиях, обрушившихся на Авиньон. Христиан раздражал стремительный рост еврейского населения Авиньона, продолжавшийся в течение всего 15 в. после изгнания евреев из Французского королевства (1394 г., см. [[Франция]]) и присоединения Прованса к Франции в 1481 г.
| + | |
- | | + | |
- | Возросла религиозная нетерпимость, участились выступления городского населения, направленные против евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя римские папы в разные периоды старались защитить евреев, но они были вынуждены учитывать требования широких слоев христианского населения и вводить антиеврейские законы.
| + | |
- | | + | |
- | В 1457 г. Пий II запретил евреям продавать зерно и продукты питания, заключать договоры с христианами и брать под залог имущество христиан.
| + | |
- | | + | |
- | В 1513 г. Лев X запретил евреям покупать хлеб на корню и посещать поле во время жатвы. Климент VII (1523–34), Павел IV (1555–59) и Пий V (1566–72) объявляли недействительными долговые расписки христиан евреям 20-летней давности, обязывали евреев носить [[Отличительный Знак|отличительный знак]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1567 г. Авиньонский церковный собор принял ряд постановлений, предусматривающих полное прекращение всех связей между евреями и христианами.
| + | |
- | | + | |
- | Отныне христианам было запрещено лечиться у еврейских врачей, посещать бани, принадлежавшие евреям, поступать на службу в дома евреев, присутствовать на празднествах у евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Евреям запрещалось проводить ночь за стенами [[Гетто|гетто]], появляться на городских улицах во время церковных служб.
| + | |
- | | + | |
- | В 1569 г. папа Пий V изгнал евреев из папских владений в Италии (кроме Рима и Анконы) и Франции.
| + | |
- | === Известные евреи города ===
| + | |
- | | + | |
- | Среди многих еврейских ученых и писателей, родившихся в Авиньоне или живших в нем, особого внимания заслуживает Калонимос бен Калонимос (родился в 1286 г. – умер после 1328 г.), Леви бен Гершом (см. [[Герсонид]]) и летописец [[Иосеф hа-Коhен|Иосеф hа-Коhен]].
| + | |
- | == Восемнадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | В 18 в. многие авиньонские евреи покинули город и поселились в [[Париж|Париже]], [[Бордо]], Байонне.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 18 в. небольшой группе евреев было разрешено поселиться в Авиньоне. Евреи были обязаны жить только в еврейском квартале, им было запрещено изучать [[Талмуд]], раввины были обязаны принимать участие в религиозных диспутах с иезуитами и доминиканцами, евреев заставляли слушать в синагогах проповеди католических монахов. В 17 в. евреи Авиньона расширили сферу своей деятельности, они вели активную торговлю на юге Франции, участвовали во многих ярмарках.
| + | |
- | | + | |
- | Положение евреев радикально изменилось после Великой Французской революции 1789 г. (см. [[Франция]]).
| + | |
- | | + | |
- | 28 января 1790 г. Учредительное собрание постановило: «Все евреи, известные во Франции под именем португальских, испанских, авиньонских, могут пользоваться всеми правами французских граждан».
| + | |
- | == Девятнадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | После Наполеоновского декрета 1808 г. об основании еврейской [[Консистория|консистории]] община Авиньона была присоединена к консистории Марселя.
| + | |
- | | + | |
- | У евреев Авиньона был свой молитвенный ритуал. Они говорили на [[Еврейско-Провансальский Язык|еврейско-провансальском языке]] и создали на нем своеобразный фольклор, у них было особое произношение иврита, особая синагогальная архитектура.
| + | |
- | | + | |
- | 28 [[Шват|швата]] (см. [[Календарь]]) в Авиньоне праздновался «местный [[Пурим]]» в ознаменование спасения общины в 1757 г.
| + | |
- | == Вторая половина двадцатого века – двухтысячные годы ==
| + | |
- | | + | |
- | Во время Второй мировой войны в Авиньоне обосновались еврейские беженцы, в большинстве своем из [[Эльзас|Эльзаса]].
| + | |
- | | + | |
- | В июне 1941 г. в городе жили триста евреев; в 1943 г. несколько еврейских семей были арестованы и депортированы.
| + | |
- | | + | |
- | В послевоенный период еврейское население увеличилось благодаря иммиграции из Северной Африки.
| + | |
- | | + | |
- | В 1960 г. в Авиньоне жили примерно пятьсот евреев, в 2000 г. — около двух тысяч человек.
| + | |
- | | + | |
- | В Авиньоне имеется синагога и несколько еврейских общественных организаций и учебных заведений.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10038|АВИНЬОН}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория: Еврейская община]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Франции]]
| + | |
- | [[Категория:Преследования евреев]]
| + | |