|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хол hа-Моэд (полупраздничные дни)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хол hа-Моэд''' ({{lang-he|חֹל [חוֹל] הַמּוֹעֵד}} - `будни праздника`) - промежуточные дни в [[Песах]] и [[Суккот]], не обладающие статусом праздника, но и не будни.
| + | |
- | | + | |
- | Эти дни приходятся на 17—20 числа еврейского месяца [[Нисан]]. Поскольку в диаспоре праздники из [[Тора|Торы]] удваиваются, второй день [[Суккот]] и Песаха — В [[Земля Израиля|Земле Израиля]] является Холь hа-Моэд, а в диаспоре оказывается праздником ([[Йом тов]]).
| + | |
- | == В Пятикнижии ==
| + | |
- |
| + | |
- | [[Библия]] не употребляет термин хол hа-моэд, однако в Пятикнижии<ref>Лев. 23:35–37, Чис. 28:17, 18, 29:12</ref> говорится о том, что хотя праздники Песах и Суккот должны продолжаться семь дней, только первый и последний из семи дней Песаха, а также первый день Суккот и день Шмини Ацерет, следующий за семью днями Суккот, определяются как микра’эй кодеш (`речения святые`); только в эти дни, как в [[Суббота|субботу]], предписывается не совершать созидательного [[Труд|труда]] (мелаха), а в хол hа-моэд нет запрета на труд.
| + | |
- | | + | |
- | В течение этих семи дней предписано совершать добавочное [[Жертвоприношение|жертвоприношение]] — [[Мусаф|мусаф]].
| + | |
- | == В Талмуде ==
| + | |
- | | + | |
- | Только в [[Талмуд]]е промежуточные дни праздника Песах и Суккот получили название хулло шел моэд, или просто моэд.
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд<ref>МК. 12б</ref> рассказывает о том, как совершали жатву в хол hа-моэд на полях рава [[Хуна|Хуны]]. Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в хол hа-моэд разрешено делать любую работу для нужд праздника, однако некоторые мудрецы придерживались иного мнения и вводили всяческие ограничения (МК. 13б).
| + | |
- | | + | |
- | В [[мидраш]]е [[Псикта Де-Рав Кахана]] написано: «Дал Ты праздники народу Израиля, и вот они едят, и пьют, и радуются, и приходят в синагоги и в бет-мидраши и умножают молитвы и жертвоприношения», а как антитеза еврейскому празднику представлено было праздничное времяпрепровождение римлян.
| + | |
- | | + | |
- | Однако, по-видимому, благостный характер хол hа-моэд не всегда сохранялся. Так, один из [[Амораи|амораев]] сетовал: «Был дан хол hа-моэд для еды и питья и изучения Торы, а эти едят, пьют и бесчинствуют»<ref>ТИ., МК. 2:3; 80а</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Хол hа-моэд посвящены трактаты Моэд Катан Мишны, [[Тосефта|Тосефты]] и Талмуда. | + | |
- | == Законы холь hа‐моэд ==
| + | |
- | В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои»<ref>Втор. 16:14</ref>. Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно [[Мишна|Мишне]] (МК. 1:3), в хол hа-моэд не заключают [[Брак|брачных]] союзов, в Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы. Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол hа-моэд.
| + | |
- | === Специальные службы ===
| + | |
- | В Субботу холь hа‐моэд Песаха читают [[Песнь Песней]], а Суккота — [[Книга Екклесиаста|Коhэлет (Книга Екклесиаста)]].
| + | |
- | === Отношение к работе в холь hа‐моэд ===
| + | |
- | В [[Устный Закон|Устном Законе]] обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол hа-моэд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов.
| + | |
- | | + | |
- | Какой вид труда можно совершать в хол hа-моэд, определяет принцип: «Всякое дело, которому потерянным быть [если не совершить работу], можно делать в хол hа-моэд, а то, которому не быть потерянным, не делают в хол hа-моэд»<ref>Тос., МК. 1:11</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | В холь hа‐моэд запрещены стирка, сельскохозяйственные работы, стрижка, торговые операции. Разрешённые же работы надо выполнять подчеркнуто непрофессионально. Например, зашивая одежду, не следует делать ровный и крепкий шов, как сделал бы портной<ref>[http://www.arirom.com/rus/ShulchanAruch/chap102.htm [[Шулхан Арух]], Глава 102: Холь а-моэд]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Более святыми днями являются [[праздники]] [[Тора|Торы]] (в эти дни запрещена вся работа, кроме приготовления пищи или помощи больным) — [[Рош hа-Шана]], [[Песах]], [[Шавуот]], [[Суккот]], [[Шмини Ацерет]] и [[Симхат Тора]]. Во времена [[Храм]]а, по крайней мере в один из трёх праздников года ([[Песах]], [[Шавуот]] и [[Суккот]]), совершали [[паломничество]] в [[Иерусалим]].
| + | |
- | | + | |
- | Менее важными днями чем «Холь hа-Моэд» считаются дни «[[Рош Ходеш]]» (начало месяца) тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен [[Тора|Торой]], но если надо, то работа в эти дни грехом не считается.
| + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/holidays/kalend/kalend5.htm 5. Даты Еврейского года]
| + | |
- | * [http://torah.org/learning/rabbiwein/5763/sukkos.html Past Perfect] {{ref-en}}
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14541|Холь ха-моэд}}
| + | |
- | {{еврейские праздники}}
| + | |
- | {{Суккот}}
| + | |
- | {{Песах}}
| + | |
- | [[Категория:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Песах]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Календарь и праздники]]
| + | |