|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Антропоморфизм в иудаизме]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Антропоморфизм''' (от греческого anthropos, человек, и morphe, вид), уподобление человеку, наделение кого-либо или чего-либо человеческими качествами, уже — приписывание Богу человеческой телесной формы или психологических свойств.
| + | |
- | == В Библии ==
| + | |
- | | + | |
- | В еврейских источниках, начиная с [[Библия|Библии]], часто встречаются антропоморфические описания и определения, но важнейшей аксиомой иудаизма является невозможность и недопустимость представления Бога в материализованной форме.
| + | |
- | | + | |
- | В каждом случае подобного описания или определения важно установить, является ли оно в действительности наивной персонификацией Бога, или это образное выражение, где антропоморфизм — эстетический способ восприятия и воплощения духовного содержания в образной системе.
| + | |
- | | + | |
- | В Библии встречается как антропоморфизация Божества, так и попытки избежать ее.
| + | |
- | | + | |
- | Малочисленность антропоморфических образов в некоторых книгах Библии не обязательно служит доказательством каких-либо изменений религиозной концепции, но может быть обусловлена литературными особенностями данных книг.
| + | |
- | | + | |
- | Явно антропоморфическое выражение «образ Божий» встречается в книге Бытие (1:27; см. также 1:26); кроме того имеются указания на реальное «видение» Бога (Исх. 24:10–11; 33:23; Чис. 12:8).
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с этим в Библии широко представлен антропопатизм — приписывание Богу человеческих психологических свойств.
| + | |
- | | + | |
- | В Библии говорится о любви Бога и Его ненависти, о Его радости, наслаждении, сожалении, печали, жалости, сострадании, отвращении, гневе, мстительности и других чувствах.
| + | |
- | | + | |
- | Основное возражение против антропоморфизма сформулировано во второй заповеди (Исх. 20:4; Втор. 5:8).
| + | |
- | | + | |
- | Кроме того, во многих стихах [[Пятикнижие|Пятикнижия]], книгах ранних и поздних пророков (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]), [[Псалмы|Псалмах]], книге [[Иов|Иова]] и Хроник (см. [[Хроник Книга|Хроник книга]]) утверждается невозможность сравнения чего-либо с Богом, которого нельзя видеть, ибо Он не имеет ни формы, ни образа, и которому присущи вечность и бесконечность.
| + | |
- | | + | |
- | В истории библейского периода нет свидетельств какого-либо материального изображения Бога.
| + | |
- | | + | |
- | Даже золотые тельцы [[Иоровам I|Иоровама I]], по мнению большинства ученых, служили лишь подножием невидимому Богу.
| + | |
- | | + | |
- | Библейский иврит — единственный высокоразвитый язык, в котором отсутствует особое слово для понятия «богиня».
| + | |
- | | + | |
- | В ранних переводах Библии широко применялся метод ослабления антропоморфизма путем модификации выражений.
| + | |
- | | + | |
- | Онкелос (см. [[Онкелос И Аквила|Онкелос и Аквила]]) часто заменяет «Он увидел» на «открылось перед Ним», «Он услышал» — на «услышалось перед Ним» и т. п. [[Септуагинта]] чрезвычайно осторожно обходится с Божьим «гневом», «яростью» и т. п.
| + | |
- | == В эллинистической еврейской философии ==
| + | |
- | | + | |
- | Эллинистическая (см. [[Эллинизм]]) еврейская философия «деантропоморфизировала» Библию. Один из ее ранних представителей, Аристобул, последовательно интерпретировал антропоморфические образы Библии как аллегории; [[Филон Александрийский]] избегал какой-либо персонификации Бога.
| + | |
- | == В Аггаде ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Аггада]] изобилует такими выражениями, как «Тот, Кто Свят, да будет Он благословен, изучает закон» (Хаг. 15б), «налагает [[Тфиллин|тфиллин]]» (Бр. 6а), «плачет над разрушением [[Храм|Храма]]» и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | Иногда оправданием антропоморфизации Бога служит стремление сделать Божественную истину доступной для человеческого понимания: «[[Тора]] говорит на языке людей».
| + | |
- | | + | |
- | В то же время применяются различные способы смягчения антропоморфизма, среди которых, например, использование выражения кивяхол (`так сказать`, `как бы`, `якобы`).
| + | |
- | | + | |
- | == В средние века ==
| + | |
- | | + | |
- | В средние века объяснение антропоморфических описаний и выражений в библейских и аггадических текстах стало важной проблемой еврейской теологической мысли. Основными тенденциями были: толкование их как аллегорических образов; традиционное (талмудическое) толкование (см. выше); мистическая теория о существовании промежуточных инстанций между Богом и миром, или этапов в Божественном самопроявлении, в значительной степени опиравшаяся на концепцию [[Шхина|Шхины]] в Аггаде и [[Мидраш|мидрашах]].
| + | |
- | | + | |
- | Средневековые еврейские философы стремились освободить представление о Боге от всяких проявлений антропоморфизма. Наибольший вклад в эту деятельность был внесен [[Маймонид|Маймонидом]], который настаивал на аллегорическом понимании всех антропоморфических выражений. Труды Маймонида положили конец антропоморфизму в еврейской теологической и философской мысли.
| + | |
- | == В Каббале ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Каббала]] много занималась проблемой шиур кома (буквально `мера стана`), мидраша, который связывали с выдающимися законоучителям периода [[Мишна|Мишны]] рабби [[Ишмаэль Бен Элиша|Ишмаэлем]] и рабби [[Акива|Акивой]], о мистическом антропоморфном видении Бога, где фигурируют количественные оценки при Его описании. [[Зохар]] дает мистическую интерпретацию шиур кома, воспринимая его как символ проявления Бога в его эманациях — [[Сфирот|сфирот]].
| + | |
- | == В еврейском искусстве ==
| + | |
- | | + | |
- | В еврейском искусстве антропоморфизм проявлялся уже на сравнительно ранних этапах. Так, изображение Бога было запрещено второй заповедью (см. выше), однако в [[Дура-Европос]] и в [[Бет-Альфа|Бет-Альфе]] имеются изображения Божественной руки, простирающейся с небес, чтобы помешать [[Авраам|Аврааму]] принести в жертву сына (см. [[Акеда]]). Традиция антропоморфизма нашла продолжение в средневековых еврейских иллюстрированных рукописях, а позднее и в еврейских первопечатных изданиях.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10250|АНТРОПОМОРФИЗМ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иудаизм]]
| + | |