|
|
(9 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Элкана, Иеhуда]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Элкана, Иеhуда''' (родился в 1934 г., Суботица, Югославия), израильский историк и философ науки.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1940 г. семья переехала в [[Венгрия|Венгрию]], а в 1944–45 гг. была депортирована в [[Концентрационные Лагеря Нацистские|концентрационный лагерь]]. После освобождения в 1945 г. вернулась в Югославию.
| + | |
- | | + | |
- | С 1948 г. Элкана живет в Израиле. Жил сначала в [[Киббуц|киббуце]] hа-Зореа, потом в [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авиве]], где окончил гимназию «Герцлия».
| + | |
- | | + | |
- | С 1955 г. Элкана учился в [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете в Иерусалиме]], изучал физику, математику, историю науки; позднее также биологию.
| + | |
- | | + | |
- | До 1965 г. Элкана преподавал в гимназии «Рехавия».
| + | |
- | | + | |
- | В 1966 г. получил степень магистра; в 1966–68 гг. работал над докторской диссертацией «О возникновении понятия энергии» под руководством известного философа-постпозитивиста С. Тулмина в [[Брандайза Университет|Брандайза университете]], а также преподавал на отделении истории науки Гарвардского университета.
| + | |
- | | + | |
- | В 1968–81 гг. преподавал в Еврейском университете в Иерусалиме на отделении истории и философии науки, был профессором университета.
| + | |
- | | + | |
- | С 1981 г. Элкана — профессор истории и философии науки [[Тель-Авивский Университет|Тель-Авивского университета]].
| + | |
- | | + | |
- | Он был также членом Центра высших исследований в области наук о поведении (1973–74), приглашенным профессором в Оксфорде (1977–78), директором Института истории и философии науки и идей имени Кона при Тель-Авивском университете (1981–91), директором Института Ван Лира (1968–93), постоянным членом Научного колледжа в Берлине (с 1987), где читал лекции в 1988–89 гг.
| + | |
- | | + | |
- | С 1992 г. Элкана — член и заместитель председателя Научного совета при муниципалитете [[Будапешт|Будапешта]], член-корреспондент Международной Академии истории науки.
| + | |
- | | + | |
- | С 1995 г. он также профессор философии науки в университете Цюриха. С 1999 г. он профессор Центральноевропейского университета в Будапеште.
| + | |
- | == Историк и философ науки ==
| + | |
- | | + | |
- | Элкане принадлежит более 50 статей (в том числе в энциклопедиях), докладов, введений к книгам и рецензий (на английском языке и иврите), а также ряд книг (на английском и немецком языках, переведены на французский и итальянский языки); он был также редактором многих изданий, в том числе научных сборников.
| + | |
- | | + | |
- | Основная тематика работ Элканы — история и философия точных наук, преимущественно физики. Испытав влияние методологии научно-исследовательских программ [[Лакатос|И. Лакатоса]] и отойдя от логико-методологических моделей, Элкана в своих исследованиях отдал предпочтение культурологическим, герменевтическим и антропологическим методикам анализа научного знания. В работах Элканы рассматривается «персональный» аспект развития науки, то есть анализ истории идей физиков и математиков (И. Ньютона, Л. Эйлера, Г. Гельмгольца, Л. Больцмана, [[Эйнштейн, Альберт|А. Эйнштейна]], Э. Шредингера и других), а также взаимодействие науки и взглядов философов (И. Канта, [[Койре, Александр|А. Койре]] и других). Исследуется история некоторых основных понятий физики, в частности, понятия энергии; этому посвящена докторская диссертация Элканы (см. выше), ряд статей и книга «Открытие закона сохранения энергии» (1974). Известность Элкане принесла его программа «антропологии знания», изложенная в книге «Антропология познания: развитие наук как эпический театр хитроумного разума» (немецкий язык, 1986) и в ряде статей. Элкана рассматривает науку как одну из подсистем культуры и указывает на зависимость науки от социокультурного и национального контекстов ее развития.
| + | |
- | | + | |
- | Элкана — автор или соавтор, а также редактор ряда изданий по истории и философии науки: «Взаимодействие между наукой и философией» (английский язык, 1974), «К метрике науки: появление показателей развития науки» (английский язык, 1978), «Науки и культуры: антропологические и исторические исследования наук» (английский язык, 1981), «Альберт Эйнштейн: исторические и культурные перспективы» (английский язык, 1982), «Новации на пересечении науки и техники» (английский язык, 1989), «Очерки по когнитивной и политической организации науки» (английский язык, 1994). Под редакцией Элканы вышли издания трудов физиков и философов прошлого: «Эпистемологические работы Германа фон Гельмгольца» (английский язык, 1977), «Уильям Грэвелл. Избранные сочинения» (английский язык, 1984) и другие.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15071|ЭЛКАНА Иехуда}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ:Просвещение. Культура. Наука. Спорт]]
| + | |