Эдирне (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Евреи в Европе» с помощью HotCat)
 
(19 промежуточных версий не показаны.)
Строка 25: Строка 25:
-
'''Эдирне''' (Адрианополь), город на северо-западе (в европейской части) [[Турция|Турции]] в долине реки Марица (в 4 в. до н. э. – середине 2 в. до н. э. — колония Древней Македонии, со второй половины 2 в. до н. э. до конца 4 в. н. э. — под властью [[Рим|Рима]], в конце 4 в. – до середины 14 в. — в составе [[Византия|Византии]], с 1360-х гг. — в составе Турции).
+
'''Эдирне''' - город в Турции.
-
Отдельные евреи жили в Эдирне в первой половине 4 в., но первое достоверное свидетельство о проживании евреев в городе относится к 384 г. — периоду правления Феодосия I Великого, последнего римского императора (в 379–395 гг.) до разделения Римской империи на две части. В византийскую эпоху евреи Эдирне занимались шелкоткачеством, крашением тканей, обработкой кож и изготовлением кожаных изделий, торговлей текстилем. Евреи Эдирне, как и всей Византии, пострадали во время религиозной борьбы в 8–10 вв. Евреев активно преследовали как иконоборцы, так и иконопочитатели (см. [[Византия|Византия]]). Преследование евреев и [[Крещение Насильственное|крещение насильственное]] продолжались в эпоху [[Крестовые Походы|крестовых походов]]. Это нашло отражение в еврейской легенде о местном пономаре, который пытался обвинить евреев в ритуальном убийстве (см. [[Кровавый Навет|Кровавый навет]]). В 11 в. в Эдирне была построена [[Синагога|синагога]] (сгорела в 1905 г.). В византийский период в Эдирне была образована сильная и влиятельная караимская община (см. [[Караимы]]), которую создали переселенцы из [[Крым|Крыма]].
+
== Первое достоверное упоминание ==
-
В 1349 г. после изгнания евреев из [[Венгрия|Венгрии]] многие евреи поселились в Эдирне, но в целом еврейское население Эдирне сокращалось, так как многие состоятельные евреи уезжали в прибрежные города из-за чрезмерных поборов со стороны администрации, а также из-за религиозных преследований. Еврейское население города помогало войскам турецкого султана Мурада I, завоевавшего Эдирне в 1361 г. (или 1362 г., или 1363 г.); город стал столицей Османской империи, и начался стремительный рост численности еврейского населения. В 1376 г. в Эдирне прибыла большая группа евреев, изгнанных из Венгрии. После изгнания евреев из [[Франция|Франции]] в 1394 г. многие изгнанники поселились в Эдирне. Евреи активно поддерживали Османскую империю в ее завоевательной политике и присоединялись к турецкой армии, вступая в отряды, в которых служили немусульмане.
+
Отдельные евреи жили в Эдирне в первой половине 4 в., но первое достоверное свидетельство о проживании евреев в городе относится к 384 г. — периоду правления Феодосия I Великого, последнего римского императора (в 379–395 гг.) до разделения Римской империи на две части.  
-
После переноса столицы в Эдирне местные евреи обращались к евреям других стран мира, где они подвергались преследованиям, с призывом переселяться в Эдирне. Мурад I предоставил раввину Эдирне судебную и административную власть над всеми еврейскими общинами Османской империи. Еврейское население города несколько сократилось после того, как в 1453 г. турки завоевали Константинополь (см. [[Стамбул]]), который стал новой столицей империи, и некоторые богатые еврейские семьи переселились в столицу. Но еврейская община Эдирне восстановила свое значение и резко увеличила свою численность после переселения в Эдирне евреев из различных европейских стран. Так, во второй половине 15 в. в Эдирне переселились евреи из Германии, построившие в городе [[Синагога|синагогу]]. Многие потомки переселенцев носили фамилию Ашкенази.
+
В византийскую эпоху евреи Эдирне занимались шелкоткачеством, крашением тканей, обработкой кож и изготовлением кожаных изделий, торговлей текстилем.  
-
В конце 15 в. начале 16 в. в Эдирне прибыло большое число евреев из Италии, построивших в городе свои синагоги. Самой большой группой еврейских иммигрантов, с деятельностью которой связан расцвет еврейской общины и всего города, стали евреи из Испании, изгнанные в 1492 г., и из Португалии, изгнанные в 1497 г. Новые жители построили в Эдирне ряд синагог, в названиях которых отразились географические районы, откуда приехали новые иммигранты, например, «Арагон», «Каталония», «Майорка», «Толедо». В 15 в. в Эдирне была основана [[Иешива|иешива]], которая благодаря крупным ученым, приехавшим из Испании, приобрела широкую известность, поэтому туда поступали учиться евреи из разных стран. В Эдирне жили: [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф бен Эфраим Каро]], создавший здесь свой труд «Бет-Иосеф»; сын известного историка [[Ибн Верга Шломо|Шломо Ибн Верги]], завершивший и издавший книгу отца «Шевет Иехуда» (о преследовании евреев в эпоху Второго [[Храм|храма]]), и многие выдающиеся каббалисты (см. [[Каббала]]). В иешиве Эдирне изучали и некоторые светские науки, например, [[Медицина|медицину]]. В городе жили выдающиеся еврейские врачи, например, Якуб-паша, личный врач султана Мехмеда II (в 1451–81 гг.), выполнявший ряд важных дипломатических поручений султана. Большое число переехавших в Эдирне [[Сефарды|сефардов]], богатых и образованных, культурно ассимилировали [[Романиоты|романиотов]] и [[Ашкеназы|ашкеназов]] — все они перешли в быту на [[Еврейско-Испанский Язык|еврейско-испанский язык]] (джудесмо) и в богослужении стали использовать литургию сефардов.
+
== VIII XI вв. ==
-
Приезд в Эдирне большого числа известных раввинов из Испании привел к сближению между караимами и евреями-раббанитами. Ученые раввины брали себе в ученики караимов, некоторые из них стали известными караимскими учеными. Одним из них был Элияху бен Моше Башьяци (умер в 1490 г.), наиболее известный караимский ученый своего времени, составивший свод законов «Аддерет Элияху» («Облачение Илии») — караимский аналог [[Шулхан Арух|Шулхан аруха]]. В 15–16 вв. караимская община в Эдирне находилась в состоянии упадка. К началу 20 в. в Эдирне не осталось караимов.
+
Евреи Эдирне, как и всей Византии, пострадали во время религиозной борьбы в 8–10 вв. Евреев активно преследовали как иконоборцы, так и иконопочитатели (см. [[Византия|Византия]]).  
-
В 1529 г. Эдирне посетил [[Молхо, Шломо|Шломо Молхо]]. Его проповеди произвели большое впечатление на многих евреев города, которые начали разделять его мессианские чаяния (см. [[Мессианские Движения|Мессианские движения]]). В 15–18 вв. среди евреев Эдирне было много купцов и ремесленников. Приехавшие из Испании, Германии и других стран создали в Эдирне десятки ткацких мастерских, сыроварен, мастерских по изготовлению огнестрельного оружия. В Эдирне было много евреев-ювелиров, стеклодувов. Некоторые из этих видов деятельности были раньше неизвестны в Турции. Еврейские купцы играли значительную роль в международной торговле. Многие крупные торговые фирмы в Европе, принадлежавшие христианам и евреям, назначали своими представителями в Эдирне местных евреев. В 1554 г. еврейские купцы из Эдирне в ответ на преследования евреев в Папской области, во время которых в Анконе на кострах было сожжено 25 [[Марраны|марранов]], стали вести торговлю через порты, находившиеся вне Папской области.
+
Преследование евреев и [[Крещение Насильственное|крещение насильственное]] продолжались в эпоху [[Крестовые Походы|крестовых походов]].  
-
Движение [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]] имело многочисленных последователей в Эдирне. В сентябре 1666 г. в Эдирне состоялся суд султана, во время которого Саббатай Цви заявил, что он принимает [[Ислам|ислам]]. В 1666–72 гг. он жил здесь вместе с женой и группой последователей, также принявших ислам. Здесь его посещали его последователи, которые остались верны саббатианству и после принятия им ислама, в том числе [[Натан Из Газы|Натан из Газы]]. Но большинство населения Эдирне осталось приверженным иудаизму и выступило против саббатианства. С саббатианством активно боролись раввины из Эдирне: Аврахам Амиго, Илия и Яаков Овадия, Аврахам Магарисса, Яаков Данон.
+
Это нашло отражение в еврейской легенде о местном пономаре, который пытался обвинить евреев в ритуальном убийстве (см. [[Кровавый Навет|Кровавый навет]]).  
-
В 18–19 вв. главными раввинами Эдирне были представители двух семей: Бемойрас и Герон. Крупнейшими представителями семейства Бемойрас были Менахем I бен Ицхак (1660–1728), Мордехай I (?–1740) — автор книги «Маамар Мордехай» («Летопись Мордехая»), Мордехай II Халеби (умер в 1821 г.). Членами этой семьи были два известных автора раввинских текстов, не занимавших пост раввина: один из них был Шломо — автор работ «Михтав Шломо» («Послание Шломо») и «Хешек Шломо» («Все, что Соломон желал построить»). Наиболее видными представителями семейства Герон были: Рафаил Яаков Аврахам I (умер в 1751 г.), автор сочинения «Иттур софрим» («Украшение пишущих»); Элкалаим (умер в 1800 г.); Якир (умер в 1817 г.), Яаков Аврахам — автор работы «Авир Яаков» («Сильный Яаков»), Мордехай (умер в 1889 г.).
+
В 11 в. в Эдирне была построена [[Синагога|синагога]] (сгорела в 1905 г.). В византийский период в Эдирне была образована сильная и влиятельная караимская община (см. [[Караимы]]), которую создали переселенцы из [[Крым|Крыма]].
-
В конце 17 в. – первой половине 19 в. положение евреев Эдирне ухудшилось. Тяжелые и продолжительные войны, которые вела Турция с Венецианской республикой, позже — с [[Австрия|Австрией]] и [[Россия|Россией]], привели к нарушению экономических связей и хозяйственному упадку. Поражения в войнах усилили политическую нестабильность в империи. С евреями стали успешно конкурировать армянские и греческие купцы и ремесленники, которым покровительствовали христианские государства. Политическая нестабильность привела к тому, что даже султаны, благожелательно относившиеся к евреям, не могли их защитить от произвола местных властей и вымогательства янычар (особые части турецкой армии). Такое положение привело к прекращению иммиграции в Турцию и к выезду многих евреев (особенно представителей зажиточных слоев и выпускников иешивы) из Эдирне в различные европейские страны. Евреи Эдирне должны были платить налоги государству как немусульманское население со статусом [[Зимми|зимми]] (например, баш харадж — ежегодная подушная подать). Налоги платили в основном богатые еврейские семьи, давно проживавшие в Эдирне; общинное руководство использовало значительную часть собранных средств для нужд еврейской общины, для помощи нуждающимся евреям, число которых в 18–19 вв. возросло.
+
== XIV в. ==
-
В 1873 г. в Эдирне проживало около двенадцати тысяч евреев, в 1911 г. — семнадцать тысяч, в 1914 г. — двадцать восемь тысяч. Еврейская община Эдирне продолжала оставаться одной из основных еврейских общин в Турции, ее представители входили в число выборщиков [[Хахам-Баши|хахам-баши]] (верховного раввина). Изменение в турецком обществе в период танзимата (см. [[Турция. Период упадка Османской империи 17 в. – начала 20 в.]]) привели к большим изменениям в структуре еврейской общины. К руководству общиной в Эдирне пришли представители интеллигенции, государственные служащие. При большой финансовой и организационной помощи [[Альянс|Альянса]] в Эдирне было открыто несколько школ: мужская школа Альянса, в которой обучалось 380 учеников, женская школа Альянса (470 учениц). В 1867 г. Альянсом было основано училище для мальчиков (в 1897 г. — 305 учеников). Функционировали [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]] (в конце 19 в. — 830 учеников), частное училище «Тиф’ерет Исраэль» (около 200 учеников). В развитии системы современного еврейского образования в Эдирне большую роль сыграл Ж. Халеви (см. [[Халеви, Иосеф|Иосеф Халеви]]), преподававший в различных еврейских школах. В Эдирне выходили разные еврейские периодические издания на джудесмо и иврите, в том числе газета «Карми» (1871–81) и исторический журнал «Иосиф hа-даат», издателем которого был ученик Ж. Халеви А. Данон (1857–1925). Авторами журнала были члены группы «Доршей Хаскала».
+
В 1349 г. после изгнания евреев из [[Венгрия|Венгрии]] многие евреи поселились в Эдирне, но в целом еврейское население Эдирне сокращалось, так как многие состоятельные евреи уезжали в прибрежные города из-за чрезмерных поборов со стороны администрации, а также из-за религиозных преследований.
 +
 
 +
Еврейское население города помогало войскам турецкого султана Мурада I, завоевавшего Эдирне в 1361 г. (или 1362 г., или 1363 г.); город стал столицей Османской империи, и начался стремительный рост численности еврейского населения.
 +
 
 +
В 1376 г. в Эдирне прибыла большая группа евреев, изгнанных из Венгрии. После изгнания евреев из [[Франция|Франции]] в 1394 г. многие изгнанники поселились в Эдирне.
 +
 
 +
Евреи активно поддерживали Османскую империю в ее завоевательной политике и присоединялись к турецкой армии, вступая в отряды, в которых служили немусульмане.
 +
 
 +
После переноса столицы в Эдирне местные евреи обращались к евреям других стран мира, где они подвергались преследованиям, с призывом переселяться в Эдирне. Мурад I предоставил раввину Эдирне судебную и административную власть над всеми еврейскими общинами Османской империи.
 +
 
 +
== XV в. ==
 +
 
 +
Еврейское население города несколько сократилось после того, как в 1453 г. турки завоевали Константинополь (см. [[Стамбул]]), который стал новой столицей империи, и некоторые богатые еврейские семьи переселились в столицу.
 +
 
 +
Но еврейская община Эдирне восстановила свое значение и резко увеличила свою численность после переселения в Эдирне евреев из различных европейских стран.
 +
 
 +
Так, во второй половине 15 в. в Эдирне переселились евреи из Германии, построившие в городе [[Синагога|синагогу]]. Многие потомки переселенцев носили фамилию Ашкенази.
 +
 
 +
В 15 в. в Эдирне была основана [[Иешива|иешива]], которая благодаря крупным ученым, приехавшим из Испании, приобрела широкую известность, поэтому туда поступали учиться евреи из разных стран. В Эдирне жили: [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф бен Эфраим Каро]], создавший здесь свой труд «Бет-Иосеф»; сын известного историка [[Ибн Верга Шломо|Шломо Ибн Верги]], завершивший и издавший книгу отца «Шевет Иеhуда» (о преследовании евреев в эпоху Второго [[Храм|храма]]), и многие выдающиеся каббалисты (см. [[Каббала]]).
 +
 
 +
В иешиве Эдирне изучали и некоторые светские науки, например, [[Медицина|медицину]]. В городе жили выдающиеся еврейские врачи, например, Якуб-паша, личный врач султана Мехмеда II (в 1451–81 гг.), выполнявший ряд важных дипломатических поручений султана. Большое число переехавших в Эдирне [[Сефарды|сефардов]], богатых и образованных, культурно ассимилировали [[Романиоты|романиотов]] и [[Ашкеназы|ашкеназов]] — все они перешли в быту на [[Еврейско-Испанский Язык|еврейско-испанский язык]] (джудесмо) и в богослужении стали использовать литургию сефардов.
 +
 
 +
Приезд в Эдирне большого числа известных раввинов из Испании привел к сближению между караимами и евреями-раббанитами. Ученые раввины брали себе в ученики караимов, некоторые из них стали известными караимскими учеными. Одним из них был Элияhу бен Моше Башьяци (умер в 1490 г.), наиболее известный караимский ученый своего времени, составивший свод законов «Аддерет Элияhу» («Облачение Илии») — караимский аналог [[Шулхан Арух|Шулхан аруха]].
 +
 
 +
== Конец XV - начало XVI в. ==
 +
 
 +
В конце 15 в. – начале 16 в. в Эдирне прибыло большое число евреев из Италии, построивших в городе свои синагоги. Самой большой группой еврейских иммигрантов, с деятельностью которой связан расцвет еврейской общины и всего города, стали евреи из Испании, изгнанные в 1492 г., и из Португалии, изгнанные в 1497 г.
 +
 
 +
Новые жители построили в Эдирне ряд синагог, в названиях которых отразились географические районы, откуда приехали новые иммигранты, например, «Арагон», «Каталония», «Майорка», «Толедо».
 +
 
 +
В 15–16 вв. караимская община в Эдирне находилась в состоянии упадка. К началу 20 в. в Эдирне не осталось караимов.
 +
 
 +
== XVI в. ==
 +
 
 +
В 1529 г. Эдирне посетил [[Молхо, Шломо|Шломо Молхо]]. Его проповеди произвели большое впечатление на многих евреев города, которые начали разделять его мессианские чаяния (см. [[Мессианские Движения|Мессианские движения]]).
 +
 
 +
В 15–18 вв. среди евреев Эдирне было много купцов и ремесленников. Приехавшие из Испании, Германии и других стран создали в Эдирне десятки ткацких мастерских, сыроварен, мастерских по изготовлению огнестрельного оружия.
 +
 
 +
В Эдирне было много евреев-ювелиров, стеклодувов. Некоторые из этих видов деятельности были раньше неизвестны в Турции. Еврейские купцы играли значительную роль в международной торговле. Многие крупные торговые фирмы в Европе, принадлежавшие христианам и евреям, назначали своими представителями в Эдирне местных евреев.
 +
 
 +
В 1554 г. еврейские купцы из Эдирне в ответ на преследования евреев в Папской области, во время которых в Анконе на кострах было сожжено 25 [[Марраны|марранов]], стали вести торговлю через порты, находившиеся вне Папской области.
 +
 
 +
== XVII в. ==
 +
 
 +
Движение [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]] имело многочисленных последователей в Эдирне. В сентябре 1666 г. в Эдирне состоялся суд султана, во время которого Саббатай Цви заявил, что он принимает [[Ислам|ислам]].
 +
 
 +
В 1666–72 гг. он жил здесь вместе с женой и группой последователей, также принявших ислам. Здесь его посещали его последователи, которые остались верны саббатианству и после принятия им ислама, в том числе [[Натан Из Газы|Натан из Газы]].
 +
 
 +
Но большинство населения Эдирне осталось приверженным иудаизму и выступило против саббатианства. С саббатианством активно боролись раввины из Эдирне: Аврахам Амиго, Илия и Яаков Овадия, Аврахам Магарисса, Яаков Данон.
 +
 
 +
В конце 17 в. – первой половине 19 в. положение евреев Эдирне ухудшилось. Тяжелые и продолжительные войны, которые вела Турция с Венецианской республикой, позже — с [[Австрия|Австрией]] и [[Россия|Россией]], привели к нарушению экономических связей и хозяйственному упадку.
 +
 
 +
Поражения в войнах усилили политическую нестабильность в империи. С евреями стали успешно конкурировать армянские и греческие купцы и ремесленники, которым покровительствовали христианские государства.
 +
 
 +
Политическая нестабильность привела к тому, что даже султаны, благожелательно относившиеся к евреям, не могли их защитить от произвола местных властей и вымогательства янычар (особые части турецкой армии).
 +
 
 +
Такое положение привело к прекращению иммиграции в Турцию и к выезду многих евреев (особенно представителей зажиточных слоев и выпускников иешивы) из Эдирне в различные европейские страны.
 +
 
 +
Евреи Эдирне должны были платить налоги государству как немусульманское население со статусом [[Зимми|зимми]] (например, баш харадж — ежегодная подушная подать).
 +
 
 +
Налоги платили в основном богатые еврейские семьи, давно проживавшие в Эдирне; общинное руководство использовало значительную часть собранных средств для нужд еврейской общины, для помощи нуждающимся евреям, число которых в 18–19 вв. возросло.
 +
 
 +
== XVIII - XIX вв. ==
 +
 
 +
В 18–19 вв. главными раввинами Эдирне были представители двух семей: Бемойрас и Герон. Крупнейшими представителями семейства Бемойрас были Менахем I бен Ицхак (1660–1728), Мордехай I (?–1740) — автор книги «Маамар Мордехай» («Летопись Мордехая»), Мордехай II Халеби (умер в 1821 г.).
 +
 
 +
Членами этой семьи были два известных автора раввинских текстов, не занимавших пост раввина: один из них был Шломо — автор работ «Михтав Шломо» («Послание Шломо») и «Хешек Шломо» («Все, что Соломон желал построить»).
 +
 
 +
Наиболее видными представителями семейства Герон были: Рафаил Яаков Аврахам I (умер в 1751 г.), автор сочинения «Иттур софрим» («Украшение пишущих»); Элкалаим (умер в 1800 г.); Якир (умер в 1817 г.), Яаков Авраhам — автор работы «Авир Яаков» («Сильный Яаков»), Мордехай (умер в 1889 г.).
 +
 
 +
В 1873 г. в Эдирне проживало около двенадцати тысяч евреев, в 1911 г. — семнадцать тысяч, в 1914 г. — двадцать восемь тысяч.  
 +
 
 +
Еврейская община Эдирне продолжала оставаться одной из основных еврейских общин в Турции, ее представители входили в число выборщиков [[Хахам-Баши|хахам-баши]] (верховного раввина). Изменение в турецком обществе в период танзимата (см. [[Турция. Период упадка Османской империи 17 в. – начала 20 в.]]) привели к большим изменениям в структуре еврейской общины.  
 +
 
 +
К руководству общиной в Эдирне пришли представители интеллигенции, государственные служащие. При большой финансовой и организационной помощи [[Альянс|Альянса]] в Эдирне было открыто несколько школ: мужская школа Альянса, в которой обучалось 380 учеников, женская школа Альянса (470 учениц).  
 +
 
 +
В 1867 г. Альянсом было основано училище для мальчиков (в 1897 г. — 305 учеников). Функционировали [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]] (в конце 19 в. — 830 учеников), частное училище «Тиф’ерет Исраэль» (около 200 учеников).  
 +
 
 +
В развитии системы современного еврейского образования в Эдирне большую роль сыграл Ж. Халеви (см. [[Халеви, Иосеф|Иосеф Халеви]]), преподававший в различных еврейских школах.
 +
 
 +
В Эдирне выходили разные еврейские периодические издания на джудесмо и иврите, в том числе газета «Карми» (1871–81) и исторический журнал «Иосиф hа-даат», издателем которого был ученик Ж. Халеви А. Данон (1857–1925). Авторами журнала были члены группы «Доршей Хаскала».
 +
 
 +
== XX в. ==
Некоторые евреи Эдирне играли активную роль в бурной политической борьбе в Турции в начале 20 в. Так, Бхор Хаим бен Моше Бежерано (1846?–1931), с 1908 г. — главный раввин Эдирне, был членом тайного комитета «Единение и прогресс», осуществившего в 1908 г. в Турции государственный переворот (так называемая революция младотурок).
Некоторые евреи Эдирне играли активную роль в бурной политической борьбе в Турции в начале 20 в. Так, Бхор Хаим бен Моше Бежерано (1846?–1931), с 1908 г. — главный раввин Эдирне, был членом тайного комитета «Единение и прогресс», осуществившего в 1908 г. в Турции государственный переворот (так называемая революция младотурок).
-
Евреи Эдирне пострадали от [[Кровавый Навет|кровавого навета]], возведенного армянами. В 1871–72 гг. евреи, как и все жители Эдирне, переживали большие лишения во время осады города болгарскими войсками в ходе 1-й Балканской войны (осада продолжалась с 27 октября 1912 г. по 26 марта 1913 г.). После взятия города болгары устроили еврейский [[Погромы|погром]]. Положение евреев улучшилось после того, как по Константинопольскому договору (1913), завершившему 2-ю Балканскую войну, Эдирне вновь отошел к Турции.
+
Евреи Эдирне пострадали от [[Кровавый Навет|кровавого навета]], возведенного армянами. <!-- <ref>В 1871–72 гг.</ref> -->
-
После Первой мировой войны происходило резкое сокращение численности еврейского населения Эдирне. Так, в 1922 г. в Эдирне проживало тринадцать тысяч евреев, в 1927 г. — шесть тысяч, в 1943 г. — около двух тысяч. В 20 в. Эдирне превратился в небольшой провинциальный город, ухудшилось экономическое положение, усилился антисемитизм, как и во всей Турции (в 1930-х гг., во многом под влиянием нацистской Германии). В 1934 г. в Эдирне произошел новый погром. Евреи уезжали в Эрец-Исраэль, [[Соединённые Штаты Америки|США]], [[Греция|Грецию]] ([[Салоники]]). Переселившиеся в Стамбул евреи Эдирне построили свою синагогу. В 1965 г. численность еврейского населения Эдирне составляла около четырехсот человек. В 1950–1970-х гг. в Эдирне функционировали ассоциации «Махзикей Тора», «Озер даллим», занимавшиеся еврейским воспитанием, поддержкой синагог, оказанием помощи нуждающимся.
+
Евреи, как и все жители Эдирне, переживали большие лишения во время осады города болгарскими войсками в ходе 1-й Балканской войны (осада продолжалась с 27 октября 1912 г. по 26 марта 1913 г.).  
-
{{ElevenCopyRight|14986|ЭДИРНЕ}}
+
После взятия города болгары устроили еврейский [[Погромы|погром]]. Положение евреев улучшилось после того, как по Константинопольскому договору (1913), завершившему 2-ю Балканскую войну, Эдирне вновь отошел к Турции.
 +
После Первой мировой войны происходило резкое сокращение численности еврейского населения Эдирне. Так, в 1922 г. в Эдирне проживало тринадцать тысяч евреев, в 1927 г. — шесть тысяч, в 1943 г. — около двух тысяч.
 +
 +
В 20 в. Эдирне превратился в небольшой провинциальный город, ухудшилось экономическое положение, усилился антисемитизм, как и во всей Турции (в 1930-х гг., во многом под влиянием нацистской Германии).
 +
 +
В 1934 г. в Эдирне произошел новый погром. Евреи уезжали в Эрец-Исраэль, [[Соединённые Штаты Америки|США]], [[Греция|Грецию]] ([[Салоники]]).
 +
 +
Переселившиеся в Стамбул евреи Эдирне построили свою синагогу. В 1965 г. численность еврейского населения Эдирне составляла около четырехсот человек.
 +
 +
В 1950–1970-х гг. в Эдирне функционировали ассоциации «Махзикей Тора», «Озер даллим», занимавшиеся еврейским воспитанием, поддержкой синагог, оказанием помощи нуждающимся.
 +
 +
{{ElevenCopyRight|14986|ЭДИРНЕ}}
-
[[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]]
+
[[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]
 +
[[Категория:Иудаизм в Турции]]
 +
[[Категория:История евреев по странам ]]
 +
[[Категория:Кровавый навет]]
 +
[[Категория:Еврейские погромы]]
 +
[[Категория:Еврейские общины]]
 +
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
 +
[[Категория:Евреи в Европе]]

Текущая версия на 10:45, 30 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Эдирне Урок физкультуры в школе Альянса г. Эдирне. Поздравительная открытка. 1912.


Эдирне - город в Турции.

Содержание

Первое достоверное упоминание

Отдельные евреи жили в Эдирне в первой половине 4 в., но первое достоверное свидетельство о проживании евреев в городе относится к 384 г. — периоду правления Феодосия I Великого, последнего римского императора (в 379–395 гг.) до разделения Римской империи на две части.

В византийскую эпоху евреи Эдирне занимались шелкоткачеством, крашением тканей, обработкой кож и изготовлением кожаных изделий, торговлей текстилем.

VIII – XI вв.

Евреи Эдирне, как и всей Византии, пострадали во время религиозной борьбы в 8–10 вв. Евреев активно преследовали как иконоборцы, так и иконопочитатели (см. Византия).

Преследование евреев и крещение насильственное продолжались в эпоху крестовых походов.

Это нашло отражение в еврейской легенде о местном пономаре, который пытался обвинить евреев в ритуальном убийстве (см. Кровавый навет).

В 11 в. в Эдирне была построена синагога (сгорела в 1905 г.). В византийский период в Эдирне была образована сильная и влиятельная караимская община (см. Караимы), которую создали переселенцы из Крыма.

XIV в.

В 1349 г. после изгнания евреев из Венгрии многие евреи поселились в Эдирне, но в целом еврейское население Эдирне сокращалось, так как многие состоятельные евреи уезжали в прибрежные города из-за чрезмерных поборов со стороны администрации, а также из-за религиозных преследований.

Еврейское население города помогало войскам турецкого султана Мурада I, завоевавшего Эдирне в 1361 г. (или 1362 г., или 1363 г.); город стал столицей Османской империи, и начался стремительный рост численности еврейского населения.

В 1376 г. в Эдирне прибыла большая группа евреев, изгнанных из Венгрии. После изгнания евреев из Франции в 1394 г. многие изгнанники поселились в Эдирне.

Евреи активно поддерживали Османскую империю в ее завоевательной политике и присоединялись к турецкой армии, вступая в отряды, в которых служили немусульмане.

После переноса столицы в Эдирне местные евреи обращались к евреям других стран мира, где они подвергались преследованиям, с призывом переселяться в Эдирне. Мурад I предоставил раввину Эдирне судебную и административную власть над всеми еврейскими общинами Османской империи.

XV в.

Еврейское население города несколько сократилось после того, как в 1453 г. турки завоевали Константинополь (см. Стамбул), который стал новой столицей империи, и некоторые богатые еврейские семьи переселились в столицу.

Но еврейская община Эдирне восстановила свое значение и резко увеличила свою численность после переселения в Эдирне евреев из различных европейских стран.

Так, во второй половине 15 в. в Эдирне переселились евреи из Германии, построившие в городе синагогу. Многие потомки переселенцев носили фамилию Ашкенази.

В 15 в. в Эдирне была основана иешива, которая благодаря крупным ученым, приехавшим из Испании, приобрела широкую известность, поэтому туда поступали учиться евреи из разных стран. В Эдирне жили: Иосеф бен Эфраим Каро, создавший здесь свой труд «Бет-Иосеф»; сын известного историка Шломо Ибн Верги, завершивший и издавший книгу отца «Шевет Иеhуда» (о преследовании евреев в эпоху Второго храма), и многие выдающиеся каббалисты (см. Каббала).

В иешиве Эдирне изучали и некоторые светские науки, например, медицину. В городе жили выдающиеся еврейские врачи, например, Якуб-паша, личный врач султана Мехмеда II (в 1451–81 гг.), выполнявший ряд важных дипломатических поручений султана. Большое число переехавших в Эдирне сефардов, богатых и образованных, культурно ассимилировали романиотов и ашкеназов — все они перешли в быту на еврейско-испанский язык (джудесмо) и в богослужении стали использовать литургию сефардов.

Приезд в Эдирне большого числа известных раввинов из Испании привел к сближению между караимами и евреями-раббанитами. Ученые раввины брали себе в ученики караимов, некоторые из них стали известными караимскими учеными. Одним из них был Элияhу бен Моше Башьяци (умер в 1490 г.), наиболее известный караимский ученый своего времени, составивший свод законов «Аддерет Элияhу» («Облачение Илии») — караимский аналог Шулхан аруха.

Конец XV - начало XVI в.

В конце 15 в. – начале 16 в. в Эдирне прибыло большое число евреев из Италии, построивших в городе свои синагоги. Самой большой группой еврейских иммигрантов, с деятельностью которой связан расцвет еврейской общины и всего города, стали евреи из Испании, изгнанные в 1492 г., и из Португалии, изгнанные в 1497 г.

Новые жители построили в Эдирне ряд синагог, в названиях которых отразились географические районы, откуда приехали новые иммигранты, например, «Арагон», «Каталония», «Майорка», «Толедо».

В 15–16 вв. караимская община в Эдирне находилась в состоянии упадка. К началу 20 в. в Эдирне не осталось караимов.

XVI в.

В 1529 г. Эдирне посетил Шломо Молхо. Его проповеди произвели большое впечатление на многих евреев города, которые начали разделять его мессианские чаяния (см. Мессианские движения).

В 15–18 вв. среди евреев Эдирне было много купцов и ремесленников. Приехавшие из Испании, Германии и других стран создали в Эдирне десятки ткацких мастерских, сыроварен, мастерских по изготовлению огнестрельного оружия.

В Эдирне было много евреев-ювелиров, стеклодувов. Некоторые из этих видов деятельности были раньше неизвестны в Турции. Еврейские купцы играли значительную роль в международной торговле. Многие крупные торговые фирмы в Европе, принадлежавшие христианам и евреям, назначали своими представителями в Эдирне местных евреев.

В 1554 г. еврейские купцы из Эдирне в ответ на преследования евреев в Папской области, во время которых в Анконе на кострах было сожжено 25 марранов, стали вести торговлю через порты, находившиеся вне Папской области.

XVII в.

Движение Саббатая Цви имело многочисленных последователей в Эдирне. В сентябре 1666 г. в Эдирне состоялся суд султана, во время которого Саббатай Цви заявил, что он принимает ислам.

В 1666–72 гг. он жил здесь вместе с женой и группой последователей, также принявших ислам. Здесь его посещали его последователи, которые остались верны саббатианству и после принятия им ислама, в том числе Натан из Газы.

Но большинство населения Эдирне осталось приверженным иудаизму и выступило против саббатианства. С саббатианством активно боролись раввины из Эдирне: Аврахам Амиго, Илия и Яаков Овадия, Аврахам Магарисса, Яаков Данон.

В конце 17 в. – первой половине 19 в. положение евреев Эдирне ухудшилось. Тяжелые и продолжительные войны, которые вела Турция с Венецианской республикой, позже — с Австрией и Россией, привели к нарушению экономических связей и хозяйственному упадку.

Поражения в войнах усилили политическую нестабильность в империи. С евреями стали успешно конкурировать армянские и греческие купцы и ремесленники, которым покровительствовали христианские государства.

Политическая нестабильность привела к тому, что даже султаны, благожелательно относившиеся к евреям, не могли их защитить от произвола местных властей и вымогательства янычар (особые части турецкой армии).

Такое положение привело к прекращению иммиграции в Турцию и к выезду многих евреев (особенно представителей зажиточных слоев и выпускников иешивы) из Эдирне в различные европейские страны.

Евреи Эдирне должны были платить налоги государству как немусульманское население со статусом зимми (например, баш харадж — ежегодная подушная подать).

Налоги платили в основном богатые еврейские семьи, давно проживавшие в Эдирне; общинное руководство использовало значительную часть собранных средств для нужд еврейской общины, для помощи нуждающимся евреям, число которых в 18–19 вв. возросло.

XVIII - XIX вв.

В 18–19 вв. главными раввинами Эдирне были представители двух семей: Бемойрас и Герон. Крупнейшими представителями семейства Бемойрас были Менахем I бен Ицхак (1660–1728), Мордехай I (?–1740) — автор книги «Маамар Мордехай» («Летопись Мордехая»), Мордехай II Халеби (умер в 1821 г.).

Членами этой семьи были два известных автора раввинских текстов, не занимавших пост раввина: один из них был Шломо — автор работ «Михтав Шломо» («Послание Шломо») и «Хешек Шломо» («Все, что Соломон желал построить»).

Наиболее видными представителями семейства Герон были: Рафаил Яаков Аврахам I (умер в 1751 г.), автор сочинения «Иттур софрим» («Украшение пишущих»); Элкалаим (умер в 1800 г.); Якир (умер в 1817 г.), Яаков Авраhам — автор работы «Авир Яаков» («Сильный Яаков»), Мордехай (умер в 1889 г.).

В 1873 г. в Эдирне проживало около двенадцати тысяч евреев, в 1911 г. — семнадцать тысяч, в 1914 г. — двадцать восемь тысяч.

Еврейская община Эдирне продолжала оставаться одной из основных еврейских общин в Турции, ее представители входили в число выборщиков хахам-баши (верховного раввина). Изменение в турецком обществе в период танзимата (см. Турция. Период упадка Османской империи 17 в. – начала 20 в.) привели к большим изменениям в структуре еврейской общины.

К руководству общиной в Эдирне пришли представители интеллигенции, государственные служащие. При большой финансовой и организационной помощи Альянса в Эдирне было открыто несколько школ: мужская школа Альянса, в которой обучалось 380 учеников, женская школа Альянса (470 учениц).

В 1867 г. Альянсом было основано училище для мальчиков (в 1897 г. — 305 учеников). Функционировали талмуд-тора (в конце 19 в. — 830 учеников), частное училище «Тиф’ерет Исраэль» (около 200 учеников).

В развитии системы современного еврейского образования в Эдирне большую роль сыграл Ж. Халеви (см. Иосеф Халеви), преподававший в различных еврейских школах.

В Эдирне выходили разные еврейские периодические издания на джудесмо и иврите, в том числе газета «Карми» (1871–81) и исторический журнал «Иосиф hа-даат», издателем которого был ученик Ж. Халеви А. Данон (1857–1925). Авторами журнала были члены группы «Доршей Хаскала».

XX в.

Некоторые евреи Эдирне играли активную роль в бурной политической борьбе в Турции в начале 20 в. Так, Бхор Хаим бен Моше Бежерано (1846?–1931), с 1908 г. — главный раввин Эдирне, был членом тайного комитета «Единение и прогресс», осуществившего в 1908 г. в Турции государственный переворот (так называемая революция младотурок).

Евреи Эдирне пострадали от кровавого навета, возведенного армянами.

Евреи, как и все жители Эдирне, переживали большие лишения во время осады города болгарскими войсками в ходе 1-й Балканской войны (осада продолжалась с 27 октября 1912 г. по 26 марта 1913 г.).

После взятия города болгары устроили еврейский погром. Положение евреев улучшилось после того, как по Константинопольскому договору (1913), завершившему 2-ю Балканскую войну, Эдирне вновь отошел к Турции.

После Первой мировой войны происходило резкое сокращение численности еврейского населения Эдирне. Так, в 1922 г. в Эдирне проживало тринадцать тысяч евреев, в 1927 г. — шесть тысяч, в 1943 г. — около двух тысяч.

В 20 в. Эдирне превратился в небольшой провинциальный город, ухудшилось экономическое положение, усилился антисемитизм, как и во всей Турции (в 1930-х гг., во многом под влиянием нацистской Германии).

В 1934 г. в Эдирне произошел новый погром. Евреи уезжали в Эрец-Исраэль, США, Грецию (Салоники).

Переселившиеся в Стамбул евреи Эдирне построили свою синагогу. В 1965 г. численность еврейского населения Эдирне составляла около четырехсот человек.

В 1950–1970-х гг. в Эдирне функционировали ассоциации «Махзикей Тора», «Озер даллим», занимавшиеся еврейским воспитанием, поддержкой синагог, оказанием помощи нуждающимся.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭДИРНЕ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация