|
|
(10 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Еврейский социализм]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Еврейский социализм ''', еврейские движения и партии, считающие социалистическое преобразование общества совместимым с национальным освобождением еврейского народа либо необходимым условием этого освобождения. К еврейскому социализму не относится участие евреев в социалистических движениях, не преследовавших специфически еврейских целей (см. [[Социализм]]).
| + | |
- | | + | |
- | Содержание:
| + | |
- | | + | |
- | [[Введение]] [[Россия]] [[Восточная Европа]] [[Центральная Европа]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Великобритания]] [[США и Канада]] [[Эрец-Исраэль]] [[Молодежные движения]] [[Еврейский социализм и коммунизм]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Значение еврейского социализма]]
| + | |
- | | + | |
- | == Введение ==
| + | |
- | | + | |
- | Еврейский социализм возник как объединение двух различных движений: социалистического и национально-освободительного.
| + | |
- | | + | |
- | Идеология еврейского социализма отражала своеобразные условия жизни еврейских масс в странах Восточной Европы: Австро-Венгрии (главным образом [[Галиция]], [[Буковина]], Карпатская Русь и другие области) и [[Россия|России]] (главным образом в [[Черта Оседлости|черте оседлости]]).
| + | |
- | | + | |
- | Еврейский социализм распространился затем в других странах диаспоры ([[Великобритания]], [[Соединённые Штаты Америки]], страны Латинской Америки и др.), а также в [[Эрец-Исраэль]]. | + | |
- | | + | |
- | На идеологии еврейского социализма отразились различные течения социалистической мысли, представленной на рубеже 19 в. и 20 в. главным образом марксизмом, а также немарксистским социализмом (в России прежде всего народничеством).
| + | |
- | | + | |
- | Идеи разных течений социализма нередко объединялись в еврейском социализме. Разные течения еврейского социализма отличались друг от друга своим подходом к решению еврейского вопроса.
| + | |
- | | + | |
- | По отношению к проблеме [[Галут|галута]] идеология еврейского социализма делилась на две основные группы:
| + | |
- | | + | |
- | 1) сионистскую ([[Поалей Цион|Поалей Цион]], [[Цеирей Цион|Цеирей Цион]] и др.), видевшую в галуте, наряду с другими присущими ему отрицательными сторонами, главное препятствие в борьбе за социализм и улучшение положения еврейских масс;
| + | |
- | | + | |
- | 2) несионистскую, которая считала возможным — или даже желательным — достижение этих целей в диаспоре (например, [[Бунд]]).
| + | |
- | | + | |
- | Существовали также промежуточные течения [[Территориализм|территориализма]] и [[Автономизм|автономизма]] ([[Сионистская Социалистическая Рабочая Партия|Сионистская социалистическая рабочая партия]], [[Социалистическая Еврейская Рабочая Партия|Социалистическая еврейская рабочая партия]]).
| + | |
- | | + | |
- | Большинство течений еврейского социализма редко ограничивалось рамками одной страны, что порождалось самим фактом рассеяния еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Чувство общей национальной принадлежности, общность языка (см. [[Идиш Язык|Идиш язык]]) и культуры, а также сходные условия существования и общие цели борьбы (особенно в Восточной Европе) приводили к тому, что большинство движений еврейского социализма, в том числе молодежных, возникнув в одной стране, вскоре выходили за ее пределы и распространялись в соседних и даже далеких странах (как США, [[Аргентина]], Южная Африка и др.).
| + | |
- | | + | |
- | На возникновение и развитие еврейского социализма в России и других странах решающее влияние оказали такие конкретные исторические события, как русская революция 1905–1906 гг.; волна [[Погромы|погромов]] в России, в значительной мере инспирированная властями, стремившимися направить недовольство масс против евреев; возникновение сионистского движения (см. [[Сионизм]]) в конце 19 в. и его кризис в начале 20 в. в связи со спорами вокруг [[Уганды План|Уганды плана]], приведшими к расколу и появлению территориализма и автономизма; возобновление в начале 20 в. еврейского заселения Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Предшественником еврейского социализма был [[Гесс|М. Гесс]], который одним из первых в социалистических кругах стал рассматривать еврейство как национальное, а не только религиозное единство, и высказал идею возрождения независимого еврейского государства, которая осуществится благодаря построению социалистического общества в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Однако в [[Германия|Германии]] идеи М. Гесса не привели к возникновению еврейского социализма как общественного движения.
| + | |
- | | + | |
- | Он возник в конце 19 в. – начале 20 в. в Восточной Европе, где еврейство включало массы трудящихся — ремесленников и рабочих, говоривших на идиш и живших в местечках (см. [[Местечко]]), в основном в [[Польша|Польше]], на [[Украина|Украине]], в [[Белоруссия|Белоруссии]], Прибалтике (особенно в [[Литва|Литве]]), в [[Бессарабия|Бессарабии]], а также в [[Румыния|Румынии]] и некоторых частях Австро-Венгрии.
| + | |
- | | + | |
- | К концу 19 в. возникла еврейская интеллигенция (в том числе студенчество), испытавшая влияния русской революционной и социалистической идеологии.
| + | |
- | | + | |
- | Стимулируемое антиеврейской политикой царизма стремление евреев к национальному возрождению нередко реализовывалось не только в форме «палестинофильства» (см. [[Ховевей Цион]]) и других видов светского национального движения, но и в рамках революционных кружков.
| + | |
- | | + | |
- | Эта еврейская интеллигенция, детище [[Хаскала|Хаскалы]], выступала против старых (в основном религиозных) традиций и ценностей еврейства; ее радикальная часть принимала идеи социализма — сначала народничества, затем марксизма.
| + | |
- | | + | |
- | Принятие социалистической идеологии часто было признаком и началом [[Ассимиляция|ассимиляции]], однако иногда еврейские интеллигенты под влиянием этой идеологии и примера социалистического движения других наций (русских, поляков) в России и других странах (Германии, Австро-Венгрии) «открывали», что существуют еврейские трудящиеся (под влиянием марксизма они рассматривались как еврейский пролетариат); это привело некоторых интеллигентов к мысли о распространении среди еврейских трудящихся своего нового учения.
| + | |
- | | + | |
- | Возникновение еврейского светского национального движения и союз радикальной еврейской интеллигенции с еврейскими трудящимися массами создавали условия для возникновения еврейского социализма.
| + | |
- | | + | |
- | Этот союз возник сначала в северо-западной части черты оседлости (в губерниях, соответствующих территориям современной Литвы и Белоруссии), где в городах преобладали еврейские рабочие (главным образом, ремесленники) и еврейская интеллигенция меньше подверглась ассимиляции, чем в Царстве Польском или на Украине, куда еврейский социализм пришел из Литвы, а затем распространился за пределы России, в австрийскую Галицию, в Англию, США, Аргентину и особенно в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Первыми идеологами еврейского социализма были [[Либерман, Авигдор|А. Либерман]], затем — [[Винчевский, Мориц|М. Винчевский]] и Х. Житловский. В
| + | |
- | | + | |
- | журнале «Вперед» (издавался П. Лавровым в Лондоне) Либерман опубликовал в 1875 г. серию статей о еврейском пролетариате.
| + | |
- | | + | |
- | Открыв существование еврейских рабочих в Вильне (см. [[Вильнюс]]) и [[Белосток|Белостоке]], Либерман утверждал, что им, живущим в специфических условиях и говорящим на особом языке, необходима своя организация, которая была бы секцией русского революционного движения.
| + | |
- | | + | |
- | В ответ на обвинение в отходе от социалистического интернационализма Либерман утверждал, что признание особых проблем еврейского пролетариата не имеет отношения к национализму и что он сам не признает понятий типа «еврейство», а верит только в понятия «отдельная личность» и «классы».
| + | |
- | | + | |
- | Либерман открыл существование еврейского рабочего класса и объяснил необходимость создания особой еврейской организации по чисто «практическим» соображениям.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя Либерман не пошел дальше этого и не осуществил свои планы в России (в эмиграции в Лондоне ему удалось создать первую в истории организацию еврейских рабочих; см. [[Социализм. Великобритания]]), тем не менее он считается пионером еврейского социализма не только потому, что издавал первый еврейский социалистический журнал на иврите (см. [[Иврит Язык|Иврит язык]]) «hа-Эмет», но и потому, что его идею особых проблем еврейского рабочего движения приняли все идеологи и практики еврейского социализма.
| + | |
- | == Россия ==
| + | |
- |
| + | |
- | Движения Ховевей Цион и еврейский социализм в России возникли почти одновременно и независимо друг от друга после погромов начала 1880-х гг., развиваясь параллельно и не пересекаясь.
| + | |
- | | + | |
- | Лишь после создания международного сионистского движения в 1890-х гг. (см. [[Сионизм. Исторический обзор. Возникновение сионизма. Деятельность Т. Герцля в 1896–1904 гг. Становление и развитие движения 1904–17 гг.]]) появились первые социалистические сионистские организации, которые соединили идеи социализма (уже распространившиеся к этому времени в черте оседлости благодаря деятельности социалистических кружков и Бунда) с сионизмом, влияние которого в России сильно возросло.
| + | |
- | | + | |
- | Возникновение еврейского социализма в России было предварено развитием в черте оседлости социалистических кружков, деятельность которых явилась предысторией не только Бунда, но в известной степени также сионистских социалистических движений.
| + | |
- | | + | |
- | Так, в 1880–90-х гг. в ряде крупных городов Литвы и Белоруссии возникли еврейские социалистические кружки, которые впервые объединили интеллигенцию с рабочими и ремесленниками.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи-руководители кружков были русифицированы даже больше, чем Либерман, который сохранил черты просветителя, приверженца Хаскалы и издавал журнал на иврите.
| + | |
- | | + | |
- | Среди руководителей кружков были и народники, и марксисты.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейских социалистов больше привлекал марксизм (классическое народничество возлагало надежды прежде всего на крестьян, которых практически не было среди еврейского населения черты оседлости), но еврейский социализм не мог стать и чисто марксистским движением, так как промышленный пролетариат был в черте оседлости незначительным меньшинством.
| + | |
- | | + | |
- | Течения еврейского социализма сохранили в своей идеологии черты немарксистского социализма, который хотел выступать от имени всех трудящихся, а не только наемных рабочих.
| + | |
- | | + | |
- | Кружки должны были стать школой социализма, готовящей кадры профессиональных революционеров.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские рабочие, участники кружков, как правило, не знали русского языка и должны были начинать с его изучения, а затем изучать экономику, художественную литературу и даже естественные науки, так как цель обучения, в соответствии с русской революционной традицией, заключалась в том, чтобы сделать из них «классово сознательных» борцов за социализм.
| + | |
- | | + | |
- | Кружки были еврейскими по необходимости, а не как следствие стремления создать независимое еврейское социалистическое движение; идея создания такового на базе кружков по подготовке кадров для русской революции возникла лишь тогда, когда кружки стали превращаться в профессиональные организации.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1890-х гг. возник кризис в развитии кружков: вместо того, чтобы стать школой социализма, они нередко использовались евреями лишь для получения образования, позволяющего избежать нищенского существования неквалифицированного рабочего.
| + | |
- | | + | |
- | Одни бывшие члены кружков эмигрировали, другие стали студентами, третьи открыли собственные лавочки, мелкие мастерские и т. п., превратившись таким образом, с точки зрения руководителей социалистических кружков, в мелких буржуа.
| + | |
- | | + | |
- | В поисках выхода из тупика интеллигенция, руководившая кружками, сделала ставку на экономические интересы народных масс — идея, подсказанная отчасти собственным опытом еврейских стачек, а отчасти — примером русского и польского социалистических движений.
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом, кружки изменили свою направленность на организацию экономической борьбы.
| + | |
- | | + | |
- | Интеллигенция поняла, что классовое сознание формируется не путем изучения экономики, а в суровой школе забастовочного движения, которое показало бы рабочим взаимосвязанность хозяев предприятий и политического режима.
| + | |
- | | + | |
- | Был выдвинут лозунг: «Через экономику к политике».
| + | |
- | | + | |
- | Переход к экономической борьбе потребовал идеологического обоснования необходимости создания особой еврейской социалистической организации.
| + | |
- | | + | |
- | Это было сделано [[Кремер, Аркадий|А. Кремером]], Ш. Гожанским (1867–1943) и [[Мартов Л|Л. Мартовым]].
| + | |
- | | + | |
- | Их работы стали идеологической и организационной платформой основанного в 1897 г. в Вильне Всеобщего еврейского союза рабочих в Литве, Польше и России (см. [[Бунд]]).
| + | |
- | | + | |
- | Новая идеология и еврейское социалистическое (и профсоюзное) движение встретились с упорным противодействием со стороны русских марксистов, которые, создав в 1898 г. при участии представителей Бунда Российскую социал-демократическую партию (РСДРП), отказались допустить существование в ее рамках какой-либо автономной еврейской организации.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 19 в. – начале 20 в. руководство еврейского социализма выдвинуло идею существования связи между социальной миссией еврейского пролетариата как борца за социализм и его национальной ролью как защитника прав еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Жесткая позиция РСДРП, не желавшей принять федеративный принцип организации по национальному признаку, волна погромов, конкуренция еврейских сионистских социалистических движений (см. ниже) объясняют отход Бунда от полного отрицания еврейских национальных интересов и выдвижение в 1903–1905 гг. требования культурно-национальной автономии.
| + | |
- | | + | |
- | Требование обосновывалось тем, что еврейский пролетариат является носителем не только миссии социалистического переустройства общества, но и еврейской национальной традиции, противником ассимилированного (русифицированного или полонизированного) класса крупной и средней еврейской буржуазии в России.
| + | |
- | | + | |
- | Понимание этого стало складываться у еврейских социалистов лишь тогда, когда они впервые соприкоснулись с массой еврейских трудящихся, языком общения которых был идиш.
| + | |
- | | + | |
- | После поражения революции 1905 г. Бунд, который перешел на полулегальное положение, в значительной мере ограничил свою деятельность культурно-просветительской работой на языке идиш, демонстрируя подчеркнутый интерес к идиш как к языку еврейских трудящихся масс России.
| + | |
- | | + | |
- | Необходимость агитации выдвинула новых руководителей, которые в меньшей степени, чем их предшественники, подверглись русификации и были ближе к массам.
| + | |
- | | + | |
- | Бунд вскоре перешел от концепции, согласно которой особая еврейская организация оправдана главным образом с практической точки зрения, к теории, гласящей, что еврейский народ (представленный его пролетариатом) имеет свой язык и свою культуру, которые необходимо развивать.
| + | |
- | | + | |
- | Требуя для евреев национальных прав, главным образом права на развитие культуры на языке идиш, Бунд становился главной партией еврейского рабочего класса, опережая своих идеологических соперников, в особенности приверженцев социалистического сионизма, а также несоциалистического автономизма.
| + | |
- | | + | |
- | Однако незадолго до 1-й русской революции гегемонии Бунда бросили вызов альтернативные течения еврейского социализма.
| + | |
- | | + | |
- | Еще в конце 19 в. [[Житловский, Хаим|Х. Житловский]] сформулировал идеи социалистического автономизма, отличного не только от автономизма [[Дубнов, Семен Маркович|С. Дубнова]], но и от принципа персональной автономии, усвоенного Бундом.
| + | |
- | | + | |
- | Он выступал против сионизма, но после Кишиневского погрома (см. [[Кишинёв|Кишинев]]) стал склоняться к территориализму.
| + | |
- | | + | |
- | Провозвестником, а затем участником сионистского течения в еврейском социализме был [[Сыркин, Нахман|Н. Сыркин]].
| + | |
- | | + | |
- | Первые кружки Поалей Цион, возникшие в черте оседлости в 1901–1903 гг., в своей критике Бунда исходили из принципа, что еврейский рабочий класс — это не настоящий пролетариат и он не способен превратиться в настоящий пролетариат, так как сама диаспора делает невозможным нормальное существование евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейский вопрос может быть решен только путем концентрации еврейского населения на определенной территории, где можно будет создать настоящий пролетариат и вести классовую борьбу за создание еврейского социалистического общества.
| + | |
- | | + | |
- | Такая территориальная концентрация будет достигнута не как следствие волевого акта еврейского народа, к которому призывал [[Герцль, Теодор|Т. Герцль]], а как неизбежный результат деятельности еврейского пролетариата.
| + | |
- | | + | |
- | [[Сионисты-Социалисты|Сионистам-социалистам]], придерживавшимся марксистской теории, трудно было принять ориентацию «буржуазного» сионизма на Эрец-Исраэль, так как она казалась им мистической и неподтверждаемой научным социальным анализом.
| + | |
- | | + | |
- | Идеолог партии Поалей Цион [[Борохов, Бер|Б. Борохов]] пытался оправдать выбор территории Эрец-Исраэль с помощью марксистского детерминизма.
| + | |
- | | + | |
- | Группы сионистов-социалистов, включая марксистов, полумарксистов и народников, разъединяло отношение и к другим проблемам: к предпочтению языка иврит или идиш, к участию в работе в диаспоре, в том числе в русском революционном движении, и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | Во время 1-й русской революции в результате расхождений по принципиальным вопросам возникли три партии: партия Поалей Цион, ориентировавшаяся на Эрец-Исраэль, Сионистская социалистическая рабочая партия, которая, несмотря на свое название, придерживалась идеи территориализма, и [[Социалистическая Еврейская Рабочая Партия|Социалистическая еврейская рабочая партия]] (сеймисты), которая проповедовала идею автономизма и призывала к развитию еврейской национальной жизни в диаспоре под эгидой общеевропейского парламента (сейма), пока не созреют условия для территориального решения.
| + | |
- | | + | |
- | Эти партии (подробно см. ниже) представляли серьезную угрозу гегемонии Бунда.
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от Бунда, они вынуждены были преодолевать противоречия между борьбой за конечную цель и необходимостью борьбы в диаспоре за национальные права и улучшение экономических условий жизни еврейских масс.
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре обнаружилось, что деятельность Бунда и двух партий, выросших из движения Поалей Цион (сеймисты и территориалисты), во многом совпадает.
| + | |
- | | + | |
- | Объективная ситуация привела также к тому, что все три партии включились в борьбу за национально-культурную автономию.
| + | |
- | | + | |
- | Поэтому, несмотря на теоретические разногласия руководства этих партий, различия между ними все более стирались.
| + | |
- | | + | |
- | И бундовцы, и сеймисты, и территориалисты сотрудничали в деле организации школ с преподаванием на идиш, которые все они считали главным средством создания еврейской культурно-национальной автономии.
| + | |
- | | + | |
- | Стирание различий между партиями еврейского социализма привело к тому, что после революции 1917 г. сеймисты и социалисты (территориалисты) слились в [[Объединённая Еврейская Социалистическая Рабочая Партия|Объединенную еврейскую социалистическую рабочую партию]].
| + | |
- | | + | |
- | После большевистского переворота 1917 г. все партии, вышедшие из движения Поалей Цион, были в России постепенно ликвидированы.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейская социал-демократическая партия Поалей Цион (основана в 1906 г.) носила строго сионистский характер.
| + | |
- | | + | |
- | Ее идеологом и лидером был Б. Борохов. Из рядов этой партии вышли многие крупные деятели еврейского социализма в Эрец-Исраэль: [[Бен-Цви|И. Бен-Цви]] (в России), [[Бен-Гурион, Давид|Д. Бен-Гурион]], [[Табенкин, Ицхак|И. Табенкин]] (оба — в Польше).
| + | |
- | | + | |
- | В 1909 г. российская Поалей Цион вступила во Всемирный социалистический союз Поалей Цион (Брит оламит) и всемирную [[Сионистская Организация|Сионистскую организацию]], из которой, в отличие от Поалей Цион других стран (США, [[Австрия|Австрии]], Эрец-Исраэль), вышла в 1909 г. вследствие своего резкого полевения в годы реакции, когда партия ушла в подполье, а число ее членов, как и членов других партий еврейского социализма в России, резко сократилось.
| + | |
- | | + | |
- | Во время Первой мировой войны главным вопросом для партии было отношение к войне, а после октябрьского переворота 1917 г. — отношение к большевизму.
| + | |
- | | + | |
- | В 1919–20 гг. в Поалей Цион России произошел раскол: из нее вышла одесская организация, выступавшая за сохранение самостоятельности движения, тогда как левое крыло партии приняло коммунистическую идеологию.
| + | |
- | | + | |
- | Из общего движения Поалей Цион, большинство членов которого ориентировалось на Эрец-Исраэль, рано выделилась российская Сионистская социалистическая рабочая партия (основана в начале 1905 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Среди ее лидеров были Н. Сыркин, [[Динур|Б. Динур]], [[Кацнельсон, Берл|Б. Кацнельсон]] и другие.
| + | |
- | | + | |
- | Основным принципом партии с самого начала была признана идея территориализма, так как, по мнению идеологов партии, сущность сионизма заключается в его социально-экономических целях, а не в возрождении еврейской земли, культуры и традиций, а потому «нет органической связи между сионизмом и Палестиной».
| + | |
- | | + | |
- | После того, как партией была отвергнута и идея автономизма, минская группа [[«Возрождение»|Возрождение]] вышла из партии, став затем ядром партии сеймистов (см. ниже).
| + | |
- | | + | |
- | В 1905 г. сионисты-территориалисты вышли из Всемирного союза сионистов, поддержав Еврейское территориальное общество (ЕТО), созданное [[Зангвил, Израэл|И. Зангвилом]].
| + | |
- | | + | |
- | Территориалисты считали, что экономическое, политическое и национальное угнетение еврейского населения препятствует формированию в его среде подлинного пролетариата, способного стать борцом за социализм.
| + | |
- | | + | |
- | Предпосылкой его формирования должна быть концентрация еврейского населения путем сельскохозяйственного заселения «свободных территорий», на которых будет создан «еврейский национальный экономический организм».
| + | |
- | | + | |
- | Сионисты-социалисты поддерживали революционную борьбу в России.
| + | |
- | | + | |
- | Во время революции 1905 г. партия пользовалась большим влиянием, уступая только Бунду, и активно участвовала в организации еврейской [[Самооборона Еврейская|самообороны]] и в еврейском профсоюзном движении. Ее отделения появились также в Польше.
| + | |
- | | + | |
- | После подавления революции численность членов партии резко упала.
| + | |
- | | + | |
- | В 1915 г. партия впервые проявила положительное отношение к идее автономизма.
| + | |
- | Сионисты-социалисты были сторонниками развития культуры на языке идиш.
| + | |
- | | + | |
- | После Февральской революции 1917 г. в названии партии слово «сионистская» было заменено на «территориалистская», и была официально принята программа национальной автономии, что открыло путь к слиянию с сеймистами.
| + | |
- | | + | |
- | Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП), сторонников которой называли сеймистами (от слова «сейм» — еврейский национальный парламент), требовала для евреев статуса национальной группы, которая должна иметь экстерриториальную «персональную автономию».
| + | |
- | | + | |
- | Сеймисты восприняли эту идеологию от Х. Житловского, выдвинувшего идею еврейской автономии еще в 1890-х гг.
| + | |
- | | + | |
- | Существенное влияние на них оказали концепция и практика Социал-демократической партии Австрии.
| + | |
- | | + | |
- | Основой автономии должны были явиться еврейские общины, а высшим органом — еврейский сейм, который будет представлять интересы всего еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | Функции и права сейма должно было определить российское Учредительное собрание. Автономия должна была стать предварительным условием создания общееврейского территориального центра в неопределенном будущем.
| + | |
- | | + | |
- | По своей идеологии партия была близка к партии эсеров (см. [[Социализм. Россия]]), которые поддерживали идею федерального устройства России на основе национальной автономии.
| + | |
- | | + | |
- | СЕРП участвовала в конгрессах Социалистического Интернационала в качестве подсекции партии эсеров. Как и другие партии еврейского социализма, СЕРП активно участвовала в организации самообороны и придерживалась принципа межпартийной солидарности в еврейских профсоюзах.
| + | |
- | | + | |
- | В годы реакции СЕРП ограничила свою деятельность только интеллигентской средой. Часть ее членов ушла к сторонникам автономизма С. Дубнова — [[Фолкспартей]]; другая группа сеймистов во главе с Житловским перед Первой мировой войной развернула деятельность в США.
| + | |
- | | + | |
- | После революции 1917 г. СЕРП слилась с сионистами-социалистами (территориалистами) в рамках Объединенной еврейской социалистической рабочей партии, которая, поддержав сначала независимую Украину, после волны погромов склонилась к союзу с коммунистами, а к 1921 г., после ряда слияний с прокоммунистическими организациями, самоликвидировалась.
| + | |
- | | + | |
- | В Польше некоторые члены партии ушли в Бунд и к коммунистам, а оставшаяся часть просуществовала в качестве еврейской секции Независимой социалистической партии до ее запрета властями в 1937 г.
| + | |
- | | + | |
- | Движение Цеирей Цион, стихийно возникшее в 1903 г., руководствовалось идеями М. Гесса и особенно Н. Сыркина.
| + | |
- | | + | |
- | Оно ставило перед собой задачу возвращения евреев в Эрец-Исраэль и создания там социалистического общества.
| + | |
- | | + | |
- | Основными целями движения были [[Алия|алия]], халуцианство (см. [[Халуцим]]), заселение Эрец-Исраэль, возрождение иврита, производительный («продуктивный») труд; в диаспоре (в России) ставились также (хотя и в качестве второстепенных целей) задачи борьбы против царского режима и антисемитизма, за интересы рабочих и еврейскую автономию.
| + | |
- | | + | |
- | Отрицая марксистские принципы, в том числе классовую борьбу, движение Цеирей Цион в меньшей степени, чем другие течения еврейского социализма, испытывало теоретические затруднения, связанные с согласованием целей сионизма с социалистической идеологией. Руководитель движения [[Шпринцак, Иосеф|И. Шпринцак]] говорил, что Цеирей Цион — «социалисты в будущем», когда будет создано еврейское общество в Эрец-Исраэль, а Н. Сыркин указывал, что завоевание политической власти еврейскими трудящимися в Эрец-Исраэль или на другой территории должно быть следствием создания там экономически мощного сионистского движения.
| + | |
- | | + | |
- | Непосредственным толчком к возникновению движения Цеирей Цион послужил погром 1903 г. в Кишиневе, и именно в этом городе состоялись его первые две конференции (1905 и 1906 гг.).
| + | |
- | | + | |
- | Хотя до революции 1917 г. это движение, в отличие от Поалей Цион, не создало в России партий, оно проводило регулярные конференции и совещания, имело свои органы печати.
| + | |
- | | + | |
- | Состоялись три всероссийские конференции этого движения (1912, [[Минск]]; 1917, Петроград; 1920, [[Харьков]]).
| + | |
- | | + | |
- | Послереволюционная ситуация и коммунистический переворот привели к распаду движения Цеирей Цион России: левое крыло, так называемая Народная фракция, создало Сионистскую социалистическую партию (ЦС.; см. [[Сионисты-Социалисты|Сионисты-социалисты]]), а правое крыло («трудовики») объединилось с действовавшей в Эрец-Исраэль партией [[hа-Поэл hа-Цаир|hа-Поэл hа-цаир]] во всемирную организацию (с 1922 г. — [[Хит’ахадут]]).
| + | |
- | | + | |
- | Движение Цеирей Цион, как и Поалей Цион, приобрело всемирный характер. Особое внимание оно уделяло созданию молодежных халуцианских движений.
| + | |
- | == Восточная Европа ==
| + | |
- |
| + | |
- | В период между двумя мировыми войнами центром еврейского социализма стала Польша, включавшая также бывшую австрийскую провинцию Галиция (Западная Украина) и обширные районы, входившие ранее в черту оседлости (Западная Белоруссия), а также территории, принадлежавшие ранее Германии ([[Познань]], [[Силезия]], так называемый Польский коридор).
| + | |
- | | + | |
- | В Польше продолжали существовать партии еврейского социализма, возникшие до и в ходе войны в Австро-Венгрии и России (Бунд, Объединенная еврейская социалистическая партия, Поалей Цион, Сионисты-социалисты и др.), а также молодежные движения.
| + | |
- | | + | |
- | Польский Бунд выделился в самостоятельную партию на конференции в [[Люблин|Люблине]] в 1917 г., а в 1920 г. на общепольском съезде в [[Краков|Кракове]] он слился с возникшей в Австро-Венгрии до войны Еврейской социал-демократической партией. В межвоенный период Бунд стал самой крупной и влиятельной партией еврейского социализма в Польше, участвовал в общенациональных и муниципальных выборах, организовывал еврейские профсоюзы и сеть школ с преподаванием на идиш. Несмотря на готовность принять ряд пунктов коммунистической программы, польский Бунд остался самостоятельной социалистической партией. В 1930 г. он присоединился к Социалистическому Интернационалу. Бунд организовал собственное молодежное движение [[«Цукунфт»]] и детскую организацию «Скиф». Бунд постоянно боролся с сионизмом и еврейскими религиозными кругами, однако сотрудничал с сионистскими социалистическими партиями, в частности с блоком Поалей Цион — Ц-С (сионисты-социалисты), на выборах в сейм (1930). Укреплению положения Бунда содействовала и растущая популярность левых идей в среде евреев вследствие ухудшения их экономического и политического положения. Несмотря на неудачу усилий Бунда улучшить условия жизни еврейских рабочих, наибольших успехов, в особенности на муниципальных выборах, Бунд добился в 1936–39 гг. Он боролся против антисемитизма в Польше, внес важный вклад в организацию еврейской самообороны, а после захвата Польши Германией принял активное участие в [[Сопротивление Антинацистское|сопротивлении антинацистском]]. Один из представителей Бунда, [[Зигельбойм, Шмуэль Мордехай|Ш. Зигельбойм]], вошел в состав польского правительства в изгнании в Лондоне. Однако Бунд свои самые крупные успехи на местных выборах (в [[Варшава|Варшаве]], [[Лодзь|Лодзи]] и других городах) одержал всего за несколько лет до вторжения в Польшу нацистской Германии, уничтожившей восточноевропейское еврейство и самую крупную еврейскую социалистическую партию, которая видела решение еврейского вопроса только в диаспоре.
| + | |
- | | + | |
- | В Польше продолжали действовать сионистские рабочие партии и движения, ликвидированные в 1920-х гг. в [[Советский Союз|Советском Союзе]]: Поалей Цион, Цеирей Цион и др., а также молодежные халуцианские движения Хе-Халуц hа-цаир (см. [[Хе-Халуц]]), [[Гордония]] и другие. Эти партии пережили ряд расколов и слияний. Так, раскол Поалей Цион на левую и правую фракции (1920) из-за разногласий по вопросу о присоединении к Коминтерну привел к тому, что в Польше левые Поалей Цион оказались большинством, а правые — меньшинством, по численности уступавшим сионистам-социалистам (Ц-С). Левые Поалей Цион, в свою очередь, раскололись на идишистскую прокоммунистическую фракцию (хотя Коминтерн отказался принять ее в свои ряды) и правую, отстаивавшую язык иврит и политически близкую к так называемому «двухсполовинному» (Венскому) Интернационалу (см. также [[Поалей Цион|Поалей Цион]]).
| + | |
- | | + | |
- | Правые Поалей Цион объединились с сионистами-социалистами (Ц-С, левое крыло Цеирей Цион) в 1925 г., через шесть лет после того, как выходцы из этих двух партий в Эрец-Исраэль образовали в 1919 г. единую партию [[Ахдут hа-Авода|Ахдут hа-авода]]. Объединенная партия получила название Поалей Цион — Ц-С.
| + | |
- | | + | |
- | Цеирей Цион — Хит’ахадут (правая фракция Цеирей Цион) объединились с партией Поалей Цион — Ц-С в 1931 г., после объединения Ахдут hа-авода и hа-Поэл hа-цаир в Эрец-Исраэль. Объединенная партия образовала собственные профсоюзы, так как профсоюзы Бунда являлись органической частью партии.
| + | |
- | | + | |
- | В Восточной Европе на протяжении многих лет действовали молодежные движения сионистско-социалистической ориентации. Различия между ними объясняются в большей мере их связью с поселенческими движениями в Эрец-Исраэль, чем с партийными разногласиями в диаспоре. С Объединенной партией были связаны молодежные движения Дрор и Хе-Халуц hа-цаир (оба они были связаны с объединением киббуцов hа-Киббуц hа-меухад и с течением времени объединились; см. [[Киббуцное Движение|Киббуцное движение]]), Гордония (связанная с Хевер hа-квуцот), Бусемия (связанная с Тнуат hа-мошавим). Движение Нецах возникло в результате раскола движения [[hа-Шомер hа-Цаир|hа-Шомер hа-цаир]] (1930). Движение действовало в основном в России (в подполье) и странах Прибалтики (главным образом в [[Латвия|Латвии]]). Его участники присоединились к объединению hа-Киббуц hа-меухад.
| + | |
- | | + | |
- | Движение hа-Шомер hа-цаир, которое возникло из сионистского скаутского движения, выработало вскоре сионистско-социалистическую идеологию. Оно создало собственное поселенческое киббуцное движение (hа-Киббуц hа-арци — hа-Шомер hа-цаир) и не было связано с сионистскими социалистическими партиями в диаспоре. В Эрец-Исраэль hа-Киббуц hа-арци вместе с Поалей Цион смол создали в годы Второй мировой войны партию [[Мапам]]. Еврейские социалистические движения развивали широкую деятельность в области [[Образование Еврейскоесодержание|образования еврейского]]. Бунд был идейным вдохновителем системы школ с преподаванием на языке идиш (ЦИШО — Централе идише шул-организацие — Центральная еврейская школьная организация). Объединенное сионистско-социалистическое движение было активно в системе образования на иврите ([[Тарбут]]). Бунд и объединенное сионистское движение издавали ежедневные газеты на идиш (Бунд — «Фолксцайтунг», объединенное движение — «Дос ворт»). Бунд, Поалей Цион, Цеирей Цион, Нецах, сионистские молодежные движения, существовавшие в этот период также в странах Прибалтики (главным образом в Литве), были уничтожены в 1940 г., когда эти страны были присоединены к Советскому Союзу.
| + | |
- | == Центральная Европа ==
| + | |
- |
| + | |
- | До Первой мировой войны вне Российской империи наибольшее влияние еврейский социализм имел в Галиции, где идеи Бунда оказали влияние на возникновение несионистского течения еврейского социализма. Сионистское социалистическое движение также получило распространение в Галиции, где еще худшие, чем в черте оседлости, экономические условия сочетались с гораздо более мягким, чем в России, политическим режимом. Столица Австро-Венгерской империи [[Вена]], центр притяжения для еврейской интеллигенции Австрии, стала важным центром Поалей Цион, тогда как влиянию Бунда препятствовало отсутствие там еврейского пролетариата. Наиболее крупным движением еврейского социализма в Австро-Венгерской империи в этот период была Еврейская социал-демократическая партия (ЕСДП), австрийский аналог Бунда, основанная в 1905 г. вопреки сопротивлению Польской социал-демократической партии Галиции, в том числе ее членов-евреев, не желавших допустить применение национального принципа внутри этой партии. Членство в ЕСДП для рабочих было коллективным, через профсоюзы; интеллигенты принимались в индивидуальном порядке. 2-й съезд партии ([[Львов]], 1906) выдвинул требование национально-культурной автономии для евреев, вызвавшее критику [[Бауэр, Отто|О. Бауэра]] (см. [[Социализм]]). В 1910 г. партия внесла в свою программу требование (поддержанное Поалей Цион Австрии) официального признания языка идиш и его преподавания в школах. Созданная позже в Польской социал-демократической партии еврейская секция приняла идею еврейской нации, создав условия для присоединения к ней ЕСДП, которая отказалась при этом от принципа национально-культурной автономии. В 1913 г. независимая ЕСДП была восстановлена, к ней присоединились еврейские социал-демократы Буковины. В 1917 г. в программу партии снова было внесено требование национально-культурной автономии. В 1920 г. ЕСДП слилась с польским Бундом.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 20 в. в Австро-Венгрии возникли также сионистские социалистические партии и халуцианские молодежные движения, в значительной мере под влиянием соответствующих движений в России. На основе союза кружков Поалей Цион (в Галиции), на которые оказали влияние группа под руководством Н. Сыркина и сионистская группа в Вене под руководством [[Капланский, Шломо|Ш. Капланского]] и Н. Гросса (1874–1922), в 1904 г. на 1-й конференции была создана австрийская партия (одновременно и профсоюзная группа) Поалей Цион, которая в 1905 г., на 2-й конференции, присоединилась к сионистской организации Австрии, но признала ее авторитет только в вопросах сионизма, а не рабочего движения; она вступила во всемирную Сионистскую организацию и поддерживала план создания кооперативных поселений в Эрец-Исраэль на основе идей [[Оппенхеймер, Франц|Ф. Оппенхеймера]]. На 3-й конференции (1906) партия приняла социалистическую программу и название Еврейская социалистическая рабочая партия Поалей Цион. Она отделилась от Австрийской сионистской организации и потребовала особого статуса во всемирной Сионистской организации, но, в отличие от российской партии Поалей Цион, не вышла из нее.
| + | |
- | | + | |
- | В период между двумя мировыми войнами в Австрии и [[Чехословакия|Чехословакии]] также существовали партии Поалей Цион, хотя многие сторонники левых взглядов покинули эти партии и перешли к коммунистам. Возникшее в Австро-Венгрии движение Цеирей Цион было тесно связано с hа-Поэл hа-цаир Эрец-Исраэль. Аналогичное движение в Германии приняло название hа-Поэл hа-цаир.
| + | |
- | == Великобритания ==
| + | |
- |
| + | |
- | Значительная эмиграция евреев из Восточной Европы привела к возникновению еврейского пролетариата в Великобритании, главным образом в лондонском Ист-Энде, который в 1880-х гг. стал важным центром еврейского социалистического и профсоюзного движения (см. [[Лондон]]). Оставившая Россию и еще не овладевшая английским языком еврейская интеллигенция, естественно, обратилась к языку идиш как средству пропаганды социалистических идей в среде еврейского пролетариата. Так, М. Винчевский (см. выше) отказался от иврита и стал издавать в Лондоне первую социалистическую газету на идиш «Пойлишер идл». Работы журналистов-социалистов на идиш читали в России и Америке. С самого начала еврейского социалистического движения в Англии центральное значение в нем имела профсоюзная деятельность. Часто еврейскими профсоюзами, основанными в основном социалистами (или анархистами), ограничивалось существование еврейского социализма в Англии. Однако уже накануне Первой мировой войны еврейские профсоюзы начали приходить в упадок вследствие растущей ассимиляции и поглощения рабочих-евреев британскими тред-юнионами. Социалистическая пресса на идиш и еврейские социалистические и анархистские группы, потерявшие своих руководителей и рядовых членов, также оказались в состоянии упадка. Деятельность таких еврейских социалистов, как М. Винчевский, [[Ромбро, Яков|Я. Ромбро]] (Ф. Кранц), который был делегатом еврейских рабочих Лондона на 1-м конгрессе 2-го Интернационала (1889), и Б. Фейгенбаум (1860–1932), иллюстрирует как значение Лондона в качестве центра еврейского социализма, так и временный характер этого центра. Вскоре главным центром еврейского социализма стал [[Нью-Йорк]], куда переселились и упомянутые выше деятели. Однако движение Поалей Цион рано создало в Англии свою партию, которая с 1920 г. входит как коллективный член в Лейбористскую партию.
| + | |
- | | + | |
- | Партия Поалей Цион в Великобритании много сделала для укрепления традиционной просионистской позиции большей части Лейбористской партии. После создания [[Государство Израильсм|Государства Израиль]] партия Поалей Цион основала организацию «Лейбористы — друзья Израиля», которая активно содействовала формированию произраильской позиции в рядах Лейбористской партии во время ее пребывания как у власти, так и в оппозиции. Некоторые английские политические деятели (например, лорд Б. Дженнер, 1892–?) были социалистами в политической жизни своей страны, но солидаризировались с несоциалистической партией [[Общие Сионисты|Общие сионисты]] в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | == США и Канада ==
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские социалисты, прибывшие в США с начала 1880-х гг., начали издавать там социалистические газеты, брошюры и литературу на языке идиш и создавать еврейские профессиональные союзы, объединявшие рабочих, говоривших на этом языке. Эти союзы, социалистические по своей идеологии, противостояли аполитичному тред-юнионизму [[Гомперс, Сэмюэл|С. Гомперса]] и Американской федерации труда. С различными волнами эмиграции в США прибыло много евреев-социалистов из Восточной Европы, в том числе известных бундовцев и социалистических сионистов; они создали свои организации, которые оказывали политическую и материальную помощь еврейским партиям в Восточной Европе и Эрец-Исраэль. Так вместе с ростом удельного веса американского сионизма возрастало и значение американской Поалей Цион в еврейском рабочем движении, особенно с тех пор, как большинство руководителей этой партии стало вести активную работу в Америке. Столь же важна была и культурно-просветительская деятельность еврейских социалистов в среде говорящих на идиш иммигрантов. В 1900 г. была образована организация [[Арбетер Ринг|Арбетер ринг]], объединившая экономическую и культурную деятельность еврейского социализма в США и во всем мире.
| + | |
- | | + | |
- | В США, как и в России, создание особых еврейских профессиональных союзов и использование языка идиш диктовались прежде всего практическими соображениями. Основное течение еврейского социалистического движения в США, представленное [[Кахан, Аврахам|А. Каханом]] и его газетой на идиш [[«Форвертс»]] («Джуиш дейли форвард»), стояло за полную американизацию еврейских масс и переход их с идиш на английский язык, отрицало необходимость национально-культурной автономии для евреев в условиях США. Еврейское рабочее движение в США постепенно утрачивало свой социалистический характер по мере того, как иммигранты усваивали не только язык, но и мировоззрение большинства американских трудящихся. Типична в этом отношении деятельность [[Дубинский, Давид|Д. Дубинского]], бывшего бундовца, ставшего одним из лидеров американского профсоюзного движения.
| + | |
- | | + | |
- | В период между двумя мировыми войнами в еврейском социалистическом и профсоюзном движениях велась ожесточенная борьба между социалистами и коммунистами. Однако самым важным фактором, определившим судьбу еврейского социализма в США, было неуклонное уменьшение численности еврейского пролетариата и отход от языка идиш. Дети еврейских рабочих, как правило, не наследовали профессию своих родителей, а уходили в область интеллектуальной, финансовой, политической и т. п. деятельности, которая зачастую была закрыта для них в странах Восточной Европы. Еврейский рабочий класс оказался недолговечным — он был явлением лишь первого поколения иммигрантов. Отход от языка идиш нанес удар социалистической прессе и культурной деятельности еврейских рабочих организаций. Таким образом идея А. Кахана была осуществлена: еврейское рабочее движение в Америке сделало из членов еврейских социалистических организаций хороших американцев. Но само движение пришло в упадок с достижением этой цели.
| + | |
- | | + | |
- | Первые группы Поалей Цион появились в США как ответвление российского движения. Расколы движения в России отразились и на его ответвлении в США. На 1-й конференции (1905) была создана Социалистическая еврейская рабочая партия США и Канады. В 1909 г. территориалисты и сеймисты во главе с Н. Сыркиным присоединились к Поалей Цион, причем в программу партии были внесены незначительные изменения. Партия основала общество для создания кооперативных поселений и городов-садов в Эрец-Исраэль, делала взносы в сионистские фонды, поддерживала рабочее движение в Эрец-Исраэль. Она создала в США общество взаимопомощи (еврейский национальный рабочий союз) и сеть школ. Во время Первой мировой войны американская партия Поалей Цион стала центром всего международного движения Поалей Цион; в этот период по инициативе Н. Сыркина и Б. Борохова партия поддержала идею создания [[Американский Еврейский Конгресс|Американского еврейского конгресса]], а также молодежное движение Хе-Халуц и добровольное вступление в [[Еврейский Легион|Еврейский легион]].
| + | |
- | == Эрец-Исраэль ==
| + | |
- | | + | |
- | Первые партии еврейского социализма — Поалей Цион и hа-Поэл hа-цаир — были основаны выходцами из России, и почти все последующие движения еврейского социализма в Эрец-Исраэль были в той или иной степени связаны с этими партиями, с их развитием, реорганизацией, слияниями и расколами. Партии Эрец-Исраэль оказали также огромное влияние на развитие соответствующих движений в диаспоре, особенно после Первой мировой войны.
| + | |
- | | + | |
- | Партия hа-Поэл hа-цаир была создана в 1906 г. прибывшими со второй алией (см. [[Алия|Алия]]) представителями движения Цеирей Цион ([[Цемах, Шломо|Ш. Цемах]], [[Шохат, Исраэль|И. Шохат]]). Программа партии утверждала, что «необходимым условием реализации сионизма является завоевание евреями всех видов труда в Эрец-Исраэль». В противоположность марксистской идеологии Поалей Цион, партия hа-Поэл hа-цаир исходила из учения [[Гордон, Ахарон Давид|А. Гордона]], в котором труд (физический, особенно сельскохозяйственный) рассматривался как высшая ценность, имеющая космический характер и играющая решающую роль в жизни человека и его духовном мире. Лозунг «Завоевание труда» на практике означал борьбу против использования арабского труда в еврейских поселениях, за создание экономического фундамента еврейского общества в Эрец-Исраэль, в котором была бы ликвидирована характерная для диаспоры ненормальная социальная структура еврейства. Члены этой партии стали инициаторами киббуцного и мошавного движения (см. [[Киббуц]]; [[Мошав]]), организации прессы на иврите в Эрец-Исраэль; они участвовали в охране еврейских поселений, но от организации hа-Шомер, тесно связанной с партией Поалей Цион, они были далеки. Партия hа-Поэл hа-цаир выступала против участия в Еврейском легионе, хотя некоторые ее члены, например, [[Эшкол, Леви|Л. Эшкол]] (Школьник), вступили в его ряды. В [[Сионистские Конгрессы|Сионистских конгрессах]] партия hа-Поэл hа-цаир участвовала с 1907 г. В 1919 г. партия отказалась войти в новую партию Ахдут hа-авода (см. ниже), так как рассматривала ее как часть всемирного движения Поалей Цион. В 1920 г., вместе с правым крылом Цеирей Цион стран диаспоры, партия hа-Поэл hа-цаир создала всемирное движение Хит’ахадут. В 1920 г. партия присоединилась к Ахдут hа-авода в создании [[Гистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Гистадрута]], инициатором которого был [[Трумпельдор, Иосеф|И. Трумпельдор]]. Руководитель партии и движения Цеирей Цион И. Шпринцак стал первым представителем Эрец-Исраэль в исполкоме всемирной Сионистской организации. После Первой мировой войны одним из идеологов партии был [[Арлозоров, Хаим|Х. Арлозоров]]. В 1920-х гг., когда партия Поалей Цион основала организацию hа-Киббуц hа-меухад, партия hа-Поэл hа-цаир создала киббуцное объединение Хевер hа-квуцот (1925). С партией были связаны молодежные халуцианские движения, в том числе Гордония. Движение hа-Шомер hа-цаир считало себя беспартийным, и его связи с hа-Поэл hа-цаир не были обязывающими.
| + | |
- | | + | |
- | Партия hа-Поэл hа-цаир создала собственные отделения в диаспоре, в том числе в Германии, руководителями которого были [[Ландауэр, Густав|Г. Ландауэр]], [[Бубер, Мартин|М. Бубер]] и Х. Арлозоров. Бюро партии в Вене после Первой мировой войны сыграло важную роль в организации третьей алии. 21-я конференция партии (1929) приняла решение об объединении с партией Ахдут hа-авода в рамках [[Мапай]].
| + | |
- | | + | |
- | Партия Поалей Цион Эрец-Исраэль возникла в 1906 г. на основе различных русских групп движения Поалей Цион; в 1907 г. они сплотились под руководством И. Бен-Цви. Партия Поалей Цион в Эрец-Исраэль, в отличие от российской, не полагалась на восстание еврейского пролетариата и стихийное возникновение еврейской кооперативной экономики в Эрец-Исраэль; она стала поддерживать конструктивные мероприятия всемирной Сионистской организации и требовать практической деятельности от Всемирного союза Поалей Цион. Партия также поддерживала вооружение еврейских поселенцев и организацию hа-Шомер. В 1919 г., после призыва конференции Поалей Цион к объединению всех рабочих движений Эрец-Исраэль, была создана партия Ахдут hа-авода на базе Поалей Цион во главе с Д. Бен-Гурионом и И. Бен-Цви и непартийного Союза сельскохозяйственных рабочих (см. [[Гистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Гистадрут hа-овдим hа-клалит hа-хадаша]]), а также влиятельной внепартийной группы во главе с Б. Кацнельсоном и некоторыми членами hа-Поэл hа-цаир. Так как лишь меньшинство членов hа-Поэл hа-цаир присоединились к Ахдут hа-авода, то для сотрудничества в трудовых вопросах в 1920 г. была создана Всеобщая федерация еврейских рабочих Эрец-Исраэль (Гистадрут), где Ахдут hа-авода заняла доминирующее положение. Партия стала также ведущей силой в выборных органах [[Ишув|ишува]]. Ее главной целью оставалось объединение всех сионистских социалистических движений страны. Эта цель была частично достигнута в 1930 г., когда была создана объединенная партия Мапай. Вне ее остались Поалей Цион смол (левые; небольшая группа из левых Поалей Цион присоединилась к Мапай спустя несколько лет) и hа-Шомер hа-цаир.
| + | |
- | | + | |
- | Развитие еврейского социализма в Эрец-Исраэль и в Государстве Израиль, особенно его левого крыла, характеризуется многочисленные расколами и слияниями. В 1923 г. была восстановлена партия Поалей Цион смол в Эрец-Исраэль, основу ее составили группа [[Ревуцкий, Аврахам|А. Ревуцкого]] и бывшие члены российской партии Поалей Цион. Эта партия требовала включения арабских рабочих в Гистадрут и отделения профсоюзов от кооперативных предприятий. В 1923 г. польская партия Поалей Цион также создала свое отделение в Эрец-Исраэль. В 1924 г. обе группы объединились, а в 1928 г. левая Поалей Цион снова раскололась из-за разногласий по вопросам о языке (иврит или идиш) и об отношении к Советскому Союзу. После воссоединения в 1931 г. партия снова раскололась в 1934 г. из-за разногласий по вопросу об отношении к молодежным халуцианским движениям, в том числе к Хе-Халуц. Дальнейшие разногласия в партии вызваны отношением к Второй мировой войне, однако они были устранены вступлением в войну Советского Союза. В 1944 г., после устранения раскола в своих рядах, левые Поалей Цион объединились с hа-Шомер hа-цаир в Левый фронт на выборах в руководящие органы ишува (Асефат нивхарим и [[Ваад Леумми|Ваад леумми]]). Движение hа-Шомер hа-цаир вместе с его городскими сторонниками (Социалистическая лига, основанная в 1936 г.) и несколькими членами Поалей Цион смол образовали в 1946 г. партию hа-Шомер hа-цаир. Оппозиционная фракция (Сиа Бет) откололась в 1944 г. от партии Мапай и образовала партию [[Тнуа Ле-Ахдут hа-Авода|Тнуа ле-Ахдут hа-авода]], которая объединилась в 1945 г. с Поалей Цион смол в партию Ахдут hа-авода — Поалей Цион. В 1948 г. эта партия объединилась с hа-Шомер hа-цаир, образовав Мапам, однако небольшая группа ее членов образовала собственную партию, вскоре присоединившуюся к Мапай. Подавляющее большинство членов Ахдут hа-авода — Поалей Цион покинуло Мапам из-за идеологических расхождений в августе 1954 г. и восстановило собственную партию.
| + | |
- | | + | |
- | Из-за критики, которой партия Мапам подвергла Пражский процесс (см. [[Сланского Процесс|Сланского процесс]]), левая группировка во главе с [[Сне|М. Сне]] вышла из Мапам, и часть ее вступила в Коммунистическую партию (Маки; см. [[Коммунистическая Партия В Израиле|Коммунистическая партия в Израиле]]. Новая партия Ахдут hа-авода образовала блок (маарах) с партией Мапай. На этой почве и в связи с так называемым делом [[Лавон|П. Лавона]] большая группа членов Мапай вышла из партии и основала партию [[Рафи]] во главе с Д. Бен-Гурионом (1965). В 1968 г. в результате объединения партий Мапай, Тнуа ле-ахдут hа-авода и Рафи была создана [[Израильская Партия Труда|Израильская партия труда]]. Мапам вступила в блок (см. [[Маарах|Маарах]]) с Израильской партией труда (1969), но в 1984 г. вышла из Маараха и с двумя несоциалистическими партиями ([[Шиннуй]] и [[Движение За Права Гражданина|Движение за права гражданина]] создала блок Мерец. О партиях еврейского социализма в Государстве Израиль см. также [[Государство Израиль|Израиль. Политическая жизнь, партии]]; [[Израильская Партия Труда|Израильская партия труда]]; [[Израильское Рабочее Движение|Израильское рабочее движение]]; [[Мапай]]; [[Мапам]]; [[Рафи]]; [[Тнуа Ле-Ахдут hа-Авода|Тнуа ле-ахдут hа-авода]].
| + | |
- | == Молодежные движения ==
| + | |
- |
| + | |
- | Отличительной чертой еврейского социализма до и после Первой мировой войны был подъем халуцианских молодежных движений в России, Австро-Венгрии (после войны в Австрии, Чехословакии и др.), Германии, Польше, странах Прибалтики, Румынии. Их идеология базировалась преимущественно на немарксистском социализме (в России — на народничестве). Из молодежных движений лишь hа-Шомер hа-цаир придерживался марксистской идеологии и то лишь в течение короткого периода. Разочаровавшись в Советском Союзе, hа-Шомер hа-цаир пересмотрел свою идеологию. Партия Мапам официально не отказалась от марксизма, но на практике отошла от его принципов и вступила в блок с несоциалистическими партиями (см. выше). На возникновение и развитие молодежных течений большое влияние оказали движения Цеирей Цион и hа-Поэл hа-цаир в Восточной и Центральной Европе и Эрец-Исраэль, хотя молодежные организации старались сохранить непартийный характер и получали поддержку от нескольких сионистских социалистических партий, в том числе от Поалей Цион.
| + | |
- | | + | |
- | Халуцианское движение возникло в России в начале 20 в., однако наибольший размах оно получило после революции 1917 г. По призыву А. Гордона, [[Виткин, Иосеф|И. Виткина]] и [[Усышкин, Аврахам Менахем Мендл|А. М. М. Усышкина]] стали создаваться группы из молодых холостых рабочих для подготовки к алие. Аналогичные группы возникли в США и других странах. Их поддерживало движение Цеирей Цион, которое включило в свою программу задачу организации халуцим и подготовки их к алие. На 2-м Всероссийском съезде Цеирей Цион (Петроград, 1917 г.) была принята резолюция о воспитании еврейской молодежи в духе халуцианства и организации групп Хе-Халуц, которые должны стать основой еврейской национальной жизни в Эрец-Исраэль. Учредительный съезд организации Хе-Халуц (1918, Харьков), созванный по инициативе И. Трумпельдора (с 1919 г. председатель организации), сформулировал ее задачи в брошюре «Хе-Халуц» (1918). В члены организации принимались лица с 18 лет, признающие иврит своим национальным языком и готовящиеся поселиться в Эрец-Исраэль. Хе-Халуц объявил себя непартийной сионистской организацией, которая принимает еврейскую рабочую молодежь, желающую жить в Эрец-Исраэль своим трудом; задачей движения была признана подготовка его членов к жизни в Эрец-Исраэль (также помощь в переезде и абсорбции в стране), а конечной целью — создание суверенной еврейской нации в Эрец-Исраэль. В условиях коммунистического режима произошел раскол организации Хе-Халуц на «легальную» и «нелегальную» фракции. Легальная фракция поддерживала еврейские сельскохозяйственные поселения в России (см. [[Озет|ОЗЕТ]]), нелегальная — продолжала деятельность на сохранившихся базах (в [[Крым|Крыму]], Белоруссии и др.). В 1928 г. Хе-Халуц лишился официального статуса. Остатки движения просуществовали до 1934 г.
| + | |
- | | + | |
- | В 1920–30-х гг. движение распространилось в других странах, в том числе в Польше, странах Прибалтики, Румынии, через них уезжали из России члены Хе-Халуц. С запретом движения в Советском Союзе его центр переместился в Польшу. В 1921 г. был создан Всемирный союз Хе-Халуц с центром в Варшаве. Программа движения сводилась к трем задачам: организационная деятельность, подготовка к алие (хахшара) и алия. Польское ответвление движения получило название Хе-Халуц hа-цаир. Оно поддерживало связь с другими сионистскими молодежными движениями (hа-Шомер hа-цаир, Гордония и др.). В Польше, Прибалтике и Румынии, как и другие сионистские движения, Хе-Халуц был уничтожен нацистами и коммунистами.
| + | |
- | | + | |
- | Движение hа-Шомер hа-цаир возникло в 1916 г. в Галиции в результате объединения Цеирей Цион и еврейского бойскаутского движения [[hа-Шомер]]. Главное влияние на движение оказали социалистические (немарксистские) сионистские идеи А. Гордона и [[Бреннер, Иосеф Хаим|И. Х. Бреннера]], организация И. Трумпельдора и hа-Шомер в Эрец-Исраэль, а также принципы немецкого молодежного движения «Перелетные птицы» и некоторые философские течения начала 20 в., призывавшие к «переоценке ценностей». Движение hа-Шомер hа-цаир основывалось не на марксистской идеологии, а на принципе волюнтаризма, делая упор на «самореализацию» членов движения путем алии. Лишь симпатизируя вначале социализму, hа-Шомер hа-цаир прошел сложный путь развития и превратился из авангарда романтиков-идеалистов в марксистское движение, базирующееся на организационной структуре объединения hа-Киббуц hа-арци (см. [[Киббуцное Движение|Киббуцное движение]]), созданного этим движением в Эрец-Исраэль в 1927 г.
| + | |
- | | + | |
- | После революции 1917 г. молодежное движение возникло также в России (см. ниже). Оно также существовало в Польше, Литве, Австрии; в 1924 г. был создан Всемирный союз hа-Шомер hа-цаир, который сотрудничал с киббуцами этого направления. В 1924–27 гг. были созданы отделения в Чехословакии, США и Канаде, [[Бельгия|Бельгии]], [[Болгария|Болгарии]] и других странах. Создание hа-Киббуц hа-арци резко усилило влияние израильского отделения на движение в диаспоре. Группы hа-Шомер hа-цаир возникли в ряде стран Западной Европы и Африки. Во время Второй мировой войны члены движения вместе с участниками других еврейских социалистических движений (а также с несоциалистическим [[Бетар|Бетаром]] и несионистами-коммунистами) активно участвовали в антинацистском Сопротивлении, в частности в Польше. В послевоенный период члены движения преподавали в лагерях для [[Перемещённые Лица|перемещенных лиц]] и для мапилим (см. [[Иммиграция «Нелегальная»|Иммиграция «нелегальная»]]). Как и другие сионистские движения, в том числе молодежные, hа-Шомер hа-цаир в Европе был уничтожен [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофой]]; в послевоенный период главным местом его деятельности в диаспоре стала Латинская Америка.
| + | |
- | | + | |
- | Израильское объединение hа-Шомер hа-цаир (создано в 1930 г.) приобрело отчетливую политическую окраску (что наложило отпечаток и на Всемирный союз hа-Шомер hа-цаир) и стало основой партии Мапам. В странах диаспоры группы hа-Шомер hа-цаир сохранили свой характер преимущественно молодежных халуцианских организаций. В Северной Америке движение было создано в 1923 г., в Великобритании — в конце 1930-х гг., в Южной Африке — в 1935 г., в [[Австралия|Австралии]] — в 1953 г.
| + | |
- | | + | |
- | Всероссийская организация hа-Шомер hа-цаир была создана на тайном съезде в [[Москва|Москве]] в 1922 г. и испытала сильное влияние марксизма. В 1923 г. движение приняло принцип личной реализации идеи сионизма путем алии и халуцианства. Несмотря на нелегальное положение, движение в 1920-х гг. росло (20 тыс. членов) и в незначительном количестве существовало еще в начале 1930-х гг. Первые халуцим этого движения прибыли в 1924 г. в Эрец-Исраэль, где обнаружились серьезные разногласия между ними и членами движения из других стран. Российские члены hа-Шомер hа-цаир были против создания hа-Киббуц hа-арци как особого союза и требовали слияния всех рабочих партий и объединения всех киббуцов в единую федерацию; они также не были согласны с идеологической трансформацией движения hа-Шомер hа-цаир и превращением его в политическую организацию. В 1930 г. российское движение вышло из Всемирного союза hа-Шомер hа-цаир и создало новую международную организацию Нецах, включившую членов hа-Шомер hа-цаир России и стран Прибалтики, затем к ней примкнули члены движения [[Блау-Вайс|Блау-вайс]] Австрии, Чехословакии (Тхелет-лаван) и [[Югославия|Югославии]]. Это движение было уничтожено в России коммунистами, а в других странах Восточной, Центральной и Южной Европы — нацистами и фашистами.
| + | |
- | | + | |
- | В 1923 г. в Галиции, находившейся под властью Польши, возникло молодежное сионистское движение Гордония, в 1928 г. принявшее официальное название Гистадрут hа-ноар hа-амамит hа-халуцит Гордония (Народная халуцианская организация молодежи Гордония). В отличие от hа-Шомер hа-цаир, большинство членов которой составляла учащаяся молодежь, Гордония обратилась к массе еврейского населения Галиции — ремесленникам, мелким торговцам и т. п. Из Галиции движение распространилось на другие области Польши, на Румынию, США и другие страны; к концу 1920-х гг. оно насчитывало около 40 тыс. членов. Гордония ставила перед собой задачи: строительство Эрец-Исраэль, воспитание членов движения в гуманистическом духе, создание трудовой еврейской нации, возрождение культуры на иврите и личный труд. Первые группы членов движения начали селиться в Эрец-Исраэль в 1929 г., создав свою сеть киббуцов, которые объединились в Иггуд Гордония, а в 1933 г. влились в киббуцное движение Хевер hа-квуцот. Гордония объединилась с движением Маккаби hа-цаир, которое возникло как еврейское скаутское движение в Германии и Чехословакии и члены которого начали основывать свои поселения в Эрец-Исраэль в 1932–33 гг. в рамках Хевер hа-квуцот. С 1937 г. Гордония — одно из молодежных движений Эрец-Исраэль, оно слилось с родственными ему движениями. В Эрец-Исраэль действовали молодежные движения: hа-Ноар hа-овед (основано в 1926 г.; см. [[hа-Ноар hа-Овед Ве-hа-Ломед|hа-Ноар hа-овед ве-hа-ломед]]); Маханот hа-олим (возникло в 1926 г. в гимназии «Герцлия», впоследствии слилось с аналогичными молодежными объединениями [[Хедер|Хедеры]], [[Иерусалим|Иерусалима]] и [[Хайфа|Хайфы]], было связано с hа-Киббуц hа-меухад); Гордония; Маккаби hа-цаир. Движение hа-Тнуа hа-меухедет объединилось с движением hа-Боним (см. ниже). В 1959 г. движение hа-Ноар hа-овед объединилось с hа-Боним — hа-Тнуа hа-меухедет в движение hа-Ноар hа-овед ве-hа-ломед. Часть Маханот hа-олим, связанная с партией Ахдут hа-авода, сохранила самостоятельность до объединения трех сионистских социалистических партий в Израильскую партию труда (см. выше). После образования Государства Израиль значение молодежных движений как добровольных организаций в общественной и политической жизни страны уменьшилось. Аналогичные процессы в диаспоре привели к созданию [[Ихуд hа-Боним|Ихуд hа-боним]]. К Гордонии примыкали организации Фрайхайт в Аргентине (с 1934 г., после слияния с еврейской бойскаутской организацией — Дрор) и Гордония — Маккаби hа-цаир, объединившиеся с движением Дрор в Ихуд hа-ноар hа-халуци, существовавший также в Западной Европе и Северной Африке. В 1958 г. Ихуд hа-ноар hа-халуци влился в Ихуд hа-боним. В 1945 г. Гордония — Маккаби hа-цаир и часть молодежного движения Маханот hа-олим (см. ниже) объединились и образовали движение hа-Тнуа hа-клалит шел hа-ноар hа-ломед (Всеобщее движение учащейся молодежи), иначе — hа-Тнуа hа-меухедет (Объединенное движение).
| + | |
- | | + | |
- | Движение hа-Боним — Ноар халуци возникло в Германии в 1933 г. в результате слияния еврейских молодежных организаций Кадима (преемница организации Блау-вайс) и Брит-олим. До 1938 г. организация hа-Боним имела в Германии официальный статус, а после запрета всех еврейских организаций ушла в подполье и готовила еврейскую молодежь к алие. Выходцы из организации hа-Боним организовывали подготовку к алие во многих странах Западной, Центральной и Южной Европы. В Англии движение возникло в 1928 г.; в 1932 г. оно было официально объявлено сионистской молодежной организацией под эгидой Британской сионистской организации. В США и Канаде движение было создано в 1935 г. в качестве молодежной секции Поалей Цион (а также друхих халуцианских организаций). Члены движения постоянно поддерживали связь с Эрец-Исраэль. В Южной Африке движение hа-Боним возникло в 1931 г., в Австралии — в 1941 г. В Эрец-Исраэль оно стало частью Алият hа-ноар (см. [[Алия Молодёжная|Алия молодежная]]) и интегрировалось в стране как hа-Боним — hа-Тнуа hа-меухедет в рамках hа-Киббуц hа-меухад. В 1941 г. в [[Кфар-Блюм]] было создано бюро связи, объединившее hа-Боним англоязычных стран, которое после войны превратилось во Всемирный союз hа-Боним, в 1958 г. вместе с другими организациями образовавший Всемирное движение Ихуд hа-боним (см. выше).
| + | |
- | | + | |
- | Почти все течения или партии еврейского социализма приобретали всемирный характер, создавая свои всемирные организации: Всемирный социалистический союз Поалей Цион (см. [[Поалей Цион|Поалей Цион]]), Хит’ахадут, Ихуд олами (создан в 1932 г. после объединения всемирных организаций Поалей Цион и Цеирей Цион); Всемирное рабочее сионистское движение (создано в 1968 г., после объединения израильских рабочих партий в Израильскую партию труда).
| + | |
- | == Еврейский социализм и коммунизм ==
| + | |
- |
| + | |
- | После октябрьского переворота 1917 г. начался период расколов почти во всех социалистических партиях, в том числе и в партиях еврейского социализма. Присоединение к коммунистическому движению означало отказ от специфически еврейской программы. Бунд после неудачных попыток сохранить свою автономию в виде так называемого Комбунда прекратил свое существование в Советском Союзе (1921). Хотя сионистские социалистические движения просуществовали в Советском Союзе дольше Бунда, к концу 1920-х гг. и они были уничтожены.
| + | |
- | | + | |
- | Гибель самостоятельных еврейских социалистических партий в Советском Союзе была следствием не только репрессий, но и добровольного перехода многих их членов в компартию, что отражало реакцию еврейских масс на погромы во время гражданской войны (см. [[Бунд]]; [[Объединённая Еврейская Социалистическая Рабочая Партия|Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия]]; [[Поалей Цион|Поалей Цион]]; [[Цеирей Цион|Цеирей Цион]]).
| + | |
- | | + | |
- | Выходцы из разных еврейских социалистических партий составили основные кадры [[Евсекция|Евсекции]]. К концу 1920-х гг. Евсекция добилась ликвидации всех движений еврейского социализма в Советском Союзе, а затем была, в свою очередь, ликвидирована как последний оплот еврейской национальной жизни в стране. Раскол произошел и в международных организациях еврейского социализма, в том числе и в движении Поалей Цион (см. выше), однако левая Поалей Цион (особенно в Польше), которую не приняли в Коминтерн, продолжала существовать как сионистская партия, слишком левая, чтобы иметь что-либо общее с официальным сионистским движением, и в то же время как революционная марксистская партия, неприемлемая для коммунистов из-за своего сионизма.
| + | |
- | == Значение еврейского социализма ==
| + | |
- | | + | |
- | Историческая роль несионистского еврейского социализма неоднозначна. Такие партии, как Бунд и СРП, внесли немалый вклад в улучшение положения еврейских трудящихся в Восточной Европе путем борьбы за их экономические, политические и национальные права, против антисемитизма и неравенства во всех формах. С другой стороны, ведя борьбу против сионизма, эти партии объективно препятствовали не только спасению жизни евреев тех стран, где она оказалась под угрозой (погромы, Катастрофа), но и сохранению евреев как нации, которой даже в демократических странах угрожает ассимиляция.
| + | |
- | | + | |
- | Основное историческое значение сионистского еврейского социализма в конечном счете заключается в том, что он внес решающий вклад в дело практического возрождения еврейского общества в Израиле. Такое возрождение едва ли было бы возможно без сионистских социалистических партий, которые, основываясь на социалистической идеологии коллективизма, сумели создать в Эрец-Исраэль структуры, реализовавшие сионистскую идею «государства в пути». Были созданы политические структуры, экономические организации и культурные учреждения, без которых было бы невозможно выполнить задачу заселения страны, создания самостоятельной экономики, возрождения языка иврит, культуры и, наконец, независимого еврейского государства.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13911|СОЦИАЛИЗМ ЕВРЕЙСКИЙ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История евреев в новое время]]
| + | |