|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Юстиниан I]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Юстиниан I''' (Iustinianus I), император [[Византия|Византии]] (Восточной Римской империи; правил в 527–565 гг.), утвердил господство ортодоксального христианства и преследовал неортодоксальных христиан, еретиков, язычников и евреев.
| + | |
- | | + | |
- | == Автор византийского права ==
| + | |
- | | + | |
- | Его законодательство, так называемое византийское право, включает знаменитый «Корпус юрис цивилис» («Свод гражданского права»), а также новеллы (то есть изменения к действующим законам по конкретным вопросам), в том числе законы о евреях, закреплявшие или исправлявшие соответствующие законы императора Феодосия II (правил в 408–450 гг.).
| + | |
- | == Ухудшение отношения к евреям ==
| + | |
- | | + | |
- | Законы Юстиниана I определили статус евреев в византийском государстве на последующие семь столетий (6–15 вв.).
| + | |
- | | + | |
- | Юстиниан I усилил ограничения, наложенные на евреев Феодосием, а также ввел закон, запрещавший евреям держать рабов из язычников или еретиков, которые приняли ортодоксальное христианство, а также постановил, что евреи не могут свидетельствовать в суде против ортодоксальных христиан, однако могут давать показания как в пользу, так и против еретиков.
| + | |
- | === Новелла 37 ===
| + | |
- | | + | |
- | Четыре новеллы Юстиниана I непосредственно относятся к евреям: новелла 37 (535 г.) запрещает евреям и еретикам в завоеванной в 534 г. Юстинианом I провинции Северная Африка отправлять свой религиозный культ.
| + | |
- | | + | |
- | Синагоги и молельни еретиков подлежат конфискации и после освящения могут быть использованы для церковных нужд.
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от господствовавшего в христианстве подхода эта новелла рассматривает [[Иудаизм|иудаизм]] как ересь; возможно, это мотивировано подозрением, что евреи поддерживают власть вандалов (которым Юстиниан I нанес поражение), и бытовавшим в Северной Африке убеждением, что евреи содействуют распространению ереси. Хотя эта новелла не применялась, она указывает на ухудшение отношения к евреям в правление Юстиниана I.
| + | |
- | === Новелла 45 ===
| + | |
- | | + | |
- | Новелла 45 (537 г.) запрещает освобождать евреев, [[Самаритяне|самаритян]] и еретиков от обязательной службы в декурионах (местных муниципальных органах), которая была сопряжена с тяжким финансовым бременем. (До этого лица, принадлежавшие к определенным категориям населения, могли быть освобождены от этой службы на том основании, что они отправляют религиозные функции в своих общинах.)
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем те немногие привилегии, которыми пользовались служившие в декурионах (в частности, освобождение от телесных наказаний и от наказания изгнанием), не распространялись на евреев: «Евреи никогда не должны пользоваться плодами их должности, а лишь испытывать ее тяготы и сопряженные с ней наказания».
| + | |
- | | + | |
- | В случае, если обнаружится, что еврей занимает более высокую должность, чем христианин, он должен быть наказан штрафом.
| + | |
- | === Новелла 131 ===
| + | |
- | | + | |
- | Новелла 131 (545 г.) возбраняет продажу церковного имущества евреям, самаритянам, язычникам и еретикам, а также говорит о том, что синагоги, построенные на земле, принадлежащей, как впоследствии доказано, церкви, подлежат конфискации.
| + | |
- | === Новелла 146 ===
| + | |
- | | + | |
- | Новелла 146 (553 г.), изданная, по-видимому, в ответ на просьбу евреев, отменяет обязательность чтения [[Пятикнижие|Пятикнижия]] на [[Иврит Язык|иврите]] со свитка [[Тора|Торы]]: чтения могут быть на латыни, на греческом и на любом другом языке, причем как греческий текст можно использовать [[Септуагинта|Септуагинту]] или одобренный раввинами перевод (см. [[Онкелос И Аквила|Онкелос и Аквила]]).
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем эта новелла запрещает толкование Библии при помощи [[Мишна|Мишны]], которая, как утверждает новелла, не имеет Божественного происхождения и способна лишь ввести верующих в заблуждение.
| + | |
- | | + | |
- | Раввинские интерпретации укореняют ошибочные убеждения, в частности, неверие в существование ангелов и Страшного суда (это ошибочное утверждение, по-видимому, является результатом смешения раввинистических учений с более ранними самаритянскими верованиями). Будучи верховным арбитром в вопросах христианской ортодоксии, византийский император Юстиниан I считал себя верховным арбитром также и в вопросах иудаизма, который был единственной легальной нехристианской религией в империи.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Степень вмешательства Юстиниана I в синагогальную литургию неясна, однако очевидно, что он стремился внедрить христианский взгляд на то, каким должен быть иудаизм и каковы должны быть его священные тексты.
| + | |
- | | + | |
- | Юстиниану I приписывается также запрет на празднование [[Песах|Песаха]], если он выпадает перед христианской Пасхой. В правление Юстиниана I в Эрец-Исраэль произошло несколько выступлений против византийской власти. В 529 г. Юстиниан I жестоко подавил попытки самаритян создать свое царство, а в 556 г. посланные в [[Кесария|Кесарию]] войска усмирили разразившиеся там антихристианские беспорядки, в ходе которых самаритяне и евреи сожгли несколько церквей.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15169|ЮСТИНИАН I}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История евреев в средневековье]]
| + | |