Якутия (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Послереволюционный период)
(Перенаправление на ej:Якутия (еврейская община))
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Якутия (еврейская община)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Якутия''', республика в составе Российской Федерации. Территория Якутии была присоединена к России в 1630 г., в 1805 г. была образована Якутская область.
+
-
 
+
-
== Первые евреи - ссыльнопоселенцы ==
+
-
 
+
-
С конца 1820 г. евреи попадали в Якутию в качестве ссыльнопоселенцев. Закон 1837 г. предписывал «решительно и навсегда прекратить» поселение евреев в [[Сибирь|Сибири]], но разрешал отправлять осужденных евреев в Якутскую область и в Забайкалье.
+
-
 
+
-
В 1862 г. в Якутии проживало 94 еврея, в 1879 г. — 423 еврея, в 1889 г. — 550 евреев (из них 375 мужчин), в 1897 г. — 560 евреев (320 мужчин), в 1909 г. — 641 еврей.
+
-
 
+
-
Семьи евреев, ссыльнопоселенцев и вольных, отбывших срок наказания, могли жить вместе с ними, за исключением сыновей: если ко времени прибытия в Якутию они были старше пяти лет, то по достижении совершеннолетия они должны были уезжать в еврейские общины, к которым были приписаны родители.
+
-
 
+
-
Некоторые евреи, получившие во время реформ Александра II (1855–81) право повсеместного жительства, поселялись в Якутии.
+
-
 
+
-
Многие попадали в Якутию в качестве политических ссыльных.
+
-
 
+
-
В 1878 г. было принято Постановление об административной ссылке (то есть ссылке без суда и следствия). В нем говорилось: «Государственных преступников из числа евреев ссылать в наиболее удаленные места Якутской области — Колымский и Верхоянский округа».
+
-
 
+
-
Антиеврейский политический курс центральной власти еще более усилился в годы правления Александра III (1881–94).
+
-
 
+
-
22 мая 1888 г. был подписан указ, в котором говорилось: «... евреев подвергать исключительно ссылке в Восточную Сибирь... Установленный для административной ссылки пятилетний срок в виде временной меры увеличить для евреев до десяти лет».
+
-
 
+
-
В отдаленные районы Якутии, где был наиболее тяжелый климат и местное население относилось к сосланным враждебно, царское правительство отправляло и осужденных по решению судов, в основном евреев: например, в 1885–95 гг. из 55 ссыльных на Колыме 45 были евреями.
+
-
 
+
-
Евреи неоднократно становились жертвами антисемитских нападок и произвола властей.
+
-
 
+
-
Так, в 1889 г. в Якутске находились 34 политических ссыльных, из них 29 евреев, ожидавших отправки в Вилюйск и Среднеколымск.
+
-
 
+
-
По распоряжению местных властей были резко ухудшены условия отправки в места назначения. Ссыльные сообщили представителям администрации, что они отказываются отправляться в ссылку на новых условиях.
+
-
 
+
-
В доме якута Монастырева, в котором размещалась библиотека якутской ссыльной колонии, должна была состояться встреча ссыльных с губернатором.
+
-
 
+
-
Но вместо губернатора на встречу явился полицмейстер с отрядом солдат.
+
-
 
+
-
В столкновении с солдатами было убито шесть революционеров, из них четыре еврея: Я. Ноткин (1865–89), Г. Шур (1865–89), С. Пик (?-1889), Софья Гуревич (?-1889).
+
-
 
+
-
Понимая бесполезность дальнейшего сопротивления, ссыльные сдались. По приговору военного суда трое из них были приговорены к смертной казни: Н. Зотов, Л. Коган-Бернштейн (1862–89; народоволец, был тяжело ранен во время подавления выступления), А. Гусман (?-1889).
+
-
 
+
-
Четыре человека были приговорены к пожизненной каторге, в том числе будущий создатель партии социалистов-революционеров [[Гоц, Михаил|М. Гоц]].
+
-
== Конец девятнадцатого – начало двадцатого века ==
+
-
 
+
-
Издевательские распоряжения администрации вызвали выступление политических ссыльных в Якутске в 1904 г., известное как якутский протест.
+
-
 
+
-
Выступление было спровоцировано циркулярами иркутского генерал-губернатора П. Кутайсова о наказании ссыльных за «самовольные отлучки» из города, о запрещении общаться со ссыльными, следующими по этапу.
+
-
 
+
-
18 февраля 1904 г. в доме якута Романова собрались 56 ссыльных (из них 34 еврея), которые выдвинули требования об отмене этих распоряжений. Восставшие были вооружены 13 револьверами, 12 старыми охотничьими ружьями.
+
-
 
+
-
Над домом был поднят красный флаг. Они заявили, что не разойдутся до выполнения их требований. После 18-дневной осады восставшие были вынуждены сдаться. Якутский окружной суд приговорил каждого из участников к 12 годам заключения.
+
-
 
+
-
В конце 19 в. – начале 20 в. в ссылке в Якутии побывали известные российские революционеры-евреи, в том числе: Софья Новаковская (1858–1927), участница первой политической демонстрации в России (в 1876 г. у Казанского собора в Петербурге), лидеры организации «Земля и воля» О. Аптекман (1849–1926) и [[Натансон, Марк Андреевич|М. Натансон]], народовольцы [[Цукерман Элиэзер|Э. Цукерман]] (покончивший в ссылке жизнь самоубийством), Софья Шехтер (?-1938), Ф. Кон (1864–1941), [[Богораз, Владимир Германович|В. Богораз]], [[Иохельсон, Владимир Ильич|В. Иохельсон]], О. Минор (см. [[Ш. З. Минор]]), М. Фондаминский (см. [[И. Фондаминский]]), социал-демократы А. Мартынов (Саул Пикер, 1865–1935) — один из лидеров меньшевиков, [[Троцкий|Л. Троцкий]], [[Ярославский, Емельян Михайлович|Е. Ярославский]], [[Ларин, Юрий|Ю. Ларин]], М. Лядов (Мандельштам, 1872–1942) — один из создателей первых партийных организаций, депутат многих партийных съездов, Б. Эйдельман (1867–1939) — один из организаторов и председатель I съезда РСДРП, [[Урицкий, Моисей Соломонович|М. Урицкий]], Б. Горев (см. [[М. Либер]]).
+
-
 
+
-
В тяжелых условиях политические ссыльные старались помогать друг другу, создавать совместные хозяйства, которые не только давали возможность им выжить, но и отвечали представлениям революционеров об идеальном общественном устройстве.
+
-
 
+
-
Так, в 1888–93 гг. в Среднеколымске существовала коммуна политических ссыльных, известная под названием Колымская Иудея. Ее члены занимались рыбной ловлей, заготовкой леса, производством кирпича. Старостой коммуны был И. Коган.
+
-
 
+
-
Некоторые из политических ссыльных в Якутии сыграли выдающуюся роль в изучении края, в исследовании языков, фольклора, материальной культуры, социального строя, религии народов Крайнего Севера.
+
-
 
+
-
Они участвовали в якутской экспедиции Российского географического общества (1894–96). Некоторые из них стали выдающимися учеными, например, В. Иохельсон и В. Богораз (см. также [[Этнология]]).
+
-
 
+
-
Ряд работ по этнографии, о развитии земледелия у якутов написали Ф. Кон, Л. Левенталь. Многие политические ссыльные, несмотря на строгие запреты администрации, занимались педагогической деятельностью, медицинским обслуживанием населения, способствовали его культурному развитию.
+
-
 
+
-
Подавляющее большинство еврейского населения Якутии проживало в Якутске и Якутском округе. В 1899 г. из 534 евреев, проживавших в Якутии, 329 жили в Якутске, 94 еврея — в Якутском округе, во всей остальной Якутии насчитывалось 130 евреев.
+
-
 
+
-
В конце 19 в. – начале 20 в. большинство евреев Якутии составляли бывшие ссыльнопоселенцы и их потомки.
+
-
 
+
-
Основным занятием евреев были ремесла: среди них было много сапожников, портных, слесарей, извозчиков, кузнецов и т. д.
+
-
 
+
-
Евреи занимались также мелкой торговлей, хотя среди них были и богатые купцы. Так, в начале 20 в. в Якутии жили купцы второй гильдии П. Блох, Д. Бочкин, Л. Мордохович, И. Кершегольц, А. Мордухов, В. Рабинович, Ш. Рабинович, М. Цугель, функционировали крупные фирмы: «Торговый дом Рубанович и Мордохович», «Торговый дом И. М. Блох и Х. В. Сосновский».
+
-
 
+
-
В Якутии находились крупнейшие в России месторождения золота, и евреи сыграли важную роль в его добыче.
+
-
 
+
-
Председателем правления крупнейшей фирмы по добыче золота Ленского золотопромышленного товарищества был Г. Гинцбург (см. [[Гинцбург, семья]]), на приисках постоянно жил барон А. Гинцбург, а также некоторое число евреев — управляющих, инженеров, техников. Среди евреев Якутии были также врачи, фельдшеры, аптекари.
+
-
 
+
-
С 1878 г. в Якутске жил [[Мохел|мохел]], а с 1880 г. на частной квартире был открыт молельный дом. В 1903 г. в Якутск приехал раввин Г. Граус.
+
-
 
+
-
В 1907 г. после его отъезда на должность раввина был приглашен А. Страд, но областное правление не утвердило его в качестве раввина, и официально он числился [[Шохет|шохетом]].
+
-
 
+
-
С 1892 г. правление молельного дома ходатайствовало об открытии в Якутске еврейской школы, но она была открыта только в 1918 г. В 1910 г. было приобретено здание под [[Синагога|синагогу]].
+
-
== Послереволюционный период ==
+
-
 
+
-
Некоторые евреи-ссыльнопоселенцы приняли активное участие в событиях февральской революции 1917 г. в Якутске. Е. Ярославский был одним из руководителей революционного комитета, взявшего власть в городе, он стал первым председателем Совета рабочих и солдатских депутатов.
+
-
 
+
-
После революции в Якутске активизировалась еврейская жизнь. Был образован сионистский комитет (см. [[Сионизм]]), который выпускал в 1917–18 гг. газету «Еврейские письма».
+
-
 
+
-
На выборах делегатов Всероссийского еврейского съезда сионисты в Якутске получили 93,7% голосов избирателей.
+
-
== Двадцатые – пятидесятые годы ==
+
-
 
+
-
В 1920–30-х гг. происходил рост численности еврейского населения Якутии. Так, в 1911 г. в Якутии проживало 547 евреев, в 1926 г. — 847, в 1933 г. — 950.
+
-
 
+
-
Многие из них сыграли значительную роль в социалистическом строительстве в Якутии, в развитии экономики, образования, здравоохранения.
+
-
 
+
-
В 1923–26 г. первым секретарем Якутского обкома РКП(б) был. Х. Пестун (1889–1937), в 1930–39 гг. — Ф. Певзняк (1898–1942).
+
-
 
+
-
Во время нэпа многие евреи открыли магазины, мастерские и другие мелкие предприятия. Все они были закрыты в конце 1920 г. при свертывании этой политики, некоторые торговцы и предприниматели были репрессированы; среди лишенцев (см. [[Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1922–41 гг. Нэп и экономическое положение евреев в 1920-е гг.]]) в Якутии евреи составляли большинство.
+
-
 
+
-
В 1925 г. в Якутске были открыты еврейская трудовая школа и еврейский клуб, но уже в 1927 г. они были закрыты.
+
-
 
+
-
В 1930 г. под давлением властей евреи Якутска приняли решение закрыть синагогу и открыть в этом здании еврейский клуб, но вскоре в здании был открыт Дом пионеров.
+
-
 
+
-
В 1920–50-х гг. в лагерях Якутии находилось значительное число заключенных-евреев.
+
-
 
+
-
После советской оккупации Прибалтики в 1940 г. большие группы евреев были депортированы в Якутию.
+
-
 
+
-
В 1942 г. в устье реки Лены на мыс Быховский было доставлено 200 литовских евреев. Многие жили в хижинах, которые сами и построили, занимались ловлей рыбы, свой поселок они называли [[Эрец-Исраэль]].
+
-
 
+
-
В самой большой хижине была устроена синагога, жители поселка отмечали все еврейские [[Праздники|праздники]]. Место под Якутском, где жили евреи — высланные из Литвы и польские беженцы, называлось Еврейский поселок.
+
-
 
+
-
В июне 1940 г. партия заключенных из двух тысяч евреев, в основном беженцев из оккупированной Германией районов Польши, была отправлена в Иркутск, а оттуда — в Якутию на золотые прииски.
+
-
 
+
-
После начала советско-германской войны их освободили и разрешили жить в Якутске. В доме при еврейском [[Кладбище|кладбище]] ссыльные обнаружили брошенные после закрытия синагоги в 1930 г. свитки [[Тора|Торы]] и открыли в Якутске молельный дом.
+
-
 
+
-
Профессор Музыкально-педагогического института имени Гнесиных Г. Литинский (1901–85) вместе с М. Жирковым создал первые национальные музыкально-сценические произведения: оперу «Олонхо» и балет «Полевой цветок» (оба — в 1947 г.).
+
-
== Пятидесятые – восьмидесятые года ==
+
-
 
+
-
В 1950–80 гг. среди евреев Якутии было много ученых, сыгравших большую роль в развитии науки, в разработке природных богатств края.
+
-
 
+
-
В 1949 г. геологической партией Тунгусской экспедиции под руководством Г. Файнштейна было открыто первое в Якутии месторождение алмазов, в 1960 г. партия под руководством Е. Черного открыла месторождение алмазов «Айхал».
+
-
 
+
-
Директором Якутского научно-исследовательского института промышленных алмазов был Р. Файнштейн, директором Института космической физики — профессор Ю. Шафер (?–1993).
+
-
 
+
-
В Якутском филиале Сибирского отделения Академии наук СССР работали евреи Б. Кершенгольц — ученый секретарь Института биологии, доктора наук М. Каниболотский, О. Богатин, Б. Шпунт, В. Спектор, М. Гельбер, А. Бейлин.
+
-
 
+
-
В 1950–57 гг. в Институте истории, языка и литературы Якутии работал И. Гурвич, который на основе собранных в Якутии материалов опубликовал книгу «Этническая история северо-востока Сибири» (М., 1966). В 1970 г. в Якутии проживало 1026 евреев, в 1979 г. — 1174 еврея, в 1989 г. — 1125 евреев.
+
-
 
+
-
Во время так называемой политики гласности и перестройки в Якутии возобновилась еврейская жизнь.
+
-
 
+
-
В 1990 г. студенты-евреи Якутского университета создали кружок по изучению еврейской истории и культуры.
+
-
 
+
-
В 1991 г. начало работать Якутское республиканское общество еврейской культуры (руководитель Л. Мушарадский), при обществе была открыта библиотека еврейской литературы, курсы по изучению [[Иврит Язык|иврита]].
+
-
 
+
-
С 1993 г. действует воскресная школа для еврейских детей.
+
-
 
+
-
В 1990-х гг. в Якутии происходили антисемитские инциденты: так, в 1992 г. на еврейском кладбище были разбиты надгробные памятники.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|15210|ЯКУТИЯ}}
+
-
 
+
-
[[Категория:ДИАСПОРА]] 
+
-
 
+
-
[[Категория:Регионы и страны]]
+

Текущая версия на 01:53, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Якутия (еврейская община)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация