|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Самаритяне]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | [[Файл:Samaritains garizim 2006 2.jpg|thumb|250px|Самаритяне на горе Гризим в праздник [[Шавуот]], 2006 год.]]
| + | |
- | [[Файл:Samaritan doorpost.jpg|250px|right|thumb|Вход в самаритянский дом в Кирьят-Лузе. Мезуза представляет из себя развёрнутый текст, прикреплённый НАД дверью.]]
| + | |
- | '''Самаритя́не''' ('''<big>שׁוֹמְרוֹנִים</big>''', шомрони́м, в [[Талмуд]]е кути́м; - религиозно-этническая группа.
| + | |
- | | + | |
- | == Основные сведения ==
| + | |
- | Самоназвание: ''шамрим'', буквально `хранители` и более полное — ''шамрим ал hа-эмет'', `хранители истины`). Их численность на конец 2011 года была около 750 человек. Живут в [[Холон]]ском квартале Неве-Пинхас (более половины) и в посёлке [[Кирьят-Луза]] около [[Шхем]]а.<ref name="ИдиотАхронот1">[http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4136590,00.htmlואין זו סתם סוכה: פירות וסוכות בעדה השומרונית]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Самаритяне консолидировались в качестве религиозно-этнической группы в начале эпохи [[Второй храм|Второго храма]] на территории [[Самария|Самарии]].
| + | |
- | | + | |
- | Языки: [[иврит]] в повседневной жизни и его древний вариант в богослужении. [[Самаритянское письмо|Самаритянская письменность]] - первоначальный еврейский алфавит, общий с [[Финикийцы|финикийцами]]. Самаритяне [[Шхем]]а владеют также арабским.<ref name="Майстровой">[http://www.isra.com/lit/item.phtml?id=29203 Стражи горы Гризим]</ref>
| + | |
- | [[Файл: 13668_L.jpg|thumb|250px|right|[[Самаритяне]] Самаритяне на горе Гризим. 2005 г. Фото Н. Мозговой.]]
| + | |
- | Согласно традиции самаритян, они — часть народа Израиля, хранящая верность его подлинному наследию. Согласно той же традиции, вплоть до дней священника [[Эли]] продолжался период, называемый рахута (по-арамейски `благоволение`), когда местопребыванием [[Бог]]а была [[гора Гризим]] близ [[Шхем]]а. Однако во времена Эли начался период, называемый пнута (`отход`), когда большинство народа Израиля покинуло гору Гризим, и лишь [[Колена Израилевы|колено Йосеф]]а, с которым самаритяне себя идентифицируют, осталось хранителем подлинной традиции.
| + | |
- | | + | |
- | Эли Коэн соперничал со своим племянником за место превосвященника. Вместе со своими приверженцами из колен [[Иеhуда|Йеhуды]] и [[Биньямин (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Биньямина]] он покинул гору Гризим, забрав [[Скиния Завета|скинию Завета]], поставил её в [[Шило]] и объявил новое место святилищем. Впоследствии скиния была перевезена в [[Иерусалим]], который и превратился в духовную и политическую столицу евреев. Вследствие этих событий народ Израиля ещё до эпохи царей оказался расколот на две группировки: колена [[Иеhуда|Йеhуды]] и [[Биньямин (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Биньямина]] и все остальные.<ref name="Майстровой"/>
| + | |
- | | + | |
- | [[Тора]] самаритян несколько отличается от еврейской. В отличие от евреев, самаритяне верят, что Тора была завершена уже после вступления [[Йеhошуа бин Нун]]а в [[Ханаан]] его современником Авишуа бен-Пинхасом hа-Коэном на [[Гора Гризим|горе Гризим]]. И что Гризим - это [[гора Мория]], где [[Авраам]] собирался принести в жертву своего сына [[Ицхак]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Священными книгами самаритян являются [[Тора]] и их вариант [[Йеhошуа (Иисус Навин), библейская книга|книги Йеhошуа бин Нуна]]. Они не признают все прочие книги [[ТАНАХ]]а и не отмечают праздники, связанные с историей евреев после разделения народа ([[Пурим]], [[Ханука]]).<ref name="Майстровой"/>
| + | |
- | | + | |
- | == Самаритяне в древности ==
| + | |
- | === Происхождение самаритян, согласно ТАНАХу ===
| + | |
- | [[ТАНАХ]] связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722–721 гг. до н. э., которое сопровождалось [[Пленение Ассирийское|депортацией еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи]] и поселением на их место «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима» (II Ц. 17:24).
| + | |
- | | + | |
- | ТАНАХ повествует: {{Цитата|донесли царю ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их.}}
| + | |
- | | + | |
- | Царь приказал отправить в Самарию одного из выселенных оттуда священников, чтобы тот научил новоприбывших, как чтить Бога, после чего {{Цитата|Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их (II Ц. 17:25–34).}}
| + | |
- | | + | |
- | Согласно ассирийским источникам, большинство населения [[Самария|Самарии]] не было изгнано, а поселенцы образовали высший слой общества; таким образом обе этнические группы сыграли роль в формировании самаритян.
| + | |
- | | + | |
- | В правление последних царей [[Иудея|Иудеи]] сохранившиеся жители бывшего [[Израильское царство|Израильского царства]] продолжали поддерживать связь с [[Иерусалим]]ом и [[Храм]]ом (Иер. 31:6), и, следовательно, самаритяне еще не были отдельной религиозной группой.
| + | |
- | | + | |
- | Еще в начале периода [[Вавилонское пленение|возвращения в Сион]] лидеры Самарии во главе с [[Санваллат]]ом пытались сотрудничать с вернувшимися из изгнания, однако те отвергли сотрудничество, что привело к длительной вражде между самаритянами и вернувшимися и способствовало превращению самаритян в отдельную религиозно-этническую группу. Хотя в [[ТАНАХ]]е не объясняется, почему вернувшиеся так повели себя с жителями Самарии, исследователи полагают, что причина коренилась в языческих элементах самаритянского культа.
| + | |
- | | + | |
- | === Версия Иосифа Флавия ===
| + | |
- | {{Файл
| + | |
- | |файл = http://genealogyreligion.net/wp-content/uploads/2012/05/mount-gerizim.jpg
| + | |
- | |подпись = Руины самаритянского храма на горе Гризим
| + | |
- | |сайт = http://genealogyreligion.net/tag/yitzhak-magen
| + | |
- | |размещение =
| + | |
- | }}
| + | |
- | Согласно [[Иосиф Флавий|Иосифу Флавию]], окончательный разрыв между евреями и самаритянами произошел уже после [[Нехемия|Нехемии]], когда из-за женитьбы на дочери Санваллата был смещен Менаше из семьи [[первосвященник]]ов. Санваллат построил зятю храм на горе Гризим, что, по всей видимости, привело к формальному размежеванию между евреями и самаритянами. Среди исследователей существуют разногласия относительно датировки этого события, однако не подлежит сомнению, что ко времени завоевания [[Эрец-Исраэль]] [[Александр Македонский|Александром Македонским]] (332 г. до н. э.) самаритяне уже были вполне сформировавшейся религиозно-этнической группой, обособленной от евреев.
| + | |
- | [[Файл:Flickr - Government Press Office (GPO) - A Biblical Inscription.jpg|250px|right|thumb|Библейская надпись самаритянским письмом на мозаичном полу самаритянской синагоги в Сальбите (Эль Кубаб).]]
| + | |
- | | + | |
- | === Результаты археологических исследований ===
| + | |
- | Археологические раскопки начались на горе Гризим в 1982 году и продолжается непрерывно в течение двадцати двух лет. Они дали новые научные данные, которые обеспечивали ответы на многие давние исторические и археологические вопросы с начала ХХ века.
| + | |
- | | + | |
- | В центре спора утверждение [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], что храм на горе Гризим был построен Санваллатом во времена Александра Великого, чтобы он походил на [[Храм]] в [[Иерусалим]]е.
| + | |
- | | + | |
- | Сегодня можно с уверенностью заявить, что на первом этапе храм на горе Гризим был возведен в середине V века до нашей эры по приказу Санваллата Хоронита, современника [[Эзра|Эзры]] и [[Нехемия|Нехемии]], который жил более чем за сто лет до Санваллата, упоминаемого Иосифом. Санваллат времён Нехемии был, вероятно, жителем [[Хауара|Хавары (Орона)]], расположенной у подножия горы Гризим, и был потомком последних израильтян, которые остались в [[Самария (город)|Самарии]] после разрушения города [[Ассирия|ассирийцами]].
| + | |
- | | + | |
- | Хотя Санваллат был заклятым врагом [[Нехемия|Нехемии]], который вернулся в Иудею из ссылки в 445 г. до н.э., и хотел убить его, он поддерживал хорошие отношения с людьми в Иудее и первосвященником, который служил в [[Иерусалимский Храм|храме в Иерусалиме]].
| + | |
- | | + | |
- | Дочь Санваллата вышла замуж за внука первосвященника Элиашива. Это разозлило Нехемию, и он изгнал внука из Иерусалима: {{Цитата|И один из сыновей Иодава, сын священника Элиашива, был зятем Санваллата Хоронита, поэтому я прогнал его от себя (Неемия 13: 28).}}
| + | |
- | | + | |
- | Санваллат Хоронит был ''пеха'' - губернатор Самарии от имени Персидской империи - и решил построить храм Всевышнего [[Бог]]а на горе Гризим, который был бы священным для обоих народов - Самарии и Иудеи, и, следовательно, все трудности связаны с [[Иерусалим]]ом и его храмом.
| + | |
- | | + | |
- | Он решил женить на своей дочери отпрыска первосвященника в Иерусалиме, в результате чего все его потомки стали священниками из круга иерусалимского священства. Представляется, что вместе с внуком Элиашива Священника и другие иудейские священники пришли на гору Гризим, где они построили и освятили храм как точную копию [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]].
| + | |
- | | + | |
- | Следует отметить, что состояние священства и храма в Иерусалиме в это время было на низшей точке, о чем свидетельствует Неемия: {{Цитата|Я также узнал, что части левитов не дали им, и что левиты и певцы, делавшие дело, разбежались, каждый на свое поле. (Нехемия 13:10-11).}}
| + | |
- | | + | |
- | Поэтому Санваллату было нетрудно собрать безработных еврейских священников в храме на горе Гризим. [[Иосиф Флавий]] добавляет, что Санваллат дал им земли и построил для них дома.
| + | |
- | | + | |
- | Вокруг храма был создан большой город площадью более 40 гектаров, в котором жили более десяти тысяч человек. Жили в городе в основном служители храма и их помощники.
| + | |
- | | + | |
- | Раскопаны четыреста тысяч костей жертвенных животных - овец, коз, несколько коров и голубей. Раскопки выявили 17000 золотых, серебряных и бронзовых монет, тысячи керамических предметов, каменных инструментов и изделий из серебра, меди и золота.<ref name="Y. Magen">[http://www.antiquities.org.il/article_Item_eng.asp?module_id=&sec_id=36&subj_id=286&id=472 Y. Magen The temple on Mount Gerizim]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Начало вражды с евреями ===
| + | |
- | Самаритяне оказали поддержку завоеванию [[Александр Македонский|Александра]], за что тот к ним благоволил. После этого между евреями и самаритянами сложились враждебные отношения. Согласно еврейским источникам, самаритяне неоднократно посягали на [[Иерусалимский храм]].
| + | |
- | | + | |
- | Вспомогательный самаритянский контингент, сопровождавший Александра в его походе в [[Египет]], положил начало общине самаритян в Египте. Влияние храма на горе Гризим во втором веке до нашей эры было не меньшим, чем [[Храм]]а в Иерусалиме. Его почитали самаритяне и в Стране Израиля, и в диаспоре. Это породило сначала богословские споры, а затем войну.<ref name="Y. Magen"/>
| + | |
- | | + | |
- | Самаритяне потеряли расположение Александра, когда они сожгли македонского наместника в [[Самария (город)|городе Самария]]. В наказание Александр разрушил город, изгнал его жителей и основал на этом месте македонскую колонию. Возможно, именно это изгнание послужило причиной переселения самаритян в [[Шхем]], который стал их религиозным центром.
| + | |
- | | + | |
- | === В эллинистические времена ===
| + | |
- | Самаритяне не участвовали в восстании [[Хасмонеи|Хасмонеев]], а в правление [[Гиркан I Иоханан|Гиркана I Иоханана]] вошли в коалицию нееврейских городов против Хасмонеев. В 128–127 гг. до н. э. Иоханан Гиркан захватил и разрушил Шхем и Самарию, а также разрушил храм на горе Гризим. [[Самария (город)|Самария]] была вскоре восстановлена, а [[Шхем]] — лишь спустя 180 лет. Храм на горе Гризим более не восстанавливался и почти не упоминался, однако, по-видимому, после царствования Иоханана Гиркана на [[Гора Гризим|горе Гризим]] был сооружен алтарь.
| + | |
- | | + | |
- | === Обсуждение проблемы горы Гризим в Талмуде ===
| + | |
- | {{Цитата| /29/ И ВОТ, КОГДА ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ТЫ ВСТУПАЕШЬ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ, ТО ДАШЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ГОРЕ ГРИЗИМ, А ПРОКЛЯТИЕ НА ГОРЕ ЭЙВАЛЬ - /30/ ОНИ ЗА ИОРДАНОМ, ПО ДОРОГЕ К ЗАХОДУ СОЛНЦА, В СТРАНЕ КНААНЕЕВ, ЖИВУЩИХ В СТЕПИ НАПРОТИВ ГИЛЬГАЛЯ, ВОЗЛЕ ЭЛОНЕЙ-МОРЭ. (Втор. 11: 29-30)<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/e-dvarim/inde04_1.htm Перевод Торы на сайте Маханаим]</ref>}}
| + | |
- | | + | |
- | Это описание побудило Рабби Элиэзера (в [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимском Талмуде]] Сота 7:3) заявить, что это не относится к [[Горе Гризим|горе Гризим]] и [[Гора Эйваль|горе Эйваль]] в Самарии, а стих относится к двум курганам, которые евреи назвали горой Гризим и горой Эйваль, которые они обнаружили в [[Иорданская долина|долине реки Иордан]], когда вошли в страну. На месте "против Гильгала, близ дубравы Море" в самаритянской версии этих стихов написано "у Шхема".
| + | |
- | | + | |
- | Слова рабби Элиэзера - эхо суровой богословской дискуссии, которая происходила между самаритянами и евреями в [[Земля Израиля|Земле Израиля]] и в [[Диаспора|диаспоре]], в частности, в [[Египет|Египте]], во время эллинистического и римского периодов. В основном спор о древности и святости [[Иерусалим]]а и горе Гризим является продолжением спора о [[Тора|Торе]] и святых местах, кончившегося войной и разрушением храма на горе Гризим.<ref name="Y. Magen"/>
| + | |
- | | + | |
- | === Под властью Рима ===
| + | |
- | Завоевание Эрец-Исраэль [[Помпей, Гней|Помпеем]] (63 г. до н. э.) не повлияло на положение самаритян, однако последующая административно-территориальная реформа (56 г. до н. э.), предоставившая самаритянам территориальную автономию, способствовала их политической консолидации. [[Ирод I Великий|Ирод I]] пользовался услугами самаритян в борьбе с [[Антигон II|Антигоном II]]. Сыновья Ирода, которым он завещал власть, — [[Архелай]], [[Ирод Антипа]] и Ирод Филипп I — были детьми его самаритянской жены Малтаки.
| + | |
- | | + | |
- | [[Мессианские движения|Мессианские движения]] в период, непосредственно предшествовавший [[Иудейская Война I|Иудейской войне I]], по-видимому, захватили и самаритян. Так, известно о собрании самаритян на горе Гризим, где новоявленный самаритянский «мессия» обещал явить верующим священные предметы, которые, по самаритянской традиции, были скрыты в конце периода ''рахута'' (см. выше), и их явление должно было символизировать окончание периода ''пнута''.
| + | |
- | | + | |
- | Собрание завершилось кровавой бойней, которую учинили римляне по приказу прокуратора Иудеи [[Понтий Пилат|Понтия Пилата]] (26–36 гг. н. э.). Самаритяне обратились с жалобой к римскому наместнику Сирии Вителлию, и тот отправил Понтия Пилата в [[Рим]] с тем, чтобы он дал отчет в своих действиях императору. Это решение свидетельствует о том, что римляне видели в самаритянах лояльных подданных.
| + | |
- | | + | |
- | Антиримское восстание почти не затронуло район Самарии. Во время подавления восстания в [[Галилея|Галилее]] (66 н. э.) [[Веспасиан, Тит Флавий|Веспасиан]] пресек беспорядки на [[Гора Гризим|горе Гризим]], которые не перешли в восстание. В 72 г. Веспасиан основал близ [[Шхем]]а новый город Флавия Неаполис, часть населения которого составили самаритяне. По-видимому, отношения между римлянами и самаритянами в этот период были хорошими: вместо изображений языческих богов на монетах Шхема изображалась гора Гризим.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя в начале [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] самаритяне, видимо, склонялись к его поддержке, во время его подавления они заняли нейтральную и даже проримскую позицию, что отражено как в еврейских, так и в самаритянских источниках. При [[Адриан, Публий Элий|Адриане]] на горе Гризим был воздвигнут языческий храм.
| + | |
- | | + | |
- | Запустение, постигшее еврейские поселения после подавления восстания, привело к расселению самаритян в районах, примыкавших к территории Самарии (Северная Иудея, Приморская равнина, долина [[Бейт-Шеан]]а), где они составили значительную часть населения. Самаритянское население появилось и в более удаленных от Самарии районах — в [[Башан]]е, возле [[Яффа|Яффы]], [[Явне]] и др. В городах Бейт-Шеан, Кастра (близ Хайфы), Тивон, [[Кесария]], [[Эммаус]], Яффа и Явне сложились значительные самаритянские центры.
| + | |
- | | + | |
- | Во время борьбы за власть между Септимием Севером и Песценниусом Нигером самаритяне поддержали последнего, и после его поражения отношения между самаритянами и римскими властями стали напряженными. Преследования [[Христианство|христиан]] в III в. сказались и на самаритянах: их религия не была признана, и их заставили доказывать лояльность языческой вере. Поскольку самаритяне не были признаны властями как евреи, им было запрещено производить [[Обрезание|обрезание]], и они, как и все остальное нееврейское население империи, были обязаны производить культовые возлияния. В результате гонений многие самаритяне отступили от своей веры.
| + | |
- | | + | |
- | == Под властью Византии ==
| + | |
- | С торжеством христианства в IV в. начались новые преследования самаритян, многие из них перешли в христианство, причем часть их осталась верна самаритянской религии, внешне соблюдая христианские обряды. По-видимому, из-за этих преследований самаритяне приняли участие в антихристианских беспорядках в правление Юлиана Отступника (361–363).
| + | |
- | | + | |
- | Перевод в середине IV в. расквартированных в [[Эрец-Исраэль]] легионов на границы Византийской империи для участия в войне создал условия, позволившие самаритянам поднять несколько восстаний, во главе которых стоял ''Баба Раба''; этот период был временем высшего расцвета самаритян, их культуры и культа.
| + | |
- | | + | |
- | Гонения самаритян христианами продолжались в V в. и VI в. и вызвали несколько самаритянских восстаний. Первое из них произошло в 484 г. После его подавления на горе Гризим была сооружена церковь; на горе и в Неаполисе (Шхеме) были поставлены гарнизоны.
| + | |
- | | + | |
- | В правление императора Анастасия (491–518) началось новое восстание, подавленное этими гарнизонами. В 529 г. самаритяне вновь восстали, и восстание охватило всю территорию Самарии и самаритянские центры в [[Бейт-Шеан]]е и Кейсарии. При подавлении этого восстания Самария подверглась жестокому опустошению.
| + | |
- | | + | |
- | Во время восстаний 484 г. и 529 г. самаритянам удавалось ненадолго достичь независимости и возвести на престол собственных царей (Юстуса в 484 г. и Юлиануса в 529 г.). Кровопролитные подавления восстаний, в ходе которых погибли или были проданы в рабство тысячи людей, послужили одной из основных причин упадка самаритян.
| + | |
- | | + | |
- | Самаритяне, как и евреи, оказали помощь персам в захвате [[Эрец-Исраэль]] в 614 г., за что по возвращении византийцы учинили им резню.
| + | |
- | | + | |
- | == В средние века ==
| + | |
- | === Арабское завоевание ===
| + | |
- | Во время арабского завоевания (638) многие самаритяне помогали арабам: были лазутчиками и проводниками. В благодарность за помощь арабские завоеватели освободили самаритян от поземельного налога (однако уже в 680–83 гг. этот налог был на них распространен). Вместе с тем, согласно арабским источникам, тысячи самаритян были изгнаны из прибрежных городов, по-видимому, в наказание за участие в обороне Кесарии от арабов.
| + | |
- | | + | |
- | Эпоха арабского владычества — период глубокого кризиса в истории самаритян. Народ, насчитывавший в начале арабской эпохи около 350 тысяч человек, ко времени завоевания Эрец-Исраэль крестоносцами (см. [[Крестовые Походы|Крестовые походы]]) превратился в лишенную влияния религиозную секту, состоявшую из нескольких тысяч членов.
| + | |
- | | + | |
- | === При арабской власти ===
| + | |
- | В арабскую эпоху самаритяне продолжали жить в большинстве районов Самарии и в горных областях к югу от нее. Самаритянские общины сохранились в районе [[Лод|Лода]], а после основания [[Рамла|Рамлы]] там возникла большая самаритянская община. По-видимому, и в прибрежных городах возродились общины самаритян, их центры в этот период известны в Явне, Кесарии и Газе.
| + | |
- | | + | |
- | За пределами [[Эрец-Исраэль]] небольшие самаритянские общины существовали в Египте и в крупных городах Сирии. Во время многочисленных периодов политической дестабилизации самаритяне подвергались [[погром]]ам со стороны мусульманского населения и преследованиям со стороны властей.
| + | |
- | | + | |
- | В начале XI в. наиболее значительная самаритянская община существовала в [[Шхем]]е, который все еще рассматривался как самаритянский город, несмотря на его значительное мусульманское население. Крупные самаритянские общины были в [[Дамаск|Дамаске]], [[Халеб|Халебе]], [[Тир|Тире]] и [[Газа|Газе]], а также в [[Каир|Каире]] и [[Александрия|Александрии]].
| + | |
- | | + | |
- | === В период Крестовых походов ===
| + | |
- | Самаритяне, как и остальные нехристианские общины [[Эрец-Исраэль]], официально приветствовали завоевание страны [[Крестоносцы|крестоносцами]]. Когда в 1137 г. [[Шхем]] был захвачен армиями [[Дамаск]]а, мусульмане учинили резню, которая нанесла тяжелый удар самаритянам.
| + | |
- | | + | |
- | Тамплиеры, взяв Шхем в 1242 г., уничтожили всё нехристианское население города, включая, по всей видимости, и самаритян. Самаритянская хроника сообщает еще об одной резне, которая, по-видимому, произошла в 1244 г., во время хорезмского завоевания, или в 1266 г., во время монгольского вторжения.
| + | |
- | | + | |
- | [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]], посетивший Эрец-Исраэль в середине XII в., сообщает, что в [[Шхем]]е насчитывалось 1000 самаритянских семейств, в [[Кейсария|Кейсарии]] — 200, в [[Ашкелон]]е — 300 и в [[Дамаск]]е — 400, всего — менее двух тысяч семейств. В XIII в. в Шхеме оставалось лишь 200 семейств.
| + | |
- | | + | |
- | === Под властью мамлюков ===
| + | |
- | В начале мамлюкского периода у самаритян были конфискованы большинство общественных зданий; главная самаритянская [[синагога]] была превращена в мечеть. Власти оказывали на самаритян постоянное давление с целью заставить их принять [[ислам]]. Вместе с тем связи между духовным руководством самаритян [[Шхем]]а, [[Дамаск]]а и [[Каир]]а привели к расцвету литературной и религиозной жизни самаритян в XIV в.
| + | |
- | | + | |
- | == При власти Османской империи ==
| + | |
- | В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в XVII в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии [[коhен]]ов, и с тех пор должность отправляют священники-[[левиты]].
| + | |
- | | + | |
- | В конце XVIII в. исчезли самаритянские общины в [[Каир]]е и [[Газа|Газе]]. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на [[Гора Гризим|горе Гризим]], который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом [[Песах|пасхального жертвоприношения]]. В 1842 г. самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать [[ислам]].
| + | |
- | | + | |
- | Главный [[раввин]] [[Иерусалим]]а ("ришон ле-Цион") Аврахам Хаим Гагин (1787–1848) официально подтвердил, что самаритяне — ветвь народа Израиля, избавив их от гонений и истребления. В 1854 г. британское правительство также ходатайствовало перед турецкими властями за самаритян. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.
| + | |
- | [[Файл:Samaritan High Priest and Old Pentateuch, 1905.png|250px|right|thumb|Самаритянский первосвященник со свитком Торы в 1905 году. Фото из музея Ж.-П. Гетти]]
| + | |
- | == Отношения самаритян с ишувом ==
| + | |
- | Численность самаритян непрерывно сокращалась, и к моменту появления на свет Декларации Бальфура (2 ноября 1917 года) их оставалось всего 146 человек.<ref name="Майстровой"/>
| + | |
- | | + | |
- | В начале XX в. укрепились связи самаритян с еврейским [[ишув]]ом, в первую очередь благодаря деятельности [[Бен-Цви, Ицхак|И. Бен-Цви]].
| + | |
- | | + | |
- | == В Государстве Израиль ==
| + | |
- | После образования [[Государство Израиль|еврейского государства]] в [[Холон]]е был основан самаритянский центр под руководством Яфета бен Аврахама Цедаки (Цадки), который вместе с семьей переселился из [[Шхем]]а в [[Яфо]] еще в начале XX века.
| + | |
- | | + | |
- | В 1951 г. на основании соответствующего пункта в [[История Страны Израиля#Создания государства Израиля и первые годы независимого существования|соглашении о прекращении огня между Израилем и арабскими странами]] самаритянам — жителям Израиля было разрешено участвовать в пасхальном жертвоприношении на [[Гора Гризим|горе Гризим]], находившейся под контролем [[Иордания|Иордании]].
| + | |
- | [[Файл:Bitknest2.jpg|250px|right|thumb|Самаритянская [[синагога]] в Холоне.]]
| + | |
- | В 1954 г. в [[Холон]]е были построены первые дома для самаритян, а в 1963 г. в самаритянском квартале города была открыта самаритянская [[синагога]]. В результате перехода Самарии под контроль Израиля после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] 1967 г. усилились контакты между самаритянами Холона и Шхема.
| + | |
- | | + | |
- | До 1967 года, в отсутствие изгнанного арабами коэна, во главе общины стоял временно избранный на этот пост [[кантор]]. В 1967 г. коэн Пинхас бен-Авраам вернулся в Самарию и был признан первосвященником и пожизненным главой самаритян.
| + | |
- | | + | |
- | == Современное положение ==
| + | |
- | Все сегодняшние самаритяне относят себя к потомкам [[Йосеф]]а. Семья (или клан) Цдака Ацапори считается наследниками [[Менаше]], семьи Дафни, Иегошуа, Мархив и Шашони – колена [[Эфраим]]а.
| + | |
- | | + | |
- | === Этнографические особенности самаритян ===
| + | |
- | Празднование [[Песах]]а сопровождается у них обязательным принесением в жертву барана на горе Гризим. [[Маца]] у них имеет вид мягкой круглой лепёшки.
| + | |
- | | + | |
- | В праздник [[Сукот]] самаритяне устраивают внутри дома навесной "потолок" из фруктов, оформляя его в виде орнамента; после окончания праздника фрукты отдают беднякам.<ref>[http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4136590,00.htmlואין זו סתם סוכה: פירות וסוכות בעדה השומרונית]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Вся община очень религиозна; все строго соблюдают [[Суббота|субботу]]. Перед входом в синагогу они разуваются.<ref>Как это делали раньше евреи перед вступлением в Храм, – ведь сказано в Торе: "сними обувь твою, ибо место, на котором стоишь, есть земля святая..."</ref> Самаритяне не носят [[Кипа|кипу]] и не накладывают [[тфилин]], считая их измышлениями [[галут]]ных [[раввин]]ов. Они придерживаются своего календаря, отличного от еврейского, который ведут от момента вступления [[Йеhошуа бин Нун]]а в [[Ханаан]].
| + | |
- | | + | |
- | === Организация самаритянской общины ===
| + | |
- | Самаритянскую общину возглавляет первосвященник, который живёт в Кирьят-Лузе. Они считают, что нынешний первосвященник - прямой потомок [[Аhарон]]а в 132 поколении.
| + | |
- | | + | |
- | Он носит особую одежду и тюрбан. Ему нельзя стричь волосы и бороду и пить алкогольные напитки в субботу. Также существуют особые правила для брака коэнов и требования к их состоянию здоровья.
| + | |
- | | + | |
- | Обязанности первосвященника в основном представительские, но кроме того, он
| + | |
- | * разрешает конфликты между членами общины,
| + | |
- | * благословляет субботу в синагоге,
| + | |
- | * проводит церемонии в праздники,
| + | |
- | * проводит обряд бракосочетания.
| + | |
- | | + | |
- | === Генетические проблемы ===
| + | |
- | Среди самаритян традиционно высок процент людей с различными физическими и психическими нарушениями – результат родственных браков, заключавшихся на протяжении веков. В современном Израиле заключается значительное количество браков самаритян с еврейками. Это исправляет положение, и численность общины растёт.<ref name="Майстровой"/>
| + | |
- | | + | |
- | === Положение в районе Шхема ===
| + | |
- | В 1980-х годах из-за [[Интифада|интифады]] самаритяне из Шхема переселились в посёлок [[Кирьят-Луза]], где рассположен пост [[ЦАЃАЛ]]а. Они, как правило, работают и учатся в [[Шхем]]е.<ref name="ИдиотАхронот1"/>
| + | |
- | | + | |
- | В Кирьят-Лузе есть самаритянский музей, в котором их [[коэны]] читают лекции.
| + | |
- | | + | |
- | === Теологические разногласия самаритян с иудеями ===
| + | |
- | В то время как в книге Второзакония написано: "на том месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его», в Торе самаритян написано: "место, которое было выбрано на горе Гризим».
| + | |
- | | + | |
- | Согласно их [[ТАНАХ]]у, [[Йеhошуа бин Нун]] устроил жертвенник на горе Гризим, а не на горе Эйвал. Первоначальный храм был построен на горе Гризим, а не (в соответствии с еврейской верой) в [[Шило]], где служил священник Пинхас, и к которому все племена Израиля совершали паломничество.
| + | |
- | | + | |
- | До смерти священника Узи произошли три события: сокрытие лица (Бога), Вечный огонь был потушен и священные сосуды исчезли из храма, будучи спрятаны в пещере на горе Гризим. Они будут найдены, когда придёт Мессия (Хатаб) и начнется конец света.<ref name="Y. Magen"/>
| + | |
- | | + | |
- | === Положение самаритян в израильском обществе ===
| + | |
- | Все самаритяне - граждане Израиля. Самаритяне имеют право свободно перемещаться между Самарией и территорией внутри [[Зелёная черта|"зелёной черты"]].
| + | |
- | | + | |
- | [[Харедим]] и их политические представители проводят враждебную самаритянам деятельность.<ref name="Майстровой"/>
| + | |
- | <!-- === В Палестинской автономии ===
| + | |
- | В [[Палестинский законодательный совет I созыва|Палестинском законодательном совете первого созыва]] (1996—2006) за самаритянами был закреплен один депутатский мандат в округе Наблус. Депутатом от самаритянского меньшинства был избран Салум Исхак ас-Самири.
| + | |
- | -->
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Гора Гризим]]
| + | |
- | * [[Кирьят-Луза]]
| + | |
- | * [[Самаритянское Пятикнижие]].
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Л. Х. Вильскер. Самаритянский язык. Москва: Главная редакция восточных языков издательства «Наука», 1974.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{Примечания|2}}
| + | |
- | | + | |
- | == Источники и ссылки ==
| + | |
- | {{commonscat|Samaritans}}
| + | |
- | * КЕЭ, том 7, кол. 617–621
| + | |
- | * [http://www.shomronim.co.il/ Сайт самаритянской общины]
| + | |
- | * [http://www.antiquities.org.il/article_Item_eng.asp?module_id=&sec_id=36&subj_id=286&id=472 Y. Magen The temple on Mount Gerizim]
| + | |
- | * [http://www.isra.com/lit/item.phtml?id=29203 А. Майстровой Стражи горы Гризим]
| + | |
- | * [http://www.ranaz.co.il/articles/article2425_19830613.asp השומרונים נגד מתנחלי הר ברכה מאת: נח זבולוני]
| + | |
- | * [http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4136590,00.html ואין זו סתם סוכה: פירות וסוכות בעדה השומרונית]
| + | |
- |
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|13668|САМАРИТЯНЕ}}
| + | |
- | [[Категория:Народы в ТаНаХе]]
| + | |
- | [[Категория:Народы Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Самаритяне| ]]
| + | |