м |
|
(19 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Рим (еврейская община)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 13523_L.jpg|thumb|250px|left|[[Рим]] Большая синагога в Риме.]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Рим''', город и крупнейшее государство Древнего мира; в настоящее время — столица Италии (о евреях в Римском государстве см. также [[Италия]]).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == До нашей эры ==
| + | |
- | | + | |
- | Первое упоминание о евреях в Риме — послах [[Иеhуда Маккавей|Иеhуды Маккавея]], заключивших с сенатом Римской республики договор, — относится к 161 г. до н. э.
| + | |
- | | + | |
- | Вероятно, еще раньше в Риме временно или постоянно проживали еврейские торговцы, приезжавшие сюда из [[Александрия|Александрии]].
| + | |
- | | + | |
- | Правители из династии [[Хасмонеи|Хасмонеев]] отправляли свои дипломатические миссии в Рим также в 146, 139 и 133 гг. до н. э.; видимо, в это время там проживало некоторое число евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В 139 г. до н. э. претор Гиспан издал декрет об изгнании из Рима всех евреев, не имевших римского гражданства.
| + | |
- | | + | |
- | Ядром еврейской общины Рима стали пленники, которых [[Помпей, Гней|Гней Помпей]] увел из завоеванной им в 63 г. до н. э. [[Эрец-Исраэль]]; многие купившие пленников римляне отпускали их затем на свободу, поскольку считали, что из-за соблюдения религиозных обрядов евреи непригодны к работе; многих выкупали единоверцы (см. [[Пленных Выкуп|Пленных выкуп]]).
| + | |
- | | + | |
- | Число евреев в Риме стало значительным. В 59 г. до н. э. Марк Туллий Цицерон говорил о том, что евреи заполняют римские суды (см. [[Римская Литература|Римская литература]]).
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское население Рима увеличилось в эпоху правления Юлия Цезаря, который считал евреев одним из элементов, связующих Римское государство, и освободил их от ряда ограничений, обязательных для других представителей чужих культов.
| + | |
- | | + | |
- | В 1 в. до н. э. евреи селились в основном на правом берегу реки Тибр, где образовался [[Кварталы Еврейские|еврейский квартал]].
| + | |
- | | + | |
- | В 4 г. до н. э. 8 тыс. евреев Рима сопровождали по улицам города делегацию из Палестины, приехавшую после смерти [[Ирод I Великий|Ирода I]] просить сенат о низложении Идумейской династии.
| + | |
- | == Первый – третий век н.э. ==
| + | |
- | | + | |
- | В период принципата Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) в городе существовали синагоги.
| + | |
- | | + | |
- | По распоряжению Августа евреям ежемесячно выдавалось зерно, как и остальным жителям города; если это происходило в субботу, то для евреев выдачу переносили на следующий день.
| + | |
- | | + | |
- | Первые императоры в целом хорошо относились к евреям, но бывали и исключения: например, в 19 г. Тиберий по совету своего любимца, префекта преторианцев Сеяна, распорядился закрыть синагоги и отправить четыре тысячи молодых евреев на военную службу на острове [[Сардиния]]; в 30 г. или 31 г. после казни Сеяна им разрешили вернуться, а синагоги вновь были открыты.
| + | |
- | | + | |
- | В 49 г. император Клавдий распорядился изгнать некоторое число евреев из-за их частых столкновений с христианами, однако им тоже вскоре разрешили вернуться.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское население Рима не пострадало во время [[Иудейская Война I|Иудейской войны]], его численность значительно увеличилась за счет евреев, взятых в плен [[Тит, Флавий Веспасиан|Титом]].
| + | |
- | | + | |
- | Его отец, император [[Веспасиан, Тит Флавий|Веспасиан]], обложил евреев особым налогом в пользу храма Юпитера Капитолийского (так называемый fiscus judaicus — `еврейский налог`; см. [[Налоги]]); этот налог особенно жестко взимали во время правления императора Домициана (81–96), из-за чего часть евреев Рима отошла от [[Иудаизм|иудаизма]].
| + | |
- | | + | |
- | До того, как [[Христианство|христианство]] стало господствующей религией в Римской империи (325), евреи пользовались религиозной свободой (в Риме было около 12 синагог, во 2 в. работала [[Иешива|иешива]], которую основал [[Танна|танна]] Маттия бен Хереш), но образовать единую еврейскую общину в Риме власти не разрешали.
| + | |
- | | + | |
- | По некоторым источникам, в 1–3 вв. в Риме проживало 40 тысяч евреев, но эта цифра, видимо, преувеличена; по другим сведениям их было 20–30 тысяч.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи Рима занимались торговлей, как мелкой, так и крупной, например, ввозом хлеба, а также ремеслами (портные, мясники и т. д.); были и представители свободных профессий (актеры и художники).
| + | |
- | | + | |
- | Поэт-сатирик Ювенал во 2 в. писал о большом количестве нищих евреев, проживавших в Риме. В [[Катакомбы|катакомбах]] Рима сохранились надписи, рассказывающие о жизни евреев того времени.
| + | |
- | | + | |
- | Большинство из них сделано на греческом языке — разговорном языке евреев Римской империи.
| + | |
- | | + | |
- | Иудаизм был популярен в Риме не только среди евреев, его принимали многие жители города, в том числе представители верхов римского общества (Сатурния, жена сенатора Сатурния; Флавий Клемент, двоюродный брат императора Домициана; иудействующей была Поппея, жена императора Нерона).
| + | |
- | | + | |
- | Антиеврейские декреты императора [[Адриан, Публий Элий|Адриана]], по-видимому, не распространялись на Рим, еврейское население которого выросло за счет пленных, привезенных сюда после подавления [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстания]].
| + | |
- | | + | |
- | Эдикт императора Каракаллы (212) предоставил римское гражданство всем свободным жителям империи, в том числе и евреям, которым даже разрешили занимать должности в государственном аппарате; иудаизм был дозволенной религией.
| + | |
- | == Четвертый век ==
| + | |
- | | + | |
- | В годы правления императора Константина I (306–337), принявшего христианство, евреи, как и язычники, стали гражданами второго сорта, им были запрещены браки с христианами.
| + | |
- | | + | |
- | В многочисленных декретах римским евреям запрещалось заниматься [[Работорговля|работорговлей]].
| + | |
- | | + | |
- | В 387 г. в Риме произошел [[Погромы|погром]], была разрушена синагога. Положение евреев значительно улучшилось в короткий период правления Юлиана Отступника (361–363), проводившего антихристианскую политику, но после его смерти все антиеврейские декреты снова вступили в силу.
| + | |
- | | + | |
- | == Пятый век ==
| + | |
- | | + | |
- | Захват Рима вандалами в 455 г. и его разграбление имели тяжелые последствия для всего населения Рима, в том числе и для евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Когда король Теодорих (493–526) образовал остготское государство в Италии, он даровал евреям ряд привилегий, приравнивавших их к остготам и римлянам.
| + | |
- | | + | |
- | Во время массовых волнений, поводом для которых послужили казни рабов, убивших своих хозяев-евреев, король защитил еврейских жителей Рима.
| + | |
- | | + | |
- | [[Аггада]] рассказывает о Риме как о благоустроенном городе колоссальных размеров с процветающими торговлей и ремеслами, но в то же время бичует нравы римлян, царящие здесь взяточничество, грабежи и разбой, причем причина этого, по Аггаде, гнездится в пороках Ромула, легендарного основателя Рима.
| + | |
- | | + | |
- | Язык Рима, согласно Аггаде, создан неким греческим крестьянином, так что у римлян нет ни собственного языка, ни алфавита. Рим в Аггаде уподоблен [[Свинья|свинье]] (хазир).
| + | |
- | | + | |
- | == Шестой – седьмой век ==
| + | |
- | | + | |
- | После завоевания Рима [[Византия|Византией]] в 555 г. власть в городе фактически переходит в руки римских пап (см. [[Христианство|Христианство]], [[Церковь Католическая|Церковь католическая]]).
| + | |
- | | + | |
- | С 756 г. Рим — столица Папской области. До занятия Рима войсками Итальянского королевства в 1870 г. судьба римских евреев определялась папской политикой, основы которой были заложены еще папой Григорием I (590–604).
| + | |
- | | + | |
- | С одной стороны, он считал евреев гражданами второго сорта, которые должны подчиняться действующим антиеврейским законам, но в то же время требовал, чтобы их не притесняли, позволяли соблюдать все предписания иудаизма, и выступал против [[Крещение Насильственное|крещения насильственного]].
| + | |
- | | + | |
- | == Восьмой – тринадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | Среди римских евреев в 8–12 вв. было много состоятельных людей: торговцев, финансистов, встречались даже землевладельцы.
| + | |
- | | + | |
- | Они имели тесную связь с папским двором и ходатайствовали за своих единоверцев в других странах.
| + | |
- | | + | |
- | В 10–13 вв. Рим был крупным центром еврейской учености.
| + | |
- | | + | |
- | В раввинистических источниках этого периода упоминаются имена известных раввинов, группировавшихся вокруг римской иешивы: галахисты и литургические поэты Калонимус бен Моше, Калонимус бен Шабтай из Рима (11 в.); крупнейшим религиозным авторитетом и лексикографом был рабби [[Натан Бен Иехиэль Римский|Натан бен Иехиэль Римский]], автор талмудического словаря «Арух».
| + | |
- | | + | |
- | В Риме в этот период окончательно сложился молитвенный ритуал итальянских евреев, так называемый минхаг роми (`римский уклад`), который восходил в конечном итоге к традициям Эрец-Исраэль и был позднее принят в большинстве общин Италии (см. [[Литургия]]).
| + | |
- | | + | |
- | В Риме развивалась еврейская поэзия, в 12–13 вв. ее крупнейшим представителем был [[Иммануэль Римский]].
| + | |
- | | + | |
- | Римские евреи изучали светские науки, в том числе [[Философиясодержание|философию]], [[Медицина|медицину]], [[Математика|математику]].
| + | |
- | | + | |
- | Богатые евреи стремились во всем подражать итальянской знати и даже занимались меценатством.
| + | |
- | | + | |
- | [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]], побывав в Риме примерно в 1159 г., писал, что в городе много евреев, живущих на обоих берегах Тибра, а не только в старом еврейском районе.
| + | |
- | | + | |
- | Многие члены римской еврейской общины имели вес в обществе, были освобождены от особых еврейских налогов, некоторые состояли на папской службе.
| + | |
- | | + | |
- | Папа Александр III (1159–81), испытывавший постоянную нужду в деньгах, благожелательно относился к евреям; некоторые из них были его финансовыми агентами.
| + | |
- | | + | |
- | После того как IV Латеранский собор католической церкви (1215) принял по инициативе папы Иннокентия III антиеврейское законодательство, положение евреев начало ухудшаться, хотя в папской столице это законодательство выполнялось менее строго, чем в других местах.
| + | |
- | | + | |
- | В общину Рима не принимались евреи из других городов. При папе Гонории III (1216–27) была разрушена новая синагога.
| + | |
- | | + | |
- | После осуждения [[Талмуд|Талмуда]] в Париже в 1270 г. все экземпляры этой книги, обнаруженные в Риме, были сожжены.
| + | |
- | | + | |
- | В 1257 г. евреям было предписано (на основании решений IV Латеранского собора) носить [[Отличительный Знак|отличительный знак]], но, видимо, это постановление соблюдалось не очень строго, и в 1360 г. городские статуты вновь предписали всем еврейским мужчинам носить красный плащ, а женщинам — красное платье; от ношения отличительного знака были освобождены только врачи.
| + | |
- | | + | |
- | Папа Николай IV (1288–92) под влиянием своего врача Ицхака бен Мордехая защищал евреев от произвола римского духовенства, но после смерти папы гонения возобновились.
| + | |
- | | + | |
- | Евреев обязали участвовать в ежегодных карнавалах в римских цирках, во время которых их подвергали грубым издевательствам.
| + | |
- | | + | |
- | == Четырнадцатый – пятнадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | С 1312 г. участие в карнавалах было заменено специальным налогом.
| + | |
- | | + | |
- | С 1305 г. по 1378 г. папской резиденцией был французский город [[Авиньон]]; авиньонские папы не были заинтересованы в услугах евреев Рима, и гонения усилились.
| + | |
- | | + | |
- | В 1320 г. был издан декрет об изгнании всех евреев из Рима. Делегации римских евреев во главе с членом известной римско-еврейской семьи Калонимус удалось добиться отмены декрета, но пока новый приказ был получен, часть евреев уже изгнали.
| + | |
- | | + | |
- | В 1322 г. по требованию папы был вновь публично сожжен Талмуд, вслед за этим в городе произошел погром; в числе убитых был тесть поэта Иммануэля Римского Шмуэль.
| + | |
- | | + | |
- | Папа Бонифаций IX (1389–1409), стремясь укрепить папскую власть в Италии, был заинтересован в финансовой помощи римских евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В 1402 г. он издал буллу, защищавшую евреев Рима от власти [[Инквизиция|инквизиции]], благодаря чему в городе поселились многие французские евреи, изгнанные из Франции в 1394 г.
| + | |
- | | + | |
- | Преемник Бонифация IX, Мартин V (1417–31), продолжал его политику вопреки антиеврейским постановлениям церковного собора в Констанце (в 1414–18 гг.).
| + | |
- | | + | |
- | В 1429 г. была издана булла, в которой объявлялось, что римские евреи состоят под защитой законов, а евреи-ремесленники освобождаются от ношения отличительного знака.
| + | |
- | | + | |
- | Однако папа Евгений IV (1431–47) начал выполнять антиеврейские решения Констанцинского церковного собора: запретил евреям изучать гражданское право, заниматься ремеслами, упразднял еврейские суды.
| + | |
- | | + | |
- | Запреты соблюдались с такой строгостью, что многие евреи покинули Рим и переселились в [[Мантуя|Мантую]].
| + | |
- | | + | |
- | Евреям Рима за большие деньги удалось добиться отмены большинства статей буллы, но статья о специальном налоге на римскую еврейскую общину оставалась в силе.
| + | |
- | | + | |
- | Община была вынуждена обратиться за денежной помощью к другим еврейским общинам Италии.
| + | |
- | | + | |
- | При Николае V (1447–55) антисемитизм сеяли проповеди монаhа-францисканца Джованни Капистрано, которого почитатели прозвали «бичом евреев»; эти проповеди часто вызывали различные антисемитские беспорядки.
| + | |
- | | + | |
- | При Павле II (1464–71) молодых евреев заставляли участвовать в позорных забегах во время карнавалов для развлечения папы, причем еврейская община платила специальный налог на их организацию.
| + | |
- | | + | |
- | В 14–15 вв. среди римских евреев было много богатых финансистов; евреи занимались производством тканей, в том числе шелковых.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 15 в., в эпоху так называемого Высокого Возрождения, положение евреев Рима несколько улучшилось.
| + | |
- | | + | |
- | Папы были достаточно сильны и могли противостоять антиеврейски настроенным церковным кругам и руководствоваться собственными экономическими и политическими интересами.
| + | |
- | | + | |
- | В Италии большим авторитетом пользовались еврейские врачи, и каждый папа имел врача-еврея.
| + | |
- | | + | |
- | Папы без ограничений допускали в Рим еврейских банкиров. В Риме селились еврейские беженцы из других стран; чувствуя в этом угрозу своему положению, римские евреи предложили папе Александру VI (1492–1503) 1000 дукатов, чтобы он не впускал в Рим еврейских беженцев из Испании.
| + | |
- | | + | |
- | Однако папа относился к изгнанникам доброжелательно и разрешал им жить в Риме, несмотря на просьбу [[Фердинанд И Изабелла|Фердинанда и Изабеллы]] изгонять их.
| + | |
- | | + | |
- | == Шестнадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | В Риме поселились евреи, изгнанные из Неаполя; римские евреи выкупили у берберских пиратов многих еврейских пленников, которым папа Юлий II (1503–11) разрешил поселиться в Риме.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское население значительно увеличилось, была построена новая синагога, ставшая в скором времени главной синагогой Рима.
| + | |
- | | + | |
- | По инициативе папы Климента VII (1523–34), которого еврейские источники называли покровителем Израиля, в Рим был приглашен рабби Даниэль из Пизы для реорганизации общинного быта римских евреев, расколовшихся в это время на два враждебных лагеря.
| + | |
- | | + | |
- | В 1524 г. папа одобрил предложенный ему план общинной организации во главе с комитетом из 60 человек, которая просуществовала до 19 в.
| + | |
- | | + | |
- | Климент VII покровительствовал [[Молхо, Шломо|Шломо Молхо]] и спасал его от инквизиции.
| + | |
- | | + | |
- | В это время в Риме было 11 синагог; в одних придерживались римского молитвенного ритуала, в других — французского, испанского и ашкеназского.
| + | |
- | | + | |
- | В 16 в. большинство римских евреев были ремесленниками. По переписи 1527 г. из 104 евреев-домовладельцев 44 человека были портными.
| + | |
- | | + | |
- | В 1541 г. еврейские и христианские портные заключили соглашение, помогавшее им избежать конкуренции. Среди евреев Рима появились музыканты. Евреи, как и все население Рима, пострадали с захватом города 6 мая 1527 г. испано-германской армией императора Карла V.
| + | |
- | | + | |
- | Папа Павел III (1534–49) продолжал политику своего предшественника Климента VII. Например, он запретил представление «Страстей Христовых» в римском Колизее, так как после этого часто случались нападения на евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В правление Павла III многие кардиналы покровительствовали евреям; кардинал Эгидий (Эджидио) да Витербо поселил в своем доме [[Левита, Элияху|Элияху Левиту]], который обучал его ивриту (Левита был владельцем одной из появившихся в Риме еврейских типографий).
| + | |
- | | + | |
- | Папский врач Я. Мартино (умер в 1544 г.) в 1539 г. был назначен преподавателем медицины в римском университете Сапиенца.
| + | |
- | | + | |
- | До середины 16 в. римская еврейская община находилась в более благоприятной ситуации по сравнению с большинством еврейских общин Италии и Европы.
| + | |
- | | + | |
- | Отношение к евреям заметно ухудшилось с начала Контрреформации, и папская политика наложения ограничений на евреев продолжалась более трех веков.
| + | |
- | | + | |
- | В 1542 г. в Риме был учрежден трибунал инквизиции, в 1543 г. был создан приют для крещеных евреев, содержать который должны были сами евреи.
| + | |
- | | + | |
- | В 1555 г. папа Павел IV издал буллу о выселении евреев в специальный квартал (см. [[Гетто]]) и запрете евреям владеть землей, торговать зерном, а христианам лечиться у еврейских врачей.
| + | |
- | | + | |
- | 26 июля 1555 г. все евреи были переселены в гетто; место для него было выбрано на левом берегу реки Тибр, который затопляло при наводнениях, поэтому оно было нездоровым.
| + | |
- | | + | |
- | Почти все синагоги в Риме были закрыты. Два месяца спустя гетто обнесли стеной, строительство которой оплатили сами евреи. Евреи были вынуждены продать всю свою недвижимую собственность, находившуюся за стенами гетто.
| + | |
- | | + | |
- | В день [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]], 4 сентября 1553 г., были сожжены книги Талмуда и многие другие еврейские сочинения.
| + | |
- | | + | |
- | В 1557 г. власти конфисковали еврейские книги в синагогах.
| + | |
- | | + | |
- | В это время большинство произведений еврейской литературы было запрещено, что отрицательно сказалось на еврейской религиозной жизни и уровне еврейской учености в Риме (в гетто до конца 18 в. часто проводились обыски для изъятия запрещенных книг).
| + | |
- | | + | |
- | Пий V (1566–72) не только возобновил действие ограничительного антиеврейского законодательства, но и повелел в 1569 г. изгнать евреев их всех городов Папской области, за исключением Рима и Анконы.
| + | |
- | | + | |
- | Большая часть изгнанников нашла убежище в Риме. Григорий XIII в 1577 г. предписал евреям (не менее чем 100 мужчинам и 50 женщинам) каждую субботу присутствовать на проповедях, призывавших к обращению в христианство.
| + | |
- | | + | |
- | Общине удалось добиться разрешения посылать на проповеди лишь около 10 человек; для этой цели стали подбирать глухих, однако вскоре обман был раскрыт, и власти возобновили прежние предписания.
| + | |
- | | + | |
- | В 1599 г. были приняты ограничения на поселение евреев в Риме. Во время правления папы Павла V (1605–21) были ликвидированы еврейские автономные суды, и все дела, находившиеся в их ведении, перешли в суд папского викария. Евреев стали подвергать крещению насильственному.
| + | |
- | | + | |
- | == Семнадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | С начала 17 в. их принуждали участвовать в особых карнавальных процессиях: 100 евреев во главе с раввином должны были ехать на ослах, сидя лицом к хвосту.
| + | |
- | | + | |
- | Каждого вновь избранного папу еврейская делегация приветствовала под аркой Тита; папа принимал от евреев свиток [[Тора|Торы]], а затем возвращал его в знак бесчестия.
| + | |
- | | + | |
- | В 1682 г. евреям было запрещено заниматься банковским делом. Множеству евреев-бедняков в Риме помогало более 40 благотворительных организаций.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи были в основном старьевщиками, однако были и портные, ювелиры, плотники, мелкие и несколько крупных торговцев.
| + | |
- | | + | |
- | В 17–18 вв. на маленьком пространстве, которое занимало гетто, в условиях большой скученности проживало около десяти тысяч евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Когда в 1656 г. в Риме вспыхнула эпидемия чумы, в гетто погибло около 800 человек.
| + | |
- | | + | |
- | Евреям было разрешено иметь только одну синагогу, поэтому они устроили пять синагог с различным ритуалом под одной крышей.
| + | |
- | | + | |
- | == Восемнадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | В 18 в. положение не изменилось. Власти соблюдали все прежние ограничения по отношению к евреям.
| + | |
- | | + | |
- | В 1731 г. были конфискованы все еврейские книги, обнаруженные в Папской области.
| + | |
- | | + | |
- | В 1783 г. два еврейских подростка были похищены из гетто для насильственного крещения по просьбе их дальних родственников-апостатов.
| + | |
- | | + | |
- | Петиция представителей еврейской общины, поданная папе Пию VI (1775–1800) с просьбой ослабить гнет антиеврейских законов, поддержанная 12 адвокатами-христианами, не привела ни к каким результатам.
| + | |
- | | + | |
- | Руководители еврейской общины Рима даже рассматривали возможность эмиграции всех римских евреев в Англию (см. [[Великобритания]]).
| + | |
- | | + | |
- | В феврале 1798 г. Рим заняли французские войска под командованием генерала А. Бертье. Папа покинул город.
| + | |
- | | + | |
- | Пришедшие к власти республиканцы объявили евреев равноправными гражданами; в благодарность евреи посадили у синагоги «дерево свободы».
| + | |
- | | + | |
- | Их стали принимать в национальную гвардию, появились и первые евреи-офицеры.
| + | |
- | | + | |
- | Но уже 30 сентября 1798 г. в Рим вступили неаполитанские войска, и старые порядки были восстановлены.
| + | |
- | | + | |
- | == Девятнадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1809 г. Рим был включен во Французскую империю, римские евреи получили права французских граждан.
| + | |
- | | + | |
- | В июне 1811 г. была организована первая еврейская [[Консистория|консистория]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1814 г. после возвращения в Рим папы Пия VII евреи опять были поселены в гетто.
| + | |
- | | + | |
- | При папах Льве XII (1823–29) и Пие VIII (1829–31) почти полностью было восстановлено средневековое антиеврейское религиозное законодательство.
| + | |
- | | + | |
- | Возобновились случаи насильственного крещения. Евреям было запрещено иметь христианскую прислугу и рабочих.
| + | |
- | | + | |
- | Возмущенные тяжелым гнетом, евреи после смерти Льва XII разрушили ворота гетто, но при Григории XVI (1831–46) они были восстановлены.
| + | |
- | | + | |
- | Пий IX (1846–78) после вступления на престол распорядился снести стены гетто и помогал еврейским беднякам.
| + | |
- | | + | |
- | В 1847 г. евреи были избавлены от участия в римских карнавалах и получили разрешение жить за пределами гетто. Были отменены обязательные проповеди, призывавшие евреев креститься.
| + | |
- | | + | |
- | В феврале 1849 г. в Риме победила революция, папа был вынужден бежать из города.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи активно участвовали в революционных событиях; специальным декретом было провозглашено их полное равноправие.
| + | |
- | | + | |
- | Однако 30 июня 1849 г. в городе был восстановлен старый порядок.
| + | |
- | | + | |
- | Напуганный революцией, папа стал проводить реакционный курс, ввел много прежних антиеврейских законов; имели место даже случаи насильственного крещения.
| + | |
- | | + | |
- | В 1868 г. в жившую в Риме семью апостатов был передан шестилетний Э. Мортара, крещенный в Болонье (которая также принадлежала папе римскому) против воли его родителей (см. [[Мортары Дело|Мортары дело]]).
| + | |
- | | + | |
- | В 1870 г. Рим был занят войсками Итальянского королевства, и папы были лишены светской власти.
| + | |
- | | + | |
- | Королевский декрет от 13 октября 1870 г. полностью упразднил ограничения по религиозному признаку, и римские евреи стали равноправными итальянскими гражданами.
| + | |
- | | + | |
- | == Двадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | В конце 19 в. — начале 20 в. большинство евреев продолжало проживать в районе гетто Рима из-за высокой квартирной платы в других районах города.
| + | |
- | | + | |
- | В 1905 г. в Риме было 7 тыс. евреев (1,5% населения), большинство из них — мелкие торговцы, рабочие и ремесленники.
| + | |
- | | + | |
- | Но были и богатые еврейские торговцы, представители свободных профессий, правительственные чиновники; в этой среде стали развиваться ассимиляторские тенденции.
| + | |
- | | + | |
- | В 1904 г. закончилось строительство главной синагоги «Новый храм» на месте сгоревшего здания, в котором в 16–19 вв. размещалось пять синагог.
| + | |
- | | + | |
- | Община была реорганизована, совершенствовались методы преподавания в школе [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]].
| + | |
- | | + | |
- | Витторио Кастильони (1840–1911) — один из последних представителей итальянской школы еврейских поэтов — в 1903–11 гг. был раввином в Риме; в 1912–34 гг. раввином Рима был известный сионистский лидер Анджело Сачердоти (1866–1935).
| + | |
- | | + | |
- | В 1930 г. в Рим переехала из Флоренции [[Раввинские Семинарии|раввинская семинария]] (Колледже раббинико итальяно).
| + | |
- | | + | |
- | В первые годы после прихода к власти Б. Муссолини (1922) положение евреев Рима и Италии не изменилось.
| + | |
- | | + | |
- | В Риме находились штаб-квартиры основных организаций итальянских евреев, в том числе Итальянской сионистской федерации.
| + | |
- | | + | |
- | Муссолини разрешил [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинскому]] открыть в Чивитавеккье под Римом морскую школу для членов [[Бетар|Бетара]].
| + | |
- | | + | |
- | Но в 1937–38 гг. были введены антиеврейские законы, которые сначала соблюдались не строго.
| + | |
- | === Вход немецких войск ===
| + | |
- | | + | |
- | Ситуация резко изменилась, когда 9–10 сентября 1943 г. Рим заняли немецкие войска.
| + | |
- | | + | |
- | Рейхсфюрер СС (см. [[Сс И Сд|СС и СД]]) Г. Гиммлер отдал приказ о немедленном аресте римских евреев и последующей их депортации в лагеря смерти (см. [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофа]]).
| + | |
- | | + | |
- | Х. Капплер, командующий СС в Риме, потребовал от еврейской общины Рима предоставить немцам к 26 сентября 1943 г. 50 кг золота, заявив, что в случае невыполнения этого приказа будут расстреляны 200 человек. Золото было передано в назначенный срок.
| + | |
- | | + | |
- | 29 сентября немцы ворвались в помещения еврейских организаций и конфисковали их архивы; 13 октября разграбили старинные библиотеки еврейской общины Рима и раввинской семинарии.
| + | |
- | | + | |
- | 16 октября немцы организовали облаву на евреев Рима; было схвачено и арестовано 1007 человек, которых затем депортировали в [[Освенцим]] и уничтожили 23 октября 1943 г.
| + | |
- | | + | |
- | Многие итальянцы помогали евреям скрываться, некоторых прятали монастыри и другие учреждения католической церкви, в том числе Ватикан.
| + | |
- | | + | |
- | Папа Пий XII отказался публично осудить преследования евреев, но распорядился предоставить им убежище в монастырях (римский раввин Э. Цоллер, скрывавшийся в Ватикане, перешел после окончания войны в католичество и взял фамилию Цолли).
| + | |
- | | + | |
- | Вплоть до освобождения Рима союзническими армиями 4 июня 1944 г. немцы проводили облавы на евреев, в результате которых в Освенцим было депортировано еще более тысячи человек.
| + | |
- | | + | |
- | Число уничтоженных в нацистских лагерях римских евреев — 2091 (1067 мужчин, 743 женщины и 281 ребенок).
| + | |
- | | + | |
- | Из 335 расстрелянных в окрестностях Рима жителей города 73 были евреями; расстрел был карательной мерой в ответ на акцию итальянских партизан.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи Рима активно участвовали в [[Сопротивление Антинацистское|Сопротивлении антинацистском]].
| + | |
- | === Вторая половина двадцатого века ===
| + | |
- | | + | |
- | К концу войны еврейское население Рима насчитывало около 11 тыс. человек, к 1965 г. — 12 998, в начале 1990-х гг. — около 16 тысяч.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейская община Рима была единственной увеличивавшейся еврейской общиной Италии.
| + | |
- | | + | |
- | В 1967 г. в Рим переехали три тысячи евреев из [[Ливия|Ливии]], часть из них затем уехала в Израиль, но большинство осталось в Риме.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1980-х гг. в Риме поселилось небольшое число евреев из [[Иран|Ирана]].
| + | |
- | | + | |
- | В Риме происходил и естественный прирост еврейского населения: детей в семьях в еврейской общине Рима было больше, чем в других еврейских общинах Италии, а процент ассимиляции и [[Брак Смешанный|смешанных браков]] — наименьшим.
| + | |
- | | + | |
- | Большинство евреев жили в районе старого гетто, среди них было по-прежнему много мелких уличных торговцев; процент лиц с высшим образованием среди евреев Рима был невысоким.
| + | |
- | | + | |
- | В Риме действовал Союз еврейских общин Италии (с 1982 г. его возглавляла писательница Туллия Цви (Цеви), Итальянская раввинская семинария (Колледже раббинико итальяно, см. выше) и другие еврейские учреждения.
| + | |
- | | + | |
- | С середины 1970-х гг. до конца 1980-х гг. в городках под Римом — [[Остия|Остии]] и Ладисполи — находились временные центры проживания советских евреев, эмигрировавших в США, Канаду и другие страны.
| + | |
- | | + | |
- | == Конец двадцатого века – двухтысячные годы ==
| + | |
- | | + | |
- | В 2004 г. численность еврейского населения Рима, зарегистрированного в еврейской общине, составляла около пятнадцати тысяч человек.
| + | |
- | | + | |
- | Считается, что в Риме живут еще около десяти тысяч евреев, не зарегистрированных в общине.
| + | |
- | | + | |
- | Часть из них — эмигранты из государств, образовавшихся после распада Советского Союза, а часть — покинувшие страну израильтяне.
| + | |
- | | + | |
- | Община Рима — единственная еврейская община Италии, которая численно не сокращается.
| + | |
- | | + | |
- | В Риме более низкий уровень ассимиляции, чем в других итальянских городах, где проживает еврейское население: меньше смешанных браков, выше показатель рождаемости еврейских женщин, меньше разводов.
| + | |
- | | + | |
- | В Риме в конце 1990-х – начале 2000-х гг. функционировали представительства международных еврейских организаций: [[Джойнт]], [[Еврейское Агентство|Еврейское агентство]], [[Вицо|ВИЦО]].
| + | |
- | | + | |
- | В Риме функционирует система еврейских учебных заведений, включающая детский сад, начальные и средние школы. В рамках этой системы учатся около 60% еврейских детей.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1990-х годов итальянские ученые провели социально-демографическое исследование еврейских жителей Рима.
| + | |
- | | + | |
- | Треть опрошенных заявили, что имеют высшее образование.
| + | |
- | | + | |
- | Большинство римских евреев владеют собственными домами и работают в торговой сфере.
| + | |
- | | + | |
- | Среди евреев Рима большая доля представителей свободных профессий. Большинство из опрошенных соблюдали [[Суббота|субботу]] и основные еврейские праздники, половина соблюдала [[Кашрут|кашрут]].
| + | |
- | | + | |
- | Среди молодежи больше соблюдающих еврейские традиции, чем среди евреев средних лет.
| + | |
- | | + | |
- | Большинство евреев Рима — приверженцы умеренно ортодоксального направления иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | В 2003 г. в городе действовали 10 синагог, в том числе Центральная синагога Рима.
| + | |
- | | + | |
- | В 2004 г. в Италии отмечалось столетие ВИЦО. Большинство синагог города — сефардские.
| + | |
- | | + | |
- | В ноябре 2001 г. главного раввина Рима и Италии Э. Таффа (занимал этот пост с 1951 г.) сменил Риккардо Ди Сеньи (родился в 1949 г.), глава Итальянской раввинской семинарии, врач-рентгенолог.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейская община Рима издает еженедельник «Шалом», журнал «Портика» и др.
| + | |
- | | + | |
- | В ноябре 2005 г. состоялось торжественное открытие Еврейского музея Рима в здании Центральной римской синагоги (директор — Даниэла Ди Кастро).
| + | |
- | | + | |
- | В экспозиции — коллекции уникальных памятников истории и культуры итальянских евреев средневековья, в том числе еврейских манускриптов и инкунабул (см. [[Книгопечатание]]).
| + | |
- | | + | |
- | В 2004 г. в Риме был открыт музей Холокоста.
| + | |
- | === Рост антисемитских выступлений ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1980-х гг., в особенности после начала [[Ливанская Война|Ливанской войны]], в Риме участились антисемитские выступления правых профашистских элементов и крайне левых групп (см. [[Новые Левые|Новые левые]]), осуждающих внешнюю политику Израиля.
| + | |
- |
| + | |
- | 9 октября 1982 г. арабские террористы и помогавшие им члены крайне левых подпольных организаций Италии забросали гранатами и обстреляли из автоматов главную синагогу Рима.
| + | |
- | | + | |
- | Погиб двухлетний мальчик, около 40 человек было ранено.
| + | |
- | | + | |
- | 27 декабря 1985 г. арабские террористы напали в римском аэропорту на самолет израильской авиакомпании [[Эл-Ал|Эл-Ал]].
| + | |
- | | + | |
- | В январе 1988 г. группы леворадикальной молодежи дважды пытались ворваться в главную римскую синагогу, однако полиция воспрепятствовала этому.
| + | |
- | | + | |
- | В первой половине 1990-х гг. число антисемитских инцидентов в Риме уменьшилось. 13 апреля 1991 г. папа Иоанн-Павел II впервые за всю историю римско-католической церкви посетил главную синагогу Рима.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Риме активизировались антисемитские группы: неофашисты, банды скинхедов и футбольные болельщики клуба «Лацио».
| + | |
- | | + | |
- | С конца 1990-х гг., особенно после начала «интифады ал-Акса» (см. [[Палестинская Автономия|Палестинская автономия]]), в левых кругах итальянского общества, среди представителей ителлигенции, в многотысячной мусульманской общине резко усилились антисионистские настроения, часто откровенно антисемитского характера.
| + | |
- | | + | |
- | В ноябре 1990 г. неофашистская группа взорвала бомбу у здания Музея освобождения, где шел просмотр израильского фильма о процессе Эйхмана (см. [[Эйхмана Процесс|Эйхмана процесс]]).
| + | |
- | | + | |
- | В январе 2002 г. два скинхеда ворвались в квартиру юриста-еврея, который представлял интересы еврейской общины, в том числе в процессе против ультраправой газеты, и зверски избили хозяина.
| + | |
- | | + | |
- | В июле 2006 г. после завершения чемпионата мира по футболу, закончившегося победой сборной Италии, толпы футбольных болельщиков, праздновавших победу, выкрикивали антисемитские лозунги.
| + | |
- | | + | |
- | Рядом с кашерной столовой на улице Портико д’Оттавия они написали на стенах, что капитан сборной Франции З. Зидан, удаленный с поля за несколько минут до окончания матча за неспортивный поступок, — еврей.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13523|РИМ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейская община]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев по странам]]
| + | |
- | [[Категория:Концентрационные лагеря Третьего рейха]]
| + | |