Сен-симонизм
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Литература) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Участие евреев в течении) |
||
(7 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 22: | Строка 22: | ||
- | Убежденными приверженцами сенсимонизма были французский ученый, поэт и писатель Леон Халеви (см. [[Э. Х. Халеви]]), крупный инженер, один из основателей [[Альянс|Альянса]] Ж. Карвалло (1820–93), известный публицист Г. д’Эшталь (1804–86) и другие предприниматели, художники, артисты, литераторы еврейского происхождения не только во Франции, но и в других европейских странах | + | Убежденными приверженцами сенсимонизма были французский ученый, поэт и писатель Леон Халеви (см. [[Э. Х. Халеви]]), крупный инженер, один из основателей [[Альянс|Альянса]] Ж. Карвалло (1820–93), известный публицист Г. д’Эшталь (1804–86) и другие предприниматели, художники, артисты, литераторы еврейского происхождения не только во Франции, но и в других европейских странах. |
- | К. А. Сен-Симон писал о «народе Божьем, получившем откровение еще до появления Христа... народе, наиболее рассеянном по всей поверхности земли, который всегда предвещал, что наступит великая эпоха, названная им мессианской...» («Новое христианство»). С этим было связано ожидание новых откровений от еврейского народа, которое достигло кульминации в начале 1830-х гг., когда в сенсимонизме возобладала религиозно-мистическая сторона доктрины. Возникшие тогда упования на скорый приход женщины-мессии («мужчины уже все сказали, все свершили, настал черед женщины»), которая принесет человечеству новую мораль, также базировались на уверенности, что эта мать-избавительница и верховная жрица может выйти только из еврейского народа и объявится непременно на Востоке. Хотя взаимные симпатии сенсимонизма и евреев вызвали антисемитскую реакцию в некоторых католических кругах, объявивших движение «еврейским заговором» против западной христианской цивилизации, а также у Ш. Фурье (см. [[Социализм]]), приверженцами сенсимонизма были многие выдающиеся деятели культуры — неевреи, среди них — историки Т. Карлейль и Ж. Мишле, социолог О. Конт, композиторы Ф. Лист и Г. Л. Берлиоз, романистка Ж. Санд и многие другие. | + | Столь заметное еврейское участие в сенсимонизме объяснялось близостью идеалов движения обетованиям еврейских пророков (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]), присущим сенсимонизму историческим оптимизмом, который обнаруживается в концепции неумолимого и торжествующего прогресса; преклонением перед наукой, техникой, индустрией, торговлей и банками (то есть теми видами деятельности, в которых евреи особенно преуспевали) как главными двигателями прогресса и т. д. |
+ | |||
+ | К. А. Сен-Симон писал о «народе Божьем, получившем откровение еще до появления Христа... народе, наиболее рассеянном по всей поверхности земли, который всегда предвещал, что наступит великая эпоха, названная им мессианской...» («Новое христианство»). | ||
+ | |||
+ | С этим было связано ожидание новых откровений от еврейского народа, которое достигло кульминации в начале 1830-х гг., когда в сенсимонизме возобладала религиозно-мистическая сторона доктрины. | ||
+ | |||
+ | Возникшие тогда упования на скорый приход женщины-мессии («мужчины уже все сказали, все свершили, настал черед женщины»), которая принесет человечеству новую мораль, также базировались на уверенности, что эта мать-избавительница и верховная жрица может выйти только из еврейского народа и объявится непременно на Востоке. | ||
+ | |||
+ | Хотя взаимные симпатии сенсимонизма и евреев вызвали антисемитскую реакцию в некоторых католических кругах, объявивших движение «еврейским заговором» против западной христианской цивилизации, а также у Ш. Фурье (см. [[Социализм]]), приверженцами сенсимонизма были многие выдающиеся деятели культуры — неевреи, среди них — историки Т. Карлейль и Ж. Мишле, социолог О. Конт, композиторы Ф. Лист и Г. Л. Берлиоз, романистка Ж. Санд и многие другие. | ||
Идеи и проекты сенсимонизма обогатили самые разные идеологические направления и сферы экономической деятельности. Даже после окончательного упадка сенсимонизма как движения (примерно в середине 1830-х гг.) многие его идеи повлияли на тех, кто проектировал и строил Суэцкий канал в [[Египет|Египте]] (замысел принадлежит К. А. Сен-Симону), развивал в Европе железнодорожную сеть и банковский кредит (также проекты, впервые предложенные Сен-Симоном), а также осуществлял многие другие экономические и социальные начинания. Влияние этих идей испытал в 20 в. [[Ратенау, Вальтер|В. Ратенау]]. | Идеи и проекты сенсимонизма обогатили самые разные идеологические направления и сферы экономической деятельности. Даже после окончательного упадка сенсимонизма как движения (примерно в середине 1830-х гг.) многие его идеи повлияли на тех, кто проектировал и строил Суэцкий канал в [[Египет|Египте]] (замысел принадлежит К. А. Сен-Симону), развивал в Европе железнодорожную сеть и банковский кредит (также проекты, впервые предложенные Сен-Симоном), а также осуществлял многие другие экономические и социальные начинания. Влияние этих идей испытал в 20 в. [[Ратенау, Вальтер|В. Ратенау]]. | ||
- | + | ||
+ | |||
+ | Общие сведения см. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Сен-симонизм в статье Википедии "Сен-симонизм"] | ||
+ | |||
== Литература == | == Литература == | ||
Строка 50: | Строка 61: | ||
[[sv:Saintsimonism]] | [[sv:Saintsimonism]] | ||
- | {{WikiCopyRight}}[[Категория: | + | {{WikiCopyRight}} |
+ | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
+ | [[Категория:Политические и государственные деятели и движения (не-еврейские) в странах диаспоры]] |
Текущая версия на 11:20, 4 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Сенсимонизм, течение социально-политической и религиозно-философской мысли, разработанное учениками и последователями К. А. Сен-Симона, которые после его смерти (1825) привели в систему идеи и предсказания учителя и на их основе построили законченную социалистическую доктрину. Сенсимонизм предусматривал создание идеального общественного устройства, основанного на централизованном планировании экономической и социальной жизни иерархически организованной государственной властью. Догматизация учения привела к тому, что достаточно быстро сенсимонисты фактически создали узкую религиозную секту.
Участие евреев в течении
Среди приверженцев сенсимонизма было немало лиц еврейского происхождения, в основном принявших христианство, которых сенсимонизм привлек прежде всего универсалистским (свободным от всякого национального, расового и религиозного партикуляризма) идеалом всемирной человеческой ассоциации.
Убежденными приверженцами сенсимонизма были французский ученый, поэт и писатель Леон Халеви (см. Э. Х. Халеви), крупный инженер, один из основателей Альянса Ж. Карвалло (1820–93), известный публицист Г. д’Эшталь (1804–86) и другие предприниматели, художники, артисты, литераторы еврейского происхождения не только во Франции, но и в других европейских странах.
Столь заметное еврейское участие в сенсимонизме объяснялось близостью идеалов движения обетованиям еврейских пророков (см. Пророки и пророчество), присущим сенсимонизму историческим оптимизмом, который обнаруживается в концепции неумолимого и торжествующего прогресса; преклонением перед наукой, техникой, индустрией, торговлей и банками (то есть теми видами деятельности, в которых евреи особенно преуспевали) как главными двигателями прогресса и т. д.
К. А. Сен-Симон писал о «народе Божьем, получившем откровение еще до появления Христа... народе, наиболее рассеянном по всей поверхности земли, который всегда предвещал, что наступит великая эпоха, названная им мессианской...» («Новое христианство»).
С этим было связано ожидание новых откровений от еврейского народа, которое достигло кульминации в начале 1830-х гг., когда в сенсимонизме возобладала религиозно-мистическая сторона доктрины.
Возникшие тогда упования на скорый приход женщины-мессии («мужчины уже все сказали, все свершили, настал черед женщины»), которая принесет человечеству новую мораль, также базировались на уверенности, что эта мать-избавительница и верховная жрица может выйти только из еврейского народа и объявится непременно на Востоке.
Хотя взаимные симпатии сенсимонизма и евреев вызвали антисемитскую реакцию в некоторых католических кругах, объявивших движение «еврейским заговором» против западной христианской цивилизации, а также у Ш. Фурье (см. Социализм), приверженцами сенсимонизма были многие выдающиеся деятели культуры — неевреи, среди них — историки Т. Карлейль и Ж. Мишле, социолог О. Конт, композиторы Ф. Лист и Г. Л. Берлиоз, романистка Ж. Санд и многие другие.
Идеи и проекты сенсимонизма обогатили самые разные идеологические направления и сферы экономической деятельности. Даже после окончательного упадка сенсимонизма как движения (примерно в середине 1830-х гг.) многие его идеи повлияли на тех, кто проектировал и строил Суэцкий канал в Египте (замысел принадлежит К. А. Сен-Симону), развивал в Европе железнодорожную сеть и банковский кредит (также проекты, впервые предложенные Сен-Симоном), а также осуществлял многие другие экономические и социальные начинания. Влияние этих идей испытал в 20 в. В. Ратенау.
Общие сведения см. в статье Википедии "Сен-симонизм"
Литература
кроме общих сочинений по истории социализма:
- Paul Janet, «S.-Simon et le saint-simonisme»;
- Booth, «Saint-Simon and s.-simonism» (1871);
- Weil, «L'école St.-Simonienne» (1896);
- Charlety, «Histoire du s.-simonisme» (1896);
- статья Штейнберга об историч. и социал. взглядах С.-Симона в «Жизни» за 1900 г.hu:Saint-simonizmusli:Saint-Simonisme
mk:Сенсимонизам nl:Saint-simonisme no:Saint-Simonians sv:Saintsimonism
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.