- | '''Элиэзер Бен Иоэль hа-Леви Из Бонна''' ( акроним רַאֲבְיָ"ה, Раавья, или רַאבְיָ"ה, Равья; 1140–1225), еврейский ученый, галахист (см. [[Галаха]]). Учился у своего отца, Иоэля hа-Леви из Бонна, а также у [[Иехуда Бен Шмуэль Хе-Хасид|Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида]] и Иехуды Калонимуса из Майнца. После смерти брата Ури, погибшего мученической смертью в 1216 г., от скорби стал терять зрение, так что его ученики записывали его новеллы (см. [[Раввинистическая Литература|Раввинистическая литература]]) под диктовку. За свою жизнь Элиэзер бен Иоэль неоднократно переезжал с места на место — он жил в Бонне, Вормсе, Вюрцбурге, Майнце, Кельне, Регенсбурге и, по-видимому, в городах Франции и Ломбардии. Он отказывался от поста раввина, чтобы «не извлекать из Торы ни славы, ни выгоды». Но когда у него отняли все его имущество, он уступил просьбе отца и принял пост раввина Кельна в 1200 г. Этот пост принес ему славу выдающегося духовного вождя и галахиста.
| + | |
- | Его основной труд «Равья», имеющий и второе название — «Ави hа-эзри» («Мой отец — моя помощь»), содержит hалахот, дискуссии по юридическим проблемам в порядке, соответствующем порядку талмудических трактатов (см. [[Талмуд]]), а также [[Респонсы|респонсы]] (см. [[Раввинистическая Литература|Раввинистическая литература]]), написанные простым и ясным стилем, которым, как правило, предпослано рифмованное вступление. Другое сочинение Элиэзера бен Иоэля — «Мишпетей ктубба» («Законы бракосочетания»; см. [[Ктубба]]), к которому был приложен трактат «Седер биньян Баит шени» («Порядок сооружения Второго храма»). Средневековые ученые упоминают сочинение Элиэзера бен Иоэля «Авиасаф» (буквально «Мой отец собрал») — комментарий к талмудическим трактатам Нашим и Незикин. По всей видимости, Элиэзер бен Иоэль также написал [[Тосафот|тосафот]] к некоторым талмудическим трактатам, разъяснения к различным местам [[Пятикнижие|Пятикнижия]], а также шесть [[Пиют|пиютов]].
| + | |
- | Хотя основная цель Элиэзера бен Иоэля состояла в установлении hалахот, его подход к разъяснению текста и к основным источникам (Вавилонский и Иерусалимский Талмуд, [[Ришоним|ришоним]]) напоминает подход тосафистов. Галахические труды Элиэзера бен Иоэля считались основополагающими вплоть до выхода в свет [[Шулхан Арух|Шулхан арух]]. Выдающиеся кодификаторы закона опирались на его труды, а рабби Элиэзер из Меца называл его столпом и устоем Галахи. Элиэзер бен Иоэль славился также своим благочестием и этическим учением; его современники говорили, что его увещевания достигали цели и вызывали раскаяние.
| + | |