Херсон (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Примечания)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Евреи и иудаизм по городам» с помощью HotCat)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 275: Строка 275:
[[Категория:Еврейские общины Украины]]
[[Категория:Еврейские общины Украины]]
 +
[[Категория:Еврейские организации Украины]]
 +
[[Категория:Еврейские общины]]
 +
[[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Текущая версия на 18:46, 29 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья


Уголок старого Херсона

Херсо́н - город в Украине.

Содержание

Динамика развития еврейской общины

Евреи появляются здесь в самом конце XVIII в. В 1797 году (Вознесенская губерния) в Xерсоне еще не значилось ни одного еврея, а в 1799 году (Новороссийская губерния) мы застаем 39 купцов и 180 мещан[1] [2]. Как и в других областях Новороссии, это были в основном выходцы из Северо-западного края[2]: Могилевской, Витебской, Виленской и Минской губерний Белоруссии, отошедших к России после раздела Польши в 1773 году[3]. Они занимались торговлей зерном и древесиной, позже появились переселенцы из Волыни и Подолии[4]. [3], [1].

Памятники на старом еврейском кладбище относились к 90-м годам XVIII века, а на плане Херсона 1782 года уже нанесены кварталы для поселения евреев.

В эти годы начался рост города, и наряду с увеличением прочего населения возрастает и численность еврейского, которое в 1803 году уже состояло из 36 купцов и 344 мещан. В 1847 году в уезде имелись два «еврейских общества»: Херсонское в числе 3832 души; Бериславское — 287 душ. Евреи играли видную роль в развитии города, и еврейское купечество настолько превосходило остальное купечество в культурном отношении, что в 1862 году херсонский губернатор обратился в министерство внутренних дел с ходатайством ο допущении, невзирая на закон, одного из евреев-купцов к избранию на должность городского головы. Отметив, что никто из здешних христиан-купцов не развит настолько, чтобы уметь управлять обширным городским хозяйством, губернатор свидетельствовал, что многие евреи-купцы, «имея значительное состояние, получив воспитание и неоднократными поездками за границу приобретя разнообразные познания, пользуются общественным уважением; избрание из среды их вполне достойного лица в должность городского головы принесло бы существенную пользу». Это ходатайство, поддержанное новороссийским генерал-губернатором, не было все же удовлетворено[5] из-за противодействия петербургских властей.

В 1816 году в Херсоне была открыта еврейская больница с богадельней при ней[6]. Правительство Екатерины II разрешало евреям-переселенцам основывать на территории Херсонской губернии земледельческие колонии, заниматься сельскохозяйственным трудом. Но первые еврейские земледельческие колонии на землях Херсонской губернии были созданы лишь в 1807—1840 годах при Александре I и Николае I[7]. В середине XIX в. Херсон стал одним из основных центров Хабада в южных губерниях России, в особенности среди евреев-колонистов[8]. По переписи 1897 года в уезде - свыше 72 тыс. евреев; в том числе в Xерсоне из 59 тыс. жителей - евреев 17755 [9](30%)[10].

Наиболее распространенным занятием среди херсонских евреев являлась торговля. Из ремесленников выделялась группа лиц, занятых изготовлением одежды -1016 мужчин и 363 женщин, при которых кормилось членов семей — 824 мужчин и 1634 женщин. В 1906 году коробочный сбор достиг суммы в тридцать тысяч рублей, распределявшихся следующим образом: еврейская больница и богадельня — более 11 тыс.; Талмуд-Тора- 10 тыс.; женское профессиональное училище — 800 руб.; помощь бедным евреям Xерсона и четырех местечек в уезде — более пяти тысяч и др.[11]

В 1923 году в Херсоне еврейские сироты воспитывались в 3-х еврейских детдомах. В населенных пунктах округа было еще три еврейских детдома. Херсонская религиозная еврейская община в годы гражданской войны и голода тесно контактировала с «APA» в деле оказания помощи голодающему еврейскому населению и с Американским объединенным еврейским комитетом по распределению фондов — «Джойнт»[12]. В 1926 г. в городе проживало 14 837 евреев (10 % населения). В Херсонской области жили 35 509 евреев (6,3 % населения). В начале 1930-х гг. раввином Херсона был Кальмановский. В 1939 г. в городе насчитывалось 16 145 евреев (16,65 % от общего населения). В начале 1941 года в городе жило 15 тыс. евреев (8,97 % населения). В 1959 г. в Херсоне проживало 9 500 евреев (6 % всего населения). Синагога была закрыта в 1959 г. В 1970 г. в городе было зарегистрировано около 9700 евреев. Большинство еврейского населения города в начале 1990-х гг. переехало в Израиль, часть — в Соединенные Штаты Америки и Германию[13]. Сейчас еврейское население Херсона и области составляет около 8 000 человек[14].

Погромы начала XX века

В 1904 г., после начала русско-японской войны, в Херсоне произошел «мобилизационный» погром. 18-19 октября 1905 г., после объявления царского манифеста 17 октября, в городе произошел новый погром, в котором особенно пострадали рынки и окраины; от побоев скончался один еврей. Беспорядки были подавлены воинскими частями, при этом было убито пятеро погромщиков.

Еврейское образование и сионистская деятельность XIX — начала XX в.в.

Херсон входил в состав 19 основных общин, которые в 1842 г. посетил Лилиенталь Макс в рамках подготовки к созданию казенных еврейских училищ. В 1848 г. было открыто еврейское женское училище, в 1850 г. — мужское[15]. Афанасьев-Чужбинский, русский и украинский писатель, ученый, этнограф, путешественник, отмечал, что до 1857 года в Херсоне обучалось вдвое больше детей еврейского происхождения, чем русских[16]. В 1910 году[17]в Херсоне существовали три Талмуд-Тора (две с ремесленными классами, одна — сугубо ортодоксальная)[18], бесплатное еврейское женское профессиональное училище, еврейское ремесленное училище, субботние школы — женская и мужская, пять частных мужских и два женских общеобразовательных училища[19], частные послеобеденные курсы еврейских предметов для детей[20].

С конца XIX века Херсон был одним из центров палестинофильской и сионистской деятельности. Действовало общество «Ховевей Цион». Среди сионистских деятелей были З. Смилянский (1873—1944) и Я. Черток, отец будущего премьер-министра Израиля Моше Шарета, также родившегося в Херсоне. Назначенный в 1896 г. директором Талмуд-Тора Э. Папер ввел в ней изучение иврита по методу «иврит бе-иврит» (преподавание иврита на иврите). В 1919-20 гг. в Херсоне издавался сионистский еженедельник «Еврейское слово» под редакцией Ш. Невельштейна[21].

Театр и музыка в жизни евреев советского Херсона

В 1922 году комендантом театра, называемого «Малым» или «Художественным» (прежнее название — «Миниатюр») был бывший владелец Писаренко Самуил Маркович. Старый гороской театр, называемый «Большим», получил имя Луначарского. Со второй половины 1923 года в нём работала гастрольная еврейская труппа. Директором театров был З. Г. Молчанов. В мае 1924 года по договору между Молчановым и представителем еврейской музыкальной сатиры А. О. Сигалом начались гастроли еврейской труппы в здании театра.

В Малом (художественном) театре в 1926 году 5 месяцев работал трудовой коллектив еврейской муздрамкомедии под руководством А. С. Гузик. Всего было поставлено 122 спектакля, 43 пьесы: «Ди руминеше Хасене», «Береле безбожник», «Хацкеле ковбойник». В 1927 году в театре гастролировала труппа еврейской драмы и комедии под руководством Спекторова. В 1930 году в Малом театре состоялся концерт Щербаковой, исполнительницы еврейских песен.

С концертной программой выступал на сцене театра знаменитый еврейский певец Эннельбаум. В мае 1944 года в здании бывшего Малого театра начала работать Херсонская областная филармония. В довоенном Херсоне был еврейский клуб на ул. 1 Мая (ныне ул. Суворова[22].

Еврейское образование в 20 — 30 г.г. XX века

В списках уездного и окружного отделов народного образования, уездного Совета народного хозяйства, отдела здравоохранения и других фондах в 1920 году значатся: Центральная Талмуд-Тора — число учащихся 150 человек; Центральная женская еврейская школа — там же.

А также eврейские гимназии:

  1. Бромберга — число учащихся 150 человек;
  2. Коман-Векслера — число учащихся 350 человек;
  3. Общая еврейская гимназия — 420 человек;
  4. Бывшая гимназия Когана — 150 человек;
  5. Забалковская Талмуд-Тора — 180 человек; (ул. Александровская);
  6. Еврейская девичья школа — 210 человек;
  7. Начальное еврейское училище — ул. Александровская;
  8. Принабережная Талмуд-Тора — ул. Михайловская (Насыпная).

С сентября 1922 года существовала только Херсонская еврейская школа № 7. В докладной записке заведующего школой в окружной отдел (инспектуру) народного образования от 12 сентября 1923 года значится, что в школе 4 комплекта, 250 учащихся. Окружной наробраз ставит перед педагогическим коллективом задачи вести обучение только на еврейском языке. Контингент учащихся, в основном, сироты. В отношении уполномоченного Всемирной еврейской конференции помощи (международный союз помощи детям) — «Берилив» по Херсонскому округу доктора М. Б. Хасина в окружной отдел народного образования от 16 мая 1924 года идет речь о том, что «Берилив берет на себя субсидирование, в размере 100 рублей ежемесячно, еврейской школы № 7 в городе Херсоне». В списке сотрудников школы № 7 в 1924—1925 гг. значится, что заведующим школы был Райкин Исай Мойсеевич. В 1924—1925 учебном году в школе числилось 214 учащихся, из них 86 человек — воспитанники детгородка им. Ильича. В 1931 году для политехнизации школы к швейной фабрике «Большевичка» были прикреплены 48 учеников седьмой еврейской школы. В справочнике «Херсон, 1939 г.» значится школа № 7 по адресу ул. Комсомольская, 22.

Немаловажное значение в общественной жизни евреев имела еврейская профшкола. В списках профессионально — технических школ г. Херсона в 1920 году значится еврейская профессиональная школа по металлу и деревообрабатывающей промышленности, находившаяся в здании бывшего еврейского ремесленного училища. На двух отделениях школы: слесарно-механическом и швейном обучались 210 мальчиков и 40 девочек. В отчете профшколы за 1924—1925 учебный год значится, что в школе обучалось 160 учащихся, состояло 18 человек педагогического персонала и 12 инструкторов. В документах 1935 года упоминается еврейский техникум сельхозмеханизации по адресу ул. Гоголя, 14[23].

Холокост в Херсоне

После занятия Херсона немецкими войсками 19 августа 1941 г. приблизительно две трети евреев были эвакуированы или бежали. К концу августа оставшиеся в городе евреи были собраны[24] в гетто в районе Форштадтской и прилегающей к ней улиц. Евреи два месяца провели за колючей проволокой, за шлагбаумом. Все знали о том, что происходит в гетто. Доктор Баумгольц отравил и себя, и всю свою семью, чтобы не идти в гетто, настолько хорошо он представлял себе, чем всё кончится. Потом часть евреев перевели работать на консервные заводы, а часть на машинах вывезли на расстрелы. Еврейское население расстреливали[25] между 16 и 30 сентября 1941 г. за городом, в промколониях, в противотанковых рвах недалеко от города[26]. Всего за время оккупации Херсона немцы расстреляли более 12 тыс. евреев. Среди расстрелянных были известные в городе люди: врачи Я. И. Коган, П. Н. Айзеншток, М. Б. Хасин, учитель Трейстер и многие другие. Кроме доктора А. В. Баумгольца, не выдержав издевательств, вместе со своей семьей покончил жизнь самоубийством доктор Богуславский[27]. Евреи из еврейских колхозов в Херсонской области были уничтожены в течение 1942 г. в концентрационном лагере в Любимовке[28].

Возрождение общины

Первые шаги

  • 1990
Возобновление деятельности синагоги Хабад. Помещение было передано иудейской религиозной общине Хабад. В ней находился областной центр возрождения еврейской культуры и религии.
  • 1991
Возобновление общинной деятельности.
  • 1992
Приезд раввинов Хабада Аврума Вольфа и Давида Мондшайна.

Начало ремонта и обустройства синагоги. Организация бесплатного питания для малоимущих.

  • 1993
Открытие при синагоге начальных классов еврейской школы.

Формирование и появление сплоченного ядра иудейской религиозной общины Хабад, ее официальная регистрация. Расширение благотворительной деятельности.

  • 1994

Получение школьного здания, ремонт его, организация учебного процесса в режиме 1 — 9 классов. Создание библиотеки при синагоге.

  • 1995

Строительство и начало работы миквы «Хая Муся». Работа по распределению больших объемов гуманитарной помощи.

  • 1996

Первый выпуск учащихся 11 класса общеобразовательной еврейской школы № 59. Набор первой группы детского сада «Ор — Хана». Регулярная работа летних и зимних оздоровительных лагерей для учащихся школы и молодежи.

  • 1997

Начало работы Хеседа «Менахем — Мендл».

  • 1997

Организация службы «Уход на дому».

  • 1997

Дальнейшее развитие и расширение сети бесплатного питания, значительный рост благотворительности в регионе.

  • 1999

Получение и оборудование под начальные классы здания по ул. Петренко. Организация проката реабилитационного медицинского оборудования. Создание центра координации еврейских общин Херсонского региона. Открытие Университета изучения иудаизма для людей старшего поколения. Организация регулярной работы воскресной школы. Открытие ешивы «Томхей Тмимим Херсон». Открытие молодежного клуба «Ахдут». Создание общинной похоронной службы «Хевра Кадиша — Херсон».

  • 2000

Открытие еврейского общинного центра «Гиля».

  • 2001

Организация деятельности кураторской службы хеседа «Менахем Мендл»[29].

Община сегодня

Главным раввином Херсона и области вначале был Аврум Вольф. Он пробыл в Херсоне несколько лет, теперь он главный раввин Одессы и юга Украины, а Главным раввином Херсона и области стал Иосеф Вольф. Оба они — посланники Большинство из 8 000 еврейского населения города и области, так или иначе, связаны с деятельностью общины[30]. При синагоге действуют школа и детский сад[31]. Дети посещают еврейскую школу и детский садик, взрослые — клубы и лекции. Община старается идти в ногу со временем: компьютерные курсы, лекции по коммуникации. Основная же задача — сохранение и возрождение еврейских традиций, духовное образование: Тора-институт, ешива[32].

Реконструкция старого кладбища

Волонтёры на еврейском кладбище

Когда-то, еще в начале 20 века, еврейское кладбище находилось за городской чертой. Но постепенно росли численность населения и размеры города. В 60-е гг. кладбище закрыли. Горожане спешили перезахоронить останки своих предков на кладбище в поселке Камышаны рядом с Херсоном. С отъездом евреев из города кладбище пришло в запустение. На его территории было построено несколько жилых домов. Памятники стали разбирать, и их камни, с надписями на иврите, употребляли для бордюров и дорожек возле домов, и даже для ограждения памятников на других кладбищах. С 2004 года при содействии Херсонской еврейской общины началась реставрация кладбища. Было отремонтировано ограждение, отштукатурен и покрашен цоколь. При входе поставлены ворота и калитка. Постепенно восстанавливаются памятники, постоянно волонтерами общины расчищаются могилы и вся территория кладбища[33].

Синагоги Херсона

Список синагог ΧΙΧ-ΧΧ вв.

  • Старо-Николаевская синагога (осн. 1780-е)
  • Ново-Николаевская хоральная синагога (1840 г.)
  • Синагога Бен-Гамедраш (1835 г.)
  • Ремесленная синагога (ΧΙΧ в.)
  • Набережная синагога (ΧΙΧ в.)
  • Синагога Шрейбера (1850 г.)
  • Прядильная синагога (ΧΙΧ в.)
  • Синагога Хабад (1895-99 г.)
  • Малая синагога Хабад
  • Синагога Оленова (Финкельштейна)
  • Синагога Розинского (Резницкая синагога) (ΧΙΧ в.)
  • Синагога на углу ул. Кузнечной и Еврейского переулка
  • Малая Резницкая синагога
  • Синагога Аавас-Ахим
  • Синагога Поалей-Цедек
  • Синагога Кумана
  • Синагога Рабочая
  • Синагога Бен-Цион
  • Синагога Бен-Яков
  • Синагога Солдатская
  • Синагога на углу Успенского переулка и Форштатдской улицы
  • Синагога Северная
  • Синагога Фурмана
  • Забалковская синагога
  • Синагога на старом еврейском кладбище
  • Синагога Военного форштадта

Николаевская (Ново-Николаевская) и Большая (Старо-Николаевская) синагоги

Николаевская синагога. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва, 1902 г.
Здание Большой синагоги

Главная, Ново-Николаевская, еврейская синагога Херсона была построена в 1840 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Карла Акройда (1787 −1855 г.г.). Архитектура еврейской синагоги необычна для Херсона. В николаевское время популярным было обращение архитекторов к готике. Так возникли украшающие конек стрельчатые окна, пирамидальные столбики, фланкирующие треугольные фронтоны с обеих сторон. Из-за них херсонцы назвали синагогу «рогатой». На одном участке рядом с Главной синагогой находились еще две: Большая (Старая) и Малая . В апреле 1922 года из Николаевской синагоги изъяли серебряную утварь весом в 1 пуд 5 фунтов и 35 золотников, а в 1926 году все три синагоги были закрыты. Николаевская — переоборудована в Дом еврейской рабочей культуры, а в 1930-м году — в кинотеатр «Спартак» на 580 мест. В 1960-х годах она была снесена при строительстве здания райкома партии и исполкома Комсомольского района (ул. Суворова, 29). До наших дней сохранилась лишь Большая синагога, в которой с 1960 года находился планетарий.

Синагога Хабад

Единственная действующая синагога в городе Херсоне — синагога Хабад[34]. Синагога Хабад была построена на месте более старой, обозначенной на плане 1855 года по улице Виттовской, д. 21 (ныне ул. Горького, д.27)[35]. Автор проекта синагоги неизвестен. В начале XX века была одной из 23 действующих синагог Херсона. Ее посещало 1500 человек. По этому адресу был большой комплекс общины Хабад: в глубине двора, левее синагоги, располагалась малая синагога Хабад II («Вторая комната»), предназначенная для ревнителей веры. Её посещало 300 человек. Справа от главного входа большой синагоги располагался Дом Еврейского благотворительного общества (Горького, 29).

В 1920—1921 годах синагога Хабад I имела на текущем счету в Первой Херсонской Судсберкассе 35 000 рублей капитала специального назначения (больницы для больных) — 100 000 рублей. Всего 135000 рублей[36]. 9 февраля 1923 года синагога передана еврейскому религиозному обществу Хабад. Вплоть до 1941 года это — действующее молитвенное здание еврейской общины. Но в годы оккупации херсонских земель фашистами[37] оба здания синагог были сожжены[38]. Начиная с конца 40-х и до начала 50-х годов 20 века, шло восстановление и переоборудование синагоги под общежитие завода имени Петровского. В 80-е годы здесь находился областной наркологический диспансер. И только в 1990 году по приказу президента Украины Кравчука синагога, как культовое здание, была передана Херсонской религиозной общине Хабад[39].. В 1992—1999 г.г. проведен первоначальный ремонт здания. Оно было в ужасном состоянии. Крыша с момента постройки синагоги, а значит, уже более ста лет, не ремонтировалась капитально. Балки на 70 % прогнили и вот-вот готовы были обвалиться. Тогда было принято решение начинать капитальный ремонт. В 2003—2005 производилась[40] реставрация[41] и полная внутренняя реконструкция[42] этой единственной еврейской жемчужины Херсона. Пожертвования на строительство шли из Америки и из Израиля. Молитвы и встречи общины проводились сначала в одной из школ Херсона, затем в помещениях еврейской школы и иешивы[43].

Синагога Хабад во время реконструкции

[44].

В 2007 году синагога начала функционировать, хотя ещё продолжались косметические отделочные работы[45]. Синагога является памятником архитектуры, поэтому полностью перестроить его община не имела права. Итак, оставлены были наружные четыре стены, а все остальное разрушено и переделано до основания: новый фундамент, новая крыша.

Синагога Хабад, реконструкция, фрагмент наружной стены

[46].

Получилось как бы «здание в здании». В новой пристройке, с юга, находятся большой пищеблок и столовая. Там празднуются свадьбы, дни рожденья, бар-мицвы и т. д.; проводятся благотворительные обеды для стариков и малоимущих

Синагога Хабад после реконструкции

[47].

Известные евреи, связанные с Херсоном

  • Пинскер, Шломо-Залман (?-1886) и его сын Пинскер, Гершон-Бер

(1845-после 1912), видные раввины Хабада; жили в Херсоне[48].

  • Бегак, Иеhуда (1820 – 1900), просветитель Хаскалы, исследователь

еврейской грамматики, автор комментариев к Библии; жил в Херсоне с конца 1850-х г.г.

  • Рабинович, рабби Яаков Исраэль, (1880—1942), хасидский цадик

Линицкой династии; жил в Херсоне в 1910 – 23 г.г.

в 1860 – 80-х г.г., пытавшийся преобразовать быт и образование херсонских евреев в духе Хаскалы; отец известного в то время одесского юриста Блюменфельда Г. Ф.[49].

  • Шарет, Моше — первый министр иностранных дел и второй премьер-министр

Израиля, родился в Херсоне.

института в Индии,; выпускник херсонской гимназии.

земледельческой колонии Излучистая Херсонской губернии[50]; начал свою деятельность в 1880-е г.г. в хоре Старой херсонской синагоги под руководством кантора Минковского, Пинхаса[51].

из семьи караимов; родился в Херсоне[52].

  • Троцкий, Лев Давидович, революционер, создатель Красной Армии, уроженец хутора неподалёку от села Яновка Елисаветградского уезда Херсонской губернии.

Примечания

  1. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона, Херсон
  2. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  3. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  4. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  5. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона, Херсон
  6. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  7. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  8. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  9. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона, Херсон
  10. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  11. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона, Херсон
  12. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  13. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  14. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  15. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  16. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  17. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона, Херсон
  18. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  19. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  20. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона, Херсон
  21. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  22. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  23. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  24. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  25. Журнал «Лехаим», июль 2006 – тамуз 5766 – 7 (171), В степях херсонских
  26. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  27. Журнал «Лехаим», июль 2006 – тамуз 5766 – 7 (171), В степях херсонских
  28. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  29. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  30. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  31. Федерация Еврейских Общин СНГ
  32. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  33. Федерация Еврейских Общин СНГ
  34. Отдых на море::Херсон::Синагога Хабад
  35. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  36. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  37. Отдых на море::Херсон::Синагога Хабад
  38. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  39. Отдых на море::Херсон::Синагога Хабад
  40. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  41. Отдых на море::Херсон::Синагога Хабад
  42. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  43. Отдых на море::Херсон::Синагога Хабад
  44. Федерация Еврейских Общин СНГ
  45. Федерация Еврейских Общин СНГ
  46. Федерация Еврейских Общин СНГ
  47. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  48. Официальный сайт Херсонской еврейской общины
  49. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  50. Журнал «Лехаим», июль 2006 – тамуз 5766 – 7 (171), В степях херсонских
  51. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон
  52. Журнал «Лехаим», июль 2006 – тамуз 5766 – 7 (171), В степях херсонских

Ссылки


1. Официальный сайт Херсонской еврейской общины

2. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона, Херсон

3. Электронная Еврейская Энциклопедия, Херсон

4. Журнал «Лехаим», июль 2006 – тамуз 5766 – 7 (171), В степях херсонских

5. Федерация Еврейских Общин СНГ

6. Отдых на море::Херсон::Синагога Хабад

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация