Архив (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Архив (еврейский аспект))
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Архив (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Архив'''. Исторические источники библейского периода не упоминают о существовании хранилищ документов государственных учреждений, записей местных органов и подобного материала в [[Израиль|Израиле]] и [[Иудея|Иудее]].
+
-
 
+
-
Однако известно, что до завоевания страны израильтянами в [[Ханаан|Ханаане]] существовали местные архивы. Можно предполагать, что законы, договоры и политические документы хранились в [[Храм|Храме]], но в самой [[Библия|Библии]] упоминается лишь царский архив в Персии (Эсф. 6:1; Эз. 6:1).
+
-
 
+
-
Однако поскольку в Писании содержатся многочисленные указания на существование [[Писец|писцов]], служивших также переписчиками документов, и на ведение хроникальных записей царских дворов Израиля и Иудеи при наличии высокоразвитой административной системы в эпоху Царей, имеется основание предполагать, что в Израиле существовали какие-то виды архивов.
+
-
 
+
-
В [[Самария|Самарии]], [[Лахиш|Лахише]] и [[Арад|Араде]] обнаружены груды черепков, которые, по-видимому, служили для архивных записей.
+
-
 
+
-
Существует мнение, что значительная часть библейского текста, в особенности историографические сведения, основывается на подлинных документах царского дома и Храма, в том числе различные списки чиновников, данные о государственном имуществе и податях и т. д.
+
-
 
+
-
Папирусы [[Элефантина|Элефантины]] также представляют собой сохранившуюся часть архива еврейской военной колонии Ев на Верхнем Ниле (5 в. до н. э.).
+
-
== В период Второго храма ==
+
-
 
+
-
В период Второго храма [[Иосиф Флавий]] повествует о поджоге иерусалимского архива в 66 г. н. э. как об одном из первых актов Великого восстания, предпринятом с целью уничтожения долговых обязательств иерусалимской бедноты (Война 2:427).
+
-
 
+
-
Согласно другой версии, восходящей к Юлию Африкану (3 в. н. э.), но более ничем не подтвержденной, [[Ирод I Великий|Ирод]] сжег генеалогические записи, чтобы скрыть свое эдомитское происхождение.
+
-
 
+
-
Раввинские источники сообщают о том, что [[Синедрион]] проверял незапятнанность происхождения священнослужителей Храма на основании генеалогических таблиц (мегиллат юхасин или сефер юхасин), которые, как известно, хранились в Храме (см. Мид. 5:4; Тосеф., Хаг. 2:9, 235; Иев. 4:13).
+
-
 
+
-
Они тщательно сохранялись; если какое-либо бедствие уничтожало их, они старательно восстанавливались на основании сохранившихся остатков и свидетельских показаний (Флавий, Пр. Ап. 1:31).
+
-
 
+
-
Хотя среди свитков [[Мёртвое Море|Мёртвого моря]] не было обнаружено никаких документов административного характера, приказы Бар-Кохбы (см. [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстание]]), найденные в одной из пещер того же района, доказывают, что такие документы, очевидно, тщательно хранились.
+
-
 
+
-
В Каирской [[Гениза|генизе]] были обнаружены фрагменты общинных документов, решений [[Бет-Дин|бет-дина]], официальных описей имущества, контрактов и т. д., относящихся к периоду Фатимидов в средневековом [[Египет|Египте]].
+
-
== Период средневековья ==
+
-
 
+
-
В некоторых государственных архивах европейских стран периода средневековья имелись специальные отделы, где хранились документы, имеющие отношение к евреям. К наиболее важным экономическим документам евреев принадлежат договоры и векселя из архива еврейского казначейства в Англии. Почти все архивы центральных, областных и местных властей, так же как и религиозных учреждений в странах, где в средние века жили евреи, содержат множество документов, относящихся к евреям. Большое количество таких записей находится в архивах [[Испания|Испании]]: Центральном архиве [[Мадрид|Мадрида]], Архиве Арагонской короны в [[Барселона|Барселоне]], Государственном архиве Симанкас и Памплоны. Особое значение для истории евреев Пиренейского полуострова имеет архив [[Инквизиция|инквизиции]], особенно хорошо укомплектованный и систематизированный в [[Португалия|Португалии]]; много документов, содержащих сведения о евреях, хранится в итальянских и германских архивах. Во многих городских архивах Италии имеются специальные отделы, относящиеся к еврейскому [[Гетто|гетто]].
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
В большинстве еврейских общин еще в средние века роль архива выполнял [[Пинкас|пинкас]] (книга записей) или целый ряд пинкасим, куда заносились уставы и правила общинной жизни, имена руководителей и должностных лиц, протоколы заседаний, решения еврейских судов, а также копии записок, писем и прошений, поданных в правление общины. Во многих странах еврейская община вела или была обязана вести книги записей рождений, смертей и браков, которые имели законную силу до введения государственной регистрации актов гражданского состояния.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Общинные архивы, восходящие ко второй половине 17 в., а в особенности — к 18–19 вв., сохранились главным образом в [[Италия|Италии]], [[Великобритания|Великобритании]], [[Австрия|Австрии]], [[Венгрия|Венгрии]], [[Чехословакия|Чехословакии]], [[Германия|Германии]] и США, хотя даже в этих странах значительная часть еврейских архивов погибла в результате преследований, пожаров и плохого хранения. Другого рода еврейским архивом, возникшим в 19 в., является хранилище документов центральных объединений общин, как, например, архив еврейской консистории во [[Франция|Франции]]; местных и международных еврейских благотворительных организаций, таких как [[Альянс]] во Франции, [[Хильфсферейн]] в Германии или [[Джойнт]] в США. К ним следует отнести и архивы национальных и международных политических течений и организаций, например, сионистского (см. [[Сионизм]]) движения с его многочисленными партиями и учреждениями.
+
-
 
+
-
Лишь в новое время, и в особенности в 19 в. и 20 в., еврейские организации начинают систематически хранить документы, заложив, таким образом, фундамент современных архивов. С конца 19 в. еврейские научные организации стали создавать исторические архивы путем собирания документов и записей еврейских общин, организаций и отдельных лиц. Из современных еврейских архивов особого внимания заслуживают: Всеобщий архив германских евреев (конфискован нацистами в 1938 г., а после Второй мировой войны частично переведен в [[Иерусалим]]); Американский еврейский архив (создан после Второй мировой войны в Цинциннати, США). В 1960–70-е гг. создаются центральные еврейские архивы в Англии, Франции и Италии.
+
-
 
+
-
Много материалов, относящихся к преследованию и уничтожению евреев в нацистский период, можно найти в архивах Германии, Италии, [[Польша|Польши]], Англии, Франции, США, [[Румыния|Румынии]], [[Венгрия|Венгрии]] и других стран, а также в архивах еврейских организаций, которые занимались оказанием помощи евреям. Важнейшее значение имеют архивы, сохраненные самими нацистами. Нацистские архивы, которые попали в руки западных союзников, были большей частью возвращены ФРГ, после того как большинство документов было снято на микропленку. Из архивов, попавших в руки советских оккупационных войск, часть была передана Центральному архиву ГДР. В этом контексте следует также упомянуть Международную службу розыска (International Tracing Service) в Арользене, учрежденную после войны верховным командованием союзных экспедиционных сил для облегчения поисков пропавших лиц, и Государственный институт по документации войны (Rijksinstituut voor Oorlogsdocumentatie) в [[Амстердам|Амстердаме]], созданный правительством [[Нидерланды|Нидерландов]] в мае 1945 г., который занимается главным образом судьбой голландских евреев в период [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]].
+
-
 
+
-
Во многих еврейских организациях имеются важные архивы периода [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]. Среди них: Институт еврейских проблем при [[Всемирный Еврейский Конгресс|Всемирном еврейском конгрессе]] (Лондон); [[Винера Библиотека|Библиотека Винера]] в [[Лондон|Лондоне]]; [[Центр Современной Еврейской Документации|Центр современной еврейской документации]] в [[Париж|Париже]]; [[Еврейский Исторический Институт|Еврейский исторический институт]] в [[Варшава|Варшаве]], архивные материалы которого были в 1968 г. переведены в польские правительственные и муниципальные архивы; Ваад hа-хаццала (Комитет спасения), учрежденный [[Еврейское Агентство|Еврейским агентством]] во время войны для спасения польского еврейства, его материалы были впоследствии включены в Центральный архив сионизма в Иерусалиме; [[Яд Ва-Шем|Яд ва-Шем]] — главный и всеобъемлющий архив документов эпохи Катастрофы; Музей борцов гетто имени [[Каценельсон, Ицхак|И. Каценельсона]] в [[Киббуц|киббуце]] [[Лохамей-hа-Геттаот|Лохамей-hа-Геттаот]].
+
-
 
+
-
В Израиле главными архивами являются: Государственный архив, в котором хранятся также документы периода подмандатной Палестины; Центральный архив сионизма (переведен из Германии до Второй мировой войны); Центральный архив истории еврейского народа (основан Израильским историческим обществом в Иерусалиме); уже упомянутый архив Яд ва-Шема; архив Армии обороны Израиля (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Вооруженные силы]]), являющийся частью Государственного архива; Архив труда, посвященный истории еврейского рабочего движения; Архив [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинского]], посвященный истории движения [[Сионисты-Ревизионисты|сионистов-ревизионистов]] и еврейским подпольным организациям в подмандатной Палестине; Архив [[Вейцман, Хаим|Х. Вейцмана]] в [[Реховот|Реховоте]]; архивы киббуцных движений в [[Мерхавия|Мерхавии]] и [[Эйн-Харод|Эйн-Хароде]].
+
-
 
+
-
Важные архивные материалы хранятся также в [[Еврейская Национальная И Университетская Библиотека|Еврейской национальной и университетской библиотеке]] в Иерусалиме, где имеется отдел, содержащий около 150 пинкасим общин и учреждений в Израиле и за границей, а также архивы выдающихся личностей, в особенности ученых и писателей.
+
-
 
+
-
Ценные материалы по истории евреев Российской империи и Советского Союза хранились в [[Центр По Исследованию И Документации Восточно­европей­ского Еврейства|Центре по исследованию и документации восточноевропейского еврейства]].
+
-
 
+
-
Все существующие архивы функционируют на основе утвержденных уставов и доступны публике. Важнейшие израильские архивы объединены в Ассоциацию израильских архивов. Хранение архивных материалов регулируется особым законом [[Кнесет|Кнесета]]. Большинство израильских архивов следует практике Государственного архива, материалы которого становятся доступны для изучения через 20 лет в случае административных дел, 30 лет — политических дел и 50 лет — для материалов спецслужб и личных бумаг.
+
-
 
+
-
В России собиранием и изданием архивных материалов по еврейской истории занималась созданная в 1892 г. при [[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Обществе для распространения просвещения между евреями в России]] Историко-этнографическая комиссия, которая была преобразована в 1908 г. в Еврейское историко-этнографическое общество (ЕИЭ). Оно собрало большое количество архивных материалов, организовывало этнографические экспедиции и издало ряд сборников архивных документов, в том числе «Регесты и надписи» (тт. 1–3; 1899–1910).
+
-
 
+
-
Многие документы по истории евреев России, посвященные правилам, ограничениям, преследованиям евреев, [[Погромы|погромам]], участию евреев в революционном движении были сосредоточены в министерстве внутренних дел, Третьем отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, министерстве юстиции, отделении по охранению общественной безопасности и порядка (охранное отделение) при московском и петербургском градоначальниках; в Управлении дворцового коменданта министерства императорского двора и т. д. Материалы об истории евреев Польши и России в 16–18 вв., по истории еврейского вопроса в русско-польских отношениях находились в Разрядном, Литовском и Смоленском приказах, в Преображенском приказе, Тайной канцелярии, в Коммерц-коллегии, в Комиссии о коммерции, в Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии. Множество документов, особенно обращений евреев по поводу преследований и ограничений, хранились в Сенате и его учреждениях, где сосредоточены многочисленные сенатские постановления, а также материалы дискуссий по еврейскому вопросу. Нужно отметить, что до революции в феврале 1917 г. все архивные собрания различных российских министерств и ведомств были фактически недоступны для исследований.
+
-
 
+
-
В 1920-х – начале 1930-х гг. сбором и публикацией архивных материалов по истории еврейского народа, в первую очередь, по истории еврейского рабочего и революционного движения, истории литературы на [[Идиш Язык|языке идиш]], средневековой истории занимался ряд научно-исследовательских учреждений. Так, в [[Белоруссия|Белоруссии]] сбором и публикацией материалов о еврейской культуре и истории занимался Еврейский отдел Инбелкульта (1924–28; в 1928–31 гг. Еврейский сектор Белорусской академии наук), в котором имелись обширные собрания оригиналов и копий пинкасов, раввинских [[Респонсы|респонсов]], еврейских средневековых рукописей, а также многочисленные материалы по истории еврейского рабочего движения, литературы на языке идиш, еврейскому искусству и традиционному еврейскому образованию. В 1931 г. Еврейский сектор был ликвидирован, а на его базе создан Институт еврейской пролетарской культуры. В РСФСР сбором архивных еврейских документов занимались: Музей еврейского историко-этнографического общества в Ленинграде; Всероссийское общество по изучению еврейского языка, литературы и истории, существовавшее в 1928–30 гг. при еврейском отделении агропедагогического факультета 2-го МГУ; материалы по истории еврейского рабочего и революционного движения собирала секция революционного движения среди евреев Всесоюзного общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Секцией были подготовлены два сборника «Революционное движение среди евреев».
+
-
 
+
-
На [[Украина|Украине]] сбором документов по истории евреев Украины занималась Еврейская историко-археологическая комиссия (ЕИАК), находящаяся в составе Всеукраинской Академии наук, которая издала два сборника материалов. Материалы по еврейской истории, особенно по истории революционного движения, собирали: Институт еврейской пролетарской культуры при Всеукраинской академии наук и Еврейская секция при Киевском центральном историческом архиве. Но в 1929–37 гг. все эти учреждения были ликвидированы, часть материалов погибла, а большинство архивных источников перешло в ведение НКВД. Еврейские материалы и фонды были полностью засекречены.
+
-
 
+
-
Положение изменилось с начала 1990-х гг., после ослабления, а затем и практически полного снятия режима секретности с подавляющего большинства архивных фондов, в которых хранились документы по еврейской истории и литературе. Были созданы специальные учреждения, которые занимались выявлением и описанием фондов, содержащих письменные источники: Общество «Еврейское наследие» центра архивных исследований Историко-архивного института РГГУ, научно-исследовательские программы Русско-еврейский архив Петербургского еврейского университета. Одним из итогов этой деятельности стало издание ряда работ, описывающих еврейские архивные фонды в архивах России и Белоруссии: «Документы по истории и культуре евреев в архивах Москвы. Путеводитель» (М., 1997), совместное издание Российского государственного гуманитарного университета (Москва), Еврейской теологической семинарии Америки (Нью-Йорк), [[Иво|ИВО]] (Нью-Йорк), составители М. Куповецкий, Е. Старостин, Марек Веб; «Документы по истории и культуре евреев в архивах Беларуси. Путеводитель» (Москва, 2003), составители М. Куповецкий, Э. Савицкий, Марек Веб.
+
-
 
+
-
Одним из крупнейших архивных хранилищ на территории СНГ является Государственный архив Российской Федерации. В нем собраны архивные коллекции министерств юстиции, внутренних дел России в 19 в. – начале 20 в., архивы охранных отделений, Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, в которых содержится ценный материал по истории евреев по истории евреев России. В архивах различных русских политических партий и движений всех направлений, от либеральной Конституционно-демократической до черносотенного Союза Михаила Архангела, содержатся материалы об отношении этих партий к евреям. В Государственном архиве Российской Федерации содержатся также архивные документы различных еврейских партий: [[Бунд|Бунда]], [[Социалистическая Еврейская Рабочая Партия|Социалистической еврейской рабочей партии]], [[Поалей Цион|Поалей Цион]] и других. В архиве имеются ценные фонды по истории Катастрофы, антиеврейской кампании 1948–53 гг., в том числе архив Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников и архив [[Еврейский Антифашистский Комитет|Еврейского антифашистского комитета]].
+
-
 
+
-
В Российском государственном военно-историческом архиве находятся документы об отбывании евреями воинской повинности, о евреях в батальонах военных [[Кантонисты|кантонистов]], в том числе ежемесячные ведомости о числе воспитанников-евреев в батальонах военных кантонистов и сведения о тех из них, кто принял христианство. Эти документы составлялись для предоставления императору Николаю I. Среди материалов Российского государственного военно-исторического архива есть дела о различных ограничениях для евреев-военнослужащих, например, положение о запрещении назначать евреев на службу в управления, штабы и войсковые канцелярии, учреждения интендантского ведомства, а также журналы комиссии, учрежденной для принятия мер «против разнузданности евреев». В архиве хранятся документы о наказании офицеров за недозволительные, с точки зрения начальства, контакты с еврейским населением: об увольнении в отставку командира 59-го Люблинского пехотного полка полковника Макеева (1888), о наложении взыскания на командира драгунского Украинского полка Корбута (1897) и другие.
+
-
 
+
-
В Центре хранения историко-документальных коллекций (Москва) сосредоточены трофейные архивы, вывезенные из Германии, в том числе архивы Управления государственной тайной полиции ([[Гестапо|гестапо]]) города Берлин, Главного управления государственной безопасности Германии в Берлине, министерства по делам оккупированных восточных областей. Были вывезены также документы немецко-фашистских административных и судебных органов на временно оккупированных территориях (из этих документов был составлен объединенный архивный фонд); полицейских и административных учреждений Германии и временно оккупированных территорий (также вошли в объединенный архивный фонд); документы центрального строительного управления в [[Освенцим|Освенциме]]. Эти фонды являются важнейшим источником по изучению истории Катастрофы в Европе и на территории Советского Союза. Среди архивных коллекций Центра хранения историко-документальных коллекций имеются собрания документов сионистских и других еврейских организаций Франции, вывезенные немецко-фашистскими оккупантами в Германию, а затем переправленные Красной армией в Москву в 1945 г. В Центре хранятся также коллекции [[Джойнта]] и Комитета по делам еврейской эмиграции в Париже.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|10302|АРХИВ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:Архивы Израиля]]
+

Текущая версия на 22:05, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Архив (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация