Библейская археология

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Палестинская)
(Перенаправление на ej:Библейская археология)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:Библейская археология]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
[[Файл:Qumran.jpeg|250px|right|thumb|[[Кумран]]ские пещеры.]]
+
-
'''Библейская археология''' (от греч. Ἀρχαιος, λογος — древний, наука) — раздел [[Библеистика|библеистики]], изучающая по древним памятниками историческую среду, где возникла [[Библия]] и происходили события [[Библейская история|священной истории]].
+
-
 
+
-
Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла [[Книги Библии|библейских книг]], поскольку реконструируют исторический фон их написания.
+
-
 
+
-
== История ==
+
-
 
+
-
=== Старая библейская археология ===
+
-
Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарем, обычаями и культом времен [[ТАНАХ|Ветхого]] и [[Новый Завет|Нового Завета]].
+
-
 
+
-
Собирание таких знаний давало возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой [[Экзегеза|экзегезы]], которая получала библейские сведения не только из Библии, но и со знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.
+
-
+
-
К трудам старой библейской археологии принадлежат работы К.Ф. Кейли, С. Мунка, Г. Тристрама, И. Троицкого.
+
-
 
+
-
=== Новая библейская археология ===
+
-
Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периода и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность [[Египет|Египта]], [[Месопотамия|Двуречья]], [[Ханаан]]а, [[Хетты|Хеттского царства]]. К тому времени из внебиблейских текстов были известны лишь [[Талмуд]], [[Таргум]]ы, труда [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] и фрагменты, сохраненные античными авторами и отцами церкви.
+
-
Находки в Египте начались вскоре после похода [[Наполеон I|Наполеона I]]. Молодой французский филолог Ж. Ф. Шампольон (1790-1832) сумел прочитать египетские иероглифы. Так было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, которая продолжается и поныне.
+
-
[[Файл:Jerusalem Schrein des Buches BW 1.JPG|250px|right|thumb|Музей Книги - отдел [[Музей Израиля|Музея Израиля в Иерусалиме]], в котором хранятся найденные [[свитки Мёртвого моря]].]]
+
-
Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.<ref>Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)</ref> В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы [[Месопотамия|Двуречья]], под которыми були открыты древнеассирийские города [[Ниневия]] и [[Калах]] (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея).
+
-
 
+
-
В начале XX века были проведены раскопки руин столицы [[Хетты|Царства хеттов]] (упоминаются в Библии). Их письменность удалось расшифровать чешскому учёному Б. Грозному (1879-1952). Немалое значение для библейской археологии имело открытие и прочтение [[ханаан]]ских памятников, в том числе текстов города [[Угарит]]а . Расшифровка их была сделана Г. Бауэром, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Виролло, К. Ф. А. Шеффером и професором Иерусалимской библейской школы Дормом. Все эти и другие открытия расширили рамки библейской археологии и заставили по-новому оценить взаимодействие [[ТАНАХ]]а с культурой Древнего Востока. С этого времени библейская археология основное внимание уделяет именно изучению памятников, которые прямо или косвенно касаются Библии.
+
-
+
-
Огромное значение в библейской археологии получил новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, названный ''радиоуглеродным'', используется при датировке предметов органического происходжения. Высокочувствительные современные приборы могут с достаточной точностью установить возраст исследуемого дерева, папіруса, льна и т. д. В те ж годы Д. К. Кеннеди открыл метод ''термолюминесценции'', что позволяет датировать древние керамические изделия.
+
-
 
+
-
== Разделы библейской археологии ==
+
-
Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и израильскую.
+
-
[[Файл:The Structure Claimed to be the Noah's Ark near the Mount Ararat in Turkey.jpg|250px|right|thumb|Вероятное местонахождение Ноева ковчега около Арарата]]
+
-
Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства [[Священное Писание|Священного Писания]]. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.
+
-
[[Файл:Jerusalen siglo primero.jpg|250px|right|thumb|Реконструкция Иерусалима времён Второго Храма]]
+
-
Библейская археология Израиля ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.
+
-
 
+
-
==== Общая ветхозаветная ====
+
-
В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в XIX и XX веках.
+
-
 
+
-
В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о [[Потоп]]е. Вулли также открыл много других памятников древнего [[Шумер]]а.
+
-
 
+
-
В XIX веке была открыта библиотека в [[Ниневия|Ниневии]], где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающего с рассказом в [[Бытие|Книге Бытие]]) и о происхождении мира «[[Энума Элиш]]». Последняя показывает, насколько своеобразным было библейское учение, несмотря на определенные элементы литературного сходства с [[вавилон]]ским литературным памятником.
+
-
 
+
-
В 1901—1902 французская археологическая экспедиция нашла в [[Сузы|Сузах]] чёрный столб базальта, на котором клинописью были высечены законы вавилонского царя [[Хаммурапи]] (1—ая половина XVIII века до н. э.). Законы, в частности, содержат правовые нормы, объясняющих некоторые подробности повествования Книги Бытия о [[Патриархи|патриархах]], и имеют параллели с законами книг [[Исход]] и [[Второзаконие]]. Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в [[Пятикнижие|Пятикнижии]].
+
-
 
+
-
Раскопки 1930-х годов в [[Месопотамия|месопотамском]] городе [[Мари]] (XVIII век до н. э.) виявили тексты с упоминанием племён, идентичных именам предков Израиля ([[Нахор]], [[Терах]], [[Серуг]], [[Завулон]], [[Гад]], [[Дан]], [[Леви]], [[Ишмаэль]], [[Асир]]). Такие же параллели выявлены и в текстах города [[Эбла|Эблы]] ([[Сирия]]), открытого в 1970-х годах.
+
-
+
-
В конце 1930-х годов американская экспедиция в Северную [[Месопотамия|Месопотамию]] нашла документы города [[Нузи]]. Они содержат законы, которые поясняют, почему, например, бездетный [[Авраам]] должен был отдать своё наследство [[Элиэзер]]у (Быт. 15:2-3), описывают операции по продаже первородства (Быт. 25:30-34), поясняют, почему [[Рахель]] забрала с собой [[терафим]] (домашних богов) [[Лаван]]а (Быт. 31:19) - согласно текстам Нузы, кто владеет [[терафим]], тот имеет право на наследство. Примечательно, что эти обычаи исчезли после XV века до н. э., то есть повествование Книги Бытия отображает очень древнюю, ещё домоисееву эпоху истории.
+
-
 
+
-
Изучение хеттских законов пояснило, почему Авраам не хотел купить у [[Хетты|хеттов]] всю землю около пещеры [[Махпела]], а только пещеру. Купив землю, он становился данником хеттов.
+
-
+
-
Данные о [[Гиксосы|гиксосах]], аморейских племенах, которые покорили около 1700 г. до н.э. [[Египет]], объясняют, как мог неегиптянин [[Йосеф]] стать правителем Египта при [[фараон]]е.
+
-
+
-
Установлено, что фараон Рамзес II (XIII век до н. э.) перенёс свою столицу в Дельту и, возродив разрушенный город, назвав его своим именем. В [[Тора|Библии]] сказано, что [[израиль]]тяне строили для египетского царя город ''Раамсес'' (Исход 1:11).
+
-
 
+
-
В 1887 г. была найдена покинутая столица фараона-реформатора ''Эхнатона'' (XIV век до н. э.) Ахетатон(ныне - Эль Амарна). Среди документов её архива выявлены [[Эль-Амарнские письма|донесения ханаанских вассалов царя]] (в частности, правителя [[Иерусалим]]а). Они жалуются, что страна разрушена бандами [[хабиру]]. В наше время большинство учених усматривает в них полукочевую разноплемённую «вольницю», которая подорвала власть фараонов в [[Ханаан]]е<ref> История древнего мира, т. 1, М., 1989, с. 245.</ref>. Движение хабиру подготовил почву для проникновения израильтян в [[Ханаан]].
+
-
 
+
-
В 1896 году англичанин [[Питри, Флиндерс|Флиндерс Питри]] нашёл в Фивах ([[Египет]]) [[Мернептаха Стела|победную надпись (стеластеллу) сына Рамсеса II Мернептаха]] (конец XIII века до н. э.). В ней среди городов и народов [[Ханаан]]а впервые упомянут [[Израиль]], но не как местность, а как племя. Одни историки полагают, что речь идет о периоде [[Йеhошуа бен Нун]]а, а другие связывают стелу с событиями [[Книга Исход|Книги Исхода]].
+
-
[[Файл:Britannica Rebab Pear-shaped Rebab from Goshen.jpg|250px|right|thumb|Рисунок скульптуры музыканта, играющего на ''ребабе'', найденной экспедицией Флиндерса в земле Гошен в 1906 году.]]
+
-
Надпись фараона Шешонка I (библ. Сусаким) дополняет рассказ 3 Цар 14:25-28 о захвате египетским войском [[Иерусалим]]а (X век до н. э.).
+
-
[[Файл:Jehu-on-black-obelisk.jpg|250px|right|thumb|Обелиск Салманасара]]
+
-
Ещё в середине XIX века были найдены ассирийские памятники, связанные с библейской историей: анналы Салманасара III о битве при Каркаре (854/853 до н.э.), в которой принял участие царь [[Ахав]], о подчинении Ассирией самарийского царя [[Иегу]] (Иуя), причём на обелиске Салманасара изображен сам Иегу, стоящий на коленях перед ассирийским царем.
+
-
 
+
-
В документах Саргона II и Салманасара докладывается о падении [[Самария (город)|Самарии]], а в анналах Синаххериба - об осаде Иеусалима во времена царя [[Хизкияhу]] и пророка Исайи. К этой же эпохе относится приграничный камень с портретом [[вавилон]]ского царя Мардук-апла-иддина, против союза с которым предостерегал пророк [[Исайа]].
+
-
 
+
-
В 1956 была опубликована [[Нововавилонская летопись]], где освещены события времён [[Навуходоносор]]а и говорится про взятие им [[Иерусалим]]а в 597 до н.э. ([[Вавилонское пленение]]).
+
-
 
+
-
В конце XIX века на острове [[Элефантина]] ([[Египет]]) был найден папирус с документами еврейского гарнизона, который находился на службе у египетского царя (V век до н.э.). Эти документы на [[Арамейский язык|арамейском языке]] дают характеристику духовного и социального состояния диаспори раннего периода. В частности, там есть первое небиблейское описание праздника [[Песах]].
+
-
 
+
-
Серия находок (в т.ч. памятников искусства, монет и статуй) дополняет рассказ про эллинистический период истории [[ТАНАХ]]а ([[Антиох IV]] и его наследники).
+
-
 
+
-
==== Общая новозаветная ====
+
-
На протяжении последних ста лет найдены многочисленные рукописи [[Новый Завет|Нового Завета]] и [[апокриф]]ов.
+
-
 
+
-
Проведены раскопки в городах, которые посещал [[Апостол Павел]]. В частности, в [[Эфес]]е найдены изображения Артемиды, театр, куда собралась толпа во время заговора (Деяния 19:23), и место [[коринф]]ской [[синагоги]], где он проповедовал.
+
-
 
+
-
В 1905 г. в городе [[Дельфы]] найдена надпись императора Клавдия - его послания к дельфийцам. В нём упомянут Люций Юний Галлион и сказано, что он был проконсулом Ахайи. Дата проконсульства установлена при сверке с другими текстами. Она падает на 51-52 гг. Эта дата - ключевая для хронологии жития апостола Павла.
+
-
 
+
-
Под алтарём базилики св. Петра в [[Рим]]е найдено старое захоронение императорской эпохи и остатки древней гробницы апостола. В её стене - обломок колонны. Его считают частью памятника, сооруженного над местом захоронения апостола во II веке (этим временем датируются монеты в гробнице и надписи с упоминанием ап. Петра). В стене также был замурован сосуд с останками старого человека. По мнению исследователей, это могли быть мощи св. Петра, спрятанные в годы гонений.
+
-
[[Файл:Tell el Hesy - Israel c. 2009 -1.jpg|250px|right|thumb|Тель эль-Неси, который Флиндерс раскапывал в 1890 году - вид в 2009-м.]]
+
-
=== Палестинская ===
+
-
Первые попытки отыскать древние памятники [[Святая земля|Святой земли]] начались еще во времена [[Крестоносцы|крестоносцев]]. Но начало научной библейской археологии в [[Страна Израиля|Стране Израиля]] бвло положено лишь в XIX веке (работы Э. Робинсона и др.). Основателем современной палестинской библейской археологии считается [[Питри, Флиндерс|Питри Флиндерс]]. Он первый разработал методику датировки археологических пластов по типу керамики. До последнего времениу ведущими специалистами в палестинской археологии были Олбрайт, де Во, Венсан.
+
-
 
+
-
==== Палестинская старозаветная ====
+
-
[[Файл:Mesha Stele Louvre.JPG|250px|right|thumb|Стела царя Меши.]]
+
-
[[Файл:Shiloach.jpg|250px|right|thumb|Силоамская надпись.]]
+
-
Раскопки древнеханаанских городов ([[Хацор]], [[Хеврон]], [[Двир (Кирьят-Сефер, древний город)|Двир]]) показали, что в конце XIII век до н. э. они были разрушены и сожжены, что согласуется с данными Книги [[Йеhошуа бен Нун]]а. В те же время [[Гаваон]] оказался процветающим в ту эпоху торговым городом, что также отвечает рассказу [[ТАНАХ|Библии]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11159 Статья Гив‘он в ЭЕЭ]</ref> Сложнее с [[Иерихон]]ом. Этот древнейший в мире город, основанный за 9 тысяч лет до н.э., разрушался не раз. Экспедиция К. Кеньона установила, что слой XIII век до н. э. (период Йеhошуа бен Нуна) не содержит почти никаких памятников. Из этого был сделан вывод, что после его разрушения Йеhошуа бен Нуном он долго оставался в руинах, и поэтому подвергся эрозии.
+
-
 
+
-
Раскопками датской экспедиции 1926-1929 було установлено, что [[Силом]] подвергся разорению в эпоху [[Элияhу hа-нави]]. Археологами найдены многочисленные предметы филистимского быта, несущие на себе печать эгейской культуры.
+
-
 
+
-
К эпохе [[Соломон]]а относится сельськохозяйственный календарь из [[Гезер]]а ([[Газер]]а), написанный буквами [[Финикийский язык|финикийского алфавита]] (X век до н. э.).
+
-
 
+
-
В [[Угарит]]е (Рас-Шамра) К. Шеффером найдены не только религиозные тексты [[ханаан]]еев, но и изображения божеств. Виявлены следы человеческих жертвоприношений, которые практиковались хананеями.
+
-
 
+
-
В начале XX века обнаружены конюшни [[Соломон]]а в [[Мегиддо]], про которые упоминает Библия, а позднее - его рудники около залива [[Эйлат]] (находка 1937 г.).
+
-
 
+
-
В [[Самария|Самарии]], столице Северного царства, найдены [[остракон]]ы (черепки с надписями) и многочисленные художественные изделия из слоновой кости (среди них портрет сирийського царя [[Бен-Хадад]]а, изображения [[херувим]]ов, животных, цветов).
+
-
 
+
-
В [[Мегиддо]] найдена печать царедворца [[Иеровоам II|Иеровоама II]] (VIII век до н.э.), современника пророка [[Амос]]а.
+
-
 
+
-
В 1868 в Заиорданье Ф. А. Клейном обнаружена стела [[моав]]ского царя [[Меши]] (IX век до н. э.). Наряду с календарем из [[Гезер]]а это древнейшая еврейская надпись.
+
-
 
+
-
В 1880 г. нашли так называемую [[Силоамская надпись|Силоамскую надпись]] из Силоамского туннеля около [[Иерусалим]]а. Это была надпись рабочих царя [[Хизкияhу]], которые прорывали подземный канал для водоснабжения на случай осады (эпоха пророка [[Исайя|Исайи]]).
+
-
 
+
-
В 1930-х годах английский археолог Дж. Старки проводил раскопки [[Лахиш]]а (Лахиса). Была обнаружена братская могила [[Ассирия|ассирийских]] солдат времени [[Синаххериб]]а и переписка иудейских военачальников, которая освещает состояние страны во время нашествия [[Навуходоносор]]а. Одно письмо содержит упрёки по адресу какого-то пророка. От его имени остались лишь последние буквы, что позволяет допустить, что речь идет про [[Пророк Иеремия|пророка Иеремию]]. От того же периода уцелела печать [[Гдалия бен Ахикам|Гдалии бен Ахикама]], правителя [[Иерусалим]]а, назначеного Навуходоносором.
+
-
 
+
-
В 1962 найден [[Самаритяне|самаритянский]] папирус IV век до н.э. Он касается истории [[Страна Израиля|Страны Израиля]] в период, когда [[иран]]ское господство сменилось греческим. В них упоминается Санаваллат - потомок Санваллата, современника [[Нехемия|Нехемии]].
+
-
 
+
-
Серия находок [[кумран]]ских текстов началась с 1947 г. Кроме [[Ессеи|ессейских]] документов, в селениях около берегов [[Мёртвое море|Мёртвого моря]] найдены рукописи [[ТАНАХ]]а и [[апокриф]]ов, а также письма, связанные с [[Восстание Бар-Кохбы|восстанием Бар-Кохбы]] (132-135 гг.).
+
-
 
+
-
==== Палестинская новозаветная ====
+
-
[[Файл:Caesarea maritima BW 5.JPG|250px|right|thumb|Найденная плита с витесанным именем Понтия Пилата - (2 строка {{lang-la|''..vs Pilatvs''}})]]
+
-
Многочисленные раскопки в Стране Израиля дают свидетельства точности исторического фона, на котором рассказывается евангельская история.
+
-
 
+
-
Археологи находят упоминания таких имён, которые носили персонажи Евангелия и следы деятельности политиков и военных времени I века (в частности, Понтия Пилата). Раскапывают древние поселения в упомянутых в Евангелиях местах, изучая подробности тогдашнего быта.
+
-
 
+
-
=== Туринская плащаница ===
+
-
В конце XX века было предпринято научное исследованиетак называемой Туринской плащаницы, которая с 1578 года хранится в [[Турин]]е. История этого предмета документально прослеживается до XIV века. Церковь считает, что этот кусок ткани - саван, в который был завёрнут снятый с креста мёртвый [[Иисус Христос]].
+
-
 
+
-
Одни учёные верят, что это доказательство достоверности евангельской истории.<ref>Арутюнов С., Жуковская Н., Туринская Плащаница, "Наука и жизнь", 1984, № 12</ref><ref>Wilson J., The Turin Shroud, L., 1968; Weaver К. Р., The Mystery of the Shroud, "National Geographic", 1980, № 6.</ref> Другие считают, что это средневековая подделка.
+
-
 
+
-
Физические и химические методы показали, что это, скорее всего, действительно саван человека, умершего на кресте, будучи прибитым гвоздями. Однако датировка плащаницы и личность того человека не могут быть точно установлены существующими методами.
+
-
 
+
-
Отношение разных людей к проблеме остаётся в значительной мере вопросом веры. Возможно, по мере развития науки и техники удастся получить более полное представление об этом предмете.
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Археология Израиля]]
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{reflist}}
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://uk.wikipedia.org/wiki/Біблійна_археологія Статья "Біблійна археологія" в украинском раздел Википедии]
+
-
* [http://slovari.yandex.ru/dict/men/article/me1/me1-0103.htm Археология библейская // Библиологический словарь]
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
{{Commonscat|Biblical archaeology}}
+
-
* Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
+
-
 
+
-
=== Старая библейская археология ===
+
-
* ''Кейль К. Ф.'', Руководство к библ. А., пер. с нем., ч. 1—2, К., 1871—1874.
+
-
* ''Мунк С.'', Еврейские древности, пер. с франц., Пермь, 1879.
+
-
* ''Тристрам Г.'', Вост. обычаи в библ. странах, пер. с англ., СПб., 1900.
+
-
* ''Троицкий И. Г.'', Библ. А., СПб., 1913.
+
-
 
+
-
=== Новая библейская археология ===
+
-
* ''Вулли Л.'', Ур халдеев, пер. с англ., М., 1961;
+
-
* ''Бузескул В. П.'', Открытия XIX и начала XX вв. в области истории древнего мира, ч. 1—2, Пб., 1923—24;
+
-
* ''Добльхофер Э.'', Знаки и чудеса: Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки, пер. с нем., М., 1963;
+
-
* ''Дойель Л.'', Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980;
+
-
* ''Керам К. В.'', Узкое ущелье и Черная гора, пер. с нем., М., 1962;
+
-
* ''Керам К. В.'', Боги, гробницы, ученые, пер. с нем., М., 1963;
+
-
* ''Косидовский З.'', Когда солнце было богом, пер. с польск., М., 1968;
+
-
* ''Липин Л. А., Белов А. М.'', Глиняные книги, Л., 19562;
+
-
* ''Ллойд С.'', Археология Месопотамии, пер. с англ., М., 1984;
+
-
* ''Мильчик М. И.'', Борейко Б. М., Город крылатых быков, М., 1967;
+
-
* ''Рубинштейн Р. И.'', Разгаданные письмена, Л., 1960;
+
-
* ''Рубинштейн Р. И.'', Новейшие археологич. открытия в Египте, М., 1962;
+
-
* ''Чабб М.'', Город в песках, пер. с англ., М., 1965.
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:Библеистика]]
+
-
[[Категория:Археология]]
+

Текущая версия на 21:21, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Библейская археология
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация