Эфиопия (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Евреи в Африке» с помощью HotCat) |
||
(6 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
'''Эфиопия''' (в [[Библия|Библии]] — כּוּשׁ, Куш; в раввинистической литературе также חַבָּשׁ, Хаббаш; в современном иврите, как правило, אֶתְיוֹפִּיָּה), государство в Восточной Африке. | '''Эфиопия''' (в [[Библия|Библии]] — כּוּשׁ, Куш; в раввинистической литературе также חַבָּשׁ, Хаббаш; в современном иврите, как правило, אֶתְיוֹפִּיָּה), государство в Восточной Африке. | ||
- | + | Об общине бета Исраэль см. [[Эфиопские Евреи|Эфиопские евреи]]. | |
== Древняя история == | == Древняя история == | ||
- | |||
В Быт. 2:13 Куш — страна, омываемая вытекающей из [[Рай|рая]] рекой Гихон; в Быт. 10:6 (так называемая таблица наций) Куш и Мицраим (Египет) — сыновья [[Хам|Хама]]; там же (Быт. 10:8–12) говорится о том, что одним из детей Куша был Нимрод — «сильный зверолов пред Господом», родоначальник ассирийцев (см. [[Ассирия]]) и вавилонян (см. [[Вавилон]]). В II Ц. 19:9 и Ис. 37:9 упоминается царь Куша Тирхака; в II Хр. 14:8–14 утверждается, что царь [[Иудея|Иудеи]] Аса (конец 10 – начало 9 в. до н. э.) воевал с вторгшимся в его страну царем Куша Зерахом и в битве при Мареше (см. [[Бет-Гуврин]]) нанес ему поражение (достоверность этого рассказа сомнительна; если же за ним стоят реальные события, под Кушем здесь едва ли подразумевается Эфиопия). В книгах поздних пророков (см. [[Пророки Книги|Пророки книги]]) и в [[Псалмы|псалмах]] Куш, как правило, служит примером чрезвычайно отдаленной страны, на которую распространяется, тем не менее, власть единого Бога (ср., например, Иех. 30:5; Ам. 9:7; Цфан. 3:10; Пс. 68:32). В Пс. 7:1 фигурирует Куш из колена [[Биньямин|Биньямина]], в II Сам. 18 – некий куши; однако в обоих случаях это, скорее всего, прозвища («эфиоп», то есть «смуглый»), не имеющие никакого отношения к этническому происхождению персонажа. | В Быт. 2:13 Куш — страна, омываемая вытекающей из [[Рай|рая]] рекой Гихон; в Быт. 10:6 (так называемая таблица наций) Куш и Мицраим (Египет) — сыновья [[Хам|Хама]]; там же (Быт. 10:8–12) говорится о том, что одним из детей Куша был Нимрод — «сильный зверолов пред Господом», родоначальник ассирийцев (см. [[Ассирия]]) и вавилонян (см. [[Вавилон]]). В II Ц. 19:9 и Ис. 37:9 упоминается царь Куша Тирхака; в II Хр. 14:8–14 утверждается, что царь [[Иудея|Иудеи]] Аса (конец 10 – начало 9 в. до н. э.) воевал с вторгшимся в его страну царем Куша Зерахом и в битве при Мареше (см. [[Бет-Гуврин]]) нанес ему поражение (достоверность этого рассказа сомнительна; если же за ним стоят реальные события, под Кушем здесь едва ли подразумевается Эфиопия). В книгах поздних пророков (см. [[Пророки Книги|Пророки книги]]) и в [[Псалмы|псалмах]] Куш, как правило, служит примером чрезвычайно отдаленной страны, на которую распространяется, тем не менее, власть единого Бога (ср., например, Иех. 30:5; Ам. 9:7; Цфан. 3:10; Пс. 68:32). В Пс. 7:1 фигурирует Куш из колена [[Биньямин|Биньямина]], в II Сам. 18 – некий куши; однако в обоих случаях это, скорее всего, прозвища («эфиоп», то есть «смуглый»), не имеющие никакого отношения к этническому происхождению персонажа. | ||
== Влияние иудаизма == | == Влияние иудаизма == | ||
Со 2 в. до н. э. в Северной Эфиопии существовала крупная Аксумская держава, на территории которой было распространено влияние иудаизма (в 1-й половине 6 в. ее войска разгромили армию [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар|Зу Нуваса]] в Южной Аравии и тем самым положили конец существованию Химьяритского царства; см. [[Химьяр]]); коптское христианство (монофиситского толка), принятое правителями Аксума в середине 5 в., сохранило ряд черт, унаследованных от [[Иудаизм|иудаизма]]. | Со 2 в. до н. э. в Северной Эфиопии существовала крупная Аксумская держава, на территории которой было распространено влияние иудаизма (в 1-й половине 6 в. ее войска разгромили армию [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар|Зу Нуваса]] в Южной Аравии и тем самым положили конец существованию Химьяритского царства; см. [[Химьяр]]); коптское христианство (монофиситского толка), принятое правителями Аксума в середине 5 в., сохранило ряд черт, унаследованных от [[Иудаизм|иудаизма]]. | ||
- | + | == Тринадцатый - девятнадцатый век == | |
- | + | ||
- | + | ||
Династия, правившая Эфиопией с 13 в. до 1855 г. (с конца 18 в. — чисто номинально), называла себя «Соломоновой» и возводила свою родословную к легендарному Менелику, якобы рожденному царицей Савской (см. [[Саба]]) от [[Соломон|Соломона]] (ср. I Ц. 10:1–13; Сабейское царство находилось в южной части Аравийского полуострова) и основавшему Аксумскую державу. | Династия, правившая Эфиопией с 13 в. до 1855 г. (с конца 18 в. — чисто номинально), называла себя «Соломоновой» и возводила свою родословную к легендарному Менелику, якобы рожденному царицей Савской (см. [[Саба]]) от [[Соломон|Соломона]] (ср. I Ц. 10:1–13; Сабейское царство находилось в южной части Аравийского полуострова) и основавшему Аксумскую державу. | ||
Строка 46: | Строка 43: | ||
Все священные книги эфиопских христиан (включая Библию) написаны на языке геэз, принадлежащем (подобно [[Иврит Язык|ивриту]]) к западной ветви [[Семитские Языки|семитских языков]]; только на геэзе полностью сохранились псевдоэпиграфическая (см. [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы]]) книга Эноха (см. [[Ханох]]) и [[Юбилеев Книга|Юбилеев книга]] (по всей видимости, переведенные с утраченного греческого оригинала), которые христианская церковь Эфиопии признает каноническими. | Все священные книги эфиопских христиан (включая Библию) написаны на языке геэз, принадлежащем (подобно [[Иврит Язык|ивриту]]) к западной ветви [[Семитские Языки|семитских языков]]; только на геэзе полностью сохранились псевдоэпиграфическая (см. [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы]]) книга Эноха (см. [[Ханох]]) и [[Юбилеев Книга|Юбилеев книга]] (по всей видимости, переведенные с утраченного греческого оригинала), которые христианская церковь Эфиопии признает каноническими. | ||
+ | == Эфиопы в Эрец-Исраэль == | ||
- | С первых веков н. э. эфиопские христиане жили в Эрец-Исраэль; уже в Деян. 8:27–39 рассказывается о том, что по дороге из Иерусалима в [[Газа|Газу]] апостол Филипп обратил в христианство «мужа Ефиоплянина, евнуха, вельможу Кандакии, царицы Ефиопской». При крестоносцах (см. [[Крестовые Походы|Крестовые походы]]) во многих [[Святые Места В Эрец-Исраэль|святых местах]] имелись алтари эфиопской церкви, а неподалеку от этих мест — принадлежавшие ей монастыри | + | С первых веков н. э. эфиопские христиане жили в Эрец-Исраэль; уже в Деян. 8:27–39 рассказывается о том, что по дороге из Иерусалима в [[Газа|Газу]] апостол Филипп обратил в христианство «мужа Ефиоплянина, евнуха, вельможу Кандакии, царицы Ефиопской». При крестоносцах (см. [[Крестовые Походы|Крестовые походы]]) во многих [[Святые Места В Эрец-Исраэль|святых местах]] имелись алтари эфиопской церкви, а неподалеку от этих мест — принадлежавшие ей монастыри. |
+ | В 14 в. священники из Эфиопии служили в Церкви гроба девы Марии и часовне св. Марии Египетской; в 15 в. эфиопской церкви принадлежало несколько часовен в Церкви гроба господня (впоследствии они были ею утрачены). | ||
+ | До начала 19 в. примыкающий к этой церкви монастырь Дейр эль-Султан был в значительной степени эфиопским, однако в дальнейшем он полностью перешел под контроль коптов-египтян, исповедующих христианство монофиситского толка (за эфиопами остались лишь небольшие постройки на крыше церкви св. Елены, входящей в комплекс Церкви гроба господня). | ||
- | + | В начале 1990-х гг. эфиопские христиане владели в Старом городе Иерусалима двумя монастырями, в «новой» части города (застроенной в конце 19 в. – начале 20 в.) — монастырем и церковью; еще один эфиопский монастырь располагался на правом берегу [[Иордан|Иордана]]. | |
+ | == Конец девятнадцатого - двадцатый век == | ||
+ | С конца 19 в. в Эфиопии селились [[Йеменские Евреи|йеменские евреи]] из [[Аден|Адена]] и [[Ашкеназы|ашкеназы]] (подданные европейских государств); и те, и другие создавали общины в Аддис-Абебе и Дыре-Дауа. | ||
+ | В период итальянской оккупации Эфиопии (1935–41) общины распались. Восстановленная впоследствии йеменитская община Аддис-Абебы существует по сей день, в нее входит несколько десятков человек, они имеют свою [[Синагога|синагогу]] и кладбище (в последние десятилетия на нем хоронят также и эфиопских евреев). | ||
+ | == Отношения с Израилем == | ||
Отношения с Израилем. В 1936 г., когда Эфиопия была оккупирована итальянскими войсками, глава эфиопского государства император Хайле Селассие I, его семья и двор бежали в Эрец-Исраэль и поселились в Иерусалиме, где император провел около года, а многие из его приближенных — 4–5 лет. | Отношения с Израилем. В 1936 г., когда Эфиопия была оккупирована итальянскими войсками, глава эфиопского государства император Хайле Селассие I, его семья и двор бежали в Эрец-Исраэль и поселились в Иерусалиме, где император провел около года, а многие из его приближенных — 4–5 лет. | ||
+ | В 1941 г. евреи из Эрец-Исраэль, служившие в частях британской армии, приняли участие в боевых действиях на территории Эфиопии; важную роль в освобождении страны сыграл [[Уингейт, Чарлз Орд|Ч. О. Уингейт]] (по его просьбе к нему были прикомандированы несколько бойцов [[Хагана|Хаганы]], в свое время сражавшихся в рядах Особых ночных рот, созданных им в Эрец-Исраэль). | ||
+ | В 1947 г. эфиопская делегация в [[Организация Объединённых Наций|Организации Объединенных Наций]] воздержалась при голосовании по проекту резолюции о разделе Палестины (см. [[Планы Раздела Палестины|Планы раздела Палестины]]); в 1948 г. Эфиопия признала Израиль де-факто. | ||
- | + | Эфиопское консульство в Западном Иерусалиме, открывшееся еще в период британского мандата, продолжало работать и после провозглашения независимости Израиля; в 1956 г. начало действовать израильское консульство в столице Эфиопии Аддис-Абебе. | |
+ | В 1960 г. императрица Менем совершила паломничество в Иерусалим; в том же году Эфиопию посетил с официальным визитом [[Даян, Моше|М. Даян]], тогда — министр сельского хозяйства Израиля; в 1961 г. страну посетила [[Меир|Голда Меир]], тогда — министр иностранных дел. | ||
+ | В сентябре 1961 г. Эфиопия признала Израиль де-юре, и между двумя государствами были установлены дипломатические отношения в полном объеме. | ||
- | + | В 1950-х – начале 1970-х гг. успешно развивалось израильско-эфиопское экономическое сотрудничество: при участии Израиля в Эфиопии был построен консервный завод, фармацевтическая фабрика и другие предприятия; Израиль оказывал Эфиопии помощь в подготовке специалистов в различных областях: в развитии сельского хозяйства, транспорта, медицины, разведке полезных ископаемых и водных ресурсов. | |
+ | После того как в результате [[Синайская Кампания|Синайской кампании]] 1956 г. была восстановлена свобода судоходства по Тиранскому проливу (связывающему Эйлатский залив с Красным морем), эфиопские торговые суда стали регулярно посещать [[Эйлат]], израильские — Массауа и Ассаб (эфиопские порты на побережье Красного моря). | ||
+ | В 1970 г. открылась линия прямого воздушного сообщения между аэропортом имени [[Бен-Гурион, Давид|Д. Бен-Гуриона]] в [[Лод|Лоде]] и Аддис-Абебой. | ||
- | Сразу после окончания [[Война Судного Дня|Войны Судного дня]] (октябрь 1973 г.) Эфиопия, выполняя решение Организации африканских государств, разорвала дипломатические отношения с Израилем | + | Сразу после окончания [[Война Судного Дня|Войны Судного дня]] (октябрь 1973 г.) Эфиопия, выполняя решение Организации африканских государств, разорвала дипломатические отношения с Израилем. |
- | + | Военный режим, пришедший к власти в Эфиопии после свержения монархии (сентябрь 1974 г.), ориентировался на [[Советский Союз]] и потому не придерживался никаких официальных контактов с Израилем; эфиопская делегация в ООН неизменно голосовала за антиизраильские резолюции. | |
- | + | В 1984 г. в связи с резким ухудшением экономического положения в Эфиопии, катастрофической засухой и политической неустойчивостью тысячи евреев Эфиопии сосредоточились на эфиопско-суданской границе. | |
+ | |||
+ | В октябре 1984 г. Израиль осуществил операцию, в ходе которой в Израиль самолетами были переправлены 14 тыс. евреев. | ||
+ | |||
+ | Когда стало известно об операции «Моше», правительство Эфиопии обвинило Израиль в «похищении эфиопских граждан». | ||
+ | |||
+ | Однако со временем тяжелая и затяжная конфронтация с соседними исламскими странами (Сомали, Суданом), восстание сепаратистов-мусульман в Эритрее (северо-западная часть Эфиопии, ныне — независимое государство) и постепенное ослабление коммунистического лагеря (приведшее во 2-й половине 1980-х гг. к его распаду) побудили эфиопское руководство негласно обратиться к Израилю за помощью; эта помощь была оказана (по некоторым сведениям, она включала и поставки оружия). | ||
+ | |||
+ | В январе 1990 г. в Аддис-Абебе вновь открылось израильского посольство. В декабре 1990 г. между Израилем и Эфиопией было заключено соглашение, разрешающее отправку евреев в Израиль. | ||
+ | |||
+ | Тысячи эфиопских евреев были сосредоточены в Аддис-Абебе. Весной 1991 г., когда город был окружен повстанцами, более 15 тыс. евреев были вывезены в Израиль в ходе операции «Шломо». После падения военного режима (май 1991 г.) израильско-эфиопские дипломатические отношения остались на прежнем уровне, однако экономические связи между двумя странами восстанавливаются медленно. | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|15131|ЭФИОПИЯ}} | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Евреи в Африке]] |
Текущая версия на 20:51, 3 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Эфиопия (в Библии — כּוּשׁ, Куш; в раввинистической литературе также חַבָּשׁ, Хаббаш; в современном иврите, как правило, אֶתְיוֹפִּיָּה), государство в Восточной Африке.
Об общине бета Исраэль см. Эфиопские евреи.
Содержание |
Древняя история
В Быт. 2:13 Куш — страна, омываемая вытекающей из рая рекой Гихон; в Быт. 10:6 (так называемая таблица наций) Куш и Мицраим (Египет) — сыновья Хама; там же (Быт. 10:8–12) говорится о том, что одним из детей Куша был Нимрод — «сильный зверолов пред Господом», родоначальник ассирийцев (см. Ассирия) и вавилонян (см. Вавилон). В II Ц. 19:9 и Ис. 37:9 упоминается царь Куша Тирхака; в II Хр. 14:8–14 утверждается, что царь Иудеи Аса (конец 10 – начало 9 в. до н. э.) воевал с вторгшимся в его страну царем Куша Зерахом и в битве при Мареше (см. Бет-Гуврин) нанес ему поражение (достоверность этого рассказа сомнительна; если же за ним стоят реальные события, под Кушем здесь едва ли подразумевается Эфиопия). В книгах поздних пророков (см. Пророки книги) и в псалмах Куш, как правило, служит примером чрезвычайно отдаленной страны, на которую распространяется, тем не менее, власть единого Бога (ср., например, Иех. 30:5; Ам. 9:7; Цфан. 3:10; Пс. 68:32). В Пс. 7:1 фигурирует Куш из колена Биньямина, в II Сам. 18 – некий куши; однако в обоих случаях это, скорее всего, прозвища («эфиоп», то есть «смуглый»), не имеющие никакого отношения к этническому происхождению персонажа.
Влияние иудаизма
Со 2 в. до н. э. в Северной Эфиопии существовала крупная Аксумская держава, на территории которой было распространено влияние иудаизма (в 1-й половине 6 в. ее войска разгромили армию Зу Нуваса в Южной Аравии и тем самым положили конец существованию Химьяритского царства; см. Химьяр); коптское христианство (монофиситского толка), принятое правителями Аксума в середине 5 в., сохранило ряд черт, унаследованных от иудаизма.
Тринадцатый - девятнадцатый век
Династия, правившая Эфиопией с 13 в. до 1855 г. (с конца 18 в. — чисто номинально), называла себя «Соломоновой» и возводила свою родословную к легендарному Менелику, якобы рожденному царицей Савской (см. Саба) от Соломона (ср. I Ц. 10:1–13; Сабейское царство находилось в южной части Аравийского полуострова) и основавшему Аксумскую державу.
В центре герба «Соломоновой династии» изображался лев — символ колена Иеhуды (ср. Быт. 49:9) и Иерусалима (ср., например, Ис. 29:1).
В Эфиопии бытует также легенда, согласно которой в этой стране спрятан Ковчег Завета, похищенный из Иерусалимского храма одним из придворных царицы Савской (утверждается, что святыня вернется в Иерусалим после второго пришествия Иисуса).
Все священные книги эфиопских христиан (включая Библию) написаны на языке геэз, принадлежащем (подобно ивриту) к западной ветви семитских языков; только на геэзе полностью сохранились псевдоэпиграфическая (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) книга Эноха (см. Ханох) и Юбилеев книга (по всей видимости, переведенные с утраченного греческого оригинала), которые христианская церковь Эфиопии признает каноническими.
Эфиопы в Эрец-Исраэль
С первых веков н. э. эфиопские христиане жили в Эрец-Исраэль; уже в Деян. 8:27–39 рассказывается о том, что по дороге из Иерусалима в Газу апостол Филипп обратил в христианство «мужа Ефиоплянина, евнуха, вельможу Кандакии, царицы Ефиопской». При крестоносцах (см. Крестовые походы) во многих святых местах имелись алтари эфиопской церкви, а неподалеку от этих мест — принадлежавшие ей монастыри.
В 14 в. священники из Эфиопии служили в Церкви гроба девы Марии и часовне св. Марии Египетской; в 15 в. эфиопской церкви принадлежало несколько часовен в Церкви гроба господня (впоследствии они были ею утрачены).
До начала 19 в. примыкающий к этой церкви монастырь Дейр эль-Султан был в значительной степени эфиопским, однако в дальнейшем он полностью перешел под контроль коптов-египтян, исповедующих христианство монофиситского толка (за эфиопами остались лишь небольшие постройки на крыше церкви св. Елены, входящей в комплекс Церкви гроба господня).
В начале 1990-х гг. эфиопские христиане владели в Старом городе Иерусалима двумя монастырями, в «новой» части города (застроенной в конце 19 в. – начале 20 в.) — монастырем и церковью; еще один эфиопский монастырь располагался на правом берегу Иордана.
Конец девятнадцатого - двадцатый век
С конца 19 в. в Эфиопии селились йеменские евреи из Адена и ашкеназы (подданные европейских государств); и те, и другие создавали общины в Аддис-Абебе и Дыре-Дауа.
В период итальянской оккупации Эфиопии (1935–41) общины распались. Восстановленная впоследствии йеменитская община Аддис-Абебы существует по сей день, в нее входит несколько десятков человек, они имеют свою синагогу и кладбище (в последние десятилетия на нем хоронят также и эфиопских евреев).
Отношения с Израилем
Отношения с Израилем. В 1936 г., когда Эфиопия была оккупирована итальянскими войсками, глава эфиопского государства император Хайле Селассие I, его семья и двор бежали в Эрец-Исраэль и поселились в Иерусалиме, где император провел около года, а многие из его приближенных — 4–5 лет.
В 1941 г. евреи из Эрец-Исраэль, служившие в частях британской армии, приняли участие в боевых действиях на территории Эфиопии; важную роль в освобождении страны сыграл Ч. О. Уингейт (по его просьбе к нему были прикомандированы несколько бойцов Хаганы, в свое время сражавшихся в рядах Особых ночных рот, созданных им в Эрец-Исраэль).
В 1947 г. эфиопская делегация в Организации Объединенных Наций воздержалась при голосовании по проекту резолюции о разделе Палестины (см. Планы раздела Палестины); в 1948 г. Эфиопия признала Израиль де-факто.
Эфиопское консульство в Западном Иерусалиме, открывшееся еще в период британского мандата, продолжало работать и после провозглашения независимости Израиля; в 1956 г. начало действовать израильское консульство в столице Эфиопии Аддис-Абебе.
В 1960 г. императрица Менем совершила паломничество в Иерусалим; в том же году Эфиопию посетил с официальным визитом М. Даян, тогда — министр сельского хозяйства Израиля; в 1961 г. страну посетила Голда Меир, тогда — министр иностранных дел.
В сентябре 1961 г. Эфиопия признала Израиль де-юре, и между двумя государствами были установлены дипломатические отношения в полном объеме.
В 1950-х – начале 1970-х гг. успешно развивалось израильско-эфиопское экономическое сотрудничество: при участии Израиля в Эфиопии был построен консервный завод, фармацевтическая фабрика и другие предприятия; Израиль оказывал Эфиопии помощь в подготовке специалистов в различных областях: в развитии сельского хозяйства, транспорта, медицины, разведке полезных ископаемых и водных ресурсов.
После того как в результате Синайской кампании 1956 г. была восстановлена свобода судоходства по Тиранскому проливу (связывающему Эйлатский залив с Красным морем), эфиопские торговые суда стали регулярно посещать Эйлат, израильские — Массауа и Ассаб (эфиопские порты на побережье Красного моря).
В 1970 г. открылась линия прямого воздушного сообщения между аэропортом имени Д. Бен-Гуриона в Лоде и Аддис-Абебой.
Сразу после окончания Войны Судного дня (октябрь 1973 г.) Эфиопия, выполняя решение Организации африканских государств, разорвала дипломатические отношения с Израилем.
Военный режим, пришедший к власти в Эфиопии после свержения монархии (сентябрь 1974 г.), ориентировался на Советский Союз и потому не придерживался никаких официальных контактов с Израилем; эфиопская делегация в ООН неизменно голосовала за антиизраильские резолюции.
В 1984 г. в связи с резким ухудшением экономического положения в Эфиопии, катастрофической засухой и политической неустойчивостью тысячи евреев Эфиопии сосредоточились на эфиопско-суданской границе.
В октябре 1984 г. Израиль осуществил операцию, в ходе которой в Израиль самолетами были переправлены 14 тыс. евреев.
Когда стало известно об операции «Моше», правительство Эфиопии обвинило Израиль в «похищении эфиопских граждан».
Однако со временем тяжелая и затяжная конфронтация с соседними исламскими странами (Сомали, Суданом), восстание сепаратистов-мусульман в Эритрее (северо-западная часть Эфиопии, ныне — независимое государство) и постепенное ослабление коммунистического лагеря (приведшее во 2-й половине 1980-х гг. к его распаду) побудили эфиопское руководство негласно обратиться к Израилю за помощью; эта помощь была оказана (по некоторым сведениям, она включала и поставки оружия).
В январе 1990 г. в Аддис-Абебе вновь открылось израильского посольство. В декабре 1990 г. между Израилем и Эфиопией было заключено соглашение, разрешающее отправку евреев в Израиль.
Тысячи эфиопских евреев были сосредоточены в Аддис-Абебе. Весной 1991 г., когда город был окружен повстанцами, более 15 тыс. евреев были вывезены в Израиль в ходе операции «Шломо». После падения военного режима (май 1991 г.) израильско-эфиопские дипломатические отношения остались на прежнем уровне, однако экономические связи между двумя странами восстанавливаются медленно.