Хурриты (древний народ)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Древняя история) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии:История Израиля» с помощью HotCat) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Остатье\ЭЕЭ | {{Остатье\ЭЕЭ | ||
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ=2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
Строка 94: | Строка 94: | ||
[[Категория:Древняя история евреев]] | [[Категория:Древняя история евреев]] | ||
+ | [[Категория:Народы в ТаНаХе]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии:История Израиля]] |
Текущая версия на 18:04, 31 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Хурриты, древний народ, появившийся на территории северной Месопотамии во второй половине 3 тыс. до н. э. и принадлежавший к неизвестной языковой группе.
Древняя история
Овладев горными районами к востоку от реки Тигр, хурриты постепенно продвигались к югу.
В обнаруженных в Каппадокии (Малая Азия, на территории современной Турции) документах (около 2000 г. до н. э.) часто встречаются хурритские имена, а в 19–18 вв. до н. э. правители небольших царств в северо-западной Месопотамии (Уркиша, Элухата и Нахура) носили хурритские имена.
В захоронениях этого периода близ Чагар-Базара (около 30 км к юго-западу от современного города Камышлы на сирийско-турецкой границе) хурритские имена составляют не более трети (остальные две трети имен — аккадские), в то время как западнее — в небольших государствах к северу от Халеба — хурритские имена превалируют.
Хурритское влияние в этом районе было весьма значительным. Так, например, в 18 в. до н. э. в Алалахе хурритские названия месяцев вытеснили семитские.
Носители хурритских имен занимали значительную часть высших государственных и религиозных должностей, а влияние хурритской религии было ощутимым от Алалаха до Мари.
К 15 в. до н. э. культуры Нузи на востоке (близ нынешнего Киркука) и Алалаха на западе подверглись значительному влиянию хурритской культуры.
Хотя социально и культурно Угарит сохранил свой семитский облик, здесь были обнаружены многочисленные хурритские тексты, включая многоязычные словари, фрагменты писем и небольшое количество религиозных текстов, записанных местным алфавитным скриптом (в остальном документы на хурритском языке написаны месопотамской силлабической клинописью; см. Алфавит, Письмо). В обнаруженном при раскопках Таанаха архиве 15 в. до н. э. и в Эль-Амарнских письмах имеются свидетельства хурритского влияния также на Ханаан.
Хурритское царство Митанни (в египетских источниках Нахарина), возникшее в 16 в. до н. э., простиралось от озера Ван на севере до реки Евфрат на юге и Халеба на западе.
Царство достигло зенита своей мощи в 15–14 вв. до н. э.; на хурритском языке говорили в Центральной Анатолии, Сирии, Ханаане и северной Месопотамии, и, возможно, также на территории современного Западного Ирана.
Управление царством осуществлялось старейшинами Быт.36:20—30).
Однако название столицы Митанни, Вашукканни, а также имена многих правителей и сановников Митанни принадлежат к индоиранской ветви индоевропейских языков.
Очевидно, в этот период хурриты находились в тесном контакте с носителями индоиранских языков, а возможно, даже были подчинены им. Военно-политическая мощь Митанни признавалась фараонами Египта, заключавшими с хурритами союз против усиливавшегося Хеттского царства (см. Хетты).
Тем не менее, в середине 14 в. до н. э. хеттам удалось подчинить Митанни и превратить его в вассальное государство, служившее буфером против ассирийской экспансии.
На рубеже 10–9 вв. до н. э. в северо-восточной Анатолии возникло царство Урарту, столица которого Тушпа находилась около озера Ван; население Урарту говорило на языке, родственном хурритскому.
Царство Урарту в период своей наибольшей экспансии при Сардуре III (или, возможно, Сардуре II) в середине 8 в. до н. э. контролировало территорию, простиравшуюся от Южного Закавказья до Евфрата и Халеба.
В начале 6 в. до н. э. вторжения скифов, мидийцев, а затем армян привели к падению Урарту, и хурриты окончательно исчезли с исторической сцены.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
Религиозное влияние
Наиболее заметное влияние на религиозную практику ближневосточных народов оказали хурритские ритуальные заклинания, многочисленные копии которых на глиняных табличках обнаружены по всему району. Некоторые из хурритских богов были включены в состав пантеонов окружающих народов.
Так, в частности, хурритский бог бури Тешуб превратился в главного бога многих анатолийских и сирийских государств, в которых он был отождествлен с Баалом (см. Ваала культ) или Хададом. Индоевропейский элемент хурритского влияния обнаруживается в распространении таких имен богов, как Митра, Варуна, Индра и Насатьяс.
В Библии
Библия называет хурритов «хори» и сообщает, что «на Сеире [см. Эдом] жили прежде хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо них» (Втор. 2:12; ср. Быт. 36).
Из Эль-Амарнских писем и табличек из Таанаха и Шхема следует, что хурритское население в районе было сосредоточено преимущественно в центральном Ханаане.
Согласно этим источникам, Шхем был хурритским центром, однако Библия называет жителей Шхема «хивиты» (Быт. 34:2).
Хивитами в Библии названы также жители других районов, населенных хурритами, — Ливанских гор (Суд. 3:3) и горы Хермон (ИбН. 11:3).
Вместе с тем, в то время как в ивритском тексте Библии царь Шхема Хамор назван «хивитом» (Быт. 34:2), в Септуагинте он назван «хорреем».
На основании этого и ряда других упоминаний библейского текста исследователи заключают, что «хивиты» и «хорреи» — один и тот же народ.
Ученые также полагают, что древние обитатели Иерусалима, иевусеи, также принадлежали к хурритам.
Это заключение основано на том, что иевусейский царь периода Эль-Амарнских писем носил хурритское теофорное имя, а упоминаемое в II Сам. 24:18 имя иевусея Аравна, или Орнан (в русской традиции Орна), по-видимому, тождественно хурритскому слову эверна, означавшему `господин`, `владыка`.
В некоторых библейских рассказах о патриархах исследователи видят отражение хурритских обычаев.
Так, например, смысл кражи Рахилью идолов (терафим), принадлежавших ее отцу Лавану (Быт. 31:19, 34, 35), ученые объясняют хурритским обычаем, согласно которому зять становился наследником тестя, если получал его терафим.