|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Ярмарки (еврейский аспект)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Ярмарки''' (от немецкого Jahrmarkt), рынок, с определенной периодичностью организуемый в традиционно установленном месте.
| + | |
- | | + | |
- | == Участие евреев ==
| + | |
- | | + | |
- | Ярмарки возникли в Европе в раннее средневековье; евреи, несмотря на многочисленные ограничения в [[Торговля|торговле]], с которыми они сталкивались в христианских странах, активно участвовали в них.
| + | |
- | | + | |
- | Многие европейские правители были заинтересованы в том, чтобы евреи торговали на ярмарках.
| + | |
- | | + | |
- | Так, в 825 г. епископ [[Лион|Лиона]] Агобард, несмотря на отрицательное отношение к евреям, распорядился перенести рыночный день с [[Суббота|субботы]] на другой день, чтобы евреи могли участвовать в торговле.
| + | |
- | | + | |
- | До начала [[Крестовые Походы|крестовых походов]], согласно многочисленным сообщениям еврейских и христианских источников, присутствие евреев на ярмарках было значительным.
| + | |
- | | + | |
- | Особенно активно евреи посещали ярмарки в городах на берегах Рейна, например, в [[Кёльн|Кельне]] и Тревесе (см. [[Трир]]).
| + | |
- | | + | |
- | В Шампани и [[Прованс|Провансе]] существовали многочисленные еврейские общины, и еврейские купцы активно участвовали в ярмарках, проводившихся в этих местах.
| + | |
- | | + | |
- | Крестовые походы нанесли тяжелый удар еврейской международной торговле в Западной и Центральной Европе; основным занятием евреев со второй половины 12 в. по 16 в. здесь стало ростовщичество (см. [[Ссуда Денежная|Ссуда денежная]]).
| + | |
- | | + | |
- | В то же время в остальных частях Европы торговля продолжала быть одним из основных еврейских занятий.
| + | |
- | | + | |
- | Например, в [[Польша|Польше]] было запрещено открывать ярмарки и устраивать рыночные дни в субботу или во время еврейских праздников.
| + | |
- | | + | |
- | Коммерческая деятельность евреев во время ярмарок и рыночных дней удовлетворяла нужды разных слоев населения Польши и не вызывала озлобления немногочисленных торговцев-христиан.
| + | |
- | | + | |
- | В 1455 г. евреи были высланы из Бреслау (см. [[Вроцлав]]), но они продолжали приезжать в город для участия в ярмарках.
| + | |
- | | + | |
- | В 1494 г. император Максимилиан I разрешил евреям посещать ярмарки в Австрийской империи в городах, из которых они были высланы.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи должны были платить специальный налог (так называемый лейбцол) — три флорина.
| + | |
- | | + | |
- | В 1782–83 гг. император Иосиф отменил специальный налог и объявил, что евреи свободно могут посещать все ярмарки, но на практике многие ограничения оставались до 1848 г.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи могли посещать [[Брно]] только во время ярмарок, могли проходить только через так называемые Еврейские ворота в определенные часы и должны были жить на одном постоялом дворе.
| + | |
- | | + | |
- | Князья и правители Германии хорошо понимали значение участия евреев в ярмарках. Так, курфюрст Бранденбурга Иоахим I выслал евреев с территории государства в 1510 г., но разрешил им посещать ярмарки.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя евреи были изгнаны из Саксонии в конце 1530 г., им разрешили приезжать на одну из крупнейших европейских ярмарок в [[Лейпциг|Лейпциге]] без ограничений.
| + | |
- | | + | |
- | В 1537 г. муниципальный совет выступил против планов императора Австрии Фридриха I ввести [[Налоги|налог]] с евреев за участие в ярмарках. В середине 17 в. евреям было разрешено находиться в городе несколько дней до и после ярмарок.
| + | |
- | | + | |
- | Когда из-за преследований 1539–40 гг. в Литве евреи перестали принимать участие в ярмарках и рыночной торговле, дворянство потребовало от короля Польши немедленно прекратить гонения.
| + | |
- | | + | |
- | После 1573 г. евреям из [[Познань|Познани]] было разрешено посещать ярмарки во Франкфурте-на-Одере.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 17 в. в ярмарках многих польских городов участвовали еврейские купцы — монополисты в торговле изделиями из текстиля и шелка, пряностями, табаком и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | В период 1675–1764 гг. 82 тыс. евреев посетили лейпцигскую ярмарку.
| + | |
- | == Крупные ярмарки ==
| + | |
- | | + | |
- | Одна из крупнейших ярмарок была в [[Люблин|Люблине]], были также ярмарки в [[Броды|Бродах]], [[Гданьск|Гданьске]], [[Краков|Кракове]], [[Львов|Львове]] и других городах.
| + | |
- | == Место встречи представителей еврейских общин ==
| + | |
- | | + | |
- | На крупные ярмарки, особенно в Люблин, наряду с купцами съезжались и представители еврейских общин для совещаний по важным вопросам.
| + | |
- | | + | |
- | В Люблине стали собираться и известные раввины для обсуждения проблем религиозного права. В результате этих съездов образовался своего рода раввинский верховный суд, заседавший во время ярмарок, из которого развился [[Ваад Четырёх Земель|Ваад четырех земель]].
| + | |
- | | + | |
- | Ряд заседаний Ваада четырех земель проходил в [[Ярослав|Ярославе]] во время осенней ярмарки. На ярмарки съезжались десятки известных раввинов со всей Польши с тысячами учеников; заключалось большое число браков: богатые купцы находили женихов для своих дочерей среди учащихся [[Иешива|иешив]].
| + | |
- | | + | |
- | Евреи, приезжавшие на ярмарки, образовывали землячества, выбирали различных должностных лиц на это время: парнасим, даяним (см. [[Парнас]], [[Даян|даян]]).
| + | |
- | == В Российской империи ==
| + | |
- |
| + | |
- | В Российской империи Положение о евреях 1835 г. разрешило евреям, проживавшим в районе [[Черта Оседлости|черты оседлости]], приезжать на ярмарки во внутренние губернии России; так, купцы первой и второй гильдии могли принимать участие в Нижегородской, Ирбитской, Коренной (под Курском) и Сумской ярмарке. Фабрикантам-евреям было разрешено приезжать на ярмарку для продажи продукции своих фабрик. Вскоре купцам-евреям запретили торговать иностранными товарами, но с 1858 г. была разрешена оптовая продажа иностранных товаров. В 1860 г. купцам всех гильдий было разрешено приезжать на крещенскую ярмарку в [[Киев]] для торговли любыми товарами, в 1861 г. это правило было распространено и на мещан. Указ 11 августа 1904 г. разрешил евреям — купцам первой и второй гильдий и их приказчикам приезжать на все ярмарки во внутренние губернии.
| + | |
- | | + | |
- | Ярмарки, на которых несколько раз в году собирались евреи из различных городов, нашли отражение в [[Фольклорсодержание|фольклоре]], в народном искусстве евреев Восточной Европы как яркое, запоминающееся событие. О ярмарках писали многие еврейские писатели, в том числе [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховский]], [[Шалом Алейхем]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13537|ЯРМАРКИ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |