|
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Явиц, Зеев Вольф]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Явиц, Зеев Вольф''' (Ябец; Jawitz, Zeev Wolf; 1847, местечко Кольно, Августовская, позднее Ломжинская губерния, ныне Польша, – 1924, Лондон), еврейский просветитель и общественный деятель, литератор, историк, один из провозвестников религиозного [[Сионизм|сионизма]]. Писал на [[Иврит Язык|иврите]].
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в религиозной ортодоксальной семье состоятельных торговцев, получил традиционное и общее образование, а затем звание [[Раввин|раввина]].
| + | |
- | | + | |
- | После женитьбы на сестре [[Пинес, Иехиэль Михаэль|И. М. Пинеса]] перебрался по делам семейного торгового бизнеса в [[Варшава|Варшаву]], но под влиянием авторов [[Хаскала|Хаскалы]], особенно [[Мапу, Авраhам|А. Мапу]], решил посвятить себя литературе, а бизнес передал жене.
| + | |
- | | + | |
- | Самостоятельно изучал историю еврейского народа и развитие еврейской мысли, опубликовал статью о [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсоне]] «Мигдал hа-меа» («Башня века», «Высокая башня», ср. Нех. 3:1; 12:39) в сборнике «Кнесет Исраэль» (№1, 1887).
| + | |
- | | + | |
- | Сохранились его незавершенная рукопись «Ал двар шитат hа-хохма ве-hа-мусар шел hа-яхадут» («О методах еврейской мудрости и об этике иудаизма») и статьи по еврейской истории.
| + | |
- | | + | |
- | В 1887 г. переехал в [[Эрец-Исраэль]], сначала в [[Иерусалим]], где жили его родственники И. М. Пинес и [[Елин|Д. Елин]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1888–89 гг. Явиц работал учителем в [[Мошав|мошаве]] Иеhудия близ [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]] и продолжал углубленно изучать [[Иудаизм|иудаизм]], занимаясь у бывшего раввина из [[Ружаны|Ружан]] М. Г. Яффе (1820–91).
| + | |
- | | + | |
- | Слава о Явице дошла до барона [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|Э. Дж. де Ротшильда]], и в 1890 г. Явиц был назначен директором школы и раввином в [[Зихрон-Яаков|Зихрон-Яакове]], но из-за конфликта с администрацией барона через год вернулся в Иерусалим.
| + | |
- | == Публицист и просветитель ==
| + | |
- | | + | |
- | Живя в Иерусалиме (1891–97), Явиц занимался публицистической и просветительской деятельностью: издавал сборники «hа-Арец» («Наша страна»), которые задумывались как ежемесячники, но выходили реже и по цензурным соображениям меняли название («При hа-арец» — «Плод нашей страны», «Геон hа-арец» — «Гордость нашей страны», «Иерушалаим», «М-Ирушалаим» — «Из Иерусалима», «Ми-Цион» — «Из Сиона» и другие).
| + | |
- | | + | |
- | Сборники пользовались большой популярностью в Эрец-Исраэль и [[Диаспора|диаспоре]], так как провозглашали любовь к Земле Израиля, к национальным традициям и необходимость еврейского религиозного сионизма (хотя это слово еще не имело хождения); к тому же статьи и рассказы Явица были написаны хорошим литературным языком.
| + | |
- | | + | |
- | Из-за своей религиозной ориентации Явиц ощущал себя в изоляции среди членов нового [[Ишув|ишува]] и в 1897 г. уехал в Вильну (см. [[Вильнюс]]), где продолжил работу над трудом по еврейской истории (при жизни Явица вышли девять томов; см. ниже).
| + | |
- | | + | |
- | == Провозвестник религиозного сионизма ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1902 г. на конференции раввинов и представителей ортодоксальных кругов поддержал предложение [[Рейнес|И. Я. Рейнеса]] о создании религиозной фракции (см. [[Мизрахи]]) во Всемирной [[Сионистская Организация|сионистской организации]], и был автором манифеста нового движения, а в 1903–1904 гг. — редактором и идеологом его органа, ежемесячника «hа-мизрах».
| + | |
- | | + | |
- | На 1-м учредительном съезде Всемирной организации Мизрахи в 1904 г. в Пресбурге (ныне [[Братислава]]) Явиц резко выступил против «библейской критики» и антирелигиозного направления в новой культуре на иврите и из-за этого отошел от общественной деятельности.
| + | |
- | | + | |
- | Во время русской революции 1905 г. уехал в [[Берлин]] и был дружески принят в ортодоксальных кругах.
| + | |
- | | + | |
- | В 1912–14 гг. жил у сына в [[Антверпен|Антверпене]], с 1914 г. и до конца жизни — у дочери в [[Лондон|Лондоне]].
| + | |
- | | + | |
- | == Исследоватнль еврейской истории ==
| + | |
- | | + | |
- | Первая публикация Явица — очерк «Решит аводат hа-софрим бе-Исраэль» («Начало деятельности еврейских книжников») в журнале [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]] [[«hа-Шахар»]] (Вена, 1882) — итог его исследований по еврейской истории (с 1871 г.), целью которых было осознание прошлого ради поиска верного пути в настоящем.
| + | |
- | | + | |
- | Исторические труды Явица, прежде всего «Сефер толдот Исраэль» («Книга еврейской истории», тт. 1–14, 1895–1940), проникнуты глубокой убежденностью в самодовлеющей ценности еврейской религиозной культуры и возможности ее многогранного возрождения на земле Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Однако наравне с фактами Явиц ввел в свою историографию предания из [[Талмуд|Талмуда]] и [[Мидраш|Мидраша]], за что академические круги, в том числе [[Клаузнер, Иосеф Гдалия|И. Г. Клаузнер]], оценили ее как ненаучную.
| + | |
- | | + | |
- | Критике подверглось и полное неприятие Явица сатирического представления еврейской традиции в произведениях авторов Хаскалы, в частности, [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]].
| + | |
- | | + | |
- | Многократно переиздававшиеся сборники Явица по мотивам талмудических сказаний «Сихот минни кедем» («Беседы древних», Варшава, 1887), «Шмуот минни кедем» («Предания старины», Лондон, 1927), предания о разрушении Второго [[Храм|храма]] «Негинот минни кедем» («Напевы старины», изложены гекзаметром), а также его хрестоматия «Тал ялдут» («Роса детства», Варшава, 1891) были книгами, по которым обучались ивриту в диаспоре (в реформированных [[Хедер|хедерах]] и в религиозных школах), а в Эрец-Исраэль на них «воспиталось не одно поколение еврейских детей» ([[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялик]]).
| + | |
- | | + | |
- | Знаток еврейских классических текстов, Явиц ввел в обиход новые значения таких слов, как тарбут (`культура`), хисахон (`экономия`), квиш (`шоссе`) и других.
| + | |
- | | + | |
- | Художественные достоинства языка Явица оказали влияние на прозу Х. Н. Бялика и других писателей и способствовали развитию разговорного иврита.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15186|ЯВИЦ Зеев Вольф}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Сионизм]]
| + | |