Гробница Шмуэля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Гробница Шмуэля)
 
(9 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье
+
#redirect [[:ej:Гробница Шмуэля]]
-
| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
-
| АВТОР1 = Дмитрий Детинкин
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =30.04.2013
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
{{Infobox ancient site
+
-
  |name = Гробница Шмуэля
+
-
  |native_name = <big>קבר שמואל הנביא</big>‎, "Ке́вер Шмуэ́ль hа-нави́" (иврит)
+
-
  |alternate_name = <big>لنبي صموئيل</big> ан-наби Самуил (ар.)
+
-
  |image = NebiSamuel2.jpg
+
-
  |imagealttext =
+
-
  |caption = Мечеть Наби Самуил построена в мамелюкский период на остатках крепости [[Крестоносцы|крестоносцев]], могила Шмуэля находится в крипте под зданием.
+
-
  |map_type = Израиль
+
-
  |map_alt =
+
-
  |latitude = 31.832978
+
-
  |longitude = 35.181633
+
-
  |map_size = 220
+
-
  |location =
+
-
  |region =
+
-
  |coordinates =
+
-
  |type =
+
-
  |part_of =
+
-
  |length =
+
-
  |width =
+
-
  |area =
+
-
  |height =
+
-
  |builder =
+
-
  |material =
+
-
  |built =
+
-
  |abandoned =
+
-
  |epochs =
+
-
  |cultures =
+
-
  |dependency_of =
+
-
  |occupants = 
+
-
  |event =
+
-
  |excavations =
+
-
  |archaeologists =
+
-
  |condition =
+
-
  |ownership =
+
-
  |public_access =
+
-
  |website =
+
-
  |notes =
+
-
}}
+
-
'''Гробница Шмуэля''' {{lang-he|קבר שמואל הנביא}}, ''кевер Шмуэль ha-нави'';), ({{lang-ar|النبي صموئيل}}, ''ан-наби Самуил'' или ''неби Самвил'' является традиционным местом захоронения [[ТАНАХ|библейского]] еврейского [[пророк]]а [[Шмуэль (Самуил)| Шмуэля]].
+
-
 
+
-
== Упоминание в ТАНАХе и Талмуде ==
+
-
В [[ТАНАХ]]е дважды рассказывается о смерти пророка Самуила (Шмуэля):
+
-
# «И умер Шмуэль, и собрались все израильтяне, и оплакивали его, и похоронили его в доме его в Раме» (Шм. I, 25:1);
+
-
# «А Шмуэль умер, и оплакивал его весь Израиль, и похоронили его в Раме, в городе его» (Шм. I, 28:3).
+
-
 
+
-
Еврейские мудрецы вопрошают: «Разве мы не знаем, что [[Рама]] – это его город? Это известно из слов, что оплакивал его весь Израиль, подобно тому, как оплакивали его в Раме» (Тосефта Сота, 11:5). По талмудической традиции Шмуэль умер 28 ияра 52 лет от роду.
+
-
 
+
-
Традиционном местом погребения Шмуэля считается самая высокая точка [[Иудейские горы|Иудейских гор]] – 885 м над уровнем моря, к северу от [[Иерусалим]]а в окрестностях [[Рамот]]. Могила почитается за святое место также и мусульманами, и небольшая деревушка поблизости называется так же – ''А-наби Самуэль''. Над погребальным комплексом возвышается хорошо просматриваемый с разных точек города минарет. Сама могила располагается в подземной камере, где находится небольшая [[синагога]].
+
-
 
+
-
==Археологические раскопки==
+
-
[[Маген, Ицхак|Ицхак Маген]] проводил археологические раскопки в 1992-2003 гг.<ref>[http://www.bib-arch.org/bar/article.asp?PubID=BSBA&Volume=34&Issue=3&ArticleID=7 BAR 34:03, May/June 2008 Nebi Samwil: Where Samuel Crowned Israel's First King]</ref>
+
-
 
+
-
На юго-восточном склоне находится городское поселение, расположенное там начиная с 8-го по 7-й века до нашей эры, и остатки того, что Маген считает [[Мизрах в Беньямине]] из [[Книга Самуила|Книги Шмуэля]].<ref name=autogenerated1>[http://www.mfa.gov.il/MFA/History/Early%20History%20-%20Archaeology/Nebi%20Samwil%20-%20Site%20of%20a%20Biblical%20Town%20and%20a%20Crusad Nebi Samwil - Site of a Biblical Town and a Crusad]</ref>
+
-
 
+
-
В противоположность этому, Джеффри Цорн считает, что на этом месте нет никаких остатков построек того периода, в котором жил Самуил, и поэтому это не может быть [[Мизрах в Беньямине]].<ref>Jeffery Zorn, ''Mizpah: Newly Discovered Stratum Reveals Judah's Other Capital'', in ''[[Biblical Archaeology Review]]'', September/October 1997</ref>
+
-
Выводы Магена были подвергнуты критике за отсутствие доказательств помимо очевидных фактов, на которые он сам намекает:
+
-
{{Цитата | Мы не нашли никаких остатков от  [[Эпоха Судей|эпохи Судей]] ... ни одной структуры или даже стоящей стены из этого периода. Исходя из этого, может возникнуть соблазн сделать вывод, что это место было вообще не занято в то время...<ref name="ReferenceA">Yitzhak Magen, ''Nebi Samwil, Where Samuel Crowned Israel's First King'', in ''Biblical Archaeology Review'', May/June 2008</ref>}}
+
-
 
+
-
Однако, если [[Мизрах в Беньямине]] была Тель эн-Насбех на [[шхем]]ской дороге, Ишмэль, убивший [[Гдалия бен Ахикам|Гдалию]] не бежал бы в [[Аммон]] через [[Гаваон]],<ref>[http://www.mechon-mamre.org/p/pt/pt1141.htm Jeremiah Chapter 41 Verse 10-12] Mechon Mamre</ref> расположенный на западе вблизи гробницы Шмуэля, из которого виден [[Иерусалим]].
+
-
 
+
-
Кроме того, [[Иуда Маккавей]], готовясь к войне с сирийцами, собрал своих людей "в Массифу, напротив Иерусалима, ибо в Массифе было место молитвы до сих пор в Израиле".<ref>I Mach., iii, 46, cited in {{CathEncy|wstitle=Maspha}}</ref>
+
-
 
+
-
Большой монастырь был построен  [[Греция|Византийской империей]], правда, от него мало что осталось. Не существует четких доказательств того что это место было местом захоронения Шмуэля, или вообще имеющим религиозное значение до византийских времен.<ref>IHJR, p. 86</ref> Маген утверждает, что строители монастыря не считали место постройки могилой Шмуэля, считая, что постройка была создана только в качестве мемориала. <ref name="ReferenceA"/> Писатель пятого века [[Иероним]], например, утверждает, что останки Шмуэля были перенесены в Халкидон, согласно приказу императора Аркадия;<ref>Jerome, ''Against Vigilantius'', 5:343</ref> это случилось за век до того, как монастырь был построен.
+
-
 
+
-
== История ==
+
-
Христианский писатель шестого века определил это место как могилу Шмуэля. Хотя, согласно Библии, пророк был похоронен в своем родом городе, [[Рама|Раме]], <ref>(1Samuel 25:1, 28:3)</ref> к востоку от горы, расположенной в близи города [[Гива (древний город)|Гива]].
+
-
 
+
-
В XII-м веке еврейский путешественник [[Беньямин из Туделы]] побывал на этом месте во время своего путешествия в 1173 году, отметив, что [[крестоносцы]] обнаружили кости Шмуэля на еврейском кладбище в городе [[Рамла]], на прибрежной равнине, и перезахоронили их здесь, с видом на Святой Город. Он писал, что церковь в честь Святого Самуила из Шило, была построена, как раз на этом холме.<ref>[http://depts.washington.edu/silkroad/texts/tudela.html Travelling to Jerusalem-Benjamin of Tudela]</ref> Это может относиться к монастырской церкви Святого Самуэля, построенной по Премонстратензианскому канону и обитаемой в период с 1141 по 1244.<ref>[http://www.premontre.org/subpages/loci/domi/saint-samuel,%20dd.htm Summary Page: Palestine/Israel (Kingdom of Jerusalem)-St. Samuel]</ref>
+
-
 
+
-
Раймонд Агилерский, который написал хронику [[Крестовые походы|Первого крестового похода]] (1096-1099), рассказывает, что на утро 7 июня 1099 г., крестоносцы достигли вершины Наби-Самуэль, и когда они увидели город [[Иерусалим]], которого они еще никогда не видели, они упали на землю и заплакал от радости;<ref>http://www.biu.ac.il/js/rennert/history_9.html</ref> [[крестоносцы]] назвали это место "Гора Радости" именно по этой причине.
+
-
 
+
-
[[Крестоносцы]] построили крепость на месте, которое было разграблено и разрешено мамелюками. Некоторые определяют местоположение гробницы в месте расположения библейского храма в [[Гаваон]]е, хотя согласно консенсусу между экспертами гробница находится в деревне эль-Джиб.
+
-
 
+
-
В последующих поколениях почти все еврейские паломники упоминают гробницу Шмуэля, ставшую одним из самых популярных и посещаемых святых мест. Также могилу начинают связывать с родителями Шмуэля (Хана и Элькана), а также и с двумя его братьями.
+
-
 
+
-
Ученик [[Рамбан]]а в 1272 году рассказывает, что «в Раме погребены Шмуэль Рамайский и мать его Хана в одном и том же очень красивом доме. И перед ним – молитвенный дом исмаильтян. И поблизости находится родник, и говорят, что это миква Ханы». Паломники также рассказывают и народных торжествах, устраиваемых тут 28 эйяра, в день смерти Шмуэля.
+
-
 
+
-
Рабби Ицхак Альфара пишет в 1441 году: «И прибывают из Сирии и из Египта, и из Маноа-Амон (Александрии), и из страны Вавилонской вместе с общиной Иерусалима поклониться могиле Шмуэля, да покоится он в мире».
+
-
 
+
-
Рабби Ицхак Латиф, побывавший здесь в 1445 году, повествует:
+
-
{{Цитата|Однажды арабы не пустили евреев молиться в зал гробницы пророка Шмуэля. И поднялся навстречу им праведник, да пребудет память о нем в будущей жизни, и сдавил горло притеснителя, и сказал ему: «Верни ключ евреям, и они будут усердны во вратах моих, потому что они сыновья мои, а не вы!» Тут же и вернул. И это я слышал, когда сам был там. И свечи горят постоянно, и арабы добровольно зажигают их.}}
+
-
 
+
-
Время от времени евреи, участвовавшие в этих торжествах, напивались и служили причиной беспорядков. Посему [[иерусалим]]ские р[[аввин]]ы постановили вывесить в [[синагога]]х указ, гласящий, что «да не придет пьющий вино на могилу пророка Шмуэля».
+
-
 
+
-
Согласно иерусалимскому письму 1454 года, гробница Самуила находилась под управлением еврейской общины, и тут была возведена [[синагога]]. В том же письме рассказывается о бедах и расходах, связанных с содержанием помещений:
+
-
{{Цитата|И мы сильно опустились из-за того, что содержим… и дом Шмуэля Рамайского, мир с ним, и дома нескольких праведников и пророков, коим мы обязаны отдавать дань чести и уважения, а также должны ухаживать за их домами.}}
+
-
 
+
-
Далее автор письма просит братской помощи, дабы «поддержать дом обитания нашего, и тогда это засчитается вам, будто бы вы принесли жертву всесожжения… и каждую субботу будет помянут и благословен каждый, принявший участие в доме Шмуэля Рамайского, мир с ним».
+
-
 
+
-
Также и рабби Мешулам пишет в 1481 году о
+
-
{{Цитата|месте господина нашего пророка Шмуэля, мир с ним. И поднялся я в Раму на высокую гору и увидел укрепленный город с высокими разрушенными башнями. И один дом закрытый, который евреи содержат как дом молитвы и используют как синагогу…<br />Открыли мне дверь, и там весьма красиво и высокие потолки. И затем я вошел в помещение, такое же большое, как и первое, или же чуть меньше.<br />И из этого помещения уходит вниз каменная лестница, ведущая в пещеру с закрывающимся входом. И там – синагога с постоянно горящими свечами. И там – гробницы господина нашего пророка Шмуэля, мир с ним, и Эльканы, отца его, и Ханы, матери его, и двух братьев его.<br />И там собираются каждый год евреи, и прибывают также из-за границы – из Вавилона, из Халеба, из Сирии, из Азы, из Домаска, из Египта и из других мест.<br />Более тысячи человек стекаются сюда каждый год 28 числа месяца ияр, дабы угнездиться и помолиться в этой пещере: ибо в этот день душа его (Шмуэля) была завязана в узел жизни. И покупают прибывающие туда евреи масло для светильников этой синагоги. И я молился в этом месте и отдал масло, как требует обычай.}}
+
-
 
+
-
По преданию рабби [[Ицхак Лурия]] («святой Ари», [[Каббала|каббалист]] из [[Цфат]]а, XVI век) также признавал гробницу Шмуэля и гробницы его родителей. В книге «Связь отцов и пророков», написанной в 1537 году и изданной в 1659 г., приведен рисунок гробниц Шмуэля и Ханы.
+
-
 
+
-
В еврейских общинах разных стран стало принято собирать особые пожертвования и брать на себя обязательства по содержанию гробницы пророка Шмуэля. В связи с обетами поднимались проблемы, отраженные в средневековой раввинской литературе.
+
-
 
+
-
Например, еще в 1180 году спросили [[Рамбам]]а в [[Египет|Египте]]: «Наши мудрецы учили: кто клянется субботой или господином нашим Шмуэлем не делать того-то и того-то, а после раскаивается, что дал клятву, он освобождается от обязательства, как в случае, когда клянутся Богом, или предстает перед судом?» Рамбам отвечает: «Упомянутые клятвы не считаются обетами для мудрецов, но для простого народа надо проявлять строгость, дабы не привыкли пренебрегать клятвами».
+
-
 
+
-
Португальский паломник-христианин, побывавший в [[Иерусалим]]е в 1552 году, рассказывает о посещении гробницы Самуила:
+
-
{{Цитата|Это место содержится за счет местных евреев. Раз в год они идут туда на  восемь дней и зажигают свечи. Великий султан дал право каждому человеку жить там, и также дал евреям особые полномочия. Но даже после этого тут нет никакого крупного поселения, хоть местные земли весьма плодородны… В то же время, что мы посетили эти места, прибыло большее количество иудеев… которые подняли большой шум по поводу их обитания здесь, и я не знаю, что они там, в конце концов, решили.}}
+
-
 
+
-
Также английский путешественник, посетивший Иерусалим в 1601 году, рассказывает об особом значении гробницы Шмуэля в жизни евреев и об обычае стричь волосы, как и на горе Мерон у могилы [[Шимон бар Йохай|Шимона бар Йохая]]:
+
-
{{Цитата|Пошли мы в Раму, к пророку Самуилу, к дому его… Сверху же – место, где евреи стригут волосы, когда клянутся и дают большие суммы денег на святое место. В этот день дающие обеты евреи приводят детей и стригут им волосы в этом месте. Справа находится водосборник, именуемый цистерной Шмуэля.}}
+
-
 
+
-
[[Караимы]] также совершали паломничество к гробнице Шмуэля. Некий караим Шмуэль Бен-Давид пишет о посещении Рамы в 1641 году:
+
-
{{Цитата|И там могила нашего господина Шмуэля-пророка, мир с ним, в большой и широкой пещере. И рядом с пещерой построил Махмет-паша, иерусалимский наместник, прекрасное и дивное здание, а также молитвенный дом. И здание это, что  у пещеры, - как маленький город: с домами внутри городской стены.<br /> И во время Праздника Опресноков пришли туда израильтяне и сидят все дни, и едят, и пьют, и празднуют. И с древних пор израильтяне не покидают собраний в пещере, даже если им дать сто денег, и уже 50 лет, как они получили законное право на тамошние собрания.<br /> И один человек из Египта, Шмуэль Коэн, райская душа, собрал с общин много денег и распределил их между иерусалимским наместником и судьями, и городскими стражами, и после этого получили право на собрания в пещере пророка, благословенно его имя, за плату.<br /> И ныне, если прибывают люди из дальних стран, то дают по сорок монеток каждый и входят, а если иерусалимские люди захотят придти туда, то с них берут по пять монеток… И мы пришли, и спустились в пещеру под пение псалмов с весельем и радостью… и прочитали там несколько молитв, связанных с ним (с пророком).}}
+
-
 
+
-
У караимов были  свои особые молитвенные тексты, написанные специально для посещения сей гробницы.
+
-
 
+
-
Рабби Гедалия из Семятича повествует в 1706 году:
+
-
{{Цитата|Гробница Шмуэля-пророка и отца его Элкана, и матери его Ханы находится в пещере под землей и весьма красива… а здание из побеленных камней – очень большое. И каменный купол над ним, и в куполе есть окно для дневного освещения… и гробница Шмуэля-пророка – у южной стены… Гробница Ханы-пророчицы и Элканы в той комнате в пещере, что перед ней (гробницей Шмуэля). <br />Каждый год в 28-й день месяца ияр приходит глава сефардской общины к могиле Шамуэля Рамайского и проводит там с мудрецами всю ночь. И я тоже там был однажды с  ним. И читал молитвы, собранные для чтения у гробницы Шмуэля… в великом рыдании, и был такой общий плач, что даже каменное сердце размягчилось бы.<br /> И после читали минху и маарив. И сели все вместе учить книгу Шмуэля… <br />А в полночь погасили все свечи в пещере и сидели в темноте, и читали «Тикун хацот лайла» («Полуночное исправление» - молитвы для особо благочестивых) и плакали в голос… И когда закончили читать «Тикун» учили немного из книги «Зохар». И после того принесли напитки…}}
+
-
 
+
-
Специально для посетителей гробницы Шмуэля  в 1701 году была издана небольшая книжка цитат из «Зохара», где на титуле значилось: «И это сборник святых изречений, что учат иерусалимские мудрецы и раввины, дополненный свод священных текстов, которые читают после молитвы в пещере, где гробница господина нашего Шмуэля-пророка в Раме, из года в год, изо дня в день...»
+
-
 
+
-
Арабы, живущие по соседству с гробницей, принимали участие в обслуживании паломников. Они  предоставляли желающим верховых животных, в основном ослов, а в дни праздников устраивали базары и сами принимали участие и еврейских торжествах.
+
-
 
+
-
Арабский шейх Мустафа Асад Алькими, посетивший Святую Землю в 1730 году, описывает свое посещение могилы Шмуэля в деревне Рама: 
+
-
«И было это место в руках иудеев,  они молились там и приносили дары: украшения, одежды и ковры. И клали их в пещеру, где гробница пророка, мир с ним. Затем эти вещи сжигали… До тех пор, пока не появился в Иерусалиме учитель наш и господин шейх Мухаммед Альхалили, отдавший приказы, которые принесли ему известность. Божественное провидение помогло ему с помощью священного письма султана вывести евреев оттуда, и он закрыл вход в пещеру, и построил над ней башню, и установил порядок молитв в мечети. Он окончательно запретил евреям входить сюда. И они приходили сюда в страхе, и оставались стоять снаружи мечети, но не могли войти внутрь. И Аллах воздал ему (шейху Мухаммеду Альхалили) по заслугам в милости и благости и определил ему место в раю за усердное служение и выполнение воли пророков».
+
-
 
+
-
Шейх Мухаммед Альхалили был муфтием Иерусалима и умер в 1734 году.<ref>http://mili.org.il/?section=articles_zoom&params%5Bcat_id%5D=JERUSALEM&params%5Bparent_cat_id%5D=JERUSALEM&TAG=ARTICLE-20061105235042</ref>
+
-
 
+
-
==Современная эпоха==
+
-
Евреи положили начало основанию деревни на этом месте в 1980 году, и первоначально она называлась Рама в честь библейского дома Шмуэля, затем название меняется на название группы купившей эти земли – «Нахлат Израэль». В течении следующих пяти лет, из-за бюрократических барьеров, различные попытки реализовать план проваливаются, однако в 1895 году, 13 семей [[йеменские евреи |йеменских евреев]] присоединились к группе и весьма преуспели, даже освоив там сельское хозяйство.
+
-
 
+
-
===Первая Мировая Война===
+
-
{{смотри так же| Битва Неби Самвил (1917)}}
+
-
 
+
-
Стратегическое расположение Наби-Самуэль сделало его местом сражений во время Британской кампании за Синай и Палестину в 1917 году, деревня была сильно повреждена от артиллерийского огня и заброшена. Она была заселена вновь в 1921 году, но различные трудности привели к тому что через несколько лет она снова опустела. Мечеть, построенная в 1730 году была повреждена в сражении между англичанами и турками в 1917 году. Она был восстановлена при Первой мировой войне. <ref name=autogenerated1 /><ref>{{cite news| url=http://query.nytimes.com/gst/abstract.html?res=9F0DE6D8133BEE3ABC4052DFB467838C609EDE| title=Jerusalem Won at Bayonet's Point| publisher=''[[The New York Times]]''| date=December 18, 1917}}</ref>
+
-
 
+
-
===После Второй Мировой Войны===
+
-
 
+
-
Место снова оказалось стратегически значимым в арабо-израильской войне 1948 года и [[Шестидневная война |Шестидневной войне]] 1967 г., и было использовано артиллерией Иорданского Арабского легиона для обстрела Иерусалима, в дополнение к тому там была размещена база для нападения на еврейские автоколонны во время гражданской войны с Палестиной (1947-1948), при осаде Иерусалима в 1948 году. <ref>{{cite news| url=http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,878901-2,00.html| title=Full Speed Ahead And Damn the Aesthetics| publisher=''[[Time (magazine)|Time]]''|date=March 1, 1971}}</ref><ref>{{cite book| url=http://books.google.com/books?id=cT16EWF9I4cC&pg=RA1-PA43-IA1&lpg=RA1-PA43-IA1&dq=%22nebi+samuel%22+jews&source=web&ots=mJR29kGLdZ&sig=g5hr_Jp5zo5crTYRTFYCMfUgl8Y| title=The Routledge Atlas of the Arab-Israeli Conflict| author=[[Martin Gilbert]]| year=2005 | isbn=978-0-415-35901-6 | publisher=Routledge}}</ref>
+
-
Nebi Samuel and the surrounding archeological excavations are now part of a National Park. An Arab village of 20 families is located on the hilltop. Наби-Самуэль и окружающие ее археологические раскопки в настоящее время являются частью национального парка. На вершине холма располагается арабская деревня  из 20 семей.
+
-
Как еврейские, так и мусульманские молитвы проводятся над гробницей. Многие религиозные евреи посещают могилу 28 Ияра, в годовщину смерти Шмуэля Пророка.
+
-
<ref>[http://www.aish.com/torahportion/moray/The_Twenty_Eighth_of_Iyar.asp The Twenty Eighth of Iyar]</ref>
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{reflist}}
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Tomb_of_Samuel Статья "Tomb of Samuel" в английском разделе Википедии] 
+
-
* [http://www.bibleplaces.com/nebisamwil.htm Bibleplaces: Nebi Samwil]
+
-
* [http://www.israelnationalnews.com/news.php3?id=120399 Photos: Arabs Ransack Samuel's Tomb] - January 28, 2007.
+
-
* [http://www.historyandreconciliation.org/publications/includes/sacred_sites-english.pdf The Institute for Historical Justice and Reconciliation (IHJR), “Sacred Sites in the Holy Land: Historical and Religious Perspectives”, The Hague, 2011.]
+
-
* Reiter, Yitzhak, “Contest or cohabitation in shared holy places? The Cave of the Patriarchs and Samuel’s Tomb” in Breger, Reiter and Hammer, “Holy Places in the Israeli-Palestinian Conflict”, Routledge (2009)
+
-
 
+
-
{{Национальные парки Израиля}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Иерусалим]]
+
-
[[Категория:Достопримечательности Иерусалима]]
+
-
[[Категория:Достопримечательности Израиля]]
+
-
[[Категория:Библейские персонажи]]
+

Текущая версия на 22:54, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Гробница Шмуэля
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация