м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Бемидбар (Числа), библейская книга]] |
- | | ТИП СТАТЬИ = 2
| + | |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Издание
| + | |
- | | Название = Чи́сла
| + | |
- | | Оригинал названия = בְּמִדְבַּר (Бе-мидба́р ''— «В пустыне»)'
| + | |
- | | Изображение = ISJabalMusa.JPG
| + | |
- | | Ширина = 200px
| + | |
- | | Подпись = [[Синай (гора)|Синай]]
| + | |
- | | Автор = [[Моисей]]
| + | |
- | | Жанр = [[Священное Писание]]
| + | |
- | | Язык = [[древнееврейский]]
| + | |
- | | Серия = [[Библия]] / [[Ветхий Завет]] / [[Пятикнижие]]
| + | |
- | | Выпуск = около [[XIV в. до н. э.]]
| + | |
- | | Предыдущая = [[Книга Левит|Левит]]
| + | |
- | | Следующая = [[Второзаконие]]
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Книга Бе-мидба́р''' ({{lang-he|בְּמִדְבַּר}} — «В пустыне»; {{lang-la|Numeri}}; {{lang-grc|Ἀριθμοί}} - ''Числа'') — четвёртая книга [[Тора|Пятикнижия]] ([[Тора|Торы]]). Повествование охватывает события от приготовлений к уходу из Синая до прибытия «''на равнины [[Моав]]а, при [[Иордан]]е, против [[Иерихон]]а''». Основное содержание этой книги — жизнь народа в пустыне, пред лицом Создателя и «наедине» с Ним.
| + | |
- | == Другие названия ==
| + | |
- | В [[Мишна|Мишне]] и [[Талмуд]]е<ref>[[Мишна]], Иома 7:1; [[Иерусалимский Талмуд]], Иома 3:1 и в других местах</ref> называется «'''''Хумаш а-пкудим'''''» (букв. `''Пятина исчисленных''`). Это название, как и другие (Numeri, Книга Чисел) объясняется тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его [[Колена Израиля|колен]], священнослужителей, первенцев и т.п.
| + | |
- | | + | |
- | ==Содержание книги ==
| + | |
- | === Подготовка к походу (главы 1-4) ===
| + | |
- | В первых главах речь идет о приготовлениях к военному походу, и приводится число боеспособных мужчин, которое, как и в Исх. 38:26, составляет 603 550<ref>Чис. 2:32</ref>. В этих же главах описан порядок, который соблюдался как на стоянках, так и в пути: в центре находилась [[Скиния]], которую несли [[левиты]], а по четырём её сторонам располагались по три колена. Эта часть книги Числа устанавливает законы о [[Назорей|назореях]] и завершается священническим благословением<ref>6:22–27</ref>, а также перечисляет коллективные и индивидуальные пожертвования начальников колен для священнослужения в Скинии. Каждый из начальников приносил дары в назначенный день в том порядке, в каком колена перечислены в Чис. 2. Были изготовлены две серебряные духовые трубы, и установлены правила для их использования в бою и в праздники<ref>Чис. 10:1–10</ref>.
| + | |
- | === Движение отряда, ропот (главы 10-15) ===
| + | |
- | В 20-й день второго месяца на второй год [[Исход]]а израильтяне покинули гору [[Синай (гора)|Синай]] и двинулись в путь<ref>Чис. 10:11–12</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Однако приготовления к приходу в [[Земля Израиля|Землю обетованную]] оказались напрасны, народ проявил моральную слабость, что выражалось в актах непослушания, о которых рассказано в главах 11–25.
| + | |
- | | + | |
- | Первый из случаев ропота Израиля против Бога и Его посланника Моисея связан с однообразием посылаемой Богом каждое утро пищи ([[манна небесная]]) (11:1–2). В ответ на жалобы Моше Бог посвятил 70 мужей в старейшины, возложил на них часть бремени Моше (11:16–25) и послал израильтянам несметное множество перепелов.
| + | |
- | | + | |
- | Далее следует рассказ о том, что Аарон и [[Мариам]] (Мирьям) упрекали Моисея «''за жену эфиопку''» (12:1–3), которую он «''взял за себя''», и Бог наказал Мирьям проказой, впоследствии исцелив её (глава 12).
| + | |
- | | + | |
- | Ропот израильтян достиг кульминации в их отказе идти в Землю обетованную (главы 13, 14). По велению Бога Моше послал в Ханаан 12 разведчиков — по одному от каждого колена. Вернувшись через 40 дней к Моше, они подтвердили, что в [[Земля Израиля|Земле Израиля]] «''подлинно течет молоко и мед''» (13:28), однако, испуганные силой живущего там народа, «''распускали худую молву о земле, которую осматривали, между сынами Израилевыми''» (13:33). В результате израильтяне стали «роптать на Моисея» и «сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (14:2, 4).
| + | |
- | | + | |
- | Двое из разведчиков — [[Иисус Навин]] (Иехошуа бин Нун) и Халев (Калев) — призвали народ уповать на Божье обетование, однако израильтяне вознамерились побить их камнями (14:6–10). В наказание за слабость веры Бог осудил всех (кто был в возрасте 20-ти и более лет во время исхода из Египта), за исключением Иисуса Навина и Халева, на странствия и смерть в пустыне, а за самовольную попытку израильтян войти в Ханаан они были наказаны поражением в битве с амалекитянами и ханаанеями (14:11–45).
| + | |
- | | + | |
- | Отрывок завершается установлением смертной казни за нарушение [[Шаббат]]а и предписанием носить [[цицит]] (15:39–40) как постоянное напоминание о Завете.
| + | |
- | | + | |
- | === Бунт Кораха, законы левитов (главы 16-19) ===
| + | |
- | {{main|Корах (двоюродный брат Моше)}}
| + | |
- | В рассказе о «восстании» левита [[Корей|Корея]] (Кораха) против Моше и Аарона отражается недовольство части потомков колена Реувена, а также левитов отведённым им подчинённым положением по сравнению с [[коэны|коэнами]], которым была дана прерогатива отправления культа в [[Скиния|Скинии]]. Бог наказал ропщущих и восстановил авторитет Аарона.
| + | |
- | | + | |
- | За этим следуют установления об обязанностях и правах [[левит]]ов как прислужников священников и предписания о ритуальном очищении пеплом красной коровы.
| + | |
- | {{main|Красная корова}}
| + | |
- | Далее повествуется о периоде, завершающем 40-летнее скитание Израиля по пустыне.
| + | |
- | | + | |
- | === Смерть вождей израильтян, путь через пустыню (главы 20–21) ===
| + | |
- | Глава начинается сообщением о смерти Мариам и завершается рассказом о смерти Аарона и наследовании священничества его сыном Елезаром (Эл‘азаром).
| + | |
- | | + | |
- | На своем пути в Землю обетованную израильтяне направились в Заиорданье, однако царь [[Эдом]]а отклонил их просьбу разрешить проход через его территорию (20:14–21). Нанеся поражение ханаанскому царю [[Арад]]у (21:1–3), израильтяне двинулись вдоль Красного моря, чтобы обойти Эдом с юга.
| + | |
- | | + | |
- | Трудности пути через пустыню вновь вызвали малодушие у израильтян, за что Бог наказал их нашествием ядовитых змей (21:5–6).
| + | |
- | | + | |
- | В результате победы над царем Сихоном израильтяне впервые приобрели собственную территорию: «''И поразил его Израиль мечом, и взял во владение землю его...''» (21:24).
| + | |
- | | + | |
- | Кратким рассказом о победе над царём [[Башан]]а, [[Ог]]ом, позволившей израильтянам завершить овладение территориями к северу от заиорданских царств, заканчивается повествование о продвижении израильтян из Синая в Заиорданье.
| + | |
- | === Пребывании израильтян на равнинах [[Моав]]а (главы 22–32) ===
| + | |
- | История о волхве [[Валаам (прорицатель)|Валаам]]е (Биль'аме), которого Балак, царь Моава, послал проклясть Израиль, а он вместо этого благословил его (главы 22–24), показывает неуязвимость народа Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Вслед за этим, однако, повествуется об очередном отступничестве народа, впавшего под влиянием моавитян в [[идолопоклонство]] и «''блудодействовавшего с дочерями Моава''» (25:1–3). После того, как [[Финеес]] (Пинхас) публично умертвил зачинщиков, Бог повелел Моше казнить «начальников народа» и поразить «двадцать четыре тысячи из израильского стана» (25:9), заповедав Израилю вечную вражду к мидианитам, «ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем» (25:18).
| + | |
- | | + | |
- | Этот эпизод завершается в книге Числа длинным перечнем отступничеств Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Исчисление израильтян в главе 26 аналогично главе 1, однако дает несколько меньший итог, который отражает потери вследствие Божьего наказания. Рассказ об исчислении служит введением к установлению законов об уделе дочерей (27:1–11).
| + | |
- | | + | |
- | Глава завершается рассказом об избрании Иисуса Навина преемником Моше (27:12–23).
| + | |
- | | + | |
- | Повествование прерывается предписаниями о праздничных жертвоприношениях (28–30) и об ответственности за обеты, данные женщинами (глава 30).
| + | |
- | | + | |
- | Глава 31 повествует о войне израильтян с мидианитами и дает пример, как следует делить захваченную на войне добычу.
| + | |
- | | + | |
- | В главе 32 повествуется о согласии Моше разрешить коленам [[Колено Рувимово|Реувена]] и [[Колено Гадово|Гада]] и половине [[Колено Менаше|колена Менашше]] поселиться в [[Гилад||Гильаде]] с условием, что они вместе с остальными коленами примут участие в войне за овладение [[Ханаан]]ом.
| + | |
- | | + | |
- | === Территории (главы 33-34) ===
| + | |
- | Глава 33 начинается списком становищ израильтян на их пути от Египта до Моава; большая часть приводимых здесь географических названий не поддается идентификации, а многие из них не встречаются более в Библии.
| + | |
- | | + | |
- | За списком следует повеление Бога израильтянам завоевать Ханаан и разделить его территорию между коленами.
| + | |
- | | + | |
- | В главе 34 даётся перечисление всех границ земли, предназначенной для поселения израильтян, и имена тех, кто должен будет делить землю по жребию.
| + | |
- | === Дополнительные постановления (35-36) ===
| + | |
- | Глава 35 содержит постановление о городах левитов, которые, в отличие от остальных колен, не получат собственного надела, и о городах-убежищах для тех, кто совершил непреднамеренное убийство.
| + | |
- | | + | |
- | В последней главе даются дополнительные постановления о наследовании удела дочерьми.
| + | |
- | | + | |
- | ==Происхождение книги==
| + | |
- | Рассказы книги Числа о переписях соотносятся с аналогичными эпиграфическими находками из Мари (XVIII–XVII вв. до н. э.), в которых, как и в книге Числа, переписи населения связаны с воинской повинностью и распределением земли, причем термины марийских документов (''сабам'', ''пакаду'') соответствуют библейским терминам (''цава'' и ''пакад''). Повествовательный материал книги следует также сравнивать с политическим положением в XIII в. до н. э., когда многочисленные государства региона были вассалами мидианитов, контролировавших политику этих государств. Этот факт объясняет, почему приближение воинственных израильтян обеспокоило не только моавитян, но и мидианитских «старейшин»<ref>Чис. 22:2–4</ref>. По всей видимости, пятеро знатных мидианитов, убитых на территории аморейского царя Сихона<ref>Нав. 13:21</ref>, были мидианитскими эмиссарами в Хешбоне. Мидианитские представители сопровождали моавитских послов, обратившихся к Валааму за помощью в действиях против израильтян<ref>Чис. 22:7</ref>. Возможно, что именно мидианиты были инициаторами деморализации израильтян<ref>Чис. 25:6–9, 14–16</ref>, поскольку Бог наказал Моисею враждовать с мидианитами, а не с моавитянами<ref>Чис. 25:17–18</ref>, и этот наказ был выполнен (глава 31). В 1 тыс. до н. э. мидианиты практически исчезли из поля зрения израильтян.
| + | |
- | == Разделение книги на [[недельная глава|недельные разделы]] ==
| + | |
- | # [[Бемидбар (недельный раздел)|Бемидбар]] (1:1-4:20)
| + | |
- | # [[Насо]] (4:21-7:89)
| + | |
- | # [[Беhаалотха]] (8:1-12:16)
| + | |
- | # [[Шлах]] (13:1-15:41)
| + | |
- | # [[Корах]] (16:1-18:32)
| + | |
- | # [[Хукат]] (19:1-22:1)
| + | |
- | # [[Балак (недельный раздел)|Балак]] (22:2-25:9)
| + | |
- | # [[Пинхас (недельный раздел)|Пинхас]] (25:10-30:1)
| + | |
- | # [[Матот]] (30:2-32:42)
| + | |
- | # [[Масей]] (33:1-36:13)
| + | |
- | == Библейская критика ==
| + | |
- | Согласно принятому в библеистике взгляду, текст книги Числа основан на так называемом Жреческом кодексе, одном из четырех источников [[Тора|Торы]] (гипотеза [[Вельхаузен, Юлиус|Ю. Вельхаузена]]).
| + | |
- | | + | |
- | Повествовательный материал книги Числа тесно связан с Яхвистским и Элохистским источниками книг [[Бытие]] и [[Исход Из Египта|Исход]], однако обнаруживает существенное отличие: в книге Исход до [[Откровение|откровения]] на горе Синай религиозные прегрешения израильтян не были наказаны, а в книге Числа после заключения [[Завета]] израильтяне подвергаются наказанию за свои прегрешения. Теория, согласно которой законодательство Жреческого кодекса отражает теократическую реальность периода после [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]], была опровергнута [[Кауфман, Иехезкель|И. Кауфманом]]. Тем не менее датировка книги весьма проблематична, поскольку материал Жреческого кодекса комбинируется с разнородными и разновременными повествовательными и культовыми традициями.
| + | |
- | | + | |
- | Рассказы книги Числа о переписях следует сравнить с аналогичными эпиграфическими находками из [[Мари]] (18–17 вв. до н. э.), в которых, как и в книге Числа, переписи населения связаны с воинской повинностью и распределением земли, причем термины марийских документов (сабам пакаду) соответствуют библейским терминам (цава и пакад). Повествовательный материал книги следует также сравнивать с политическим положением в 13 в. до н. э., когда многочисленные государства региона были вассалами мидианитов, контролировавших политику этих государств с помощью постоянных эмиссаров. Этот факт объясняет, почему приближение воинственных израильтян обеспокоило не только моавитян, но и мидианитских «старейшин» (22:2–4).
| + | |
- | | + | |
- | По всей видимости, пятеро знатных мидианитов, убитых на территории аморейского царя Сихона<ref>ИбН. 13:21</ref>, были мидианитскими эмиссарами в Хешбоне. Мидианитские представители сопровождали моавитских послов, обратившихся к Валааму за помощью в действиях против израильтян (22:7). Возможно, что именно мидианиты были инициаторами деморализации израильтян (25:6–9, 14–16), поскольку Бог наказал Моit враждовать с мидианитами, а не с моавитянами (25:17–18), и этот наказ был выполнен (глава 31). В 1 тыс. до н. э. мидианиты практически исчезли из поля зрения израильтян; видимо, редактор книги [[Судей Израилевых Книга|Судей]] счел нужным разъяснить, что мидианиты — это ветвь исмаэлитов<ref>Суд. 8:24</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | ==Сноски и источники==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | ==Ссылки==
| + | |
- | {{Викитека|Числа}}
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csod_pr.htm Книга Бемидбар]. Предисловие к изданию Сончино.
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|14688|Числа}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Книги ТаНаХа}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Книги ТаНаХа]]
| + | |
- | [[Категория:Пятикнижие]]
| + | |
- | [[Категория:Книги по алфавиту]]
| + | |